Козьма Минин -- герой Земли Русской
классный час (9 класс) по теме

Казакова Нелли Александровна

Материал можно использовать на классных часах и уроках краеведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_v_paralleli_9.docx40.73 КБ
Файл kozma_minin.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Образовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №11

Сценарий внеклассного мероприятия

2011 год – год гражданина Кузьмы Минина в Нижегородской области

(для учащихся 9-х классов)

                                                         Работу выполнил: учитель географии

                                                            высшей квалификационной категории,

                                                      классный руководитель 10 б класса,

                                                           педагог дополнительного образования

                                               Казакова Нелли Александровна

Г. Нижний Новгород

2011 год

Внеклассное мероприятие по теме

" 2011 год – г од гражданина Кузьмы Минина

в Нижегородской области "

Цель:  воспитание  у  обучающихся  чувства  патриотизма    

Задачи:

  1. усилить интерес учащихся к выдающейся исторической личности и легендарному земляку Кузьме Минину;
  2. углубить знания учащихся о  праздновании 400-летия  освобождения страны от  иностранных захватчиков и  Дне единства и примирения 4 ноября;
  3.  расширить представления о событиях начала XVII века;
  4. содействовать усилению чувства национальной гордости за Родину;
  5.  способствовать воспитанию   патриотизма.

Участники: три  команды девятиклассников  по 10 человек и  обучающиеся 9-х классов. 

 Продолжительность мероприятия: 1час 30 мин

Оборудование:  интерактивное оборудование,  презентация «2011 год – год гражданина Кузьмы Минина в Нижегородской области», фильм «Минин и Пожарский» (отрывок),  репродукции по теме, музыкальное оформление.

Домашнее задание: собрать и представить  во время мероприятия материал о Смутном времени (рассказ и мультимедийная презентация):

1-ая команда: тема «Российское государство начала 17 века».

2-ая команда: тема «Минин и Пожарский».

3-я команда: тема «Победа русского народа над польско-шведской  интервенцией.»

Ход мероприятия

Слайд 1,2

(На фоне фотографий природы России ведущие в школьной форме читают стихи, слайды 3,4)

Ведущий 1. Люблю тебя, моя Россия,

                    За ясный свет твоих очей,

                    За ум, за подвиги святые,

                    За голос звонкий, как ручей…

Ведущий 2. Люблю твои луга и нивы,

                   Прозрачный звон твоих равнин,

                   К воде склонившиеся ивы,

                   Верха пылающих рябин.

 Ведущий 1. Люблю тебя с твоей тайгою,

                   С воспетым трижды камышом,

                   С великой Волгою-рекою,

                   С могучим быстрым Иртышом.

Ведущий 2.  Люблю, глубоко понимая,

                    Степей задумчивую грусть.

                    Люблю всё то, что называю

                    Одним широким словом: «Русь».

(Включается фонограмма Д.Верди - фрагмент из увертюры к опере «Сила судьбы», слайд 5)

Ведущий 1. В истории нашей страны было немало страшных страниц, когда  враг стоял у           стен наших городов, когда  пылали пожарища и гибли мирные люди.

(На сцену выходят учащиеся в костюмах  русского богатыря, солдата в форме 1812 года и солдата в форме 1941 года, на экране картина  пожарища, звучит тревожная музыка или набат).

  1. От бескрайней равнины Сибирской

              До полесских лесов и болот

  1. Поднимался народ богатырский,

             Наш великий российский народ.

  1. Выходил он, свободный и правый,

             Отвечая войной на войну,

  1. Постоять за родную державу,

              За могучую нашу страну.

  1. Пусть ведают потомки православных

             Земли родной народную судьбу,

  1. Своих мужей великих поминают

             За их геройство, славу, доброту.

(звучит музыка, уходят,   выходят ведущие)

Ведущий 1.(Слайды 6-23) К сожалению, на протяжении своей  истории,  Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, анархия. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить  одну из страниц истории – период Смутного времени. Это было время, когда расшатались устои государственной и национальной жизни.

Ведущий 2. Трагические времена 1610-1613 гг. вошли в историю как времена междуцарствия, безвременья, смуты. Россия до настоящего времени помнит заслуги русских  людей перед Отечеством в борьбе с польской интервенцией.

Ведущий 1.  Решением губернатора В.П.Шанцева 2011 год объявлен годом гражданина Кузьмы Минина в Нижегородской области. В 2012 году Россия будет отмечать 400-летие освобождения страны от иностранной интервенции и возрождение Российской государственности.

Ведущий 2.  (слайд 5) Еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича  4 ноября - день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».
Ведущий 1.  Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.
Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Ведущий 2 .  Сегодня вы не только слушатели, но и  активные участники. Что же мы знаем об этом времени. Ваши ответы будет оценивать жюри.  

Ведущий 1.  1тур. Задания командам. За правильный ответ 1балл.(30 сек.)   (Слайд 6)

Вопрос 1. В каком году вновь стал отмечаться праздник День народного единства?

(с 2005 года ,решение принято на заседании Госдумы 16 декабря 2004 года). 

Вопрос 2. Какой праздник отмечался до 2005 года  7 ноября? (день Октябрьской социалистической революции).

Вопрос 3. Какой праздник отмечается 7 ноября в настоящее время? (День воинской славы России в честь проведения военного парада на Красной площади в Москве 1941 года).

Ведущий 1.  У  команд было домашнее задание: собрать материал и рассказать  о   Смутном времени.  (15 мин.)

 

1 команда:

1-ый ученик:  Конец 16 века. 1598 год. Умер Федор Иоаннович (сын Ивана IV Грозного). Он был бездетным, и наследовать ему должен был младший брат его Дмитрий, но его уже не было в живых. В народе ходила молва, что Дмитрий был убит и что убийцу подослал Борис Годунов, надеявшийся сделаться царем после бездетного Федора. В действительности так и произошло: после смерти Федора Иоанновича в Москву собрались выборные люди из разных городов и выбрали на царство Годунова. Бояре были не довольны этим. Зная, что бояре не желают ему добра, Борис сделался подозрительным и стал преследовать многих бояр знатного рода.

2-ой ученик: Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы - совпали с полным расстройством управления. Когда Русь пришла в состояние не только крайней нищеты и раздробленности, но и полной криминализации - бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию. Конечно, все это происходило не само по себе, одна проблема влекла за собой другую. Так, из-за бушевавшего повсеместно голода помещики выгоняли холопов, чтобы их не кормить, а те сбивались в шайки и начинали добывать пропитание разбоем.  

3-ий ученик: В народе пошли волнения, стали припоминать смерть царевича Дмитрия и распускать слух, что Дмитрий жив. И действительно, скоро появился в Польше человек, который объявил себя царевичем Дмитрием. Лжедмитрий I – беглый монах Григорий Отрепьев, получил поддержку польских панов, католического духовенства, собрал войско, двинулся в Россию, пообещав польскому королю несколько русских областей. В 1604 г. самозванец вступил в Россию.

4-ый ученик: Города один за другим сдавались ему. В некоторых местах царским воеводам удалось разбить его, но тут на беду скоропостижно скончался Борис Годунов. Народ счел смерть Годунова божьей карой за похищение престола, и другие города поспешили принять Лжедмитрия царем. Народ встретил его радостно. Вместе с царем из Польши приехали поляки и русские, вели себя буйно, причиняли жителям разные насилия. Этим воспользовались бояре, которым Лжедмитрий уже был не нужен. Бояре решили отделаться от лжецаря. Они распустили слухи, что на престоле сидит не настоящий православный царь, а самозванец и еретик. В Москве прошло восстание, Лжедмитрий был убит.

5-ыйученик:

После смерти Лжедмитрия бояре выбрали царем Василия Шуйского, но спокойствия в стране не восстановилось. В это время появился еще один царь Дмитрий, вторично спасшийся. Этот самозванец Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор». В это время явился новый враг – польский король. Сигизмунд III вторгся в Россию. Поляки разбили войско царя Василия Шуйского, он был сведен с престола. После свержения Шуйского Русь осталась совсем без царя.

6-ой ученик: И в этот момент в русских людях заговорило народное чувство, и они решили стать за родную страну против чужеземцев. Из разных мест двинулись русские ополчения к Москве. Во главе их стал рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Но русское ополчение, пошедшее на освобождение Москвы, распалось. Между тем на русскую землю пришли с целью захвата шведы. Они взяли Новгород. А в Пскове объявился новый самозванец.

 

2 команда

1-ый ученик:  Бедствия русской земли дошли до крайности. Казалось, Россия погибла. Но тут в разных концах страны нашлись мужественные люди, которые подняли новое ополчение для спасения родины.  

2-ой ученик: В этих условиях осенью 1611 г. (вероятно, около 1 сентября) в Нижнем Новгороде с воззванием к землякам обратился земский староста Кузьма Минин. Обладая большим авторитетом среди посадского населения, Минин призвал собрать денежные средства для формирования профессионального войска, необходимого для освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков. (Фрагмент фильма «Минин и Пожарский»,1939 г)

3-ий ученик: Мощным импульсом этому народному движению послужила полученная нижегородцами 25 августа (4 сентября) грамота патриарха Гермогена с призывом к борьбе и освобождению России от захватчиков. Обстановка в Нижегородском крае в этот период была очень сложной: военные силы не превышали 1 тыс. человек (что было явно недостаточно даже для обороны города и уезда); воеводы  не пользовались авторитетом населения. Всю полноту власти в Нижнем Новгороде и на прилегающих землях взял на себя «Городовой Совет» - чрезвычайный орган, в который входили наиболее уважаемые представители всех социальных слоев - православное духовенство во главе с архимандритом Вознесенского Печерского монастыря Феодосием, «служилые люди» (дворяне, стрельцы), посадские люди.    

4-ый ученик: «Городовой Совет» поддержал инициативу К.Минина и организовал сбор необходимых средств, а благодаря усилиям Минина и его сторонников в состав ополчения удалось привлечь хорошо подготовленные воинские отряды – дворянскую конницу из Нижегородского и Арзамасского уездов, а также служилых людей из Смоленска и других городов Западного края, бежавших в наш край от польского гнета. В состав ополчения были включены «служилые немцы и служилая литва» - иноземная пехота, исправно несшая гарнизонную службу в Нижегородском кремле еще с конца XVI в.

5-ый ученик: Несколько позже под знамена ополчения встали башкирско-мещеряцкие конные сотни. В итоге общая численность ополчения составила, по разным подсчетам, от 5 до 8 тыс. профессиональных воинов. Нижегородцы приняли «приговор» всего города о том, чтобы все жители города и уезда «на строение ратных людей» давали в обязательном порядке часть своего имущества (отдавали «пятую деньгу», т.е. одну пятую имущества). Минину было поручено руководить сбором средств и распределением их среди ратников будущего ополчения.

6-ой ученик: Возглавил ополчение   стольник князь Дмитрий Михайлович Пожарский, ранее участвовавший в борьбе с польско-литовскими интервентами и разгроме банд Лжедмитрия II («Тушинского вора»), а в 1611 г. лечившийся от ран в родовом имении в Нижегородском уезде.  

 7-ой ученик: Хорошая организация, установление связей со многими городами и районами и привлечение их к «земским делам» – всё это привело к тому, что в ополчении К.Минина и Д.М.Пожарского с самого начала утвердилось единство целей и действий. «Купно заедино – Вместе заодно» - стало боевым лозунгом ополчения.

3-я команда

1-ый  ученик: Весной 1612 г. ополченцы выступили в поход, по дороге отряды других городов присоединялись к ополченцам. Все двинулись к Москве. Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

2-ой ученик: Вслед за этим в Москву собрались выборные люди от всей земли – на Земский собор для избрания царя, им был избран 16 летний Михаил Федорович Романов. Это было 21 февраля 1613 г.

3-ий ученик: Время не забыло своих героев. В царствование Александра I (в XIX в). Минину и Пожарскому был поставлен памятник в Москве в 1818 г. – работа скульптора Мартоса Ивана Петровича (1754 – 1835).

4-ый ученик: Победа ополчения под руководством Минина и Пожарского стала началом прекращения Смуты и возрождения российской государственности. Благодаря инициативе нижегородцев удалось собрать военную силу, восстановить органы управления, изгнать захватчиков из столицы и создать благоприятные условия для победоносной борьбы, завершившейся установлением мира в 1619 г.  Смутное время сильно ослабило Россию, её народ, но и показало ее силу.

5-ый ученик: Народное движение России под предводительством Кузьмы Минина и князя Пожарского спасло страну от врага, спасло русскую государственность. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа – его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради неё пожертвовать жизнью, а подвиг нижегородцев навеки остался в исторической памяти как образец патриотизма, воинской доблести и гражданской ответственности за судьбы России.  (уходят)

(выходят учащиеся в русских народных костюмах)

  1.  Ушли в историю года,

             Цари менялись и народы,

             Но время смутное, невзгоды

             Русь не забудет никогда!

2.Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрёл свободу на века!

              3.И поднималась Русь с колен

                 В руках с иконой перед битвой,

                 Благословленная  молитвой

                 Под звон грядущих перемен.

4. Деревни, села, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

 И день единства навсегда!

 (звучит  колокольный звон)

2 тур

Ведущий 1 . Задания командам. За правильный ответ 1балл.(30 сек.)   ---------15 мин.

(Слайд 24)

Вопрос 1. Какой населённый пункт  нашей области  считают  родиной Козьмы Минина? (г.Балахна)

Вопрос 2. «За многую службу», за «московское очищение» К.Минин пожалован селом…  (Богородским с деревнями)

Вопрос 3. «По избранию всей земли Московским государством всех чинов людей у ратных и у земских дел стольник и воевода». Чей это титул?  (Д. Пожарского)

Вопрос 4. Какая икона была святыней Нижегородского ополчения? (икона Казанской Божьей Матери)

Вопрос 5. В честь какого события был построен Михайло-Архангельский собор в Нижегородском кремле?  (в память второго ополчения Минина и Пожарского)

Вопрос 6. Какое место нашего города  изображено на картине  К. Маковского  «Воззвание Минина»  (Ивановская башня и церковь Рождества Иоанна Предтечи)

Вопрос 7. . Какова была численность основных сил ополчения, подошедших к Москве? (12, 5 тысяч человек).

Вопрос 8. Дмитрий Пожарский  за подвиг был удостоен  звания… (боярина)

(Подведение итогов)

Ведущий 2 . (Слайд 25)  

Победа русского народа над иностранными интервентами является свидетельством единения людей, служения обществу. Патриарх Кирилл  подчеркивал, что в нынешнее неспокойное время души людей особенно расположены к тому, чтобы «впитать уроки патриотизма, проникнуться христианскими идеалами жертвенности и мужественного стояния за истину».

Ведущий 1.  

 Новый праздник, День единства и примирения,  призван напомнить о том, что мы россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям – единый народ с общей исторической судьбой и должны строить будущее России вместе.  

Ведущий 2 .

  Праздник 4 ноября имеет ещё одно название -  День добрых дел. В этот день мы оказываем помощь   нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. Но заниматься благотворительностью можно не один день в году, а тогда, когда ты чувствуешь, что твоя помощь необходима.

Ведущий 1. (на фоне песни «Твори Добро» )

Сейчас команды получают практическое задание: разработать акцию «Твори Добро», которую можно провести в  классе, школе или микрорайоне.  (10 мин) 

План:

  1. Цель акции.
  2. Участники и организаторы.
  3. Подготовка.
  4.  Акция.
  5. Сроки проведения.

Защита проектов: (5мин на защиту проекта)

Подведение  общих итогов.

Ведущий 2.  (читают стих. Н.М.Рубцова, Видения на холме. )

Взбегу на холм и упаду в траву.

И древностью повеет вдруг из дола!

И вдруг картины грозного раздора

Я в этот миг увижу наяву…

Ведущий 1.  

Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Ведущий 2.  

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шёпот  ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя, храни! 

(Слайд 26, на фоне песни «Россия» )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работу подготовила учитель географии МОУ СОШ №11 г. Н.Новгорода Казакова Нелли Александровна 2011 год – год гражданина Кузьмы Минина в Нижегородской области

Слайд 7

Вопрос 1. В каком году вновь стал отмечаться праздник День народного единства? Ответ: с 2005 года ,решение принято на заседании Госдумы 16 декабря 2004 года. Вопрос 2. Какой праздник отмечался до 2005 года 7 ноября? Ответ: день Октябрьской социалистической революции. Вопрос 3. Какой праздник отмечается 7 ноября в настоящее время? Ответ: День воинской славы России в честь проведения военного парада на Красной площади в Москве 1941 года. 1 тур

Слайд 8

1 6 1 1

Слайд 9

С.В. Иванов «В смутное время»

Слайд 10

Е.К.Маковский «Воззвание Минина»

Слайд 11

Кузьма́ ( Козьма ́ ) Ми́нин (полное имя Кузьма́ Ми́нич Заха́рьев Сухору́кий ; конец XVI века — 21 мая 1616 ) — русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611 — 1612 в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции. Кузьма Минин

Слайд 12

С паперти этого храма нижегородец Кузьма Минин в 1611 году обращался со своим воззванием к жителям Нижнего Новгорода , что стало началом организации народного ополчения

Слайд 13

Люди несли деньги , драгоценности , одежду , оружие . Бедняки срывали с груди кресты . Кузьма Минин ( И.Е.Репин . 1894)

Слайд 14

Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения. Худож . П. И. Геллер. Кон. XIX - нач ХХ в.

Слайд 15

Новодевичий монастырь ( Москва ).

Слайд 16

Дмитрий Михайлович ПОЖАРСКИЙ, князь , возглавивший вместе с Козьмой МИНИНЫМ народное ополчение и освободивший от поляков Москву в 1612 году .

Слайд 19

На выручку сидевшему в Кремле польскому гарнизону двинулось 12-тысячное отборное войско с опытным предводителем гетманом Ходкевичем

Слайд 21

Изгнание польских интервентов из Московского Кремля . Художник Э. Лисснер . 19 в.

Слайд 22

« Торжественный въезд князя Пожарского в Кремль и освобождение Москвы в 1612 году

Слайд 23

И . Мартос . Памятник Минину и Пожарскому . 1818 г. « Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия . Лета 1818 года ».

Слайд 24

Вопрос 1. Какой населённый пункт нашей области считают родиной Козьмы Минина? Вопрос 2. «За многую службу», за «московское очищение» К.Минин пожалован селом… Вопрос 3. «По избранию всей земли Московским государством всех чинов людей у ратных и у земских дел стольник и воевода». Чей это титул? Вопрос 4 . Какая икона была святыней Нижегородского ополчения? Вопрос 5. В честь какого события был построен Михайло-Архангельский собор в Нижегородском кремле? Вопрос 6. Какое место нашего города изображено на картине К. Маковского «Воззвание Минина» Вопрос 7. . Какова была численность основных сил ополчения, подошедших к Москве? Вопрос 8. Дмитрий Пожарский за подвиг был удостоен звания… 2 тур

Слайд 25

Копия памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде открыта 3 ноября 2005 года перед храмом Рождества Иоанна Предтечи , где в 1611 году Минин обратился с призывом к нижегородцам

Слайд 26

Главное – вместе! Главное – дружно! Главное с сердцем, горящим в груди! Нам равнодушных в жизни не нужно! Злобу, обиду из сердца гони!

Слайд 27

Работу выполнили учащиеся 9-х классов МОУ СОШ №11 г. Нижнего Новгорода Матвеева Милена , Савин Павел, Вихорев Александр под руководством Казаковой Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

Классный час "К. Минин - патриот Земли русской"

Данный материал содержит подробный ход классного часа и презентацию к нему....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

Совместный проект по истории и информатике к 435-летию со дня рождения Д. М. Пожарского, имя которого носит Кадетский корпус, «Минин и Пожарский – освободители земли русской».

В 2013 году исполнилось 435 лет со дня рождения Дмитрия Михайловича Пожарского, имя которого с гордостью носит Кадетский корпус. К этой дате воспитанником 9 «А» класса Адиль-Заде Магомедом был р...

Исследовательская работа по православной культуре " Вы соль земли... Вы-свет мира...(Жизнеописание святой земли русской Ксении Петербургской - образец великого служения людям)".

Данная работа получила высокую оценку на городском конкурсе исследовательских работ ДОД "Юность" 1 место. Ученицы участвовали с ней на республиканском конкурсе "История многонациональной культуры", яв...

Герой земли Тулунской

Данная работа участвовала во Всероссийском литературном конкурсе "Герои Великой Победы - 2017". Результат - финалист конкурса....

Минин и Пожарский - спасители земли русской

laquo;История назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества: отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием»...