Статья "Активные формы поддержки одаренных детей в МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."
статья по теме
Статья описывает опыт работы образовательного учреждения с одаренными и талантливыми учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_formy_podderzhki_odarennyh_detey.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Буряченко Елена Васильевна
Заместитель директора по ВР
МОУ «Гимназия имени А.М. Горького»
Москаленский район
Омская область
Активные формы выявления и поддержки талантливых детей в МОУ «Гимназия имени А.М. Горького»
Ребенок, как и взрослый человек, стремится к самовыражению и самореализации своих способностей, но не каждый способен самостоятельно открыть дорогу к созиданию и развивать эти способности, совершенствовать их. Поэтому для своевременного выявления и дальнейшего плодотворного развития детского творчества, целостного развития личности ребенка нужны благоприятные условия, непосредственная помощь и поддержка взрослых.
В гимназии имени Горького А.М. сложилась определенная система работы по выявлению и поддержке детей, обладающих высоким уровнем развития способностей, как в интеллектуальной, так и в творческой деятельности. Данная работа ведется систематически, планомерно уже в течение нескольких лет.
Коллектив гимназии рассматривает педагогическую поддержку как процесс совместного с ребенком определения его интересов, индивидуальных возможностей, способностей, талантов и создания условий для их развития.
На развитие детской одаренности, творческих способностей, талантов учащихся гимназии направлены такие активные формы воспитательной деятельности, как:
Смотр-конкурс «Ученик года»
Смотр-конкурс «Выпускник года»
Смотр-конкурс «Лучший класс года»
Смотр-конкурс «Лучший отряд детского объединения «РИФ», «Солнечный город»»
Фестивали и конкурсы творческой направленности (фестиваль игровых команд «Забава», конкурс театральных миниатюр «Красота спасет мир», конкурсы чтецов, Дни творчества
Малые школьные спортивные олимпиады
Смотр-конкурс театральных миниатюр «Красота спасет мир»
Кружки, секции различной направленности
Работа клуба «Я – лидер»
Работа интеллектуального клуба «Что? Где» Когда?»
Персональные выставки учащихся «Мир моих увлечений»
Учеба детского актива
Конкурс «Лидер и его команда, акция «Лидер» и другие.
Остановлюсь на некоторых формах работы, наиболее успешно реализующихся, на наш взгляд, в гимназии и имеющих достаточно положительный опыт.
Выявление интеллектуально одаренных детей и поддержка развития интеллектуальных способностей учащихся во внеклассной деятельности обеспечивается через вовлечение их в систему интеллектуально-познавательного досуга. На формирование интеллектуально-развитой личности направлена программа «Интеллект». В рамках этой программы в гимназии был создан интеллектуальный клуб, который возглавил педагог дополнительного образования, специалист Службы занятости населения, наш родитель , Калинин Андрей Владимирович. Клуб был создан с целью формирования поля интеллектуально-творческого развития и деятельности учащихся всех возрастных групп. Сегодня в систему интеллектуальной клубной деятельности вовлечены 15 команд учащихся гимназии, в 2-х из них играют учащиеся начального звена. Команды формируются не только по принципу «Одноклассники», есть команды, в которые вошли учащиеся разных классов и даже разных возрастов, активную роль как участники игр и организаторы команд проявили педагоги. С 2004 года учащиеся гимназии являются активными участниками интеллектуальных районных и областных туров интеллектуальных игр, ежегодно занимая призовые места в зональных играх и областных играх НОУ ПОИСК.
Сегодня в систему районных интеллектуальных игр вовлечены не только учащиеся гимназии, но и педагоги, а также родители. Такая интеллектуально-познавательная активность взрослых стимулирует учащихся на развитие собственного интеллектуального потенциала, поэтому процесс создания новых интеллектуальных команд в гимназии продолжается.
Одной из наиболее эффективных форм, создающих условия для разностороннего самораскрытия ребенка, помогающих ему развивать собственный потенциал, является смотр-конкурс «Ученик года».
Цель конкурса – выявление наиболее одаренных детей и создание условий для их самореализации. Конкурс стал традиционным, проводится ежегодно среди учащихся 2-10 классов. Среди учащихся 11-х классов отдельно проводится конкурс «Выпускник года». Организация и проведение конкурса уже в начальном звене обеспечивает раннее выявление детской одаренности, развитие которой продолжается в среднем и старшем звене.
Конкурс «Ученик года» строится на интеграции учебной и внеучебной деятельности, основываясь на принципах целостного, всестороннего развития личности ребенка, и включает в себя такие критерии оценки, как:
Успешность учебных достижений, участие в интеллектуальных марафонах, научных конференциях, конкурсах и т.д.
Уровень воспитанности (ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, честность, гуманность, целеустремленность, культура общения)
Гражданская позиция (знание и выполнение своих прав и обязанностей, уважение человеческого достоинства, культурных традиций и общечеловеческих ценностей, толерантность, готовность прийти на помощь, умение отстаивать свою точку зрения и т.д.)
Социальная и творческая активность (активное участие в делах класса и гимназии, органах самоуправления, жизни детского объединения)
Здоровый образ жизни
Если конкурс в начальном звене проходит при активном участии и педагогов (классных руководителей), и одноклассников, и родителей, то в среднем, и в особенности, в старшем звене, педагогическая поддержка направлена в большей степени на развитие самостоятельности ребенка. В связи с чем изменяются условия конкурса, усложняются задания, требующие от ученика большой самоотдачи, силы воли, самоорганизации.
На развитие лидерского потенциала ребят, проявляющих свою активность в общественной и социальной деятельности, стремящихся к творческому, позитивному преобразованию действительности, направлена программа Клуба «Я - лидер» (в рамках программы («Лидер» детского объединения «РИФ»), которая реализуется в гимназии уже пятый год. Это социально-ориентированная программа обучения организаторов детского движения, лидеров, готовых вести за собой.
Развитию лидерских качеств, творческого потенциала ребят способствуют такие формы работы, как организаторская акция «Лидер», смотр-конкурс «Лидер и его команда», смотр-конкурс «Лучший отряд детского объединения». Ежегодно ребята ДО «РИФ» являются активными участниками выездных сборов актива, организаторами мастер - классов не только для своих ребят, но и для ребят других детских объединений района, участвуют в слетах детского актива, профильной смене ДОЛ «Березка».
Взаимодействие и сотрудничество с социумом, установление дружеских контактов является важным моментом в формировании социально-активной и творческой позиции ребенка. Разработанная система личностного роста в рамках программы стимулирует ребят к достижению определенных результатов.
Под руководством педагогов гимназии действует научное общество учащихся, которое дает возможность заниматься школьникам научно-исследовательской и проектной деятельностью, готовиться к научно-практическим конференциям, олимпиадам, интеллектуальным и творческим марафонам. Олимпиадное движение – одно из важных направлений в работе с одаренными детьми, которое дает свои положительные результаты. С каждым годом, несмотря на то, что уровень сложности олимпиадных заданий заметно возрос, стали более жесткими критерии оценки, растет число учащихся гимназии- призеров и победителей олимпиад на муниципальном и областном уровнях.
В этом году (2011-2012) в школьном туре олимпиад приняли участие 340 учащихся, из них 99 стали победителями, 154 –призерами. На муниципальный этап вышли 172 учащихся гимназии, из них 25 учащихся стали победителями, 24- призерами. Хочется отметить высокие результаты Окунева Дмитрия, который одержал победу сразу по восьми предметным олимпиадам (математика, география. МХК, русский, английский, обществознание, история, биология) и стал призером олимпиады по праву, технологии.
Также победителями и призерами олимпиад стали: по информатике – Алешин В.; по литературе - Харлова Е, Литау Р,, Малькина М, Смирнова Е, Голыш А, Беспрозванных Я, Соколенко К; по немецкому языку – Бейзель А; по географии- Быструшкин А; по праву- Смирнова Е, Неделько В, Евхута М; по русскому языку- Барлебен П, Смирнова Е. Ермолаева А, Быкова С; по английскому языку – Чепикова Л, Барлебен П, Нечипоренко В, Кулик К, Смирнова Л. Евхута М; по ОБЖ – Колесников В, Шмелев А; по истории – Неделько В; по биологии – Федотова О, Литау Р, Петрова В, Осауленко Я, Кулик К, Абуталипова Р, Быкова С; по технологии – Барашкова К, Цыганок К, Наумова М, Голыш А, Абуталипова Р, Быкова С, Ермолаева А.
Педагогический коллектив гимназии считает, что для своевременного выявления и дальнейшего плодотворного развития детской одаренности и талантливости нужно создавать благоприятные условия. Нужно находить такие активные формы вовлечения учащихся в деятельность (как интеллектуальную, так и творческую), которые позволили бы ребенку не только проявить свои индивидуальные возможности, но и максимально выразить себя, самораскрыться. Эти формы должны также развиваться и совершенствоваться, чтобы обеспечить динамику развития личности ребенка. Над этим мы постоянно работаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цифровые образовательные ресурсы на уроках английского языка для поддержки одаренных детей.
Одним из интерактивных форм обучения является компьютерное тестирование....
Педагогическая поддержка одаренных детей в условиях введения новых ФГОС
Презентация моего опыта выступления на городском семинаре...
"Поддержка одаренных детей"
Поддержка одаренных детей имеет важное значение в системе образования в условиях перехода к ФГОС второго поколения...
Cоздание системы поиска и поддержки одаренных детей.
Методические рекомендации по созданию системы поиска и поддержки одаренных детей....
Психолог-педагогическая поддержка одаренных детей. Проблемы и возможности одаренных детей
Проблемы и возможности одаренных детей...
Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей
Каждый вид одаренности можно рассматривать отдельно, ведь очевидно, что личностные особенности, например, у художественно и социально одаренных учащихся будут сильно различаться. Следовательно, они ну...
Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»
Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...