Урок внеклассного чтения. В краю Тихого Дона. 6 класс
план-конспект урока по краеведению (6 класс)

Оксана Викторовна Панфилова

Конспект урока о литературе, мифологии, истории донского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Панфилова Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы

Урок внеклассного чтения по литературе в 6классе

Тема: В краю Тихого Дона…

Цели:

  1. Познакомить учащихся с особенностями литературы, истории, языка, культуры и традиций Донского края.
  2. Развивать умения учащихся производить лингвостилистический анализ.
  3. Пробудить интерес к родному краю, любовь, гордость, патриотические чувства.

Оборудование  урока:

  1. Эпиграф к уроку:

Люблю свой край, простор родимый,

Станицы, рощи, хутора,

Широкий Дон, ковыль, гонимый

Низовым ветром до утра.

Сидишь, бывало, на кургане

И смотришь вдаль, как Тихий Дон

В каком-то сказочном тумане

Течет бесшумно под уклон.

                    В. А. Иванов

  1. Выставка книг донских писателей.
  2. Репродукции картин и фотографии Дона и его окрестностей, культурно-исторических памятников на Дону.
  3. Раздаточный материал: карточки с текстами для анализа (стихотворение А. А. Леонова "Возвращение на родину" и казачьей песни "За курганом пики блещут").
  4. Сборник казачьих песен.
  5. Стол с посудой из Донского фаянса.
  6. Словари: ( "Казачий словарь-справочник." В 3-х т., "Словарь русских донских говоров", Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. "Толковый словарь русского языка". Издание любое).

Темы для индивидуальных сообщений:

  1. Легенды о происхождении скифов.
  2. Амазонки.
  3. Савроматы (происхождение и обычаи).
  4. Древняя Русь: поход князя Игоря. ("Слово о полку Игореве".)
  5. Ростов-на-Дону – город легендарный.
  6. Исторический и фольклорный Платов.
  7. "Родине покинутой молюсь…" (Литература казачьего зарубежья).
  8. Донская земля – колыбель классиков мировой литературы (М. А. Шолохова и А. П. Чехова).

Целесообразно использовать 2 академических часа.

План урока.

I.         Организационный момент.

  1. Обращение к эпиграфу.
  2. Великий Дон.
  • С чего все началось? (Скифы, амазонки, савроматы; хазары).
  • Древняя Русь. Поход князя Игоря.
  • Легенды о городе Ростове-на-Дону.
  • Казачество (история, фольклор, литература).
  • Пушкин на Дону.
  • Сравнительный анализ стихотворения А. А. Леонова "Возвращение на Родину" и казачьей песни "За курганом пики блещут".
  • Казачье зарубежье.
  • Возрождение казачества в России.
  • М. А. Шолохов и А. П. Чехов.
  • Народные промыслы.
  • Современный Ростов-на-Дону (традиция и культура).
  1. Итог урока. (Размышления над эпиграфом.)
  2. Объяснение домашнего задания.

Ход урока.

  1. Организационный момент: сообщение темы и целей урока.
  2. Обращение к эпиграфу.

(Выразительное чтение отрывка из стихотворения В. А. Иванова "Любимый край".)

  • Поэт-эмигрант, казак Виктор Архипович Иванов так трогательно и проникновенно описывает "родимый край", рисует красоту Дона, называя его Тихим. Тихим назван Дон и в романе Михаила Александровича Шолохова, который тоже им восхищался: "Выйди на правый его крутой берег – как не запоет душа?!"
  • Что означает слово тихий?

       (Размышления ребят, затем обращение к "Толковому словарю русского языка" С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой: "Тихий. 1. Слабо звучащий, плохо слышимый. 2. Погруженный в безмолвие. Например, Тихая ночь. 3. Спокойный, не оживленный. Например, Тихий город. 4. Смирный, спокойный. Например, Тихая грусть. 5. Небольшой скорости, не быстрый.)

  • "Тихий Дон", т. е.  спокойный, "течет бесшумно", словно в "сказочном тумане". Что-то загадочное, волшебное, таинственное, сокровенное в этих словах поэта.
  • Чтобы понять, что же такое Дон, кто Он, давайте заглянем в историю, познакомимся с культурой и традициями прошлого.

III Великий Дон (страницы истории).

  1. – Донские мифы уносят нас на два тысячелетия назад, в те времена, когда Дон называли Танаисом, Азовское море – Меотидой, а огромные просторы Приазовья и Северного Причерноморья – Великой Скифской степью. Тогда люди внимали голосу свирели, чтили воинскую доблесть превыше богатства, верили в покровительство богов и самые нерушимые клятвы произносили огню.   (Иллюстрации: костюмы, утварь, быт.)

 (Сообщения учащихся (№1, №2, №3) сопровождаются фотографиями археологических находок, иллюстрациями.)

  • Греки осваивали Дон в VII в. до н. э. одновременно со скифами и савроматами.  Крупные поселения и торговый центр греков находились в районе современной станицы Елизаветинской. А позднее, в III в. до н. э., в устье Дона (тогда Танаис), недалеко от того места, где сейчас расположен хутор Недвиговка, греки построили свой город Танаис. Это был разноплеменной и многолюдный город с развитой торговлей и ремеслами. Город имел свое самоуправление и входил в состав Боспорского царства. На его месте сегодня находится археологический музей-заповедник "Танаис", в котором можно познакомиться с культурой и бытом тех далеких времен, пройтись по древним улицам, заглянуть в реставрированные жилища.         (Фотографии раскопок.)
  • В IV веке н. э. Танаис окончательно разрушен полчищами гуннов.
  • В VII веке на Дон пришли новые хозяева – хазары. Они основали свои поселения, построили крепость Саркел (сегодня она затоплена водами Цимлянского моря). Это был крупный торговый центр, связывающий Европу и Азию.
  • Киевская Русь начинает борьбу с Хазарским каганатом в IX веке, и после похода князя Святослава в Х веке на месте Саркел возник русский город Белая Вежа.
  • В ХII веке бескрайние донские степи заполнили кочевые племена половцев, совершавших набеги на Русь. Отпор им дал князь Киевский Владимир Мономах. В 1185 году совершен поход князя Игоря против половцев.           ( Сообщение  №4, подготовленное учеником.)

( Фотография. Памятник воинам Игоревой рати на Караул-горе в г. Белая Калитва.)

  • "Слово о полку Игореве" стало призывом русских князей к единению, прозвучавшем всего за несколько десятилетий до монголо-татарского нашествия. Однако этот призыв услышан не был, и в 1223 году на Нижнем Дону у реки Калки (Кальмиус) произошло сражение, в котором русско-половецкое войско было разгромлено монголами. Наступила эпоха Золотой Орды.             (Сообщение №5)
  • Донские степи стали называться Диким полем. Но жизнь здесь не замирала.  (Рассказ сопровождают казачьи песни: тихая музыка, являясь фоном повествования, создает особую атмосферу, передает "дух" казачества.)        С середины XVI века на Дону стали появляться казачьи городки. Хозяева Дона теперь – казаки. На южных границах появился надежный защитник. Непростые отношения складываются у казаков с Москвой. Однако по Указу Ивана Грозного донцам стали платить жалование, поставлять хлеб, мануфактуру, свинец, порох. Самоуправление Войска Донского было подлинно демократическим. Слово атамана – закон. Высоко ценились честь, достоинство, храбрость казака. Воровство и предательство считались самыми страшными преступлениями и карались, как правило, смертью. Казаки уважали старших (высший авторитет в Войске – советы стариков), чтили христианскую веру, были набожны. Русские цари пытались "приручить" казаков. Но непокорные донцы нередко "трясли" Москву. Восстания Степана Разина, Кондратия Булавина, Емельяна Пугачева оставили значительный след в русской истории.   (Сообщение №6)
  1. – Послушайте, пожалуйста, слова казачьей песни и скажите, что она вам напоминает:

За решеткой железной

В темнице золотой

Вскормлен в неволе

Орелик молодой.

Кровавую пищу клюет он под окном.

Клюет и бросает, сам смотрит в окно.

- Давай, брат, давай речь задумаем одну.

Давай, брат, давай из неволи улетим.

Туда, брат, туда, где синеют моря,

Туда, брат, туда, где светлеет заря,

Туда, брат, туда, где маменька родна.

           (стихотворение "Узник" А. С. Пушкина)

  • У Александра Сергеевича Пушкина много стихотворений, посвященных Дону и Северному Кавказу: "Дон", "Ответ Ф. Т. ", "Не пой, красавица, при мне", "На холмах Грузии", "Кавказ", "Обвал" и другие.
  • Однажды, спустившись к реке и увидев казаков, А. С. Пушкин подошел к ним, попросил их что-нибудь спеть. Они охотно запели походные песни, среди которых поэт услышал нечто знакомое. А. С. Пушкин узнал свои стихи. Но как их переделали певцы! Вместо абстрактного образа романтического узника появился образ реального казака, томящегося в турецком плену, тоскующего по родному Дону и милой маменьке. Может, в этот момент в его сознании родилась строчка, ставшая крылатой: "Нет, весь я не умру!"
  1. Лингвостилистический анализ.
  • Дон XIX века ярко представлен в творчестве художников слова, в том числе и наших донских поэтов, достойных особого внимания. Остановимся на творчестве  А. А. Леонова.
  • Алексей Алексеевич Леонов, уроженец Новочеркасска. Будучи влюбленным в природу родного края, прекрасно зная историю, фольклор, быт и нравы казачества, он написал около 150 стихотворений. Лиричность, патриотизм, дух дедовских заветов, пронизывающие все его творчество, сделали поэта популярным и чтимым всем казачеством. В 1886 году поэт написал стихотворение "Возвращение на родину". Созданное в традициях военно-песенного фольклора, стихотворение стало народной казачьей песней. варианты этой песни были записаны в разных уголках донского края фольклористами А. М. Листопадовым, Ф. В. Тумилевичем, И. Я. Рокачевым-Вешенским.

А. А. Леонов

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ

За курганом блещут пики,

Пыль несется, кони ржут.

И отвсюду слышны крики:

"Вон полки домой идут!"

Подошли… уж близко, близко!

Всколыхнулся ратный строй.

Поклонились Дону низко:

"Здравствуй, наш отец родной!"

А река кипит и блещет

И бурливою волной

И вздымается и плещет

С пеной на берег крутой.

"Что, кормилец, ты сердишься?

Али нас ты позабыл?

Али в нас ты не вглядишься?

Али нас ты разлюбил?"

"Не сержусь на вас я, дети! –

Шумно Дон проговорил, -

Нет, я рад, что Бог вас, дети,

Поздорову воротил.

А без вас мне грустно было:

Вспомянулась старина…

Вы пришли – не стало силы:

Слезы брызнули со дна".

ЗА КУРГАНОМ ПИКИ БЛЕЩУТ

           (казачья песня)

За курганом пики блещут,

Пыль клубится, кони ржут,

И повсюду слышно было,

Что донцы домой идут.

Подходили к Дону близко

И тотчас кивера долой,

Поклонились Дону низко.

Он волны донцам в глаза плещет,

Дон вздымается горой.

" Здравствуй, наш отец родной,

Дон-кормилец, Дон сердечный,

Или ты про нас забыл,

Или ты в нас не всмотрелся,

Или ты нас не узнал?" –

"Я не сердюсь на вас, дети, -

Шумно Дон проговорил, -

Я рад буду, мои дети,

Про здоровье вас спросить".

Стали Дон мы переправляться,

Дон вздымается кругом,

И в лицо, в глаза нам брызжет

И купает нас волной.

    ( Записана И.Я. Рокачевым-Вешенским в ст. Вешенской.)

    Вопросы и задания к анализу.

  • Каким представлен Дон в стихотворении А.А. Леонова и казачьей песне? Что общего? Чем отличаются? ( Образ Тихого Дона объединяет в себе представления донцев о родной земле,  доме; Дон – живой; умело используется олицетворение; эпитеты: "отец родной", "Дон-кормилец", "Дон сердечный".)
  • В чем идейно-художественная близость этих произведений?
  • В чем особенность языка стихотворения и казачьей песни? (В стихотворении широко используется поэтическая лексика: "отвсюду", "всколыхнулся", "вздымается", "вглядишься", реже диалект "вспомянулась"; в песне разговорные и диалектные слова преобладают над народно-поэтической лексикой: "про нас забыл", "в нас не всмотрелся", "не сердюсь", "про здоровье" и "вздымается"; однако, использование большого количества эпитетов придает песни особую поэтичность.)
  • На сколько существенны различия между стихотворением А.А. Леонова и народной казачьей песней?
  • Почему это стихотворение поэта смогло стать народной казачьей песней? (Размышления гимназистов.)
  1. Казачество ХХ века.
  • Начало ХХ века (история и литература). Сообщение №7.
  • 1990 год. Начало возрождения казачества. Состоялся первый организованный казачий круг. Атаманом избран Михаил Михайлович Шолохов, сын великого писателя.

(Сообщение №8. Иллюстрации, фотографии.)

- Каковы особенности языка казачества, мы можем узнать, обратившись к Словарю донских говоров. Интересно трактуется употребление слова казачий в словосочетаниях: "Казачий чулок.  Шерстяные чулки, обычно с узором.

                               Казачья вода. То же, что холодная.

                              Казачья каша.1. Рыбацкая каша с пшеном, рыбой или рыбьим жиром. 2. Каша из тыквы. 3. То же, что полевая (польская) каша."

( Иллюстрации, фотографии: казачий быт, костюмы; казачьи песни: музыка по-прежнему звучит тихо, приглушенно для создания фона.)

  1. Природа Дона. (Фотографии и иллюстрации с изображением донских степей, рек, в том числе и Дона; возможны и рисунки учащихся.)
  2. Народные промыслы.

Традиции народных промыслов уходят своими корнями в XV – XVI века. А зарождение керамики относят еще ко II – III веках до н. э., т. е.  период существования города Танаиса, основанного греками.

Семикаракорский фаянс славен сегодня на весь мир.(Обратить внимание учащихся на красоту, мастерство донских умельцев : стол, сервированный посудой из Донского фаянса.)

  1. – Чем славен Дон сегодня?

Развитие промышленности (завод "Сельмаш") и сельского хозяйства (зерно, кукуруза; виноградники – традиция со времен Петра I ); издревне на Дону занимаются коневодством ; образование и культура: Донская Публичная библиотека, система вузов, музеев, театров.

IV. Итоги урока.

      (Размышления над эпиграфом.)

  • Прочтем еще раз слова эпиграфа к уроку.
  • Что изменилось в вашем представлении о Доне теперь? Как вы воспринимаете эти строки?
  • Какие постоянные эпитеты характеризуют Дон?
  • Действительно ли он Тихий?! Можно ли сравнить Дон с Тихим океаном, столь же бескрайним, великим?
  • Ваши размышления…

 

  1. Домашнее задание.

        (Выполняется одно из заданий по выбору учащихся.)

  1. Выучить наизусть одно из стихотворений донских поэтов о родном крае.
  2. Написать свое стихотворение о Донской земле.
  3. Написать мини-сочинение "В краю Тихого Дона" или "Мой край любимый, край родной!"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ахмадулина Б.А. Поэзия изысканного вкуса": Презентация к уроку внеклассного чтения для учащихся 9, 11 класса

Презентация посвящена жизни и творчеству одной из замечательнейших поэтесс нашего времени - Б.А. Ахмадулиной. В презентации освещены вехи биографии Бэллы Ахатовны, основные сборники произведений, пере...

презентация к уроку внеклассного чтения "Благие намерения"(литература, 8 класс)

Презентация  создана в программе Microsoft Power Point. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и дает представление о д...

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе. «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/...

Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 9 классе на тему "Птица-Гогоь"

Конспект данного урока был разработан автором мини-сайта к открытому уроку по творчеству Н.В.Гоголя с целью дать учащимся дополнительную информаци. о  жизни и творческих этапах этого великого пис...

Урок внеклассного чтения по литературе в 7 классе.

Тема милосердия в рассказе А. Платонова «Юшка».Цели :Образовательные: 1. Научить учащихся анализировать, обобщать, используя стратегии    Критического   мышления.2.Систематизи...

Урок внеклассного чтения о войне в 7 классе

Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе для учащихся 7 класса«Осколки детского счастья» по произведению Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме»ЭпиграфКонечно, все это случилос...