Деловая игра "Путешествие в мир профессий"
методическая разработка по теме

В игровой форме воспитанники представляют различные профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_puteshestvie_v_mir_professiy.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в мир профессий

Деловая игра

Разработала воспитатель речевой шк.-интерната №22

Бакшеева Н.Д.

Кемерово - 2008 г.


«Хорошее слово – работа,

Хорошее дело – работа.

Кровь молодо носится в жилах,

Рубашка влажнеет от пота.

И, честное слово, стоит,

Почувствовав силу в руках,

Неважно – копая иль строя,

Работать на полный размах.»

Деловая игра

Путешествие  в мир профессий

Цели и задачи

  1. Знакомство с миром профессий и профессионалами города.
  2. Формирование представлений о требованиях к различным профессиям.
  3. Изучение учащимися своих психологических особенностей, соотнесение их с требованиями к выбранной профессии.
  4. Развитие умения планировать свое будущее.
  5. Коррекция и развитие индивидуальных способностей учащихся.

План подготовительного периода

  1. Чтение и обсуждение книги Е.Мушкиной «Восемь моих профессий».
  2. Игра – тестирование «Открой для себя собственное «Я»».
  3. Беседа «Профессия и специальность - понятия разные».
  4. Конкурс рисунков «Работа всякая нужна, работа всякая важна».
  5. Речевой час. «Почему так говорится?» (Пословицы, поговорки и меткие выражения о труде.)
  6. Индивидуальная работа «Сделаем выбор» по книге Прощицкой Е.Н. «Практикум по выбору профессий».
  7. Сбор информации о профнамерениях детей и планах родителей (Анкетирование)
  8. Дидактические игры: «Работай над собой». «Развивай свои способности».
  9. Конкурс рефератов «Профессии, которые мы выбираем».
  10.  Подготовитель сценки: «Мудрый гвоздь», «Веселое гадание» (Предсказание профессиональной судьбы)
  11. Экскурсия в Музей Трудовой Славы.

Почему так говорится?

  1.  Дело мастера боится.
  2.  Без дела жить – только небо коптить.
  3.  Зеркало человека – его труд.
  4.  Кто любит труд – того и люди чтут.
  5.  Хвала рукам, что пахнут хлебом.
  6.  Каков мастер, такова и работа.
  7.  Дело учит, и мучит, и кормит.
  8.  Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
  9.  Не учась и лаптя не сплетешь.
  10.  Слаще всех плодов – плод  своего труда.
  11.  В речах соловьи, а на деле – глухари.
  12.  Силы как у быка, а работы как у воробья.
  13.  Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  14.  Каков у хлеба, таков и у дела.
  15.  Рабочие руки не знают скуки.
  16.  Каков рыболов, таков и улов.
  17.  Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
  18.  Ремесло – кормилец.
  19.  Труд человека кормит, а лень портит.
  20.  Какова пряха, такова на ней рубаха.
  21.  Работает как Демид – весь день на солнышке лежит.
  22.  Речи, что снег, а дела, что сажа.
  23.  Что посеешь, то и пожнешь.
  24.  У лентяя Федорки – всегда отговорки.
  25.  Не сиди сложа руки – не будет скуки.
  26.  Не спеши языком – торопись делом.
  27.  Семь раз примерь, один отрежь.
  28.  Сразу всему не научишься.

Запомни это!

  1. «Книгу переворошив,

Намотай себе на ус –

Все работы хороши

Выбирай на вкус!»

  1. «Пусть труд тяжел,

Пусть льется пот с лица –

Тем радостней,

Когда все сделал до конца»

  1. «…Золотое звание «умелец»

Я считаю вышк всех наград.»

  1. « Всякий труд становится искусством

В умных и внимательных руках»

  1. «Закон рабочего не забудь;

     Стыдись работать как-нибудь.»

  1. С мастерством люди не родятся,

     Но добытым мастерством гордятся.»

  1. «Всегда найдется дело для умелых рук,

     Если хорошенько поглядеть вокруг.»

  1. «Вот космонавт,

     Вот музыкант,

     Вот повар,

     Вот строитель.

     Но кто же

     Всех их выучил?

    Их выучил

    Учитель.»

  1. «Всякое дело человеком ставится.

     Если ты свое дело знаешь, если ты до самой глубокой глубины в него                      

     проникаешь, тогда и людям от твоих трудов польза и самому радость.»

Словарная работа

Профессия, профессионал, цветовод-декоратор, сварщик, повар, фотограф, охотовед, слесарь-сборщик, столяр, лесничий, пекарь, крановщик, продавец, каменщик, милиционер, шлифовщик, взрывник, парикмахер, штукатур, дюбель, вытешу, прошлямбурю.

Ключевые слова для:

СВАРЩИКА

Железнодорожный, швов, швах, братцы, полтора. Соединений, представляете, рассыплются, катастрофа, межпланетный, станция.

ПАРИКМАХЕРА

Модельер, истинная, высших, вычурность, стремиться, соответствовала, темперамент, удовольствие.

ПРОДАВЦА

Косметические средства, эффективность, средства, научно-исследовательский, косметологический, косметологический, сыпь, тинейджер, менеджер, профилактика, тысячелистник, хлорофилл, экстракт, саргассум, помыслы, кислотно-щелочной баланс, намерения.

СЛЕСАРЯ-СБОРЩИКА

Авиационный, посторонний, частица, институт, чувствовать, образовывать.

СТОЛЯРА

Ремесло, стамеска, табуретка, шпунтовать, фанеровать, превзашел.

ПРЕДСКАЗАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО

Стихия, училище, институт, профессия, милицейская, разбредутся, навсегда, оформитель.

Оформление помещения

В зале, где проходит «Путешествие в мир профессий» - стенды: «Открой для себя собственное «Я»», «Работай над собой», рисунки ребят на тему «Работа всякая нужна, работа всякая важна», информация о профнамерениях детей и планах родителей (результаты анкетирования), рефераты учащихся «Профессии, которые мы выбираем».

А также оформлены: уголок «Салон красоты», отдел товаров «Косметические средства». Здесь же - выставка книг о выборе жизненного пути, о профессиях. На стенах План-карта города и транспоранты: «Всякий труд становится искусством в умных и внимательных руках», «За любое дело берись умело», «Делу время, потехе час».

Зал украшен композициями из комнатных растений, сделанных ребятами.

Ход путешествия

Мы приглашаем вас, уважаемые гости, совершить с нами путешествие в мир профессий. Но прежде чем путешествие начнется, я должна всем сказать, что мы, конечно, готовились к этому путешествию. Во-первых, провели конкурс рисунков «Работа всякая нужна, работа всякая важна».

Здесь на стенде вы видите лучшие работы наших художников. Во-вторых, у нас прошел конкурс рефератов «Профессии, которые мы выбираем». В этом конкурсе победителей не оказалось, поскольку каждый реферат хорош по-своему. Мы собрали также информацию о профнамерениях детей и планах родителей (представлены результаты анкетирования). С этими материалами вы можете ознакомиться после нашего путешествия.

А ребят я прошу во время путешествия вести себя достойно, одним словом, так, как ведут себя воспитанные люди.

Итак, путешествие наше начинается. Чтобы оно было интересным, давайте с вами немного пофантазируем.

  1. Согласны?
  2. Да!
  3. Тогда включаем воображение и поехали.

(В роли людей разных профессий выступают сами ребята.)

 

Первую остановку мы совершим на строительно-монтажном предприятии «Коксохиммонтаж». Здесь работает много замечательных людей, и среди них выпускник нашей школы сварщик высокого разряда Александр Викторович Макаров. Вот он-то и поделится опытом своей работы. Пожалуйста, Александр Викторович, мы Вас слушаем.

  1. Все вы, конечно, видели железнодорожный вагон. Как думаете, сколько в этом вагоне сварных швов?

Так вот, запомните, братцы: в обыкновенном железнодорожном вагоне полтора километра сварных швов! 1500 метров. А в автомобиле «Лада» около десяти тысяч сварных соединений. Представляете? Я думаю, что сегодня весь мир держится, главным образом, на сварных швах. Это очень серьезно. Потому что, если представить себе на минуту, что все сварные соединения лопнули, то от нашего мира ничего не останется: обрушатся здания, мосты, подъемные краны, автомобили, тракторы; пойдут ко дну все корабли, упадут на землю остатки самолетов, вертолетов, спутников… Словом, катастрофа не имела бы границ. Сварщики немало дел и на дне морском понаделали. И при сооружении межпланетных космических станций без нашего брата никак не обойтись. Кладя руку на сердце, говорю: для меня нет важнее, интереснее и лучше работы, чем моя сварочная!

  1. Мы Вам очень благодарны, Александр Викторович. До свидания!

Следующее предприятие нашего города, на котором мы с вами побываем, Кемеровский электромеханический завод. Здесь тоже работают выпускники нашей школы. Обратимся с просьбой рассказать нам о своей работе к признанному на заводе мастеру, слесарю-сборщику Максиму Дмитриевичу Головко.

  1. Максим Дмитриевич, расскажите о самом ярком событии в вашей профессиональной жизни.

  1. Пришлось мне на авиационном заводе поработать. Собирал самолетные рулевые машинки. Ой, нелегкое это дело, скажу я вам. Подгоняешь все части друг к дружке так, чтоб волос между ними не пролез, а движение свободным оставалось. В корпус ни пыли, ни влаге, никакой посторонней частице ходу быть не должно… Вот работаешь, собираешь машинки, а нет-нет, да и подумаешь: такой маленькой штуковине двести человеческих жизней доверяется. Двести! Потому что без рулей какое может быть летание?

 Вот и делаешь свое дело, а в голове беспокойство: как бы надежнее, вернее, проще эту машинку отладить. Ведь за ней 200 живых душ.

Так вот, я лично, когда сборкой занимался, внес 12 предложений! Спросите для чего? Отвечу: чтобы дело шло лучше. И не удивляйтесь, пожалуйста, настоящий слесарь не может, как обезьяна, исполнять только заученную работу; настоящий слесарь думать должен, искать.

Между прочим, я это уже давно заметил, лучшие инженеры большей частью из слесарей выходят. Потому что этот народ до института еще рабочую смекалку приобретает, потому что руками железо чувствовать выучился, потому что материал с одного взгляда понимает…

Образованные руки очень даже хорошо голову образовывать помогают.

  1. Спасибо Вам, Максим Дмитриевич, за содержательный рассказ. После этих встреч так и хочется сказать: «Всякий труд становится искусством в умных и внимательных руках».

Однако путешествие наше продолжается и мы с вами побываем в Салоне красоты, который располагается в самом живописном уголке нашего города на площади  им. А.С. Пушкина.

Все вы, конечно, помните недавнюю выпускницу нашей школы Леночку Соловьеву. Да, да, ту самую… «Русалочку», «Пастушью сумочку», «Царевну несмеяну» и многих других персонажей, которых Лена сыграла на нашей сцене. Сейчас она не просто Леночка, а знающий свое дело мастер красоты Елена Ивановна Соловьева.

  1. Леночка, мы слушаем тебя.

  1. Выбор прически для каждого человека – вопрос очень важный. От решения его зависит внешний облик человека. Работа парикмахера совсем непростая. Во-первых, он обязан быть художником-модельером, умеющим отличить истинную красоту от вычурности, слепого, безумного следования моде. Во-вторых, мастеру надо не просто сделать прическу, а стремиться к тому, чтобы она соответствовала характеру и темпераменту человека. При этом необходимо также учесть длину, фактуру и цвет волос, форму головы. Особенности фигуры, пластику лица. Чтобы с помощью прически художественно оформить, выявить и подчеркнуть наиболее характерные черты человека. Для парикмахера очень важно уметь беседовать с людьми, находить общий язык с клиентом, понять его вкус. Еще с древности известно, что высших успехов в профессии достигает тот, кто получает удовольствие от своей работы. Поверьте мне, я это уже испытала.

(Далее проводится демонстрация причесок, сделанных самой Соловьевой Леной.)

  1. До свидания, Леночка, не забывай школу.

А мы с вами отправляемся на Мебельную фабрику объединения «Кузбассмебель». И своим жизненным опытом и опытом работы с нами поделится заслуженный столяр Иван Игоревич Зыков. Нет, он, к сожалению, не учился в нашей школе. Просто, когда Ваня Зыков рос, нашей школы еще не было. Послушаем самого Ивана Игоревича. Будьте добры.

  1. Все верно, и лечить людей надо, и звезды считать тоже надо, и атомами заниматься, и химией. Одобряю.

Есть у меня к вам только один вопрос: а думали ли вы, ребятки, с какого конца будете за свои дела браться? – Вижу, не думали. А зря! Об этом надо в первую очередь думать. Не маленькие уже. Я в другое время рос. Ни тебе кружков, ни тебе училищ, ни грамоты настоящей для нас тогда не было. По двенадцатому году без всяких разговоров отдали меня в люди к столяру. Бегал в лавочку, мастерскую убирал, клей варил. Хорошо, мне повезло, хозяин попался человек: не пил, не дрался, ремеслом своим с учениками делился. А мастер он был первой руки!

Сначала приучил меня доски строгать. Потом пилу в руки дал. Потом стамеску. За год научился я табуретки делать, а дальше больше: стал доски шпунтовать, замки резать, фанеровать. Помаленьку всю столярную науку превзошел.

И на простой этой работе гордость во мне появилась. Какая гордость?  За работу свою гордость. Неважно, что из моих рук вышло – пусть табурет или обеденный стол, все равно тяп-ляп не должно быть сделано. Вещь должна быть! Чтобы человек глянул, потрогал и сказал: вот это работа!

Моей работе теперь уже счету нет, столько я столов. полок там разных, буфетов в жизни своей переделал, и никто мне ни разу плохого слова не сказал. Только спасибо от людей слышал! Потому что повезло мне, ребятки, на свою, видно, дорожку в жизни попал.

  1. Всего Вам доброго, Иван Игоревич! Будьте здоровы.

А мы сейчас зайдем не надолго в известный в нашем городе торговый центр ЦУМ. Здесь много отделов с разными товарами. Посетить их все мы просто не успеем. Давайте остановимся в одном из отделов и попросим познакомить нас со своей работой Ольгу Павловну Ларикову. Да, она тоже училась в нашей школе и была активной участницей всех массовых мероприятий и членом Совета группы. Пожалуйста, Олечка.

  1. Добрый день! Я продавец отдела косметических средств, в которых нуждается каждый уважающий себя человек.

А знаете ли вы, что прежде чем получить доступ к вашей коже, все косметические средства проходят целый ряд испытаний на эффективность и безвредность? В научно - исследовательском косметологическом центре вся продукция подвергается кропотливому контролю и покупателям, т.е. вам предлагаются изделия с доказанной эффективностью. Вот, например, гель противовоспалительный «Тинейджер» - средство профилактики угревой сыпи у подростков. В состав геля входят: сок алоэ, травы чистотела и тысячелистника. Хлорофилл, экстракты полыни и зверобоя. Рекомендуется наносить гель на предварительно очищенную кожу утром и вечером.

Или вот шампунь «Саргассум» предназначен для ухода за жирными волосами и профилактики перхоти. Все вы наверняка знаете, что часто мыть голову вредно. А смягчающее действие шампуня «Саргассум» допускает частое мытье головы, не нарушая кислотно-щелочного баланса.

Мне моя работа очень нравится! И, если кто-то из вас имеет потребность в общении с людьми, способен мысленно ставить себя на место другого человека, понимает намерения, помыслы, настроения других людей, может хорошо помнить, держать в уме знания о составе и свойствах предлагаемых косметических средств, значит эта работа для вас!

Желаю вам удачи. До свидания.

  1. Спасибо Вам, Ольга Павловна. Мы желаем Вам трудовых успехов.

Вы заметили, ребята, как говорят наши выпускники? Какая у них речь? Молодцы! Даже не верится, что они когда-то учились в речевой школе.

Я вижу вы притомились. Давайте немного отдохнем.

Вашему вниманию представляется тоже немного фантастическая сценка «Мудрый гвоздь».

Мальчик пытается забить в кирпичную стену гвоздь, а у него ничего не выходит. И вдруг с удивлением он обнаруживает, что гвоздь-то оказывается говорящий.

  1. Пожалуйста, ребята!

Гвоздь – Не так бьешь! Бей по-нормальному – серединой молотка!

Мальчик – Не учи. Сам знаю. Ой!

Гвоздь – Достукался. А сейчас штукатурка посыплется.

Мальчик – Кто бы учил, только не ты.

Гвоздь – Мое дело сказать.

Мальчик – Ах, ч-черт! И правда, штукатурка отвалилась.

Гвоздь – А я что говорил! Не бей так, а то согнешь, злой мальчишка. Как человеку говорю, возьми лучше дюбель.

Мальчик – Помолчи! Ты!

 Гвоздь – Ну, ладно, ладно…разошелся…слушай. А ты что-нибудь придумай, голова-то у тебя есть?

Мальчик – Ну есть. Вроде сам не видишь…стой! А что, если я тебя все-таки вколочу. Знаешь как?

Гвоздь – Сначала выпрями.

Мальчик – Да выпрямлю, чего ты прицепился! Итак, сейчас я прошлямбурю дырку.

Гвоздь – Молодчина, а потом?

Мальчик – А потом вытешу из дерева пробку и туго вобью ее в эту дырку.

Гвоздь – А потом?

Мальчик – Суп с котом! А потом я вколочу тебя в деревяшку.

Гвоздь – Действуя, малыш! А ты, оказывается, не так глуп, как показалось вначале.

  1. А сейчас я устрою вам встречу с моим бывшим воспитанником, человеком, обладающим уникальными способностями читать мысли на расстоянии и предсказывать будущее.Пожалуйста, встречайте и знакомьтесь «Илья Ильич Черный».Я думаю, уважаемые гости и ребята, что вы понимаете, человек с такими способностями может работать только при абсолютной тишине.Чтобы вы убедились в способностях нашего гостя, проведем несколько пробных экспериментов. Позвольте мне, уважаемый Илья Ильич, быть Вашим ассистентом.

(Далее идут эксперименты.)

  1. Ну что, убедились? А теперь перейдем к главному. Кто из присутствующих гостей желает знать, с какой профессией предстоит ему связать свою судьбу? Есть желающие? Итак, внимание!

(Далее идет предсказание профессиональной судьбы для желающих. В роли предсказателя выступает заранее подготовленный ученик!)

  1. К сожалению, наш гость очень спешит и просит прощения. Давайте поблагодарим его за то, что он нашел время встретиться с нами. Но я вам обещаю, ребята, устроить встречу с Ильей Ильичем Черным еще раз.

А вы к тому времени подумайте хорошо, кем бы хотели стать. Помните, выбор профессии – дело очень серьезное. Посоветуйтесь с родителями. Учителями, воспитателями. Обратитесь за помощью к нашему психологу. Почитайте книги, которые мы рекомендуем. Одним словом, думайте. Работайте над собой, развивайте свои способности.

И наше путешествие в мир профессий на этом  не кончается. Следующее предприятие, на котором мы побываем, Кемеровский кондитерский комбинат, где работает мама нашего Патракова Алеши, Наталья Михайловна Патракова. Там мы познакомимся с профессией кондитера. Но это будет уже не сегодня.

Желаю всем всего доброго. До скорой встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

деловая игра-презентация "Мир новых профессий"

Деловая игра  «Путешествие в мир профессий»Авторы: Азарова О.А., Петрушина В.В.Цель: формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии; расширение предс...

Урок-деловая игра «Выбираем профессию»

На уроке моделируется ситуация деловой игры: ученики–претенденты на одну из вакантных должностей в музей им. М.А. Шолохова:художник, менеджер по рекламе, секретарь. Все три  должности в той или и...

ПРОГРАММА учебной дисциплины Деловая культура профессия 260807.01 Повар, кондитер

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалиффицированных рабочих и служащих  в соответствии с ФГОС СПО по профессии 260807.01 Повар, кондитер...

Деловая игра "В мире профессий"

Деловая игра – это имитационная модель, воспроизводящая реальные объекты и события, служащая средством эффективного усвоения полученных знаний и непосредственного перехода от учебы к практике.Деловая ...

Деловая игра "В мире профессий"

Конспект профориентационного мероприятия с обучающимися 6 классов....

Деловая игра «Выбор моей профессии»

Детско-родительская игра «Выбор моей профессии» является одним из этапов  работы по профориентации и служит одновременно началом боль­шой работы, которая совершает­ся уже не в...