Статья "Активные формы поддержки одаренных детей в МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."
статья по теме

Буряченко Елена Васильевна

Статья описывает опыт работы образовательного учреждения с одаренными и талантливыми учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_formy_podderzhki_odarennyh_detey.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Буряченко Елена Васильевна

Заместитель директора по ВР

МОУ «Гимназия имени А.М. Горького»

Москаленский район

Омская область

Активные формы выявления и поддержки талантливых детей   в МОУ «Гимназия имени А.М. Горького»

               Ребенок, как и взрослый человек, стремится к самовыражению и самореализации своих способностей, но  не  каждый способен самостоятельно открыть дорогу к созиданию и развивать эти способности, совершенствовать их.  Поэтому для своевременного выявления и дальнейшего плодотворного развития детского творчества,  целостного развития  личности ребенка  нужны благоприятные условия, непосредственная помощь и поддержка взрослых.

            В гимназии  имени Горького А.М. сложилась определенная система работы по выявлению и поддержке детей, обладающих высоким уровнем развития способностей, как в интеллектуальной, так и в творческой деятельности. Данная работа ведется систематически, планомерно уже в течение нескольких лет.

        Коллектив гимназии рассматривает  педагогическую поддержку как процесс совместного с ребенком определения его  интересов, индивидуальных возможностей, способностей, талантов и создания условий для их развития.

       На развитие детской одаренности, творческих способностей, талантов учащихся гимназии    направлены   такие  активные формы воспитательной деятельности, как:

Смотр-конкурс «Ученик года»

Смотр-конкурс «Выпускник года»

Смотр-конкурс «Лучший класс года»

Смотр-конкурс «Лучший отряд детского объединения «РИФ», «Солнечный город»»

Фестивали и конкурсы творческой направленности (фестиваль  игровых команд «Забава», конкурс театральных миниатюр «Красота спасет мир», конкурсы чтецов, Дни творчества

Малые школьные спортивные олимпиады

Смотр-конкурс  театральных миниатюр  «Красота спасет мир»

Кружки, секции различной направленности

Работа клуба «Я – лидер»

Работа  интеллектуального клуба  «Что? Где» Когда?»

Персональные выставки учащихся «Мир моих увлечений»

Учеба детского актива

Конкурс «Лидер и его команда, акция «Лидер» и другие.

      Остановлюсь  на некоторых  формах работы, наиболее успешно реализующихся, на наш взгляд, в гимназии и имеющих достаточно  положительный опыт.

      Выявление  интеллектуально одаренных детей и поддержка развития интеллектуальных способностей учащихся  во внеклассной деятельности обеспечивается через вовлечение их в систему интеллектуально-познавательного досуга. На формирование интеллектуально-развитой личности направлена программа «Интеллект».  В рамках этой программы в гимназии был создан интеллектуальный клуб, который возглавил педагог дополнительного образования, специалист Службы занятости населения, наш родитель , Калинин Андрей Владимирович.  Клуб был создан с целью формирования поля интеллектуально-творческого развития и деятельности учащихся всех возрастных групп. Сегодня в систему  интеллектуальной клубной деятельности вовлечены 15 команд учащихся гимназии, в 2-х из них играют учащиеся начального звена. Команды формируются не только по принципу «Одноклассники», есть команды, в которые вошли учащиеся разных классов и даже разных возрастов, активную роль как участники игр и организаторы команд проявили педагоги.  С 2004 года учащиеся гимназии являются активными участниками интеллектуальных районных и областных туров интеллектуальных игр, ежегодно занимая призовые места  в зональных играх и областных играх НОУ ПОИСК.

       Сегодня в систему  районных интеллектуальных игр вовлечены не только учащиеся гимназии, но и педагоги,  а также родители. Такая  интеллектуально-познавательная активность взрослых стимулирует учащихся на развитие собственного интеллектуального потенциала, поэтому процесс создания новых интеллектуальных команд  в гимназии продолжается.

         Одной из наиболее эффективных форм, создающих условия для разностороннего самораскрытия ребенка, помогающих ему развивать собственный потенциал, является смотр-конкурс «Ученик года». 

Цель конкурса – выявление наиболее одаренных         детей и создание условий для их самореализации. Конкурс стал традиционным, проводится ежегодно среди учащихся 2-10 классов.  Среди учащихся 11-х классов отдельно проводится  конкурс «Выпускник года». Организация и проведение конкурса уже в начальном звене обеспечивает раннее выявление  детской одаренности,  развитие  которой продолжается в среднем и старшем звене.

    Конкурс «Ученик года» строится на интеграции учебной и внеучебной деятельности, основываясь на принципах целостного, всестороннего развития личности ребенка, и включает в себя такие критерии оценки, как:

Успешность учебных достижений, участие в интеллектуальных марафонах, научных конференциях, конкурсах и т.д.

Уровень воспитанности (ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, честность, гуманность, целеустремленность, культура общения)

Гражданская позиция (знание и выполнение своих прав и обязанностей, уважение человеческого достоинства,  культурных традиций и общечеловеческих ценностей, толерантность, готовность прийти на помощь, умение отстаивать свою точку зрения и т.д.)

Социальная  и творческая активность (активное участие в делах класса и гимназии, органах самоуправления,  жизни детского объединения)

Здоровый образ жизни

       Если конкурс в начальном звене проходит при активном участии и педагогов (классных руководителей), и одноклассников,  и  родителей, то в среднем, и в особенности, в старшем звене,  педагогическая поддержка направлена в большей степени на развитие самостоятельности ребенка. В связи с чем изменяются условия конкурса, усложняются задания, требующие от ученика большой самоотдачи, силы воли, самоорганизации.

       На развитие лидерского потенциала ребят, проявляющих свою активность в общественной и социальной деятельности, стремящихся к творческому, позитивному преобразованию действительности, направлена  программа  Клуба «Я - лидер» (в рамках программы («Лидер» детского объединения «РИФ»), которая реализуется в гимназии уже пятый год.  Это социально-ориентированная программа обучения  организаторов детского движения,  лидеров, готовых вести за собой.  

    Развитию лидерских качеств, творческого потенциала ребят  способствуют такие формы работы, как организаторская акция «Лидер», смотр-конкурс «Лидер и его команда», смотр-конкурс «Лучший отряд детского объединения». Ежегодно ребята ДО «РИФ» являются активными участниками выездных сборов актива, организаторами  мастер - классов  не только для своих ребят, но и для ребят других детских объединений района, участвуют в слетах детского актива, профильной смене ДОЛ «Березка».

        Взаимодействие и сотрудничество с социумом, установление дружеских контактов является важным моментом в формировании социально-активной  и творческой позиции  ребенка.         Разработанная система личностного роста в рамках программы стимулирует ребят к достижению определенных результатов.                

Под руководством педагогов гимназии  действует научное общество учащихся, которое дает  возможность заниматься  школьникам научно-исследовательской и проектной деятельностью, готовиться к научно-практическим конференциям, олимпиадам, интеллектуальным и творческим марафонам.  Олимпиадное движение – одно из важных направлений в работе с одаренными детьми, которое дает свои положительные  результаты. С каждым годом, несмотря на то, что уровень сложности олимпиадных заданий заметно возрос, стали более жесткими критерии оценки,  растет число учащихся гимназии- призеров и победителей олимпиад на муниципальном и областном уровнях.  

         В этом году     (2011-2012) в школьном туре олимпиад приняли участие 340 учащихся, из них 99 стали победителями, 154 –призерами.  На муниципальный этап вышли 172 учащихся гимназии, из них 25 учащихся стали победителями, 24- призерами.  Хочется отметить  высокие результаты Окунева Дмитрия, который   одержал  победу  сразу по восьми предметным олимпиадам  (математика, география. МХК, русский, английский, обществознание, история, биология) и стал  призером олимпиады по праву, технологии.

Также победителями и призерами олимпиад стали: по информатике – Алешин В.; по  литературе - Харлова Е, Литау Р,, Малькина М, Смирнова Е, Голыш А, Беспрозванных Я, Соколенко К; по немецкому языку – Бейзель А; по географии- Быструшкин А; по праву- Смирнова Е, Неделько В, Евхута М; по русскому языку- Барлебен П, Смирнова Е. Ермолаева А, Быкова С; по английскому языку – Чепикова Л, Барлебен П, Нечипоренко В, Кулик К, Смирнова Л. Евхута М; по ОБЖ – Колесников В, Шмелев А; по истории – Неделько В; по биологии – Федотова О, Литау Р, Петрова В, Осауленко Я, Кулик К, Абуталипова Р, Быкова С; по технологии – Барашкова К, Цыганок К, Наумова М, Голыш А, Абуталипова Р, Быкова С, Ермолаева А.

       Педагогический коллектив гимназии считает, что  для своевременного выявления и дальнейшего плодотворного развития  детской одаренности и талантливости нужно создавать благоприятные условия. Нужно находить  такие  активные формы  вовлечения учащихся в деятельность (как интеллектуальную, так и творческую), которые  позволили  бы ребенку  не только  проявить свои индивидуальные возможности,    но и максимально выразить себя,  самораскрыться. Эти формы должны также развиваться и совершенствоваться, чтобы обеспечить динамику развития личности ребенка. Над этим мы постоянно работаем.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровые образовательные ресурсы на уроках английского языка для поддержки одаренных детей.

Одним из интерактивных форм обучения является компьютерное тестирование....

Педагогическая поддержка одаренных детей в условиях введения новых ФГОС

Презентация моего опыта выступления на городском семинаре...

"Поддержка одаренных детей"

Поддержка одаренных детей имеет важное значение в системе образования в условиях перехода к ФГОС второго поколения...

Cоздание системы поиска и поддержки одаренных детей.

Методические рекомендации по созданию системы поиска и поддержки одаренных детей....

Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей

Каждый вид одаренности можно рассматривать отдельно, ведь очевидно, что личностные особенности, например, у художественно и социально одаренных учащихся будут сильно различаться. Следовательно, они ну...

Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»

Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...