Рабочая программа "Научные забавы"
рабочая программа (5 класс) по теме

Рабочая программа  " Научные забавы" предназначена для внеурочной деятельности и расчитана на возраст учащихся 5-6 класса. Программа включает в себя тематическое и календарно-тематическое планирование.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_nauchnye_zabavy.docx42.37 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме

«Научные забавы»

для _____5______ класса                                                          

                                     Срок реализации программы __2013-2014 учебный год                  

                      Согласовано

на заседании методического объединения

                                             протокол  № _______  от

                                                        «_____»  _____________  2013 г.           

                                     Учителя физики и математики

Терешковой Татьяны Ивановны

высшей квалификационной категории

г. Санкт-Петербург

2013г



Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «
Научные забавы » рассчитана

на 36 часов в год, носит индивидуальный, коллективный и групповой характер обучения. В реализации программы участвуют обучающиеся в возрасте 10-12 лет.

Программа разработана на основе методического конструктора Д.В.Григорьева, П.В. Степанова «Внеурочная деятельность школьника»( стандарты второго поколения),издательство «Просвещение» 2011год; учебника А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева и Л.С Понтак «Естествознание» для 5-6 классов, издательство « Дрофа» 2012 год; методические пособия тех же авторов «Физика и химия» для 5-6 классов, издательство «Дрофа» 2011 год; Том Тит «Научные забавы»,издательский Дом Мещерякова,2005год.

По виду – прикладная
По типу - модифицированная
По уровню освоения – базовая.

В программе отражается специфика образовательной деятельности, которая присуща начальному уровню ознакомления физикой, геометрией и химией, как закладке базиса, на котором должны формироваться знание науки и понимание ее места в жизни.

Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима для обучающихся 5 классов. Возраст 10–12 лет это младший подростковый возраст. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к. связан с разными трудностями. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый. Ему хочется поиграть  и быть похожим на взрослого. Поэтому  на занятиях «Научные забавы» ребёнок знакомится с теоретическим материалом и  выполняет лабораторные работы, ставит занимательные опыты.
 
Актуальность данной программы заключается в роли физики, как основополагающей науки о природе и ее явлениях, химии, как науки о свойствах веществ, которые существуют в природе, геометрии, как науки, занимающейся изучением геометрических фигур  и необходимости подготовить школьника к их систематическому изучению, начинающемуся с 7-8 класса.

Новизна данной программы заключается в том, что ознакомление с основами физики, химии и геометрии начинается до формирования у школьника базового объема математических знаний, традиционно являющихся основой изучения физики, химии и  геометрии. Следовательно, материал данных школьных предметов в ходе выполнения данной программы основан на опытах и выводах из них.

Цель данной программы – сформировать устойчивую мотивацию к изучению физики, как основы построения знаний об окружающем человека мире; химии, как  основы построения знаний о получении новых веществ, производстве металлов, пластмасс, лекарств; геометрии, как основы получения знаний о использовании свойств геометрических фигур в практической деятельности человека

 Основные учебно-воспитательные задачи:

обучающие:
- формирование понимания окружающего мира как многообразия явлений природы, подчиняющихся основным законам науки (в первую очередь – физики), и понимания техники как средства управления природы на основе использования знания этих законов;
- обучение познавать и использовать законы природы с целью получения власти над ней;
-освоение основ физики, как базовой науки о природе, обеспечивающей познание и использование в интересах человека многообразных явлений окружающего мира.

развивающие:
- развивать логические способности обучающихся;
- развивать способности поиска и использования основных закономерностей в явлениях природы с целью подчинения интересам человека сил и процессов окружающего мира;
- развивать фантазию, память, творческое мышление как основы познавательной деятельности человека.

воспитывающие:
- прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
- пробуждать интерес к окружающему миру как многообразию проявления законов природы и к технике – как многообразию использования знания этих;
- развивать волевые навыки работы в творческом коллективе, где учащиеся учатся друг у друга, помогают друг другу.


Отличительные особенности программы:

отличительная особенность данной программы от других образовательных программ заключается в том, что при изучении курса физики, химии, геометрии основное внимание уделяется эксперименту;
при реализации настоящей образовательной программы обучающиеся должны с максимальной эффективностью использовать накопленные навыки логического мышления для полноценного усвоения новых для них понятий и взаимосвязей изучаемых явлений природы, теоретические знания о свойствах геометрических фигур в практической деятельности.  


Технологии обучения:

-классно-урочная система

-игровые технологии

-элементы проблемного обучения

-технологии уровневой дифференциации

-здоровьесберегающие технологии

-ИКТ

-лабораторные занятия

-решение эксперииментальныхзадач.

Форма занятий:
-традиционные уроки

-лекции
- беседы
- объяснения
- рассказы
- простейшие демонстрационные эксперименты
- практические занятия.

Формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.

Характеристика ожидаемых результатов обучения

В результате освоения настоящей программы дополнительного образования обучающиеся должны знать:

- роль физики, химии и геометрии в познании окружающего человека мира и подчинении сил этого мира целям человека;

- базовые понятия физики, химии и геометрии лежащие в основе знания человека об окружающей его природе;

- основные методы и способы изучения явлений окружающей природы – наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д.;

- наиболее часто встречающиеся в окружающей природе и технике явления – механические, тепловые, электрические и оптические;

- наиболее часто встречающиеся способы воздействия человека на природу с использованием физических и механических явлений;

- иметь понятия о конструировании и моделировании.

должны уметь:

- уметь находить в окружающей природе примеры известных им физических явлений;

- уметь определять, на каких физических явлениях основаны способы воздействия человека на окружающую природу;

- уметь предложить, какие физические  и химические явления следует применять для достижения нужных результатов изменения окружающей природы;


-уметь стоить чертежи без инструментов, складывать из частей бумаги геометрические фигуры, строить объёмные фигуры;


- выполнять простейшие наблюдения за физическими явлениями в природе;


- следить за научными открытиями в области химии;


- производить простейшие эксперименты для определения характера физических и химических явлений.

Обучающиеся должны освоить следующие универсальные учебные навыки:

 понимания роли в окружающей природе физических и химических явлений, использования этих явлений для достижения поставленной цели изменения окружающей природы в интересах человека, применение  свойств некоторых геометрических фигур в практической деятельности человека.


Критерии и показатели оценки знаний обучающихся:

- иметь достаточный теоретический уровень знаний по настоящей программе;
- владеть рабочими приемами при работе с простейшими измерительными инструментами и приборами;
- применять полученные знания на практике;
- соблюдать технические и технологические требования к образовательному процессу;
- проявлять познавательную активность и творческий подход, самостоятельность;
- учиться коллективным формам сотрудничества.

Методы обучения:

  1. Вербальные: рассказ, беседа, объяснение.
  2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
  3. Практические: продуктивная деятельность;
  4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: упражнения, повторение, конструирование;
  5. Эвристические: проектная деятельность.


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  1. Участие детей в конкурсах и соревнованиях, проводимых по итогам прохождения основных разделов программы.
  2. Защита проектов
  3. Творческие отчеты.




Учебно-тематический план



Содержание темы


Количество часов


Всего


Теория


Практические работы


1


Явление природы


1 часа


1 часа



2


Лабораторное оборудование


4 часа


1 час


3 часа


3


Тело и вещество


4 часа


2 часа


2 часа


4


Строение вещества


4 часа


2 часа


2 часа


5


Химические явления


5 часов


2 часа


3 часа


6


Взаимодействие тел


7 часов


3часа


4 часа


7


Давление


5 часов


2 часа


3 часа


8


Механическое движение


3 часа


1 час


3 часа

9

Занимательная геометрия

3 часа

1 час

2 часа




Содержание рабочей программы

  1. Явление природы (1 час)

Понятия об окружающей природе, явлениях природы. Деление их на физические и химические. Химические – когда меняется состав вещества. Но часто одновременно происходят оба вида явлений – например в моторе автомобиля.

Методы изучения природы – наблюдение и эксперимент. Отличия. Критерии выбора метода. Когда сразу много явлений – наблюдение может не дать нужного результата. И мы создаем условия для протекания того явления, которое интересует. Это – эксперимент.

2. Лабораторное оборудование (4 часа)

Простейшие измерительные приборы, работа с ними.

3. Тело и вещество (4 часа)
Форма, цвет, объем, запах – как основные характеристики тел.
Масса и плотность – количества вещества в теле.
Температура – степень нагретости тела. Способы измерения температуры.
Три состояния вещества. Зависимость от температуры. Отличие свойств. Твердое сохраняет форму и объем, жидкое только объем, газ не сохраняет ни форму, ни объем.

4. Строение вещества (4 часа)
Понятие о делимости. Диффузия, понятие об атоме и молекуле.
Взаимодействие частиц – пояснение трех состояний вещества – зависит от расстояния между молекулами и степени связи между ними.
Атом и его строение.

5. Химические явления (5 часов)
Понятие о химических элементах и веществах, в которые входят атомы разных элементов. В чистом виде элементы встречаются очень редко. Большинство веществ – сложные.
Понятие об изменении состава вещества в ходе реакции.

6. Взаимодействие тел (7 часов)
Понятие силы – как взаимодействия. Удар. Противодействие.Тяготение – сила, которая движет мирами, самая заметная сила в окружающем нас мире.
Деформация, упругие силы, не называя по имени – подвести к закону Гука.
Трение – почему происходит, где вредно, а где полезно? Как его уменьшить, и как увеличить.
Электрические и магнитные силы.
Равновесие – силы сдерживают друг друга.



7. Давление (5 часов)
Давление, от чего оно зависит.
Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине.
Сообщающиеся сосуды, их использование в быту и технике.
Действие жидкости на погруженное в нее тело.
Как действует давление на опору.

Выталкивающая сила: измерение, от чего она зависит.
Выяснение условия плавания тела.

8. Механическое движение (3 часов)
Понятие о пути, времени и скорости.
Движение тел.
Относительность механического движения.

Занимательная геометрия (3 часа)

Определение прямой, квадрата, круга, эллипса, прямоугольника, треугольника, Сумма углов треугольника.

Теорема Пифагора. Равносторонний  треугольник.

Шар.

Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Научные забавы» в 5 классе на 2013-2014 учебный год

№ урока пп/в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечание

1.Явление природы (1час)

1/1

Природа. Человек преобразует природу. Что изучает физика, химия.

теория

2.Лабораторное оборудование (4часа)

2/1

Измерительные приборы

теория

3/2

Определение размеров физического тела.

л/р

4/3

Измерение объёма жидкости и твёрдого тела..

л/р

5/4

Как «обмануть» весы? Воздушные весы.

занимательные опыты

3.Тело и вещество (4 часа)

6/1

Форма ,объём ,цвет, запах. Масса и плотность. Температура..  

теория

7/2

Сравнение характеристик физических тел.Измерение температуры воды и воздуха

л/р

8/3

Послушные пробки. Тяжёлая газета. Яйцо в солёной воде.

занимательные опыты

9/4

Что холоднее? Нагревание без огня. Изменение размера при нагревании..

занимательные опыты

4.Строение вещества (4 часа)

10/1

Состояния вещества. Движение и взаимодействие  частиц.

теория

11/2

Наблюдение делимости вещества, явления диффузии.

теория

12/3

Пять этажей. Вертящаяся змейка. Извержение везувия. Сжимаемость воздуха

.

занимательные опыты

13/4

Частицы вещества и состояния вещества. Строение атома. Вещества простые и сложные.

теория

5.Химические явления (5 часов)

14/1

Химические реакции, явления. Реакции соединения и разложения.

теория

15/2

Оксиды. Кислоты. Основания.

теория

16/3

Наблюдение физических и химических явлеий. Действие кислот и оснований на индикаторы.

л/р

17/4

Горящий металл. Возвращение блеск алюминию. Солёные камни

занимательные опыты

18/5

Мыльные пузыри. Клей из картофеля. Запуск спутника.

занимательные опыты

6.Взаимодействие тел (7 часов)

19/1

К чему приводит действие одного тела на другое? Действие порождает противодействие  Деформация.

теория

20/2

Всемирное тяготение. Сила упругости. Сила трения.

теория

21/3

Наблюдение силы упругости при деформации и силы трения..

л/р

22/4

Сила мышц .Один сильнее двоих. Консервная банка и вода. Коробка самоход.

занимательные опыты

23/5

Удивительна сила – реакция.

занимательные опыты

24/6

Электрические и магнитные силы.

теория

25/7

Наблюдение действий тока (тепловое, химическое, магнитное). Занимательные опыты по теме « Ошибки наших глаз»

демонстрационный

опыт

7. Давление (5 часов)

26/1

Давление твёрдых тел. Давление в жидкостях и газах, на глубине.

теория

27/2

Действие жидкости на погружённое в неё тело.

теория

283

Определение давления тела на опору.Измерение выталкивающей силы.

л/р

29/4

Научные забавы по теме «Давление»

занимательные опыты

30/5

Занимательные опыты по теме «Давление жидкости»

занимательные опыты

8. Механическое движение (3 часов)

31/1

Механическое движение. Время.Путь. относительность движения.

теория

32/2

Вычисление скорости движения бруска. Наблюдение относительности движения.

л/р

33/3

Научные забавы «Механическое движение».

занимательные опыты

9.Занимательная геометрия (3 часа)

34/1

Прямая, треугольник, квадрат... . сумма углов треугольника. Теорема Пифагора.  

теория

35/2

Черчение без инструментов. Два прямоугольника.

практическая работа

36/3

Одним взмахом ножниц.

практическая работа

Список литературы

  1. Д.В.Григорьева, П.В. Степанова «Внеурочная деятельность школьника»( стандарты второго поколения),издательство «Просвещение» 2011год;
  2.  А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева и Л.С Понтак «Естествознание» для 5-6 классов, издательство « Дрофа» 2012 год;
  3. А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева и Л.С Понтак  «Физика и химия» для 5-6 классов, издательство «Дрофа» 2011 год;
  4. Том Тит «Научные забавы»,издательский Дом Мещерякова,2005год.
  5. Ф. Рабиза «Простые опыты», издательство «Детская литература»,2000 год
  6. Л.А.Горев «Занимательные опыты по физике» издательство «Просвещение» 1985год
  7. Я.И.Перельман « Занимательная физика» издательство «Астрель» 2010год
  8. Я.И.Перельман «Занимательная геометрия» издательство «Астрель» 2010год
  9. В.Азерников  «Великие открытия» издательство « ОЛМА-ПРЕСС» 2001год
  10. Э.И.Мотылёва(перевод с итальянского) «Большая книга экспериментов»
    издательство «РОСМЕН» 2009 год
  11. Т. Сенчаски « Ставим опыты» » издательство «Аркаим»2008 год

Интернетресурсы

www.edu.delfa.net- кабинет физики СПбАППО

http://hhysics.nad.ru/physics.htm- анимация физических процессов.

uchebnikfree.commetodiki-prepodavaniya…shkolnyiy…- школьный химический кабинет
ntellect-video.com› - химия для школьников

youtube.com –геометрия для детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научные забавы

Внеклассное мероприятие по физике "Научные забавы" можно проводить с учащимися любого возраста. Мероприятие разработано в форме игры....

Рабочая программа научного химического общества по теме" Материалы и вещества в окружающей нас повседневной жизни"

Настоящая программа раскрывает содержание курса  научного химического общества для учащихся 8 -11классов общеобразовательного учреждения.Он ориентирован на расширение знаний обучающихся в области...

Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук"

Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук" на 2014-15 учебный год....

Рабочая программа "Научное творчество"

Рабочая программа курса "Научное творчество" направлена на формирование у обучающихсчя навыком конструирования новых идей, опыта использования ТРИЗ-технологии....

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике 7 класс "Физические забавы"

Естественнонаучная направленность данной программы состоит в том, что она вооружает ребенка научным методом позна­ния, мышления и развития исследовательских способностей обучающихся, с наклонностя...