Урок внеклассного чтения по литературе в 7 классе.
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Тема милосердия в рассказе А. Платонова «Юшка».

Цели :

Образовательные:

1. Научить учащихся анализировать, обобщать, используя стратегии  

  Критического   мышления.

2.Систематизировать знания учащихся, используя их жизненный опыт.

3.Формировать умения и навыки учащихся.

Развивающие :

 Развитие творческого мышления, умения анализировать, обобщать,   используя стратегии Критического мышления.

Воспитательные цели :

1.Вызвать сопереживание, сочувствие к судьбе Юшки; осознать необходимость сострадания; милосердия.

2.Вызвать негодование к любым проявлениям жестокости.

Оборудование: портрет А. Платонова, иллюстрации  к рассказу, текст рассказа      на отдельных листах, компьютер, проектор, презентация. 

 

                                                     Эпиграф:  «Я внезапно коснулся жизни обнажившимся сердцем».

                                                                                                                                                     А.Платонов.

 

 

Ход урока:

1.Вызов.

Что значит « обнажившимся сердцем»?

Как вы понимаете эти слова?

 

                                                                  открытое

                                                                    \\\\

                                           Обнажившееся сердце             \\\\чистое

 

                                                                    \\\\

                                                              незащищенное

 

 

2. Осмысление

1 Прогнозирование

  Прежде, чем мы узнаем о судьбе Юшки в рассказе Андрея Платонова,   попытаемся сами предположить, что с ним могло произойти.

Задание : придумайте сюжет рассказа, в котором встречаются такие слова : Юшка, худой, больной, злоба, жалость,  дети, взрослые, девочка – сирота, доброта, любовь.

 

Читаем 2-3 рассказа.

-У кого другой сюжет?

-У кого подобный?

-Кто еще хочет прочитать?

-Спасибо всем.

 

А вам не хочется проверить, близок ли ваш сюжет к действительному содержанию произведения?

2.Чтение с остановками.

 

1 оcтановка.

1. Как выглядел Юшка?

2. Какие черты подчеркивает автор?

3. У кого могут быть такие глаза?

4. Приходилось ли вам встречать таких людей?

5. Представьте, что вы Юшку встретили на улице. Что испытаете вы?

6. Итак , жалко, хочется помочь. А как дети относились к Юшке?

   Предположите.

 

2 остановка.

1. Как дети относились к Юшке?

2. Почему?

3.Как бы вы отнеслись к тому , что в вас бросают  мусор, оскорбляют, обижают?

4. Предположите, а как Юшка относился к детям?

 

3 остановка.

1.Почему  дети не слышали и не понимали Юшку?

2.Итак, дети обижали Юшку неосознанно, сами не ведали, что творили.

3. А взрослые? Предположите, как взрослые относились к Юшке?

 

4 остановка

1. Почему взрослые безжалостно били Юшку?

2. Предположите, кто в рассказе сочувствует Юшке?

5 остановка.

1. Итак, кто в рассказе  сочувствует Юшке?

2. Жалеет, сочувствует и…. желает смерти. Как это можно объяснить?

3. Действительно,  зачем Юшка живет? Чтобы страдать?

6 остановка.

1. О чем заставляет задуматься автор, когда мы читаем этот эпизод?

2. Хотели бы вы родиться Юшкой?

3 Почему, ведь он добрый, он любит все живое?

4 Что же не нравится вам?

5 Представьте себе, что будет,  если кто-то из вас на виду у всех пойдет   и  нарвет цветов на клумбе. (Нехорошо, конечно, но вполне возможно).

А если вы наклонитесь и будете  нюхать один цветок за другим, любоваться бабочкой, посадив  ее на ладонь?

Как отреагируют ваши сверстники?

(Засмеют).

Почему?

Но вернемся к нашему герою.

Что с ним могло произойти? Предположите.

7остановка.

Прав ли Юшка, говоря: «Мы все равны».

Может ли кто-то распоряжаться чужой жизнью?

Вывод.

Да, Юшка прав. Все люди рождены для  жизни и они равны. И никто не вправе лишать человека жизни, потому что она дана свыше. В рассказе нарушается одна из заповедей: «Не убий»!

Как вы понимаете слова столяра: «Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья?»

Вывод.

Нельзя одному человеку ставить себя выше других. И никто не вправе судить других людей. Тем более издеваться и убивать их только потому, что они кому-то не нравятся, что они не похожи на всех остальных.

Как вы  думаете, после смерти Юшки жить людям стало легче, веселее?

Предположите.

Значит, прав был Юшка, когда говорил, что люди любят его?

3. Дискуссия « Займи позицию».

  Даю утверждение: «Юшка был прав, когда говорил, что люди любят его».

 

Кто считает что ДА, Юшка был прав, займите правую сторону, НЕТ –левую.

 

На обдумывание даю 2 минуты. Каждый размышляет и записывает ответ на листочек, используя формулу «ПОПС».

Продолжим чтение текста.

Предположите, куда и к кому мог  уходить каждое лето Юшка?

8 остановка.

Как выглядела девушка?

На кого она похожа?

Но девушка ему не дочь, даже не родня. Что  же делает их похожими?

Как вы думаете, почему самое главное о Юшке люди узнали только после его смерти?

 

Вывод

В жизни так часто бывает: когда теряем человека, только тогда сознаем, как велика и тяжела утрата.

А людям, кто жил рядом с Юшкой, было стыдно за себя, за свое отношение к Ефиму Дмитриевичу.

Чему нас учит рассказ «Юшка»?

Вывод.

Андрей Платонов учит нас жалости и состраданию. Он учит нас любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему.  И видеть в каждом человеке равного себе, понимать его и любить.

Юшка умер. Важно то, что он оставил после себя .Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том, чтобы увеличивать добро на земле.

 

Подведение итогов.

Рефлексия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения. Приключенческая литература. 6 класс.

Серия иллюстраций к произведениям приключенческой литературы, русской и зарубежной....

Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по чтению художественной литературе: « Да здравствует мыло душистое!» Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр».

побуждать детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запомнить и выразительно прочесть стихи; формировать здоровый образ жизни....

Разработка к уроку внеклассного чтения по литературе 11 класс "Тема семьи в литературе второй половины XX в."

Материал предназначен учителю в помощь проведения урока внеклассного чтения 11 класс...

урок внеклассного чтения по литературе. 7 класс

Раздел литературы "Природа в лирике русских поэтов"...

Презентация для урока внеклассного чтения по литературе " Тема мести и великодушия в современной и классической литературе"

Данная презентация является методическим материалом для подготовки и проведения урока внеклассного чтения по литературе, а также классного часа на данную тему. Может быть использована и для подготовки...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения по литературе ,7 класс, "Книга, которая изменила жизнь"

Урок внеклассного чтения по литературе по произведению А.Платонова "Юшка"...