Открытое занятие "Здравствуй, Волшебный мир театра"
методическая разработка (5 класс) на тему

Валентина Сергеевна Шугова

Данное занятие рассчитано на группу из 8 человек, младшего и среднего  школьного возраста. Занятие знакомит обучающихся с миром театрального искусства, с историей возникновения театра и театральных профессий. Предлагает обучающимся попробывать себя в этих профессиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie1.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

 

Занятие.

Урок - экскурсия

Тема: Вводное занятие в программу.

Цель: Знакомство и привлечение детей к миру театра. Формирование интереса к театральной деятельности. Обратить внимание детей на то, что театр способен раскрыть новые качества человека и воспитать его хорошим, добрым и отзывчивым.

Задачи:

1.Обучающие:

  1. Сформировать представление о  театральном искусстве, познакомить с театральными деятелями древности и современности. Расширить кругозор о мире искусства.

2. Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес, творческие способности, внимание и наблюдательность.
  2. Развивать правильное понимание театральной терминологии и использования ее в речи.  

3. Воспитывающие:

  1. Воспитывать у детей на примере импровизации положительные качества, необходимые для творчества.
  2. Воспитать эмоционально – положительный взгляд на мир театрального искусства и искусства в целом.

Форма  проведения: урок – экскурсия.

Оборудование:

  1. Высказывания К.С. Станиславского и Е.Б. Вахтангова (на плакатах)
  2. Театральная терминология
  3. Театральные программки
  4. Театральные энциклопедии и книги для детей связанные с театром и о театре.
  5. Иллюстрации (др. театра, совр. театра МХТ,  маски)
  6. Маски для театра – экспромта
  7. Касса рисованная
  8. Бутафория (корзинка с фруктами)
  9. Чемоданчик
  10. Музыкальный фон

Ход занятия:

Педагог:

     Здравствуйте ребята, мальчики и девочки! Я рада всех вас видеть. Сегодня у нас будет не обычное занятие, мы не будем сегодня садиться за парты и открывать учебники и тетрадки, не будем выходить к доске и рассказывать наизусть теорему Пифагора. Цель нашего занятия открыть  для себя волшебные двери театра! На нашем занятии мы постараемся   выяснить все ли дети могут заниматься в театральной студии? Театральная деятельность позволяет вам почувствовать свои творческие потенциалы, вы раскрепощается, чувствует себя свободно, уверенно. Сцена позволит вам понять, что вы личность, способная выполнять сложные задачи. Чтобы вы научились правильно смотреть и понимать спектакль, ценить театр, работу актера одним из наилучших способов  для вас является непосредственно участие в театральной деятельности, именно для этого существуют детские театральные студии.

Театр это не только актерское мастерство и режиссура, т.е. умение ставить спектакль, театр связан с такими видами искусства как хореография, актер должен уметь станцевать, ИЗО – художник рисует декорации для спектакля, литература – драматург пишет пьесы для театра, вокал – актеру необходима правильная постановка голоса.

И я пришла к вам с волшебным театральным сундучком, а что в нем , мы узнаем чуть позже. Прежде чем отправиться дружной компанией в путешествие, давайте познакомимся. Ведь это наша первая с вами встреча. (Игра на знакомство)

Игра. «Много, много, много нас»

Шел по крыше воробей,

Собирал своих друзей.

Много, много, много нас

Встанут________сейчас!

Пляшут_________сейчас!

Хохочут ________сейчас!

Чихают_________сейчас!

Охают________сейчас!

Улыбаются______сейчас!

Много, много, много нас!

Педагог: А меня зовут Валентина Сергеевна.

Знакомство состоялось, и я открываю свой заветный сундучок (звучит музыка). Театр существовал у древних греков. Им первым пришла в голову мысль представить сказания о своих богах и героях в живых лицах. Они поняли, как прекрасно, поучительно и занятно может быть театральное зрелище, где вместо сказателя  выступают те самые люди, о которых рассказывается в легенде. Ведь мы гораздо больше верим тому, что происходит у нас на глазах, чем тому, о чем нам рассказывают. Греки открыли способы хорошо представлять в театре как серьезные сочинения – трагедии, так и смешные – комедии. В древности актеры играли на открытом воздухе в театре (картинка др. театра). Почти все население города присутствовало на спектакле. Что бы публике актеров было хорошо видно, они надевали большие маски, гораздо больше их голов. А чтобы публике было хорошо слышно, в рот маски вставлялся рупор, называющийся персоной. (Картинки с масками ).

От греческого театра мы позаимствовали многие названия для нашего, современного театра, начиная с самого слова «театр», которое по-гречески произносится «театрон» и означает «зрелище».

(картина современного театра)

Педагог:

Вот стоит дом. Снаружи как будто ничего особенного. Ну, дом как дом, только понаряднее других, да окон в нем меньше, чем дверей. Вошли и увидели окошечко с надписью «касса».(из сундучка касса). Здесь покупают билеты. (игра «купим билет»). Вы получаете билет, на котором напечатано название театра, номер ряда и места, где вам нужно сесть. У театрального служащего, капельдинера, вы покупаете программку. (из сундучка программка). Программка – это такая книжечка, в которой напечатано все, что вам интересно узнать о представлении до его начала: какие актеры играют, как называется пьеса, кто ее сочинил.

Сейчас я вам предлагаю самим попробовать все эти профессии, представим, что вот этот класс это наш маленький театр, в нем есть сцена и актеры, режиссеры, хореографы, костюмеры…и каждому из вас я предлагаю роль….старайтесь мимикой и жестом показывать то, что я буду говорить о ваших героях.

И так….Когда автор, т. е. драматург задумает пьесу, он над ней очень долго трудиться, много пишет и думает (назначаю Д.) (даю сценарий мини - тетра)  написал д.  пьесу (читает название ), театр примет ее для постановки,  первый, кто получает в руки пьесу, это режиссер (назначаю Р. ) вместе с драматургом они начинают над ней работать, изучать, читать, затем они встречаются с актерами (назначаю актеров) они обсуждают  с актерами пьесу. Затем  режиссер распределяет роли между актерами (р. назначает героев), читает им пьесу, назначает репетиции. Пока актеры репетируют пьесу, в соседних помещениях, так называемых, театральных цехах, кипит другая работа: художник – декоратор (назначаю х.) рисует декорации к спектаклю и если нужно маски, бутафор изготавливает бутафорию, т.е. предметы быта, украшения и многое другое. И вот настал день, когда первый раз будет играться спектакль.  Это премьера (с французского – «первый раз»). У нас все готовы, актеры назначены, роли распределены, костюмеры наденьте на актеров маски, бутафор принесите бутафорию гл. героине (ягодку), актеры на сцену и внимательно слушайте то, что я буду читать, как только услышите о вашем герое, выходите на сцену,  и мимикой и жестами показывайте что о нем я буду читать , а все остальные в зрительный зал смотреть премьеру спектакля.

Наш первый спектакль, «красная ягодка». (театр экспромт).

«Красная ягодка»

Д. лица: красная ягодка, могучий дуб, ветер, шмель, медведь, заяц.

На зеленой опушки леса рядом с могучим дубом росла красная ягодка. Она весело кивала головкой то влево, то вправо, потом поднимала свои листики вверх и весело встряхивала ими. Могучий дуб махал ягодке в ответ своими ветками. Вдруг на полянку прилетел проказник ветер. Он закружил возле красной ягодки, стал на нее дуть. Красная ягодка закачалась на своей тонкой ножке. Ветер закружился вокруг могучего дуба, ветки дуба закачались. Потом ветер улетел, громко свистнув на прощание. Красная ягодка облегчено вздохнула. Неожиданно на полянку выскочил заяц. У него были длинные уши и косые глаза. Он весело скакал возле могучего дуба, потом убежал прочь. Тут на полянке появился веселый полосатый шмель. Он громко жужжал, кружился вокруг красной ягодки и снова жужжал. Потом шмель покачался на ветках могучего дуба. Устав, шмель лег отдохнуть под листики красной ягодки и уснул. Красная ягодка весело покачиваясь га тонкой ножке, кивая красной головкой. Но вот на полянку приковылял лохматый медведь. Он громко ревел и шел медленно, переваливаясь с ноги на ногу. Вот медведь подошел к могучему дубу и стал тереться спиной о него. Могучий дуб зашатался. Тут медведь увидел красную ягодку. Он подошел, наклонился к ней, и красная ягодка затрепетала. . но медведь не торопился ее срывать. Он шумно плюхнулся на землю, где спал полосатый шмель, и чуть не раздавил его. Шмель взвился и со всего маху впился медведю в нос. Медведь заревел и бросился наутек. Шмель не отставал, пока медведь не убежал с полянки. И вновь по полянке кружил ветер, но тонкой ножке качалась красная ягодка, шумел ветвями могучий дуб, скакал ушастый заяц и жужжал шмель.

Когда актеры хорошо играют и премьера удалась -  зрители награждали актеров аплодисментами. (все аплодируют).

Педагог:

Но прежде чем выйти на сцену, нужно много учиться. И первые знания вы можете получить в нашем творческом объединении «Лицедей». Оно уже существует 2 года, в нем занимаются дети  с 5 го класса, а в старшем возрасте  они готовятся  к поступлению в учебное заведение  культуры и искусств для получения профессии. Как правило театральная карьера начинается с театрального кружка. Так случилось и у знаменитого, российского актера театра и кино. (портрет Хабенского). Вы конечно же узнали его, это (дети отвечают).

В первом классе родители Костю отправили к бабушке, в школе он стал ходить в театральный кружок, ему очень это нравилось, не смотря на то, что он был стеснительным. Как -  то раз он вышел на сцену с гитарой в руках, спел что – то из Высоцкого, и едва допев, убежал за кулисы.

Когда Костя заговорил об актерской карьере всерьез, мама и папа отнеслись к этому скептически. Им казалось, что сын должен пойти по их стопам: стать ученым, физиком – математиком в третьем  колене.

По настоянию родителей после окончания школы Костя и поступил в ленинградский техникум авиационного приборостроения. Учился, но понимал, что это не его призвание, его все время тянуло к театру, кино и он ничего не мог с собой поделать, отучившись 3 курса, Константин бросил техникум и поступил в Ленинградский госинститут театра, музыки и кинематографии. Его карьера началась успешно и продолжается до сих пор, сколько звездных фильмов и сериалов «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Убойная сила», а спектакли во МХАТе? «Гамлет», «Утиная охота», «Белая гвардия». Он мечтал о театре с раннего детства,  и его мечта осуществилась!!!

А вы о чем мечтаете? (мини опрос у ребят). Я надеюсь, что все ваши мечты сбудутся! Нужно только что бы ваши сердца горели этой мечтой, для этого я зажигаю эту свечу, пусть как горит ее пламя так и горит ваше сердце, пусть в них поселиться частица любви к театру. Не важно станните ли вы знаменитыми актерами или нет. Но пусть в вашей жизни всегда будет место театру.

Я вас приглашаю в дружное, творческое объединение «Лицедей», где мы всегда рады новичкам! На занятиях в нашей студии вы сможете узнать и понять, а главное попробовать на себе , что такое актерская игра,  научитесь правильно, четко и выразительно говорить, попробуете накладывать театральный грим, для того чтобы ваш герой был наиболее выразителен в течении 2х лет обучения в студии мы с ребятами ведем театральный словарик, в котором пишем слова связанные с театром и их значение. Театр научит вас быть добрыми к окружающим, чуткими и отзывчивыми, покажет путь для решения многих проблем с вашим характером, научит любить прекрасное и ценить то, что создано другими людьми. Но чтобы понять глубину и красоту театра необходимо самостоятельно изучать литературу, ее вы можете найти в библиотеке, для вас изданы театральные словари и энциклопедии, издания разных авторов, таких как Авров Д.А. Спектакль и зритель.  Моров А. Три века русской сцены. Мочалов Ю. Не мечтай о театре вслепую. Силин А. Потому что, не могут не выйти… Это  будет полезно и необходимо для того, что бы вы сами вникли в историю театра, понимали терминологию, и могли свободно поговорить на какую либо тему о театре с руководителем студии, да и для вашего общего культурного и эстетического воспитания, как современного ребенка, это будет познавательно.

Давайте вспомним, в начале нашего занятия мы решили выяснить, все ли дети могут заниматься театром? Давайте подведем итог, что необходимо для этого? (мини опрос). Что ж молодцы, но самое главное – это ваше желание, если вы только захотите – все в ваших руках. Из этого следует, что театром могут заниматься все желающие!

: А на память я всем хочу подарить вот такие сердечки, пусть они символизируют частичку моего сердца, в котором поселится ваша любовь к театру и  маленькие визитные карточки, на которых вы найдете адрес нашей театр – студии.

До свидания ребята,  я вас буду ждать с нетерпением! Мне было очень приятно с вами общаться!

«Красная ягодка»

Д. лица: красная ягодка, могучий дуб, ветер, шмель, медведь, заяц.

На зеленой опушки леса рядом с могучим дубом росла красная ягодка. Она весело кивала головкой то влево, то вправо, потом поднимала свои листики вверх и весело встряхивала ими. Могучий дуб махал ягодке в ответ своими ветками. Вдруг на полянку прилетел проказник ветер. Он закружил возле красной ягодки, стал на нее дуть. Красная ягодка закачалась на своей тонкой ножке. Ветер закружился вокруг могучего дуба, ветки дуба закачались. Потом ветер улетел, громко свистнув на прощание. Красная ягодка облегчено вздохнула. Неожиданно на полянку выскочил заяц. У него были длинные уши и косые глаза. Он весело скакал возле могучего дуба, потом убежал прочь. Тут на полянке появился веселый полосатый шмель. Он громко жужжал, кружился вокруг красной ягодки и снова жужжал. Потом шмель покачался на ветках могучего дуба. Устав, шмель лег отдохнуть под листики красной ягодки и уснул. Красная ягодка весело покачиваясь га тонкой ножке, кивая красной головкой. Но вот на

полянку приковылял лохматый медведь. Он громко ревел и шел медленно, переваливаясь с ноги на ногу. Вот медведь подошел к могучему дубу и стал тереться спиной о него. Могучий дуб зашатался. Тут медведь увидел красную ягодку. Он подошел, наклонился к ней, и красная ягодка затрепетала. . но медведь не торопился ее срывать. Он шумно плюхнулся на землю, где спал полосатый шмель, и чуть не раздавил его. Шмель взвился и со всего маху впился медведю в нос. Медведь заревел и бросился наутек. Шмель не отставал, пока медведь не убежал с полянки. И вновь по полянке кружил ветер, но тонкой ножке качалась красная ягодка, шумел ветвями могучий дуб, скакал ушастый заяц и жужжал шмель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия - "Волшебный мир театра"

Цель: Развитие гармоничной творческой личности ребенка с помощью приобщения к театральному искусству. Благодаря театрализованным играм и спектаклям ребята становится более раскрепощенными, ...

Волшебный мир театра

Тематическая неделя по ознаакомлению детей с различными видами театра....

Социальный проект "Волшебный свет театров города Краснодара"

Мною был разработан проект «Волшебный свет театров города Краснодара» для работников и учащихся школы, который призван  приобщить учащихся, педагогов и ветеранов педагогического труда  к теа...

"Волшебный мир театра"

                                        Восторги, крики, «бис» ,аплодисменты...

Конспект занятия "Этот волшебный мир театра"

Конспект занятия "Этот волшебный мир театра" будет полезен  для педагогов, работающих с детьми  по театральному направлению, а так же  поможет провести мероприятия, посвященное Междунар...

Волшебная страна - Театр

Опыт работы руководителя объединения "Театр юногого актёра"...

Сценарий отчетного концерта посвященного Дню Театра «Волшебная страна – театр»

Сценарий отчетного концерта посвященного Дню Театра «Волшебная страна – театр» для учащихся 1-11 классов....