Откуда есть пошла грамота
методическая разработка по теме

Методическая разработка состоит из двух разделов: история письменности и  древние книги. Цель мероприятия  – повысить уровень книжной культуры детей, заинтересовать историей книги.  Разработка включает  иллюстрированный материал и практические задания.  Она будет интересна  обучающимся и педагогам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ГРАМОТА НА РУСИ

 Вступительное слово библиотекаря:

                                     Молчат гробницы, мумии и кости , -

                                     Лишь слову жизнь дана:

                                     Из древней тьмы, на мировом погосте,

                                     Звучат лишь Письмена.

                                                                             И. Бунин

Сегодня, дорогие мои друзья, мы проводим беседу, посвященную истории письменности. Вы узнаете о том, как люди в древности передавали друг другу информацию, как возникла письменность, какой материал использовали для письма и многое другое, связанное с историей  написания книг.

I. История письменности.

Чему перво-наперво учат ребят, пришедших в школу? Грамоте, конечно: учат читать и писать.

        А когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом, они хранили информацию в своей памяти и передавали её друг другу, используя различные символы-сигналы.

        Каждый народ придумывал свои способы передачи информации: звук, жест, цвет, дым костра, огонь. Но трудно запомнить самые разные и длинные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать. Нарисуют озеро, рядом – огромную рыбу. Это память об удачной ловле рыбы. Нарисуют холмы и реку, а среди деревьев и холмов, вдоль реки – тропинка. Это память о дальнем  путешествии. Картинки – это очень хорошая придумка. Рисуночное письмо называют ПИКТОГРАММОЙ. 

Пиктограмма : рисунки первобытного человека в пещере Альтамира

А теперь попробуем написать предложение при помощи пиктограмм:

СВЕТИТ СОЛНЦЕ.

РЕБЕНОК  ИДЕТ В ШКОЛУ.

        Оказывается, что при помощи пиктограмм не так просто выразить все, что ты думаешь. Даже простенький рисунок рисовать не просто. И человек не всегда может прочитать твое письмо так, как ты этого хочешь.

        Пример тому сказка Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». (Краткое изложение содержания). Почему Тэффи, незнакомец и мама не поняли друг друга? (Ответы учащихся).

        Когда люди придумали рисуночное письмо, они сделали большой шаг по дороге к письменности. Но впереди их ждало много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунка. И появился другой вид письма, где рисунок обозначал не только предмет, а также действие и понятие – ИДЕОГРАММА.

        В древнем Китае на основе рисуночного письма возникли ИЕРОГЛИФЫ, как один из видов идеографического письма. Их называли «священными знаками». Каждый иероглиф обозначал слово ил его часть.

Рисунок с изображением иероглифов древних египтян

А теперь вам задание: придумайте свои иероглифы к понятиям: смеяться, плакать, спать.

        Постепенно иероглифы упрощались и человек старался картинки делать все проще и проще. Например, вместо быка стали рисовать только его голову, потом голова с рогами превратилась в три черточки  , или А. Древний народ  - шумеры называли быка Алеф. Вот откуда буква А. Человек придумал БУКВЫ или знаки для звуков.

        Жившие две тысячи лет назад финикийцы придумали буквы только для согласных звуков. В их языке этим можно было обойтись. Финикийцы знакомили со своей письменностью другие народы. На её основе появился буквенный АЛФАВИТ древних греков. Но в их языке было много гласных звуков.

Пришлось и для них придумывать буквенные обозначения. В течение многих лет греки усовершенствовали свое письмо, делая его более понятным и удобным. Греческий алфавит завоевал почти весь мир, он помог многим народам создать свою письменность.

Греческий алфавит

        В далекие времена, более тысячи лет назад, у русского народа тоже не было своей письменности, как и у братских славянских народов. В IX веке два ученых монаха родом из Греции, Братья КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ, приехали в Моравию и стали работать над созданием славянской письменности, взяв за основу греческий алфавит. Они хорошо знали славянские языки, и это помогло им составить в863 году настоящую славянскую АЗБУКУ. Создав её, братья стали переводить с греческого главные богослужебные книги, в первую очередь Евангелие. Этот язык, получивший название СТАРОСЛАВЯНСКОГО, впервые донес до славян текст Священного Писания и на столетия стал языком славянской культуры

 К нам письменность пришла в X веке после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Какой же азбукой пользовались Кирилл и Мефодий?

 Это была или КИРИЛЛИЦА, или ГЛАГОЛИЦА.

                                       Глаголица и Кириллица

 По мере того как развивалась славянская письменность, кириллица вытесняла глаголицу и закрепилась в качестве основы многих славянских языков, в том числе и русского.

Обучение азбуке было очень не простым занятием, намного сложнее, чем у современных школьников. Сначала буквы произносил учитель, а ученики вслед за ним хором повторяли каждую букву, пока не запоминали.

Но это был не беспорядочный крик, а повторение нараспев. АЗ, БУКИ, ВЕДИ и т.д.  (Название букв кириллицы).

Вот отсюда и пошли старинные русские пословицы:

  1. Азбука – наука, а ребятам бука.
  2. Аз, буки, веди страшат как медведи.
  3. Азбуку учат, на всю кричат.
  4. Юс да ижица – конец делу ближитца.

О том, как это происходило можно почитать в повести М. Горького «Детство», а также в рассказе Л.Н. Толстого «Филиппок».

Со временем в кириллице произошли многочисленные изменения

исчезли ненужные буквы, появились новые. В современном русском алфавите добавились три буквы –Й, Е, Э, - а исчезло намного больше.

А теперь давайте составим словарик по изученному:

А – алфавит, азбука

Б – буква

Г - глаголица

И – идеограмма, иероглифы

К - кириллица

П – пиктограмма

II. Древние книги

Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а КНИГА

ОСТАЛАСЬ.

                                                                А. Герцен

        Мысли людей, записанные в виде рисунков, иероглифов, букв, незримыми нитями привязаны к месту и времени своего возникновения. Они стали доступны для нас благодаря тому материалу, который донес их до нашего времени. От материала зависела и форма книги. Разные народы использовали доступный для них писчий материал.        

        1. В древних государствах Вавилон, Ассирия, Шумер писали на глине, из которой делали также посуду и жилище. Книги изготавливали из глины в виде табличек разных размеров. Писали на глине трехгранным резцом. При нажиме на мягкую глину резец давал клинообразный отпечаток. Такое идеографическое письмо называлось КЛИНОПИСЬ. Затем таблички обжигали, и они становились твердыми, не боясь ни огня, ни сырости. Каждая книга состояла из десятков или даже сотен глиняных «страниц», уложенных в деревянный ящик. (Глиняная табличка).

До наших дней сохранились целые библиотеки из таких книг. При раскопках была найдена сказочно богатая библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, правившего в 669-633 гг. до н.э. Она состояла из десятков тысяч табличек по различным отраслям знаний.

        2. В Древнем Египте в большом количестве по берегам реки Нил рос тростник, который называли ПАПИРУС. Это растение вдвое выше человека и ствол в руку толщиной. У него сладкий сок. Из коры его делали сандалии, из волокна – ткани. Из связанных стволов строили большие корабли. Но больше всего прославился папирус не сладким соком, не кораблями. Славен он тем, что на нем писались первые книги.

Было это свыше шести тысяч лет назад. Сердцевину тростника – папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. А потом листы папируса склеивали в длинный-предлинный свиток. Так и появились книги-свитки.

        Книгу-свиток создавали профессиональные писцы. Писали тростниковой палочкой – КАЛАМОМ, обмакивая его в черные чернила, которые приготовлялись из угля, смешанного со смолой. Первые слова текста, а также названия месяца и дня писали красными чернилами. Текст писали узкими столбцами, направление строк было параллельно длине свитка. При чтении папирусную ленту постепенно перекатывали с одной стороны на другую так, что в поле зрения находились одновременно два столбца. Как вы думаете: удобно ли это?

        Папирусные свитки (до 40 метров длиной) наматывали на деревянные или костяные стержни и прятали в кожаные или деревянные футляры. Папирус не переносил влагу, она разрушала его. Многие свитки сгорели во время пожара. И только египетские и греческие свитки смогли сохраниться в течение двух тысячелетий в абсолютно сухом египетском песке. Большинство известных свитков дошло до нас в виде отрывков. Сейчас они хранятся в музеях и крупных библиотеках мира.

        3. Наряду с папирусом, для обучения грамоте использовали более дешевый материал для письма – воск. Древние римляне делали книжечки из деревянных дощечек: несколько дощечек, выструганных в середине, заполняли воском и скрепляли между собой шнурками. Первая и последняя дощечки воском на заполнялись. Такие книжечки служили очень долго: запись можно было стереть и заполнить заново. Стальная палочка для письма на восковых дощечках – СТИЛЬ – была с одного конца острой (для письма),

с другой – круглой (для затирания воска). Такая форма книги сохранялась у многих народов, в том числе на Руси. Она получила название КОДЕКС.

        4. Самая большая библиотека из папирусных свитков находилась в городе Александрия. Она насчитывала около 70 тысяч свитков. Но царь города Пергама решил создать библиотеку, превосходящую александрийскую. Когда египтяне узнали об этом, они запретили вывозить папирус из Египта. Тогда жители этого города научились делать материал для письма из кожи животных. Этот материал стали называть ПЕРГАМЕНТ. Так легенда объясняет возникновение писчего материала, которому суждено было вытеснить папирус и существовать более двух тысяч лет.

        Сначала из него продолжали делать свитки, но вскоре прочность этого материала дала возможность листы пергамента складывать, разрезать, сшивать их в тетради и заключать в переплет. Так окончательно книга приобрела форму КОДЕКСА.

Изготовление пергамента.

        Сырую шкуру (козью, овечью, телячью) вымачивали сначала в воде, чтобы сделать её мягче. Потом соскабливали ножом мясо и клали шкуру в воду с золой. После такой обработки шерсть легко снималась ножом. Готовую шкуру натирали мелом и выглаживали пемзой. Получалась тонкая желтоватая кожа, одинаково чистая и гладкая с обеих сторон. Её края обрезали так, чтобы получился большой кожаный лист. Лист складывали вдвое, и из нескольких таких листов составляли тетрадь. Потом складывали кожу и в четыре, и в восемь и шестнадцать раз. Так получались книги.

        Писали на пергаменте калалом (тростниковой палочкой) или птичьим пером, заостренным и расщепленным. Чаще всего использовали гусиные перья. Для пергамента использовали особые прочные чернила, которые впитывались в кожу так глубоко что их нельзя было смыть. Пока ими писали, они были очень бледными, а чернели спустя некоторое время.

        Пергамент материал очень дорогой. Для изготовления одной книги нужно было целое стадо животных. Поэтому для письма использовали и более дешевые материалы, чаще растительного происхождения.

В Китае применяли бамбук и шелк, в Индии – пальмовые листья, а в Древней Руси использовали бересту. БЕРЕСТА  - это кора березы, подвергнутая специальной обработке. На ней писали наши предки – восточные славяне. Буквы кириллицы наносили на бересту костяным или металлическим стержнем – ПИСАЛОМ. Несколько сотен берестяных грамот было найдено при раскопках в Новгороде.

        Писали и переписывали книги в основном при монастырях. При них создавали мастерские по переписыванию книг – СКРИПТОРИИ. Перепиской занимались монахи-переписчики. Они сначала терпеливо и осторожно линовали пергамент, потом тщательно, выводя букву за буквой, начинал писать.

        Когда все листы были переписаны и украшены, их соединяли и помещали в ПЕРЕПЛЕТ. Его основой служили хорошо высушенные и обработанные доски. Переплеты, созданные по особым заказам, часто украшали жемчугом и драгоценными камнями. Края переплета соединялись металлическими застежками. Таким образом, книга напоминала сундучок или шкатулочку.

        В основном древнерусские рукописные книги были религиозного содержания: Библия, Евангелия, жития святых, Книга пророков, Апостол, Псалтырь. Но монахи-переписчики переписывали не только богослужебные книги, они вели летописи, записывая хронику исторических событий год за годом.

        

Замечательный летописный свод «Повесть  временных лет» создан монахом-летописцем НЕСТОРОМ, который включил в летопись географические, этнографические сведения, а также отрывки песен и былин, сказаний и легенд. ( Учащийся рассказывает о НЕСТОРЕ )

Нестор — преп., монах Киево-Печерского монастыря; был пострижен в иноки, потом посвящен в диаконы. В 1091 г. ему было поручено открыть мощи преп. Феодосия. Умер около 1114 г. Других сведений о нем не сохранилось. Долгое время преп. Н. приписывали составление первой русской летописи — «Повести временных лет», но приблизительно с половины XIX века это мнение поколеблено. Защитники его основывались на приписке имени Н., как составителя, в Хлебниковском своде (XV — XVI вв.) и на словах черноризца Поликарпа в его послании к киево-печерскому архимандриту Акиндину (XIII в.): «якоже блаженный Н. в летописце написа»... П. С. Казанский одним из первых указал («Отеч. Зап.» за 1851 г.) на значительный ряд противоречий летописи с другими произведениями Н., несомненно ему принадлежащими: «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия». Другие исследователи доказывали даже, что составителем летописи был не только не Н., но даже и не монах киево-печерского монастыря. «Житие Феодосия» (напис. около 1088 г.) считается по полноте и стройности образцом летописной биографии. Оно богато сведениями о киево-печерской обители и лицах, живших в ней. «Житие» в переводе на русский яз. напечатано преосв. Филаретом в «Ученых Записках II отд. Академии Наук» (1856, II т.).

I I I. Заключение.

За свою долгую историю книга изменялась, но осталась не только надежным источником информации, но и верным другом человека. А друзей надо уметь выбирать, грамотно общаться с ними, хорошо знать историю их жизни. Но книга – это не только текст, в ней важно все: оформление, иллюстрации, переплет. Все это – единое целое, продукт человеческого разума, предмет мировой культуры. Ведь если вдуматься, разве не удивительно, что книга с помощью написанных в ней слов рассказывает нам сокровенные мысли давно ушедших о  нас людей, переносит нас в другой мир, в прошлое или будущее, вызывает у нас радость и боль, возмущение и надежду, негодование и любовь. «Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

        В подтверждение этому приведу исторический пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом философа Канта. Однажды Эзопу хозяин велел приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них блюда. На вопрос, почему он подает только языки. Раб ответил: « А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее, Эзоп опять пошел покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войны; язык несет зло, горе, оскорбление.

        Слово – важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль.

Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. Мир слов – многообразен, интересен, увлекателен и еще до конца не разгадан. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом  словаре В.И. Даль. В словаре С.И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире все чаще появляются новые слова и выражения. В разных странах люди сегодня говорят на 6000 языках. Международный день родного языка – 21 февраля, был провозглашен ЮНЕСКО в 1999 г.

Практическая часть занятия.

Игры и задания.

  1. Подчеркни материалы, из которых делали древние книги.

СТЕКЛО     ПАПИРУС        ПЕРГАМЕНТ     ГЛИНА    МЕТАЛ  БЕРЕСТА

  1. Соотнеси форму книги и материал, из которого она была сделана (соедини стрелочками)

КНИГА – СВИТОК                      ПЕРГАМЕНТ

КНИГА - ТАБЛИЧКА                   ПАПИРУС

КНИГА - КОДЕКС                        ГЛИНА

  1. Соедини начало русских пословиц и их окончания из правой колонки:

Грамоте учиться                              а правду сказывают

Книги не говорят,                          ума набраться

С книгами знаться -                       всегда пригодится

Сперва аз,  да буки,                        а то, что понял

Говори не о том, что прочел,        а там и наука

     4. Кроссворд

7  Б

2 К

4  П

    Е

   И

    Е

5  Б

6  К

    Р

   Р

3  М

    Р

    У

    И

    Е

   И

    Е

    Г

    К

    Р

    С

   Л

    Ф

    А

    В

    И

    Т

  З

   Л

    О

    М

    И

    Л

    А

  Б

    Д

    Е

    Ц

    Л

  У

    И

    Н

    А

    И

  К

    Й

    Т

    Ц

  А

    А

По вертикали:

  1. Книга, по которой вы научились читать. (Азбука)
  2. Имя монаха, создавшего славянскую азбуку. (Кирилл)
  3. Имя его брата и помощника. (Мефодий)
  4. Материал, на котором писались древние книги до изобретения бумаги. (Пергамент)
  5. Название красивой заглавной буквы. (Буквица)
  6. Название русской азбуки (Кириллица)
  7. Материал, на котором писали люди в старину на Руси. (Береста)

По горизонтали:

  1. Буквы построились по порядку. Название этого порядка. (Алфавит)

 

    5. Расшифруй.

(Ребятам предлагается отгадать поговорку. Шифром служат буквы алфавита, пронумерованного по порядку)

1     9     2     21   12    1

12  

14    21   5    18    16    19    20    10

19    20   21  17      6    15    30    12

Ответ: Азбука – к мудрости ступенька.

Литература

  1. Зимина, А.И. Праздник славянской письменности и культуры [Текст]     / А.И. Зимина  // Классный руководитель. Научно-методический журнал. – 2007. - №6. – с.41-46.

2.   Зубков, Б. Книжка про книжку [Текст]    / Б. Зубков. – М.: Малыш, 1984. – 24 с.

  1. Сидорова, М. Заветное слово [Текст]    / М. Сидорова  // Читаем. Учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для школьных библиотек. – 2004. – №2. – с.56-58.
  2. Скударь, З. Слово и человек [Текст]     / З. Скударь // Воспитание школьников. Научно-методический журнал. – 2006. - №4. – с.27-32.
  3. Лысенко Л.В. Лишь слову жизнь дана [Текст]    / Л.В. Лысенко // Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек. – 2004. – №10. – с.44-49.
  4. Люстрова, З.Н. Беседы о русском слове [Текст]    / З.Н. Люстрова. – М.: Знание, 1976. – 143 c.



Предварительный просмотр:

       Пиктограмма

Иероглифы  

Греческий алфавит  

Кирилл и Мефодий  

   Глаголица и Кириллица

        Название букв кириллицы

Глиняная табличка

Книга-свиток

Книга-кодекс

Береста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда есть пошла книга. Общие представления об истории книги.

ТЕМА: ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА КНИГА.ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ КНИГИ.  Цель: познакомить учащихся с историей книги, об изобретении книгопечатания, привить любовь к книге, культурно...

Внеклассное мероприятие по истории для 6 класса "Откуда есть пошла русская земля"

Внеклассное мероприятие позволяет в игровой форме закрепитть материал по теме "ДревняяРусь". Повторить даты, термины, деятельность первых князей....

Презентация к внеклассному мероприятию "Откуда есть пошла русская земля"

Презентация к внеклассному мероприятию по истории для 6 класса "откуда есть пошла русская земля"...

Откуда есть пошла грамота на Руси

Такой урок провожу в конце года в разделе «Общие сведения о языке».       Посвящаю урок - обобщения Дню славянской письменности и культуры. Данная модель урока позволяет поло...

На Всероссийскую интернет конференцию "Откуда есть пошла русская земл

На Всероссийскую интернет конференцию"Откуда есть пошла русская земля"Классный час"Гордиться славою предков не только можно, но и должно" (А.С.Пушкин)Цель классного часа - познакомиться с историей, ку...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

Сценарий квест-игры "Откуда есть пошла грамота на Руси"

Сценарий разработан для проведения праздника, приуроченного  ко Дню славянской письменности и культуры....