Научные забавы
методическая разработка по теме

Кий Вера Николаевна

Внеклассное мероприятие по физике "Научные забавы" можно проводить с учащимися любого возраста. Мероприятие разработано в форме игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_fizike_nauchnye_zabavy.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по физике «Научные забавы»

Цели:  В игровой форме обобщить знания учащихся по предмету, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, формировать умения учащихся применять изученный теоретический материал в новых ситуациях;

Пропагандировать науку физика с целью дальнейшего изучения предмета, расширить кругозор учащихся; Развивать коммуникативные способности учащихся.

Оборудование: плакат с эпиграфом  к мероприятию, высказывания ученых, помещены на доске, портреты ученых – физиков, материалы для показа опытов, викторина «Люди науки»,  кроссворды, ребусы.  Выставка «Физика в игрушках», созданная учащимися школы. Фишки участникам.

Высказывания:

  1.  «В задачах, которые ставит перед нами жизнь, экзаменатором является сама природа»  У. Сойер;
  2.  «Лишь тот умён, кто понимает, что не учен, что мало знает» Фирдоуси;
  3.  «Физика – наука понимать природу» Роджерс
  4. «Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись, лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет» Фирдоуси.

Эпиграф:  «Наука должна быть весёлая, увлекательная и простая» П. Капица

Ход мероприятия:

Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир науки физика, науки без которой не было ни одного изобретения, человек не смог бы подняться в космос, не вычислил бы расстояние до Солнца и планет, не смог бы общаться с другими людьми посредством телефона… Сегодня мы с вами в игровой форме применим ваши знания в новых ситуациях.

Есть у нас шестёрка слуг

Проворных, удалых

И всё, что видим мы вокруг,

всё знаем мы от них.

Они по знаку нашему

Являются в нужде.

Зовут их: как? И почему?

Кто? Что? Когда? И где?

Задание 1: Решите кроссворд и отгадайте слово самое главное для сегодняшнего мероприятия.

  1. Явление, посредством которого мы ощущаем запахи.
  2. Ученый-механик, математик. Установил правило рычага. Разработал способ поднятия воды в город с помощью винта, открыл и объяснил выталкивающую силу, действующую на тело в газах и жидкостях.
  3. Это материально, существует на самом деле, его можно накопить.
  4. Природное явление, бывает только там где огромное пространство, как моргнёшь, может исчезнуть. То, что кажется.
  5. Ученый, долгое время работал в институте ядерной физики, создавал атомную бомбу, атомные реакторы для электростанций.
  6. Выдающийся физик и астроном, проводивший свои опыты в г. Пиза в Италии, его труды продолжил Исаак Ньютон.

Назовите слово, которое является переводом слова физика. Фюзис-природа.

Д

И

Ф

Ф

У

З

И

Я

А

Р

Х

И

М

Е

Д

З

А

Р

Я

Д

М

И

Р

А

Ж

К

У

Р

Ч

А

Т

О

В

Г

А

Л

И

Л

Е

Й

Задание 2: «Сказка становится былью»

Девиз конкурса «Сказка ложь, да в ней намёк…»

Вызывается 3 человека, знающие русские народные сказки.

Какой аналог в современной жизни мы можем найти сказочным персонажам и вещам, предметам?

  1. Дудка-самогудка (радио, магнитофон)
  2. Волшебное колечко (компас)
  3. Скатерть-самобранка (столовая, ресторан)
  4. Топоры-саморубы (бензопила, электрическая пила)
  5. Ведра с водой у Емели (водопровод)
  6. Телега без коня у Емели (машина)
  7. Волшебная палочка (пульт управления)
  8. Живая вода (лекарство)
  9. Марья-искусница (ткацкие станки, швейная машинка)
  10. Ступа Бабы-Яги (самолёт, вертолёт)
  11. Яблочко на тарелочке (телевизор)
  12. Золотой петушок (радиолокатор)
  13. Перо Жар-птицы (прожектор)
  14. Белка – умница считает орешки (калькулятор)

Задание 3: «Перевёртыши»

Девиз конкурса «Зри в корень…»

Вызываются 4 человека, хорошо знающие русские пословицы и поговорки.

Назовите пословицу, соответствующую данной.

  1. Громче пара – выше леса (тише воды - ниже травы)
  2. Гладь дерево пока холодно (куй железо, пока горячо)
  3. Представился рыжиком – полезай из кабины (назвался груздем - полезай в кузов)
  4. Тащится как колбаса в воде (катается как сыр в масле)
  5. Не всегда в математике сахар (только в физике соль)
  6. Яйца весной не считают (цыплят по осени считают)
  7. Стоять на одном острове (идти за три моря)

Задание 4: «Весёлые вопросы»

Девиз конкурса «Учиться надо весело…»

Попробуй ответить на весёлые вопросы Григория Остера из его книги «Физика»

  1. Генерал нырнул в жидкость солдатиком и подвергся действию выталкивающих сил. Можно ли утверждать, что жидкость вытолкала генерала в шею?
  2. Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь?
  3. Где больший вес имеют солидные караси: в родном озере или на чужой сковороде?
  4. Правда ли, что тонна дерева тяжелее тонны железа на 2,5 кг?
  5. Назовите будильник времен Александра Македонского (петух)
  6. Назовите первый экипаж человека (коляска)
  7. Заменитель футбольного мяча (консервная банка)
  8. Гром и молния, днём и ночью, в любую погоду (кошка)
  9. Думающая машина (калькулятор)

Задание 5: «А ну-ка объясни»

Девиз конкурса   … Пора чудес прошла, и нам

                             Подыскивать приходится причины, всему,

                             Что совершается на свете.

Опыты:

  1. Сваренное яйцо проходит в горлышко бутылки из под молока.
  2. Поведение виноградинки, брошенной в сильно газированный напиток.
  3. Вынуть монетку, лежащую в блюдце, из воды, не замочив рук.
  4. Два провода из разных металлов, присоединённых  к гальванометру,  воткнуть в солёный огурец или яблоко.

Задание 6: «Конкурс физических загадок»

Девиз конкурса «Человек страшится лишь того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх»

Отгадай загадку и ответь на вопрос.

  1. Чего в шкаф не спрячешь? (Луч света)  Какого цвета белый свет?
  2. Крыльями машет, а улететь не может. (Ветряная мельница) Превращения каких энергий происходят при работе ветряной мельницы?
  3. Лежит на земле. Не закрасить, не завалить, не соскоблить. (Тень) Как получить тень разной длины от одной и той же палки?
  4. Что может в одно и то же время висеть и стоять, стоять и ходить, ходить и лежать, лежать и врать? (Время) Всегда ли время идёт с одинаковой скоростью?
  5. Не зная броду, смело лезу в воду. На большой глубине лишь по пояс мне. (Корабль) Как изменится осадка корабля при переходе из пресной воды в море?

Задание 7: «Исторический»

Девиз конкурса «Незнающие пусть научатся, знающие вспомнят ещё раз»  

  1. В чём сущность явлений? На это ответ искал сиракузский мудрец… (Архимед)
  2. Быстрей ли то падает, что тяжелей? И это проверить решил … (Галилей)
  3. Сложен мир из мельчайших частиц- так считал древний грек … (Демокрит)
  4. Космос, косметика – слова одного корня. Как вы считаете, при чём здесь Пифагор? (Он впервые назвал Вселенную – космосом – в переводе с греческого – украшенный мир)
  5. При раскопках в Перу был обнаружен аппарат, представляющий собой две высушенные тыквы, между которыми были натянуты растительные волокна. Предшественником какого современного аппарата, было это приспособление? (Телефон)

Задание 8: «Музыкальный»

Пока звучит музыка, найти как можно больше в песне физических явлений.

  1. Песня «Листья желтые»
  2. Песня «Люди встречаются»
  3. Песня «Колокола»
  4. Песня «У зеркала»

Задание 9: «Мы связаны»

Девиз конкурса «Владея опытом естественных наук, изучим всё, что есть в подлунном мире, тогда лишь станет ясным всё вокруг и пониманье человеческое шире»

  1. Химия:  Чем легче потушить пожар: водой или молодым вином? (Вином. В процессе брожения выделяется углекислый газ)
  2. Биология: в чём заключается самая большая экологическая ошибка в истории континента Австралия? (Ввоз кроликов, у которых не оказалось естественных врагов, они распространились и уничтожили деревья, которые являлись пищей животных этого континента)

Задание 10: «Физика в нашем доме»

Вызываются два ученика, по очереди называют физические приборы, находящиеся у них в доме. Выигрывает тот, кто назовет последним.

Учитель: Древнекитайский мыслитель Конфуций в 500 году до нашей эры сказал «три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, путь опыта – это путь самый горький» Изучая далее науку физика, мы будем и размышлять, и подражать ученым, и делать выводы из опытов. И нет разницы, каким образом получены знания, главное, они получены. Я надеюсь, что после сегодняшней игры вам захочется самим самостоятельно проделать какие-то опыты, задуматься над теми явлениями, которые происходят в природе и объяснить их на основе знаний нашей науки и самое главное, вам захочется получать всё новые и новые знания: будь то на уроках физики или читая дополнительную литературу.

Я хотел бы знать глубины

В океане мировом,

Видеть мир с высот орлиных

Всем разумным существом.

До конца проникнуть в чудо

Вещества и бытия

И незримо быть повсюду

Со своим разумным «Я»,-

Чтобы в космосе бескрайнем

Всех светил увидеть свет,

Созерцать с восторгом тайны

Дальних звёзд и их планет.   (Л.Л. Чернышёв

Подведение итогов игры. Награждение самых активных участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное мероприятие "Осенние забавы"

Общешкольное спортивное мероприятие для учащихся 1-9 классов в сельской малокомплектной школе. ...

Ознакомление с лексикой "Зимние забавы детей".

Презентация для ознакомления с лексикой " Зимние забавы детей". В конце презентации, на последнем слайде, мини-тест на первичное запоминание лексики....

зимние забавы

игра на 23 февраля (на улице)...

Рабочая программа "Научные забавы"

Рабочая программа  " Научные забавы" предназначена для внеурочной деятельности и расчитана на возраст учащихся 5-6 класса. Программа включает в себя тематическое и календарно-тематическое планиро...

Международная Олимпиада по истории авиации и воздухоплавания им. А.Ф. Можайского Историко-исследовательская работа " Бумажный самолетик- детская забава и научные исследования"

Бумажные самолётики были всегда, и дети всех поколений играли в них. Простой бумажный самолетик доставляет огромную радость, независимо от его формы и времени полета. Большая часть людей совершенно ув...

Обобщение опыта работы по теме "Междисциплинарная кейс -технология для школьников , направленная на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы научного исследования , формировать функциональную естественно-научную грамотность."

Материал составлен на основании многолетнего опыта работы учителя, с учетом современных требований к знаниям учащихся. Все задания прошли практическое применение на уроках биологии, на практическоих з...