копилка воспитательских занятий
классный час по теме

здесь собраны занятия для младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bud_zdorovym.docx26.76 КБ
Файл vitaminy.docx20.09 КБ
Файл dobro_i_zlo.docx19.91 КБ
Файл druzhba.docx24 КБ
Файл kultura_povedeniya.docx19.25 КБ
Файл put_k_dobrote.docx22.44 КБ
Файл chel_i_priroda.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Расти здоровым»

Цели:

  1. Закрепить знания учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения;
  2. Развивать интерес к своему здоровью;
  3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

  1. Плакаты на стене классной комнаты – « Болен – лечись, а здоров - берегись».
  2. Выставка рисунков: «В здором  теле здоровый дух»
  3. Мультимедийные средства(слайды);
  4. Солнышко(здоровье) и лучи( факторы влияющие на здоровье);
  5. Притча  мудрецов.
  6. На доске записана цитата:

«Если мальчик любит мыло

И зубной порошок,

Этот мальчик очень милый-

Поступает хорошо».

Для детей: составной режим дня; лист бумаги, фломастеры.

Ход классного часа.

 - Ребята, кто знает, как называется 2009год? (Год спорта и здоровья)

    1 Слайд (Эмблема года)

-Сегодняшний наш классный час мы посвятим теме « Расти здоровым».

Начнём  мы его с притчи.

Психологический настрой. « Всё в твоих руках»

2 Слайд (Мудрец)

- Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: Мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках»

В наших руках наше здоровье, оно в большей степени зависит от самого человека.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Один из главных показателей здоровья - продолжительность жизни. Там где нет здоровья, не может быть долголетия. В конце XX века средняя продолжительность жизни в России составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что мы сами можем сделать для своего здоровья, какие факторы влияют на наше здоровье. (Круг от солнышка на доску.)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово здоровье?

- У вас было домашнее задание. «Найти пословицы и поговорки о здоровье

1.Здоровье сгубишь – новое не купишь.

2. Было бы здоровье, а счастье найдётся.

        3.Здоров будешь, всё будет.

   4.Двигайся больше – проживёшь дольше.

   5.Лучше средства от хвори нет: делай зарядку до старости лет.

   6. В здоровом теле - здоровый дух.

1 Лучик солнышка «Чистота залог здоровья» (на доску)

1 фактор

 -Как вы понимаете пословицу «Чистота – залог здоровья»? Что нужно содержать в чистоте?

Дети: (по очереди)

Руки, ноги, лицо, уши, зубы.

- Сегодня у нас в гостях Повелитель чистоты «Мойдодыр».

Загадки Мойдодыра.

Хожу –брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа)

Ускользает, как живое

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не лениться. (Мыло)

Волосистою головкой

В рот она влезает ловко

И считает зубы нам

По утрам и вечерам. (Зубная щётка)

Лёг в карман и караулю

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос. (Платок)

Посоветую я всем для зубов любимый крем. ( Зубная паста)

   

 3 Слайд «Правила чистоты от Мойдодыра»:

  1. Мой руки, лицо и шею утром и вечером.
  2. Не забудь вычистить грязь из-под ногтей.
  3. Ноги мой перед сном каждый день.
  4. Зубы чисти утром и вечером.

- Ребята, а давайте споём песню из мультфильма «Мойдодыр»:

Песня из мультфильма «Мойдодыр»

Чтец:

Я – вода, вода, водица.

Приглашаю всех умыться,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки заалели…

Зубы вам почистить нужно,

В руку щёточку возьмём,

Зубной пасты нанесём.

И за дело взялись смело,

Зубы чистим осторожно,

Ведь поранить дёсны можно…

А потом что? А потом-

Зубы мы ополоснём.

- Для чего нужно чистить зубы? Как надо правильно чистить зубы? Сколько раз в день?

- А одежду, нужно содержать в чистоте? Свою одежду тоже нужно содержать в чистоте. «Кто аккуратен, тот людям приятен».

2 лучик солнышка «Режим дня» (на доску)

2 фактор.

«Режим дня»

- Что такое режим дня?

Режим -  распорядок дел, действий.

А ведь это непросто – научить себя делать всё вовремя.  Послушайте сценку: «Режим»

Действующие лица: учитель и ученик Вова.

- А ты, Вова, знаешь, что такое режим?

-Конечно! Режим…Режим –куда хочу, туда скачу!

-Режим – это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?

- Даже перевыполняю!

- Как же это?

- По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю – четыре!

- Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?

- Знаю. Подъём. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Обед.

- Хорошо…

-А можно ещё лучше!

- Как же это?

- Вот как! Подъём. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед. Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка. И сон.

- Ну нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.

-Не вырастет!

- Это почему же?

- Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!

- Как это «с бабушкой»?

- А так: половину –я, половину – бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.

- Не понимаю – как это?

- Очень просто. Подъём выполняю я, зарядку выполняет бабушка, завтрак – я, прогулку – я, уроки – мы с бабушкой, прогулку – я, обед – я…  

- И тебе не стыдно?

- Ребята, мальчик правильно распределил своё время?

Конечно, мальчик неправильно распределил своё время: прогулка, обед, прогулка… сплошной отдых. А где же труд? Надо запомнить, что правильное выполнение режима, чередование труда и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дисциплинируют человека, укрепляют здоровье.

По мнению учёных, ежедневные физические упражнения замедляют старение организма и прибавляют в среднем 6-9 лет жизни!

- А сейчас вашему вниманию представляем Спортивный танец!

Чтец.

Одно из самых трудных дел-

Не делать сразу двадцать дел.

А что ни час-

Уметь всё время

Иметь на всё свой час и время:

И на веселье,

И на труд.

На шум и шутки

Пять минут.

И на потеху –

Сладкий миг.

И долгий час

На чтенье книг!

- Сейчас попробуем расписать свой день по часам, то есть составим режим дня.

(Работа в парах)  (У детей карточки «Подъём», «Обед», «Отдых»….)

Режим дня.

7.00 -…

7.00.7.30-…

…..

 

-Итак, проверим, что у вас получилось. Молодцы!

4 Слайд (Режим дня)

- А теперь немного отдохнём:

Физкультминутка.

На болоте две лягушки

Две зелёные подружки.

Рано утром просыпались

На зарядку поднимались:

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкульт – привет!

 

3 Лучик солнышка «Здоровое питание» (на доску)

3 фактор « Здоровое питание»

Но бывает так: человек часто бывает на воздухе, соблюдает правила охраны здоровья, а сам всё равно заболевает. Почему?

Неправильное питание, в организм мало попадает витаминов.

5 Слайд (Пирамида питания)

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться,

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Витамины просто чудо!

Столько радости несут:

Все болезни и простуды

Перед ними упадут,

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда - важнейшее условие!

- Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов. А витамины очень нужны нашему организму.

-Витамины на сцену!

(Выходят дети с шапочками на головах)

Витамин А:

Помни истину простую:

Лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую

Или сок морковный пьёт.

Витамин А – это витамин роста, помогает нашим глазам сохранить зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зелёном луке.

(держит в руках плакат с изображением этих продуктов)

Витамин В:

Очень важно спозаранку

Съесть за завтраком овсянку.

Витамин В делает человека бодрым, сильным, укрепляет сердце и нервную систему. Он есть в чёрном хлебе, в грецких орехах.

Витамин Д:

Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный надо пить,

Он спасает от болезней,

Без болезней лучше жить!

Витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, сохраняет наши зубы. Есть в яйце, сыре, молоке, рыбе.

Витамин С:

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Витамин С помогает бороться с болезнями. Есть в картофеле, чесноке, капусте, во всех ягодах и фруктах.

Все (Хором)

Всю азбуку здоровья нужно крепко знать

И в жизни эти знания повсюду применять!

6 Слайд  (Набор продуктов.)

Полезная пища. Существуют продукты, которые полезны людям. Это кефир, молоко, рыба, овощи, фрукты, ягоды и т.д.

Но есть продукты, которые вредны для здоровья. Это  конфеты, шоколад в больших количествах. А также есть продукты, которые не приносят вреда, но не являются полезными, необходимыми для здоровья. Это белый хлеб, различные булочки, пирожки.

Игра « Полезные и неполезные»

Сейчас мы с вами проведём игру, в ходе которой повторим названия полезных и неполезных продуктов. Условия игры: я буду называть продукты питания. Если услышите полезный продукт, хлопайте в ладоши; если назову продукт, который не является полезным, хотя он и вкусен, топайте. Итак:

Яблоко, торт, огурцы, рыба, карамель, морковь, творог, зефир, чупа-чупс, ириска, клюква, винегрет, зефир, мармелад, сыр.

Молодцы. Все продукты определили верно.

4 Лучик солнышка «Вредные привычки» (на доску) Опасный.

4 фактор «Вредные привычки»

К сожалению, почти у всех людей есть вредные привычки. К ним относятся курение, распитие спиртных напитков, наркотики.

7 Слайд (Курить здоровью вредить!)

  1. Закурить первую в жизни сигарету многие ребята пробуют уже в 10-14 лет, а некоторые и раньше. Почему же они пробуют курить? (за компанию, хотят казаться взрослыми)

Так ли бесследно проходит курение для растущего, ещё не окрепшего организма? В вашем возрасте курение замедляет рост и развитие некоторых органов. Болеют лёгкие, становиться труднее дышать, особенно после физических нагрузок. Воспаляются голосовые связки, поэтому голос у курильщика хриплый, неприятный. Ухудшается работа сердца. Курильщики «глупеют», плохо запоминают материал, им труднее учиться. Цвет лица у них становиться немного жёлтоватым, так как частички дыма проникают в кожу и там задерживаются. Курение может привести к раку.

Начать курить легче, чем отказаться от курения. Так давайте же не начинать курить! Давайте беречь здоровье своё и своих близких.

8 Слайд (Ни когда не пробуй!) 

  1. Алкоголь воздействует на нас следующим образом: сначала возбуждает, а затем разрушает. Пьянство на Руси не поощрялось никогда. Даже был введён орден «За пьянство»: пластина с ошейником весом около 4 килограммов. Эту «награду» заядлый выпивоха должен был носить на шее длительное время.

        -Чем же вредно пьянство?

        Пагубно действует на мозг; речь становиться нечёткой,                   непонятной; неровная походка. Приводит пьянство к автомобильным   авариям, преступлениям, несчастным случаям.

  1. Наркомания – это болезненное, непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам.

Средняя продолжительность жизни наркомана 21 год. Спустя 6 месяцев после начала регулярного приёма наркотиков погибает 50% . Только 13% наркоманов достигает до 30 лет.

Только 1% наркоманов доживает до 40 лет.

-10-15 человек вовлекает в наркозависимость в год каждый наркоман.

6000 человек ежедневно во всём мире заболевают СПИДом.

- Какие страшные цифры? Об этом стоит серьёзно задуматься.

Ребята, прочитаем памятку и запомним её на всю жизнь.

9 Слайд (Памятка)

Памятка.

Нельзя курить, пить, употреблять наркотики», потому что:

  1. У человека пожелтеют зубы;
  2. Будет неприятный запах изо рта;
  3. Человек будет постоянно кашлять и болеть;
  4.  Не сможет заниматься спортом;
  5. Будет плохая память, и  будет плохо учиться;
  6. Может ухудшиться зрение;
  7. Можно оказаться среди преступников;

Мы выбираем здоровье!

- Споём частушки.

Частушки на тему «Курить здоровью вредить»

Сигареты – не конфеты,

Пользы нет- один лишь вред.

Не курите сигареты,

Проживёте до ста лет.

Если хочешь долго жить,

То бросай скорей курить.

Долгое курение-

Сердцу напряжение.

Ох, не стану я курить,

Стану я спортсменкой.

Со спортом стану я дружить,

Буду рекордсменкой..

Мы желаем вам, ребята,

Быть здоровыми всегда.

Но добиться результата

Невозможно без труда.

-  Немного отдохнём и порисуем!

(Дети рисуют на своём месте, а один рисует на доске.)

Точка, точка, запятая.

Минус, рожица кривая,

Палка, палка, огурчик,

Вот и вышел человечек.

Человек на свет родился,

Встал на ножки и пошёл.

С ветром, солнцем подружился.

Чтоб дышалось хорошо.

(Рисуем румянец человечку)

Бодро делал он зарядку,

Душ холодный принимал.

(Рисуем солнце над головой человека)

Он к зубным врачам, представьте,

Не боясь совсем, пришёл.

Он ведь чистил зубы пастой,

Чистил зубы порошком.

(Рисуем человечку улыбку)

За обедом чёрный хлеб и кашу ел.

Вовсе не был привередой,

Не худел и не толстел.

(Рисуем человеку курточку)

Спать ложился в 8.30,

Очень быстро засыпал.

С интересом шёл учиться

И пятёрки получал.

(Рисуем человечку аккуратную чёлочку и пятёрку)

Каждый день он прыгал, бегал,

Много плавал, в мяч играл.

Набирал для жизни силы,

И не ныл, и не хворал.

 

Рефлексия « Всё в твоих руках»

На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

Большой –для меня тема была важной и интересной –красным.

Указательный –узнал много нового – жёлтым.

Средний – мне было трудно – зелёным.

Безымянный – мне было комфортно – синим.

Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.

Мы рождены, чтоб жить на свете долго;

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.

Спроси себя: готов ли ты к работе-

Активно двигаться и в меру есть и пить?

Отбросить сигарету? Выбросить окурок?

И только так здоровье сохранить.

Взгляни вокруг: прекрасна природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Планете и себе здоровье сохранить.

Легче быть счастливым, чем несчастным. Легче любить, чем ненавидеть. Нужно лишь приложить усилие и жить, любить, работать. Здоровье – это самое главное богатство человека. Жизнь слишком прекрасна, не губите её.

10 Слайд  «Берегите свою жизнь, будьте здоровы и счастливы!»



Предварительный просмотр:

Тема: Быть здоровым и красивым помогают витамины.

Учитель: - Ребята к нам в гости пришёл мальчик Петя Заболейкин. Обратите

внимание, какая странная у него фамилия. Как вы думаете, почему?

- А вы, ребята часто болеете? Какими заболеваниями?

- Сегодня мы с вами откроем ему секрет:

КАК БЫТЬ ЗДОРОВЫМ.

- Если вы, ребята, и ты, Петечка, хотите быть весёлыми,

работоспособными, никогда не болеть, легко бороться с разными

микробами – каждый день надо: заниматься зарядкой, с раннего

детства закаляться, гулять на свежем воздухе, употреблять в пищу

побольше витаминов.

Петя: - А что такое витамины? (спрашивает Петя).

Учитель: - Садись, Петечка, поудобнее, я расскажу вам кое-что о витаминах.

Слово «Витамины» - произошло от слова «Vita», - что значит «жизнь».

Витамины – это такие вещества, которые необходимы нашему

организму для усвоения пищи, для борьбы с болезнетворными

бактериями, они способствуют росту нашего тела, правильному

развитию.

- А кто знает, откуда берутся витамины?

В природе витамины образуются в растениях. Каждая травинка,

каждый листок ловят солнечные лучи – источник жизни. Солнечный

луч упадёт на зелёный лист и погаснет, но не пропадёт. С его

помощью в листе возникнут необходимые для растения вещества и

витамины.

Животные, питаясь растительной пищей, накапливают витамины в

своих органах и тканях. Поэтому витамины содержаться как в

растительной, так и в пище животного происхождения.

Витамины были открыты в 1880 г. известным в то время врачом

Николаем Ивановичем Луниным. Обозначают их заглавными

буквами латинского алфавита A B C D E F и др.

С некоторыми из них, наиболее важными для нашего организма, я

хотела бы вас познакомить:

Самым первым был открыт витамин А. Он отвечает за зрение, состояние кожных покровов и слизистых оболочек (кишечника, мочевого пузыря) Витамин А содержится в сыре, сливочном масле, моркови, зелёном горошке, тыкве, цитрусах. При нехватке витамина А в организме человека развивается болезнь под названием «куриная слепота» (при отсутствии дневного света человек ничего не видит).

Витамины группы В (В1, В2, В6, В9, В12). Незаменимы для умственного развития, для дыхания и роста клеток, предохраняют от судорог и укачивания, от малокровия, понижают риск сердечных заболеваний.

Витамины группы В содержаться в молочных продуктах, крупах, мясе, яйцах, рыбе, свекле, зелени, хлебе. При недостаточном количестве этого витамина развивается одно из заболеваний «бери-бери» (полиневрит) – поражение нервной системы.

Витамин С (аскорбиновая кислота).

Помогает бороться организму с вирусами, отвечает за здоровье зубов, душевное равновесие. Содержится в картофеле, ягодах, капусте, больше всего витамина С в плодах шиповника, черной смородине, красном перце. В продуктах животного происхождения его почти нет. При нехватке витамина С развиваются болезни под названием «цинга», носовое кровотечение, нарушается рост и развитие костей.

Витамин D. Обеспечивает усвоение кальция. Очень необходим нашим зубам и костям, предохраняет от рахита и туберкулёза. Витамин D содержится в рыбьем жире, печени рыб, икре, в малом количестве в яичном желтке. Также витамин D поступает к нам в организм с солнечными лучами. При нехватке этого витамина развивается тяжёлое заболевание с разрушением костей и нарушением нервной системы, рахит.

Витамин Е. Защищает сердце и органы кровообращения. Его ещё называют витамином роста. Содержится в зелени, орехах, различным маслах, хлебе, крупах (гречке, овсянке), яйцах. Нехватка витамина Е вызывает преждевременное старение человека.

Витамин РР. Защищает кожу и слизистые оболочки, поднимает настроение. Содержится в мясе, яйцах, молоке, фасоли, фруктах, овощах. При нехватке этого витамина развивается «пеллагра». Поражается кожа. Она сильно шелушится, появляются долго незаживающие язвы. У детей может развиться умственная отсталость. Особенно это относится к людям, которые употребляют однообразную пищу.

Это далеко не все витамины, которые существуют и необходимы нашему организму.

- Ребята, а как вы думаете, в какое время года мы больше всего

получаем витаминов? (лето, начало осени). Помимо натуральных

витаминов, существуют и искусственные (в таблетках).

Их – то и нужно употреблять зимой и весной. Именно в этот период

времени, когда в нашем организме недостаточно витаминов, может

развиться болезнь под названием авитаминоз.

А как вы думаете, какие витамины наиболее полезны: искусственные

или натуральные?

- А теперь отгадайте загадки и заполните кроссворд. А заодно

вспомните, какие витамины содержаться в словах – отгадках.

К

А

Т

П

Ы

У

К

С

П

Е

Р

Е

Ц

В

И

Т

А

М

И

Н

Ы

А

А

О

Б

Л

А

О

К

М

А

С

Л

О

  1. Золотая голова велика я тяжела. (тыква, А)

2. Лето целое старалась – одевалась, одевалась. А как осень подошла,

нам одежду отдала. (капуста, С).

3. У родителей и деток вся одежда из монеток. (рыба, D, В).

4. Бываю и горький я и сладкий,

Расту семейками на грядках. (перец, С).

5. Много меня у козы и коровы.

Кто выпьет меня, тот будет здоровым. (молоко, В, РР).

6. Бываю сливочным я и растительным.

Попробовать меня не хотите ли вы? (масло, Е).

Итог. - Нет в природе продуктов питания, в которых не содержались бы

витамины.

- Что означает это слово?

- Кем и когда были открыты витамины?

- Какие бывают витамины?

- Для чего они нужны?

Я думаю теперь, когда Петя многое узнал о витаминах, ему некогда

будет болеть.

Вывод: Быть здоровым и красивым помогают витамины.

(В конце раздать детям витаминки (таблетки)

и натуральные продукты бананы, яблоки).



Предварительный просмотр:

 «Добро и зло»

( урок нравственности)

Цель: продолжить формировать представление уч-ся о добре и зле;

Задачи: воспитывать доброе отношение к окружающим людям;

воспитывать стремление совершать добрые поступки, дела;

развивать самооценку;

На доске: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху».

«Спешите делать добро»,

а также название классного часа «Добро и зло»

Учитель: Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее-

Начнем скорей урок!

- Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты.

-А что такое добро? (ответы детей)

- Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, Учитель: А что такое зло? (ответы детей)

- Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.

Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые и злые поступки. Вспомните, когда вы в жизни встречали добро, а когда зло? (ответы детей)

- Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы попали на планету Добра. Мы приземлились, вышли из ракеты, и что же мы увидели? (ответы детей).

А теперь вернемся на нашу планету, чтобы делать добрые дела.

Ученик. Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьезных котят и щенков беззаботных,

Кто может любить и козла и осла-

Тот людям вовеки не делает зла.

- Какого же человека можно назвать добрым?

Учитель: Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц, зверей, помогает им выжить в трудную зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Вспомните, часто ли употребляете добрые слова. Их еще называют «волшебными».

- Какими «волшебными» словами пользуетесь в жизни?

- Послушайте рассказ Н.Семина «Расколдованное слово» и постарайтесь ответить на вопрос автора: почему расколдовалось «волшебное слово».

- А теперь прочитаем пословицы. Как понимаете смысл каждой из них?

- Какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?

- Что для этого надо иметь?

Ученик: Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Учитель: А сейчас разделимся на группы. В группах необходимо обсудить прочитанный текст: (учитель раздает каждой группе листочки с напечатанным текстом)

Это было в Копенгагене, перед Новым годом. В тот день одна девочка продавала спички. «Спички, купите, пожалуйста, спички». Хрустел снег под ногами, деревья покрылись инеем, прохожие торопились домой, к тёплым каминам, и никто не хотел останавливаться. А девочке так нужна была хотя бы одна монетка! Робкая девочка, словно тоненькая свеча, стояла на углу: «Купите, пожалуйста!» Все проходили мимо. И вдруг она услышала голос: «Вот, возьми». Драгоценная монетка опустилась в ладонь. Девочка подняла глаза и увидела, что вместо шарфа у человека, отдавшего монетку, старенькое полотенце. Опечаленная, девочка вернула монетку.

- Вы очень добры, но я не могу взять последнее.

По мотивам биографии Г.Х. Андерсена.

Учитель: Давайте поразмышляем. Каждой из групп предлагаю для обсуждения свои вопросы.

1. Какие чувства у вас вызывает эта история? Почему?

2. Как вы думаете, почему девочка назвала этого человека добрым?

3. Почему девочка отказалась взять монетку

Учитель: Этот эпизод из жизни великого сказочника Г.Х. Андерсена стал основой сюжета его известной сказки «Девочка со спичками». Если вам захотелось узнать о том, что произошло в этой сказке Г.Х Андерсена дальше, найдите ее в любом сборнике сказок этого замечательного датского писателя.

- Проверим, как вы ответили на поставленные вопросы.

Учитель: В истории человечества было много битв. Но самой большой из них является, по-видимому, битва между добром и злом. Эта битва происходит часто незаметно, так как в большинстве случае ведется внутри самого человека и мало похожа на те военные баталии, которые знакомы нам по фильмам или из книг.

Учитель: Все вы любите сказки. В них часто встречаем добрых и злых героев. Сейчас я буду называть имена героев, а вы дружно отвечайте. Добрый - радостно хлопайте в ладоши, а злой - закрывайте лицо.

Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.

-На какого героя хотели бы быть похожим? Почему?

-Представим себе, что у каждого из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут это узнать старинные весы.

(учитель показывает весы)

-На одну чашу мы будем класть «зло», а на другую «добро».

(Таблички с надписями: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь висят на доске.)

- Куда надо положить эти слова, к какому из понятий.

- Чтобы победить зло, надо вспомнить свои добрые дела, и по капельки положить на другую чашу весов.

(дети подходят к столу учителя, называют добрый поступок, и на чашу весов кладут мелкий предмет «капельку» добра.)

-Что же произошло на наших глазах?

-Почему так получилось?

- Вот также и в жизни: капельки добра сливаясь, превращаются в реки, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец сказал: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад, воспитал ребенка. Давайте сейчас тоже сделаем доброе дело. Мы будем создавать картину.

(учитель готовит детали из цветной бумаги: дом, деревья, облака, солнце, цветы, фигурки зверей птиц, людей).

-Какая получилась картина? Как мы ее назовем? Какое чувство испытали, делая добро?

- Познакомьтесь со стихотворениям А. Барто.

  1. О чем они заставили вас задуматься?
  2. Как вы полагаете, что значит делать добро?
  3. Как вы понимаете смысл русской пословицы: Доброе дело само себя хвалит?

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Готов для человечества

Он многое свершить,

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

Пока ещё он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти,

К чему сестрёнку младшую

На скверике пасти?!

Пока ещё он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

В своём платочке клетчатом

В углу ревёт сестра: –

Я тоже человечество!

И мне гулять пора!

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется

(Гуляйте с ней с утра!).

Она не человечество,

А младшая сестра.

Учитель: Давайте создадим памятку «Как стать добрым человеком?»

Что должно войти в памятку? А что обозначает слово «Памятка»?

( ответы детей записываются)

Памятка

Познакомьтесь с памяткой «Как стать добрым человеком?».

  1. Как вы думаете, поможет ли человеку соблюдение названных в ней правил стать добрее?
  2. Напишите свою памятку. Можете использовать в ней те правила, которые предложены в данной памятке.

Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.

Будь добрым к людям!

Учись добру у добрых!

Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

Не причиняя зла, добрей становишься!

( учащиеся пишут свою памятку)

Учитель: Наш классный час подходит к концу. Вы еще дети, но впереди у вас много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой, но, прежде всего, должны вырасти настоящими людьми.

-А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. С сегодняшнего дня мы с вами будем записывать добрые дела в «Тетрадь добрых дел», постепенно она превратится в «Книгу добрых дел». Ведь делать добро-это здорово.



Предварительный просмотр:

"Дружба."

(через знакомство с литературными произведениями о дружбе)

Тема: «Дружба»

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», пок
азать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.

Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организация класса. Эмоциональный настрой

Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе»

II. Сообщение темы и цели занятия

Мы выясним, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом, определим законы дружбы и станем еще дружнее!

III. Знакомство с понятием "дружба”.

Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Но чтобы познакомиться с ними нам нужно будет поработать в группах.

У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.

  1. 1-я группа "Не имей сто рублей, а имей сто друзей”
  2. 2-я группа "Без друга на душе вьюга”.
  3. 3-я группа "Старый друг лучше новых двух”

Каждый ряд после составления читает пословицу. На доске появляются слайды с пословицами.

- Молодцы!

- Прочитайте хором ещё раз пословицы и скажите:

- Какая общая тема пословиц? (дружба)

- А как вы понимаете слово "дружба”?(ответы детей)

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

-Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга.

-Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья!

IV. Чтение и обсуждение стихотворений.

1. Учитель. С чего же всё началось? Как возникло само слово «друг?». Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».

Когда ещё никто не знал ни слова –
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» -
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки
И человек придумал слово «друг»
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спокойно за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю
Не для того наш предок шёл сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!»
Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и тоже)
А злое слово я приберегу,
Пускай оно достанется врагу!

2. Учитель - К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.

(Ученик читает стихотворение «Два козла»)

Однажды на лужайке подрались два козла.
Подрались для забавы, не то, чтобы со зла
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них легонько приятеля боднул.
Один лягнул приятеля немножко посильней
Один разгорячился, лягнул что было сил!
Другой его рогами под брюхо подцепил
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой

Учитель - Да, такие отношения дружескими не назовёшь

3. Учитель. В.И.Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слову «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первом месте знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие.

(Инсценировка «Ни за то и ни за это»)

Ученик: Костя сделал скворечник и позвал Вову
Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал
Ученик: Вова присел на корточки
Вова: Ой, какой. Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.
Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.

Учитель. Что же такое бескорыстная дружба?
(Ответы учащихся)

4. Учитель – Можно ли дружить с героями этих стихов?
(Учащиеся читают стихи «Сонечка» и «Жадина»)

«Сонечка»

Тронь её нечаянно – сразу:
-Караул
Ольга Николаевна, он меня толкнул!
Ой, я укололась, - слышен Сонин голос
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы: - Голова болит…
Я бы полежала бы – мама не велит,
Сговорились мальчики: - Мы откроем счет
Сосчитаем жалобы– сколько будет в год
Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

«Жадина»
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке
Кто выйдя во двор, никому из соседей
Не даст покататься на велосипеде,
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем никогда не поделится?
Имя тому подходящей дадено
Даже не имя, а прозвище Жадина!
Жадину я ни о чем не прошу
В гости я жадину не приглашу
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовёшь его
Поэтому – честно, ребята, скажу –
С жадными я никогда не дружу

Учитель - Так каким же должен быть настоящий друг?

5. Может быть таким, как в песне, которая так и называется «Настоящий друг»

Учитель - Хорошо, когда рядом есть надежный верный друг, с которым можно поиграть, поговорить или просто погулять.

6. А сейчас послушайте еще одно стихотворение, в котором друзьям хорошо вместе. Это настоящие друзья! (Арсалан и Тимур)

(Учащийся читает стихотворение «Мы с приятелем» Михалков С.В.)

Мы с приятелем вдвоём Замечательно живём!
Мы такие с ним друзья - Куда он, Туда и я!

Мы имеем по карманам: Две резинки, Два крючка,
Две больших стеклянных пробки,

Двух жуков в одной коробке,
Два тяжёлых пятачка.

Мы живём в одной квартире,
Все соседи знают нас.
Только мне звонить - четыре,
А ему - двенадцать раз.

И живут в квартире с нами Два ужа И два ежа,
Целый день поют над нами
Два приятеля-чижа.

И про наших двух ужей, Двух ежей И двух чижей
Знают в нашем новом доме Все двенадцать этажей.

V. Рассуждение.

Учитель – А сейчас давайте посмотрим сценку «Одинаковые». Подумайте и скажите, как поступила Соня по отношению к своей подруге в этом рассказе.

(Дети инсценируют рассказ)

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!

Учитель – За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне?

VI. Физминутка (дети выполняют в парах)

Викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон

VII. Продолжение беседы

– А с кем вы дружите?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

– Дружите ли вы со своими родителями?
– Должны ли родители быть друзьями детства?

Давайте послушаем стихотворение «Моя родня»

(Дети читают стихотворение «Моя родня»)

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухне – волшебная щётка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке.

А ещё друг есть у меня,

Друг Серёжка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Всё на свете ему подарю!

VIII. Составление цветка "Дружбы” из качеств настоящего друга.

Итак, ребята, сегодня мы прочитали с вами столько стихов, рассмотрели столько ситуаций, где герои вели себя как настоящие друзья, а иногда – наоборот. Какими же качествами должен обладать настоящий друг??

В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок "Дружбы”.

У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе.

1. честность

  1. враньё

2. доброта

3. верность

  1. грубость

4. взаимовыручка

  1. предательство
  2. драчливость

5. справедливость

  1. задиристость;

6. ответственность

7. сострадание.

- Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. – Вам нравится?

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.

IX. Определение "Законов дружбы”

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

-Вы согласны с этими законами? (ответы детей)

- Принимаем? (Да.)

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

X. Чтение стихотворения «Что такое дружба?»

И в заключение, ребята, у вас на столах лежит текст стихотворения «Что такое дружба?». Прочитайте про себя. А сейчас давайте все вместе хором прочитаем его!

– Что такое дружба? –

Спросила я у птицы.
– Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

Что такое дружба?
– Это когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

– Дружба – что такое?
– Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют.
Это когда мальчишки

Девчонок не обижают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети.

XI. Песня Если с другом вышел в путь.

Итог.Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!

Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!

Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!



Предварительный просмотр:

Классный час « О культуре поведения»

.

Цели: 

1)содействовать формированию познавательного интереса к этическому знанию,                   основам этической культуры;

2)побуждать учащихся к самосовершенствованию.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) на классной доске:

а)  тема классного часа и  слова поэта Александра Межирова:

                                              Нелёгок труд заводов и полей,

                                              Но есть работа много тяжелей.

                                              Работа эта – быть среди людей.

б)  «чаша мудрости» (можно нарисовать мелом  или использовать заранее приготовленный рисунок на бумаге) и прикреплённые к ней  листочки  с ситуациями, педагогическими задачами, высказываниями или афоризмами из области этикета;

2) Устав школы;

Подготовительная работа.

Классный руководитель накануне данного классного часа предлагает учащимся выполнить  задание:

- Всмотритесь и вдумайтесь в вашу школьную жизнь. Что вам нравится в отношениях учеников между собой? Что не нравится? Какими, по вашему мнению, должны быть эти отношения? Подумав обо всём этом, попробуйте составить свод правил учащихся.

Ход проведения.

I. Вступительное слово классного руководителя, в котором  называется тема классного часа и зачитываются  слова поэта А. Межирова.  Совместно с учащимися  даётся объяснение понятия «культура поведения». ( Культура поведения – это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьмиовокупность форм повседневного поведения человека ()  называется тема классного часа и слова поэта А. ), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения).

II. Предлагается работа с «чашей мудрости». Желающие вынимают  из «чаши» листок, где обозначены ситуациями, педагогическими задачи, высказывания или афоризмы из области этикета. Прочитав написанное, ученик обосновывает своё решение или комментирует высказывание.

Задания-вопросы:

1.Откуда берётся мнение о человеке, которого совсем не знаешь? (В прежние времена люди придавали первому впечатлению ещё большее значение, чем теперь. Судили даже по внешности.  Древнегреческий философ Аристотель писал, что человек, у которого руки достают до колен, смел, честен, свободен в обращении, а тот, у кого взъерошенные, лохматые волосы, - трусоват.

Настоящую сенсацию произвёл выпущенный в 1775 г. Философский трактат швейцарского писателя Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором автор пытается найти связь духовных качеств человека со строением его скелета и чертами лица. С  ним спорил его современник, руководствовавшийся тезисом: внешность обманчива. И хотя споры длятся до сих пор, нельзя отрицать, что 90% строят свои отношения с человеком на основе первого впечатления.)

2.Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, как начать фразу? («Простите пожалуйста …» или «Будьте добры, пожалуйста …»)

3.Зачем люди ходят в гости? (Можно рассказать случай из жизни Вольтера.)

4.Почему родилась поговорка: «Дарёному коню в зубы не смотрят»? (Можно рассказать случай из жизниМоцарта.)

5.Из какой знаменитой книги эти советы?

- Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, егда яси (когда ешь).

- Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.

- Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.

- Около своей тарелкой не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего…(«Юности честное зерцало»)

6.Что надо помнить, чтобы по усам текло, а в рот попало? (Необходимо помнить, какие блюда чем есть.)

7.Чему служила раньше частица «с»? (В России в XIX в. частица «с» была распространена как частица вежливого обращения. Она могла присоединяться к любому знаменательному  слову. Она возникла из обращения «сударь». Особое распространение получила в чиновничьей сфере и постепенно стала восприниматься как выражение угодливости. )

8.Как охарактеризовать с точки зрения этикета поведение Евгения Онегина?

Все хлопает, Онегин входит.

Идет меж кресел по ногам…

9.Назовите главные, с вашей точки зрения, правила этикета.

«Испив» полностью «чашу мудрости», учащиеся приходят к выводу, что человек живёт в обществе и должен соблюдать определённые правила поведения: правила поведения дома, в школе и других общественных местах.

III.   Правила поведения в школе.

- Каждый день в школу приходят учителя и ученики. У них одна общая задача – надо сделать так, чтобы все мальчики и все девочки стали настоящими людьми: умными, образованными, трудолюбивыми, счастливыми и полезными членами общества. Задачу эту они решают вместе, но по-разному: одни учат, другие учатся. И возникают между ними отношения… Особые отношения возникают между теми, кто учит; между теми, кто учится; между теми, кто учит, и теми, кто учится. Если у людей общее дело, если они много времени проводят вместе и вступают в сложные взаимоотношения, то становятся  необходимыми  нормы поведения, которые облегчают и упорядочивают их совместную жизнь и работу. И они существуют. Это «Правила для учащихся».

Классный руководитель  зачитывает правила из Устава школы, затем учащиеся представляют свои правила (См. подготовительную работу).  После обсуждения составляются общие правила поведения для учащихся класса.

Можно предложить решить следующие задачи:

а) Во время контрольной работы твой товарищ попросил у тебя списать задачу. Как ты поступишь?

1.Дам списать.

2.Не дам списать.

3.Дам списать, а потом буду с ним заниматься, чтобы он сам мог решать.

4.Скажу об этом учителю.

б) Ребята сговариваются всем классом уйти с урока. Ты считаешь, что это неправильно. А как поступишь?

1.Пойду в учительскую и предупрежу  учителя.

2.Ничего не скажу и останусь в классе.

3. Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, пойду с ними.

4.Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, останусь в классе.

5.Ничего не говоря, пойду со всеми.

IV. Классный час завершается  выводами учащихся по поводу важности соблюдения правил культуры поведения всеми членами общества.

- Что поставим в основе воспитанности, которая определяет культуру поведения? (Уважение к человеку.)

-  В чём проявляется  уважение к  человеку? (В приветливости, учтивости, тактичности, деликатности, естественности, сдержанности, терпимости.)

- Что они  определяют? (Степень проявления уважения к другому человеку и способ его выражения.)

- Теперь обратитесь к себе и попробуйте установить степень собственного проявления уважения к другим.



Предварительный просмотр:

 «Мой путь к доброте».

Ход занятия

Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни. Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш классный час (Дети слушают аудиозапись песни Дорогою Добра (из к/ф "Маленькй Мук", Энтин, Минков)
- Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о друзьях…..)
- Как вы думаете, чему же будет посвящен воспитательный час? (Доброте)
- Итак, тема классного часа «Мой путь к доброте» (на слайде 1 при щелчке мыши появляется тема)
- Я не зря решила провести классный час о доброте именно сегодня, т.к. 17 февраля - День Спонтанного Проявления Доброты. Праздник, созданный по инициативе ряда международных благотворительных организаций, по мнению которых этот праздник имеет планетарное значение.
- Что значит слово «Доброта» (Это все хорошее……)
- В толковом словаре можно прочесть следующее определение (подготовленный ученик читает определение из словаря).
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А.Чепуров (читает подготовленный ученик).
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
- С чем у вас ассоциируется слово «доброта»? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово? (заслушиваются ответы детей)

- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие. А чтоб нам не сбиться с пути, возьмём в дорогу карту (слайд 3).
На чём можно путешествовать? (самолёт, автомобиль, велосипед, пешком….). Чтобы узнать, на чём мы будем путешествовать, отгадайте загадку:
На море, в реке и озёрах
Я плаваю проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен лёгкостью своей.
(катер) Слайд 4

- Ребята, а какого человека мы называем добрым? (того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).
- Молодцы. Не случайно говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение? (Солнышко всех озаряет своими лучами).
- И что же от этих лучей мы ощущаем? (теплоту)

- Итак, мы отправляемся в путешествие. Перед вами лежит карта нашего маршрута. Что же первым встретилось нам на пути? (Остров пословиц) Слайд 5.

- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.
Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы:
Злой не верит, что есть добрый
Добрая слава лежит, а худая бежит
Добрые вести прибавят чести
Доброе слово лечит, злое калечит
Делай другим добро – будешь сам без беды
Живи добрее, будешь всем милее
Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

(Дети собирают пословицы, проверяют по компьютеру, объясняют смысл этих пословиц) При щелчке слайда 6 соединяются части пословиц.

- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
- Но не только народ сочинят пословицы о доброте. Тему доброты затрагивали и известные во всём мире люли. Автора вы ещё можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте (Слайд 7):
Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. Виктор Мари Гюго
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Толстой Л. Н.
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен
Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Эмерсон У.
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. Бэкон Ф.
Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ. Александр Поуп
Творческое задание «Доброе дело»
Учитель раздаёт карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда и т.д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья.
Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д.
Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово. Поэтому наше путешествие продолжается, мы отправляемся в Город вежливости (Слайд 8).
- А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? (ответы)
- Я вам буду читать начало стихотворение, а вы его закончите.
Я, признаться, удивлен,
Расскажу вам вот о чем.
Встретил шуструю Настенку
Я на улице сейчас,
Настя добрая девчонка –
Она ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышу слово… (здрасьте).
Дед на внучку осерчал –
Экая досада:
Он портфель ей подарил,
Думал, будет рада,
Но зачем молчать как рыба,
Ну сказала бы…(спасибо).
Встретил Витю, я соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но напрасно я от Вити
Ждал лишь слова…(извините)
- А теперь послушайте рассказ и ,где нужно, вставляйте подходящие слова:
«Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу.
На останове вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: «Садитесь …(пожалуйста)
Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему: …(спасибо).
Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему … (извините).
Мужчина улыбнулся и тихо произнес: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?»
- Волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? Сейчас мы посмотрим сценку, а потом попробуем ответить на этот вопрос.
Дети показывают инсценировку стихотворения З.Бядули “Петрусь”
Обещал отцу Петрусь:
Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке:
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот! –
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой!
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку –
Как невежлива девчонка!
Нес знакомый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи!
- Извините, добрый вечер!
- Ты, – знакомый закричал, –
- И невежа, и нахал!-
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
- Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь? Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?
- Так отчего же зависит сила волшебных слов? (ответы детей)
- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.
- Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще.
- Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину (Слайд 9). Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук( Слайд 10). Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь.
Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)(При нажатии мышки на слайде 10 появляются иллюстрации)
Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).
Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Татошка).
Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Слайд10) (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
А теперь послушайте новую сказку и скажите, как она связана с нашей темой?
Даром ни одно доброе дело не пропадает . А.Неелова
Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.
Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:
- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.
- Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.
- Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.
Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:
- Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.
- Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба.
Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
- Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.
- И я! И я! ИI я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.
- Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова её основная мысль? (ответы детей)
- Молодцы.
Итак, ребята, наш кораблик причалил к последней пристани под названием «Добрая земля» (Слайд 10). Но посмотрите, земля пустынна, она покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Как вы думаете, что должно быть на земле, чтоб туман ушёл, а земля стала Доброй? (должно быть солнышко, жить животные, петь птицы, цвести сады) (При нажатии на мышь, на слайде 12 появляются названные детьми предметы).
- А как вы думаете, люди должны быть на Доброй земле? (почти все дети отвечают «да»)
- Конечно, ведь весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут.
- Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком? (ответы детей)
- Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
- Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте (Слайд 13)
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
А закончить наш классный час я предлагаю песенкой кота Леопольда «Если добрый ты», споем ее вместе.



Предварительный просмотр:

"Человек от природы добр"


Цели и задачи:

  1. Развитие представлений учащихся о добре и зле; о добром человеке и добром поступке;
  2. Воспитание стремления совершать добрые дела;
  3. Развитие опыта самооценки.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

: “Человек от природы добр”.

Звучит песня: “О ДОБРОМ ЧЕЛОВЕКЕ”(сл.Р.Амусиной, муз. С.Пожлакова)

Человек, как звезда рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда рождается –
Чтоб светлее стала Вселенная.

(Д.Голубков)

Человек , как звезда рождается, чтоб светлее стала Вселенная…

- Так каким же рождается человек?

- Какими нравственными качествами он должен обладать, “чтоб светлее стала Вселенная”?Попробуем найти ответы на эти вопросы к Жана-Жака Руссо, который утверждает, что “человек от природы добр”.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ “ЖАН-ЖАК РУССО”

Теперь у нас нет сомнения, что человек,действительно, от природы добр. И поэтому

Добру не нужны поручительства
И броская яркость реклам.
Оно высоко и значительно
По сути своей и делам.

Во время подготовки к классному часу я попросила вас высказать свое представление о добре и зле и закончить предложение “Добро(доброта) – это…

И вот что из этого получилось.

Я попрошу каждого найти свое высказывание и озвучить его.

ДОБРО –

  1. Это что-то светлое и хорошее, это то, что людей заставляет радоваться;
  2. Это свет и тепло; это то, что побеждает зло;
  3. Это то положительное, что идет от тебя к другим людям;
  4. Это частичка счастья;
  5. Это то, что очень необходимо людям и без чего их жизнь становится хуже;
  6. Это когда все люди живут в мире, когда в душе человека только радость и счастье;
  7. Это когда люди помогают нуждающимся, кормят бездомных собак и кошек, когда теплые мамины руки гладят тебя перед сном;
  8. Цвет у добра оранжевый, белый, сиреневый; а музыка подходит медленная, ласковая, нежная.

ДОБРОТА –

  1. Это счастье, а счастлив ты тогда, когда творишь добро;
  2. Это стремление человека делать добро , это отзывчивость, это любовь к ближнему;
  3. Это бескорыстная помощь людям;
  4. Это бумеранг, который всегда возвращается с удвоенной силой, если дарить его всем;
  5. Это согласие воли с совестью.

Спасибо вам, ребята! Какие прекрасные высказывания у вас получились! И я искренне надеюсь, что вы писали это своим сердцем. А это значит, что вы счастливые люди. Ибо, как утверждает Дидро, “ самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей”.

ДОБРОТА

Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займешь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.

Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом не изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.

(А.Дементьев).

А теперь давайте познакомимся со взглядами выдающегося советского педагога и мыслителя В.А.Сухомлинского.

- В чем источник человечности, по его мнению?
- Что значит жить в коллективе?

Готовясь к классному часу, вы получили еще одно задание: нарисовать абстрактный рисунок на тему:“ ДОБРО…Какие ассоциации вызывает у вас это слово?”

Мы сейчас увидим это на доске. А я попрошу каждого прокомментировать свой рисунок.

(РАБОТА С РИСУНКАМИ)

Спасибо вам за такие светлые и радостные ассоциации.

Добро бескорыстно и обладает чудодейственной силой. Спешите делать добро. Ведь что посеешь, то и пожнешь…

СТИХ ”ДОБРО ВСЕГДА К ДОБРУ”.

Тот ищет проку в замысле преступном,
А этот счастье силой взять решил,
Но зеркала приставлены к поступкам;
К тебе вернется то, что совершил.

Недобрый взгляд такой же взгляд встречает,
И на лету наткнется нож на нож.
Как эхо тем же словом отвечает,
Так в жизни – что посеешь, то пожнешь.

Зло любит жить роскошно и удобно.
Добру и в этом далеко до зла.
Но даже в смертный час добро способно
Дарить надежды и рождать дела.

Добро найдет нас в трудную минуту,
Придет, когда его уже не ждешь.
Ты сам спеши добро нести кому-то,
Ведь что посеешь в людях, то пожнешь.

(А. Дидуров)

Да, действительно, сотвори добро, и оно придет к тебе.

Под таким девизом мы с вами жили до сих пор и, я надеюсь, будем жить и дальше.

Но мы живем в мире не всегда добром. И злые люди будут периодически встречаться на нашем пути.

- Можно ли изменить злого человека?

Представьте себе ситуацию, что вас оскорбили,унизили, вы встретились лицом к лицу со злым человеком. Ваши действия?

Русский историк В.О.Ключевский сказал:” Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.”

- Согласны ли вы с таким высказыванием?
- А что легче, делать добро или быть добрым человеком?

Посмотрите отрывок из романа М.Булгакова“Мастер и Маргарита”.

Появляется Воланд.

- Какой прекрасный город! (Вбегает Левий Матвей, ища глазами кого-то). Ба! Менее всего было ожидать тебя здесь. Ты с чем пожаловал,незваный, но предвиденный гость?

Л.Матвей: Я к тебе, дух зла и повелитель теней (недружелюбно)

- Если ты ко мне, то почему не поздоровался со мной?
- Я не хочу, чтобы ты здравствовал
(дерзко).
- Но тебе придется примириться с этим. Не успел ты появиться, как уже сразу отвесил нелепость. И я скажу тебе, в чем она – она в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: “Что бы делало твое ДОБРО, если бы не существовало ЗЛА? И как бы выглядела Земля, если бы с нее исчезли тени?”

Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

- Как же уживаются добро и зло?

В заключение позвольте дать вам несколько мудрых советов на каждый день словами великих людей:

- Уважайте себя, если хотите, чтобы вас уважали (Грасиан);
- Помните, что раскаиваться хорошо, но не делать зла еще лучше
 (Флобер);
- Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе
(Сенека Младший);
- Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях
(Л.Н.Толстой);
- Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни
 (Эмерсон).

- Каждый из вас тоже может дать другим добрый совет. (Дети называют по одному высказыванию)

- Я благодарю всех за участие в мероприятии.Надеюсь, что вы вынесли для себя что-то важное и необходимое.

И я предлагаю закончить нашу встречу красивой доброй песней.

Все исполняют песню “ЗЕМЛЮ ОБМОТАЛИ ТОНЕНЬКИЕ НИТИ” (сл. М.Пляцковского, муз. Е.Птичкина)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательское занятие "О профессиях и трудолюбии"

Воспитательское занятие для детей младших школьников. Расширяет кругозор воспитанников, способствует развитию памяти, внимания, мышления....

Развитие творческих способностей как средство коррекции недостатков познавательной сферы, на воспитательских занятиях обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида

Творчество развивает воображение, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. На воспитательских занятиях дети приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённо...

Самоанализ воспитательского занятия ""Радостная осень"

Самоанализ воспитательского занятия на тему "Радостная осень" во 2 классе....

Воспитательское занятие "В гостях у Аленушки"

Материал содержит конспект занятия и презентацию к занятию....

Воспитательское занятие "Люби книгу"

Воспитательское занятие...

Методическая разработка воспитательского занятия "Моя Родина"

На занятии ребята смогут познакомиться с символикой Российской Федерации, узнать о происхождении слова "Родина". На занятии прививается любовь к Родине....

"Наркотики - путь в бездну" - воспитательское занятие

Беседа по профилактике наркомании среди подростков...