Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие "Как на вольном на Дону"
    методическая разработка на тему

    Посвящено 75-летию Ростовской области. Проведено для учащихся 4 - 7 классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dobryh_gostey_vstrechaem.doc124 КБ

    Предварительный просмотр:

    государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат V вида г. Зернограда

    (ГКОУ РО школа-интернат V вида г. Зернограда)

    Внеклассное мероприятие:

     

    Проведено для учащихся 4 – 7 класов

    Учитель музыки: Полякова Е.Н.

    Учитель ИЗО: Устенко Л.А.

    г. Зерноград

    2012 г.

    Чтение стихотворения учащимися:

    Про Ростовскую область.

     

    Много разных краёв, областей,

    Много разных красивых мест,

    Много в округе каждом гостей…

    Все мне сразу не перечесть.

     

    Слышал я про Кубань, про Московскую,

    Про Иркутскую область читал,

    Слышал про Ленинградскую, Псковскую,

    Про Тамбовскую тоже слыхал.

     

    Все края, да в России прелестные,

    Да у них красота ведь своя.

    А мне всех же дороже чудесная

    Вся Ростовская область моя.

     

    В моей области много районов,

    Деревень, сел, да хуторов,

    Город, где живет больше миллиона,

    Да ещё несколько городов…

      

    Здесь поля – золотые просторы.

    Здесь подсолнухи ярки цветут.

    Здесь пшеницы донской просто море.

    Фрукты здесь на деревьях растут.

     

    Здесь луга, ковры словно, зелёные.

    Здесь леса, Дон, его берега.

    Здесь залив наш, озеро Солёное…

    Моя область мне вся дорога.

     

    Много здесь, на Дону светлых мест,

    Да просторны донские поля…

    Ты в России, на юге всём есть.

    Ты – Ростовская область моя!

    Ведущий 1: Родина - ёмкое и бесконечное слово, но это живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни ,кухня, обряды и традиции.

    Ведущий 2: Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь.»

    Ведущий 1: Сегодня наша встреча  посвящена нашей малой родине. Мы  совершим путешествие  в казачью станицу, познакомимся с жилищем казаков, их нравами, обычаями и музыкальной культурой.

     Казак:    Добрых гостей встречаем

                   Круглым пышным караваем.

                   Он на блюде расписном

                   С белоснежным рушником.

    Казачка: Каравай мы вам подносим,

                    Поклоняясь, отведать просим.

     Казак:   Земля отцов - твоя земля!

    Казак и казачка подносят каравай гостям. Звучит песня «Хлеб всему голова».

    Ведущий 2: А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные люди, удалые)

    Ведущий 1: Верно, донские   казаки  – народ  отважный, отчаянно смелый и непокорный. Со всех концов Руси бежали, скрываясь в безбрежных просторах, доведенные до отчаяния господами, боярами люди с неуютных земель Рязанщины, Псковщины, Киевщины… На тихой приветливой реке Дон селились те, кто пуще жизни ценил свободу.

    Ведущий 2: Какая река нашего края главная? Найдите и покажите реку Дон на карте.

    Ведущий 1: Ласково  казаки называют ее Тихим Доном? Как вы думаете почему? (За медленное течение народ назвал Дон Тихим. Скорость течения невелика – 0,5 м/с.)

    Ведущий 2:  А как еще называют Дон? (Вольный, Дон – батюшка)

    Ведущий 1: А знаете, ли вы, что Дон раньше назывался Танаисом. Древние греки строили поселения на его берегах. Послушайте любопытную легенду о названии реки:

    Когда–то эта река называлась Амазонской , потому что на её берегах жили амазонки. Однажды сын предводительницы амазонок, которого звали Танаис  утонул в этой реке. С тех пор стала называться Танаисом. Когда же на реке Танаис появились осетинские поселения, осетинское слово «дон», обозначающее «река» - постепенно вытеснило греческое «Танаис», - и теперь наша река зовется Доном.

    Ведущий 2:  На территории Ростовской области находится Археологический музей-заповедник "Танаис" - первый из археологических заповедников на территории России.

    Ведущий 1: Жители Донского края любят свою реку, летом купаются в ней и просто отдыхают на ее берегах, любуются красотой Дона-Батюшки. Это очень хорошее место для отдыха и рыбной ловли. Своей любимой реке казаки посвятили много песен. Послушайте песню «Казачий Дон»

    Звучит песня «Казачий Дон»

    Ведущий 2: Правый берег Дона возвышенный, на нем люди строили и строят города, селения. Левый берег – пологий. Здесь хозяйничает природа: много зелени, цветов, камыша, птиц.

    Ведущий 1: На берегах  Дона и появились первые селения казаков. На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных. И появились дома 2-х этажные. На первом этажа жили животные: коровы, овцы, куры, гуси; на 2-м этаже – люди.

    Ведущий 2: Если бы мы с вами перенеслись на 120 - 130 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно же, зашли в гости на казачье подворье. И нас обязательно встретили казак и казачка.

    Казак:     Есть у нашего народа
                     Вечные, особые черты –
                     Не берут ни годы, ни невзгоды,
                     Ни капризы ветреной моды –
                     От души они, от доброты.


    Казачка: Гость, войди!
                     Традиций не наруши!
                     И всегда чайку попьем
                     Всем известно казаков радушие
                     Хлебосольство и открытый дом.

    Ведущий 1: Ребята, обратите внимание казак и казачка встречают нас в традиционных казачьих костюмах.

    Основой мужского казачьего костюма были рубаха с прямым разрезом ворота, штаны-шаровары и папаха – головной убор. Рубаха шилась длиной почти до колен, с прямыми рукавами.  

             Любимым нарядом казачек были юбка и кофта - кубелёк. Старинный облик женского казачьего костюма объединял в себе элементы русского и татарского костюма.

    Ведущий 2:  А какими интересными словами была наполнена речь казаков в старину!

    Казачка: Вот, вы, ребята, знаете, что значит гутарить?

    Ведущий 2: Сопоставьте старинные слова с современными.

    Вечерять - ужинать
    Цибарка - ведро
    Завеска - фартук
    Курень - дом
    Банить – мыть
    Бедовая – шустрая
    Чувяки – тапочки, туфли
    Ошкарябать – поцарапать
    Кочет – петух

    Торбочка – сумка

    Жменя - горсть

    Посмотрите отрывок их кинофильма «Тихий Дон», где очень хорошо отражена жизнь казаков и их речь.


    Ведущий 1: Казаки были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.
    Казачьи  приметы:


    Казак: В понедельник казаки рубашку не переменяли: напасть будет


    Казачка: Нож подавать человеку лезвием значит мыслить тому человеку зло.


    Ведущий 1: А вот какие поговорки были у казаков:


    Казак: Казаком быть – не разиня рот ходить.


    Казачка: Гриб хорош белый, а казак умелый.


    Ведущий 1: А вы знаете казачьи поговорки?
    - Казачьему роду нет переводу;
    - Казачья голова, что под дождиком трава;
    - Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
    - Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
    - Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
    - Казак с конем и ночью и днем.


     Ведущий 2: Мы с вами столько поговорок  услышали о том, как казаки любили петь. Ни одно собрание казаков не обходилось без песен. Проводы на службу или встреча возвращающихся из похода казаков, свадьба, сборища друзей и другие события сопровождались песнями. Казачьи народные песни весьма разнообразны по жанрам. Назовите жанры казачьих песен. (Трудовые, походные, солдатские, лирические, свадебные, плясовые)

    КАЗАК ХОДИЛ НА ВОЙНУ

    На вольном. на синем, на тихом Дону
    Походная песня звучала.
    Казак уходил на большую войну,
    Невеста его провожала.
    - Мне счастья, родная , в пути пожелай,
    Вернусь ли домой - неизвестно,-
    Казак говорил, говорил ей: - Прощай!
    - Прощай! - отвечала невеста.
    Над степью зажегся печальный рассвет,
    Донская волна засверкала.
    - Дарю я тебе на прощанье кисет,
    Сама я его вышивала.
    Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою,
    За русскую землю сражайся.
    И помни про Дон, про невесту свою,
    С победою к ним возвращайся.

    Давайте и мы споем одну из походных  песен.

    Песня «Солдатушки, браво ребятушки» 

    Ведущий 2: Сюжеты казачьих песен и танцев подсказаны удивительной природой  родного края и образом жизни. Казачьи песни и танцы неизменно сопровождаются различными музыкальными инструментами.

    Посмотрите казачий танец на песню «Посею лебеду на берегу»

    Ведущий 1: Невозможно представить казака без коня, который являлся ему другом. При выезде казака из дома коня седлала и подводила к нему жена, приговаривая: « На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой». Она и встречала, коня расседлывала, при необходимости и следила, чтоб конь полностью остыл, прежде, чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.

    Ведущий 2: Послушайте песню «Ой при лужку, при лужку…» в исполнении казачьего кубанского хора.

    Песня «Ой при лужку, при лужку….»

    Ведущий 1: Жили казаки самоуправляющейся общиной – Казачьим кругом. Это народное собрание всего войска, получившее свое название оттого, что на этих общественных сходбищах, происходивших на открытой площади, казаки действительно представляли из себя круг, в котором стояли без шапок в, знак уважения к месту и случаю. На кругу выбирали атамана. Обратите внимание вы видите знаменитого атамана Всевеликого войска Донского Матвея Ивановича Платова  в окружении казаков.

    Атаману подчинялись беспрекословно. “Куда атаман глазом кинет – туда и мы кинем головы”, - говорили казаки.

    Звучит фрагмент песни «Любо, братцы любо»

    Ведущий 2: Поговорим о вооружении  казаков. Вооружение казаков в старину было разнообразным, поскольку каждый вооружался, чем мог. С 1834 года была введена шашка. Шашка- символ всей полноты прав у казака. В 17 лет юношу призывали на службу. Ему присваивалось звание «казак» и вручались шашка и шапка стариками, ушедшими со службы. Потеря шашки и шапки считалось большим позором.

    А теперь мы предлагаем вам отгадать загадки, которые приготовили вам казак и казачка.

    Казак:   Крепка, звонка, да отточена,
                  Кого поцелует, тот и с ног долой.
    (Шашка)

    Казачка:  Летит птица крылата,
                      Без глаз, без крыл,
                      Сама свистит, сама бьет.
    (Стрела)

    Казак:   Мал мужичок – костяная ручка. (Нож)

    Казачка:  На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло)

    Казак:   Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)

    Казачка:  Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подковы)

    Казак:   Погоны желтые, шашки острые,
                  Пики длинные, кони борзые,
                  Полем едут с песнями
                  Искать царю чести, а себе – славы! (
    казаки)

    Ведущий 1: Какими качествами должен обладать казак? ( сильным, смелым, ловким)

    КАЗАКИ                             Александр Рыбьев

    Сотня за сотней рассыпались в лаву,
    Сталью блистают клинки...
    Так добывали бессмертную славу
    Предки мои - казаки.

    Скачет на фланге веселый урядник,
    Пика прижата к бедру...
    И для него каждый бой словно праздник,
    Шашки свистя на ветру...

    С нами победа! Омыли копыта
    Кони в кровавой росе...
    Только печалью та радость повита,
    К семьям вернутся не все...

    Пусть над станицами и хуторами
    Небо хранит синеву.
    Да, земляки, я рожден между вами
    И рядом с вами живу.

    Ведущий 1:  Настоящий казак должен быть смелым, сильным, ловким. Все эти качества они воспитывали с детства. Казаки придумали много различных игр, которые помогали в приобретении различных навыков и умений.

    Донские казачата

    Мы донские казачата,
    Очень дружные ребята.
    Век готовы мирно жить,
    Дону - батюшке служить!

    Малышей не обижать,
    Славу предков умножать,
    Чтить законы казаков
    Каждый с юности готов.

    А без шашки и коня
    Не прожить нам даже дня,
    Ведь не зря все дончаки
    Дону – батюшке верны.

    Вот такие мы ребята –
    Все лихие казачата
    Век готовы в дружбе жить
    И Россией дорожить!

    Казак: Отдохнуть пришла пора,

       И сейчас без подготовки

       Начинается игра

      "Кто сегодня самый ловкий?"

    ИГРА- СОРЕВНОВАНИЕ "НАКИНЬ ПОДКОВКУ" (НАБРОСИТЬ    КОЛЕЧКИ НА СТЕРЖЕНЬ)

    Казачка:  Подходите ближе, пряхи,

                       Пряжу тките на рубахи.

                       Тот, кто нить длинней спрядёт,

                       Вот того подарок ждёт.

    ИГРА ДЛЯ ДЕВОЧЕК "НАМОТАЙ НИТКУ НА ВЕРЕТЕНО"

    Ведущий 1: Казаки любили ловить рыбу. Поиграем в игру «Поймай рыбку» и проверим кто же лучший рыбак.

    ИГРА «ПОЙМАЙ РЫБКУ»

    Ведущий 2: Пришло  время  подвести итоги. Нас ждет викторина:

    1. С какого времени юношу призывали на службу? (с 17 лет.)
    2. Как назывался командир, возглавляющий войско? (Атаман)
    3. Как называется холодное оружие, которым пользуется  казак на службе? (Шашка)
    4. Как в древности называлась река Дон?
    5. Почему Дон называют Тихим?
    6. Как называется жилище казаков?
    7. Что составляло основу мужского казачьего костюма? (рубаха, штаны - шаровары, папаха)
    8. Что составляло основу женского казачьего костюма? (кофта - кубелёк, юбка)
    9. К какому жанру относится песня «Посею лебеду на берегу» (плясовая)
    10.  Назовите струнные казачьи инструменты (балалайка)

    Ведущий 1: Учащиеся первых классов исполнят для вас танец с ложками.

    Удалые казаки

    Средь донских степных полей
    И кубанских ковылей,
    Где Кубань и Дон текут
    Казаки давно живут.

    Гордый и лихой народ
    Заслужил себе почет:
    Храбрость, мужество, отвагу
    На своих плечах несет.

    Честью с детства дорожат,
    Любят холить жеребят,
    Из лозы корзины вьют,
    Песни звонкие поют.

    Память предков охраняют,
    Веру в Бога почитают,
    И обычаи свои
    Сохраняют на Руси.

    Всех обычаев не счесть:
    Казаку превыше честь,
    Сабля – гордость казака,
    Не прожить им без коня,

    Без ухи и без добычи,
    Уж такой у них обычай.
    И готов любой казак
    За Россию постаять.

    Нет на свете плясок краше,
    Если вдруг казак запляшет,
    Если хором запоет –
    Удивит любой народ.

    Песня «А я млада» в исполнении педагогов школы.

    Ведущий 1: Наше мероприятие подошло к концу. Большое спасибо за внимание.





    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий литературно-музыкальной композиции "Город над вольной Невой"

    Этот сценарий мы использовали на праздниках для ветеранов....

    План-конспект открытого учебно-тренировочного занятия по вольной борьбе

    Обучение технико-тактическим действиям в стойке. Развитие взрывной силы, координации, выносливости.1. Совершенствование сваливания сбиванием разноименного плеча сверху-снаружи и туловища сбоку.2. Сове...

    внеклассное мероприятие по истории,посвященное 70-ию освобождения г.Калач-на-Дону от нем-фашистских захватчиков

    Внеклассное мероприятие по истории для 1-9 классов (допустимо и для 10-11 класов).Направлено на воспитьание чувства патриотизма,уважения к прошлому своей Родины,к своему старшему поколению,к подвигу н...

    РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

    РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

    Методическая разработка внеклассного занятия по литературе Тема: « М.А.Шолохов - гордость и слава Дона»

    Внеклассное мероприятие по литературе. Цель: Знакомство с биографией М.А.Шолохова, его произведениями, приобщение учащихся к  творчеству писателя....

    Внеклассное мероприятие "Слава Дона - в творчестве народа" (разработка)

    Внеклассное мероприятие "Слава Дона -  в творчестве народа" (разработка)...

    Внеклассное мероприятие "Покровская ярмарка на Дону" 8 класс

    в рамках фестиваля, посвященного истории родного края...