Воспитательское занятие "В гостях у Аленушки"
методическая разработка (6 класс) на тему

Рындюк Юлия Владимировна

Материал содержит конспект занятия и презентацию к занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_alenushki.rar2.55 МБ

Предварительный просмотр:

ГОУ Омской области «Нововаршавская коррекционная (специальная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

«В гостях у Аленушки»

Воспитательское занятие по творчеству В.М. Васнецова для учащихся 6 класса

Воспитатель: Рындюк Ю.В.

2009

Цель занятия: 

  1. познакомить учащихся с творчеством великого художника В. М. Васнецова;  

Оборудование: выставка книг с иллюстрациями В. М. Васнецова; подборка картин художника: презентация к уроку.

Ход занятия.

I. Организационный момент

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Он посвящен Виктору Михайловичу Васнецову – художнику сказочнику. Мы познакомимся с творчеством великого художника.

II. Сценка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Рассказчик

Жили в Тридевятом царстве,

В Тридесятом государстве

За Кудыкиной горой

Брат со старшею сестрой.

Год прошел и две недели,

Как они осиротели,

А наследства-то всего –

Дом и больше ничего!

Да и тот на ладан дышит –

Провалилась в подпол крыша,

И осталась мышь стеречь

Две стены, плетень и печь.

Нечего им стало кушать,

И Аленушка с Ванюшей,

В город собрались пойти

И работу там найти.

Из-за деревьев слева появляется Аленушка с Иванушкой. Они медленно идут направо.

Аленушка  

Трудно детушкам жить без батюшки,

Кто накормит их, кто заступится?

Не к кому им, бедным, без матушки,

Приласкаться да приголубиться.

А без батюшки да без матушки,

Без заботы их, без участия

Пропадут и вовсе ребятушки,

И не будет в жизни им счастия!

Слева из-за деревьев появляется корова, пробегает по лугу и скрывается за деревьями справа. Иванушка догоняет сестру и дергает ее за рукав. Они останавливаются.

Иванушка

Ой, Аленушка, сестрица,

Пить хочу!

Иванушка наклоняется к земле.

Аленушка (испуганно)

Стой! Ты куда?

Кто пьет воду из копытца,

С тем случается беда!

Превратишься ты в теленка,

Будешь говорить: «Му-му!»

Иванушка

Очень пить хочу, Аленка!

Аленушка

Потерпи!

Иванушка

Ну почему?

Аленушка

Вот дойдем мы до колодца…

Иванушка

А колодец далеко?

Аленушка

Там он, где заходит солнце!

Иванушка

Но ведь солнце высоко.

Аленушка и Иванушка скрываются за деревьями справа и через некоторое время снова появляются из-за деревьев слева. Мимо них пробегает лошадь.

Иванушка

Вон, под кустиком, водица!

Иванушка бросается вперед, Аленушка его хватает за рубашку.

Аленушка (испуганно)

Ванечка, нельзя туда!

Кто пьет воду из копытца,

С тем случается беда!

Превратишься в жеребенка,

Будешь по полю скакать.

Иванушка (жалобно)

Ну, пожалуйста, сестренка,

Что ж теперь мне – помирать?

Аленушка и Иванушка идут дальше. Мимо них пробегает коза.

Иванушка

Ну, пожалуйста, сестрица!

Разреши. Ну, можно, да?

Иванушка наклоняется к земле.

Аленушка

Кто пьет воду из копытца,

С тем случается беда!

Превратишься ты в козленка…

Иванушка

Ну, и ладно! Ну, и пусть!

Иванушка исчезает, вместо него появляется козленок.

Козленок (в ужасе)

Ме-е! Спаси меня, сестренка!

Быть козленком я боюсь!

Аленушка гладит козленка по голове.

Аленушка (плача)

Что ж ты натворил, Ванюша,

Как же нам с тобою быть?

Зря меня ты не послушал,

Ведь нельзя из лужи пить!

Ты не бойся, я не брошу,

Братца Ваню никогда!

Что ж ты сделал, мой хороший?

III. Работа по картине Васнецова «Аленушка»

Репродукция картины В. М. Васнецова “Аленушка

- Картина называется “Аленушка”. Написал ее художник Виктор Михайлович Васнецов. Художник написал “Аленушку” под впечатлением известной народной сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее.

- Вспомните, о чем рассказывает русская народная сказка? Кто ее герои? Какое зло приключилось с ними? Ответы детей.

Кто изображен на картине?

(На берегу озера, на камне, сидит, задумавшись, девушка.)

- Есть ли в сказке то, что изображено на картине В. Васнецова? (Нет, в сказке по берегу пруда бегал козленочек и жалобно звал сестрицу, а Аленушка лежит на дне пруда с тяжелым камнем на шее. Картина не соответствует сюжету сказки.)

- В. Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо, сироты.

- Как изображена Аленушка? Что можно сказать о выражении лица, настроении, о ее одежде

 - (Аленушка изображена почти в центре картины. Лицо ее выражает тревогу, печаль. Особенно ярко выделяются на нем глаза. Аленушка смотрит на воду, но как будто не видит ее. Чувствуется, что девушка чем-то озабочена, она грустит. Одета девушка очень просто, бедно: на ней старый пестрый сарафан и голубая кофточка..)

- Что делает девушка?

(Она босиком сидит на камне. Аленушка положила голову на колени.)

- Какие чувства вызывает она у вас?

(Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна со своею печалью в темном лесу на берегу озера).

- Какие краски использует Васнецов для изображения Аленушки?  (Серо-голубые для одежды; светло-розовые для лица и рук, для рисунка на сарафане; зеленые различных оттенков: от светлого до темно- зеленого, почти черного.)

 Представьте себе, что  у  меня пропали некоторые слова,часть слов утеряна, и мы должны их восстановить.

Аленушка убежала из дома в (……) лес, к (……) омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет (……) заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на (……..) воду омута. (……..) природа перекликается с тоской девочки. В (…….) молчании застыли вокруг (…….) березки и осины. (……..) листья тихо падают на (………) поверхность пруда. Ласточки сочувствуют Аленушке и своим (……..) щебетанием как бы стараются успокоить ее.

Аленушка убежала из дома в дремучий лес, к глубокому омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет вечерняя заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на холодную темную воду омута. Тихая и грустная родная природа перекликается с тоской девочки. В печальном молчании застыли вокруг тонкие молодые березки и осины. Желтые листья тихо падают на зеркальную поверхность пруда. Ласточки сочувствуют Аленушке и своим нежным щебетанием как бы стараются успокоить ее.

IV часть Творчество В.М.Васнецова

Воспитатель. В детстве В. М. Васнецов слышал много рассказов, песен, сказок, пословиц и поговорок. Художник верил в будующую хорошую жизнь. Для В. М. Васнецова мир сказки – это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты. Полюбуйтесь иллюстрациями

Экскурсовод: В.М. Васнецов. «Ковер-самолет» В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой - победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Земля отходит ко сну.

«Иван-Царевич на Сером Волке.»Среди старых  деревьев, похожих на великанов, обнявших друг друга за плечи, несётся огромный косматый зверь. (Художник писал его с настоящего волка, которого приводили в мастерскую.) Под ногами у зверя открытая вода — то ли озеро, то ли болото — с кувшинками. Волк парит над этой водой, распластавшись в прыжке. Ясно, что следующий прыжок он сделает, оттолкнувшись от воздуха...На спине волка — царевич и прекрасная царевна, которую он выкрал у её отца. Царевич тревожно озирается, ожидая погони. Девушка в страхе прижалась к своему похитителю и закрыла глаза. Нежность, с которой она склонила голову ему на плечо, и бережность, с которой он обнимает её, говорят о взаимной симпатии похитителя и пленницы, способной перерасти в более серьёзное чувство.                                

Воспитатель. Художник показывает, что русский человек способен преодолеть все трудности и добиться своего счастья. В народных сказках хорошие добрые люди всегда выходят из беды: им помогают звери, птицы, природы. Народ сам видел и пережил много горя, поэтому сочувствует людям, попавшим в беду. Художник любит своих героев – молодых, неопытных, доверчивых, скромных .

Подберите нужную картину к поговоркам.

VI. Итог

Воспиатель. Художник, написавший эти картины – В.М. Васнецов (1848 – 1926) провёл своё детство среди дремучей природы Вятской губернии. Он родился в селе Лопьял (Уржумский уезд). Его отец, сельский священник, не создал своим сыновьям (брат Виктора Михайловича тоже стал художником) препятствий к дружбе с их сверстниками – крестьянскими подростками. В детстве Виктор Михайлович слышал много рассказов, песен и сказок о разных чудесах, о русских богатырях и их подвигах. Его картины ещё долго будут радовать нас.

Назовите какие картины вы запомнили

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательское занятие "О профессиях и трудолюбии"

Воспитательское занятие для детей младших школьников. Расширяет кругозор воспитанников, способствует развитию памяти, внимания, мышления....

копилка воспитательских занятий

здесь собраны занятия для младших школьников...

Развитие творческих способностей как средство коррекции недостатков познавательной сферы, на воспитательских занятиях обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида

Творчество развивает воображение, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. На воспитательских занятиях дети приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённо...

Самоанализ воспитательского занятия ""Радостная осень"

Самоанализ воспитательского занятия на тему "Радостная осень" во 2 классе....

Открытое воспитательское занятие «В гости к мылу».

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья....

Самоанализ воспитательского занятия «В гости к мылу»

  Конспект занятия: «В гости к мылу» был разработан в соответствии с рабочей программой и с возрастными, психическими и индивидуальными особенностями детей.    Н...

Конспект развлечения "В гостях у Аленушки"

конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста...