Проект «Ветры Куликова поля»
материал (6,7,8,9,10 класс) по теме

Для творчески одаренных детей очень важным, с одной стороны, является качество и информационный уровень проводимых мероприятий. С другой, становится значимой задача развить в них патриотические чувства, любовь к истории, традициям родного края. Именно эти цели  ставятся в  проектной деятельности с этим контингентом детей.

Проект «Ветры Куликова поля» рассчитан на разновозрастные смешанные группы детей в возрасте от 12  до 16 лет. Он планируется и как специальное мероприятие по работе с творчески одаренными лицеистами, так и в общем плане  воспитательной работы . При работе в проекте у обучающихся формируются познавательные интересы, умение вести дискуссию и отстоять свою точку зрения, проявить творческие способности, развивается коммуникабельность, умение работать в группах. В ходе проектной деятельности используются традиционные методы, приемы и формы  работы. Ставятся и задачи индивидуально ориентированные на проблемные моменты в психологии каждого участника проекта. Активно используются медиа технологии, фото и кино съемка, традиционные народные хороводы и игры. Самым важным мы считаем актуализацию активности каждого (активную работу, а не простое участие). Качество работы проверяется сдачей творческих материалов, участием в брей-ринге, выступлением перед различными категориями слушателей с музыкально-литературными или историческими композициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spasskaya_opisanie_proekta.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Лицей №1 пос.Львовский»

Проект

 «Ветры Куликова поля»

Спасская Галина Романовна педагог-психолог

                                                                 МОУ «Лицей №1 пос.Львовский»

Львовский -  2012


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение

                Вступление

                 Цель

                 Задачи

                 Место мероприятия в системе воспитательной работы

                Используемые методы, приемы и формы воспитательной

           работы, используемая технология

                Используемые электронные, технические и др. средства

                 Методы и формы контроля качества мероприятия

  1. Описание  мероприятия
  2. Список литературы

I. Введение.

Для творчески одаренных детей очень важным, с одной стороны, является качество и информационный уровень проводимых мероприятий. С другой, становится значимой задача развить в них патриотические чувства, любовь к истории, традициям родного края. Именно эти цели  ставятся в  проектной деятельности с этим контингентом детей.

Проект «Ветры Куликова поля» рассчитан на разновозрастные смешанные группы детей в возрасте от 12  до 16 лет. Он планируется и как специальное мероприятие по работе с творчески одаренными лицеистами, так и в общем плане  воспитательной работы . При работе в проекте у обучающихся формируются познавательные интересы, умение вести дискуссию и отстоять свою точку зрения, проявить творческие способности, развивается коммуникабельность, умение работать в группах. В ходе проектной деятельности используются традиционные методы, приемы и формы  работы. Ставятся и задачи индивидуально ориентированные на проблемные моменты в психологии каждого участника проекта. Активно используются медиа технологии, фото и кино съемка, традиционные народные хороводы и игры. Самым важным мы считаем актуализацию активности каждого (активную работу, а не простое участие). Качество работы проверяется сдачей творческих материалов, участием в брей-ринге, выступлением перед различными категориями слушателей с музыкально-литературными или историческими композициями.

 Цель

Формирование у школьников духа патриотизма и гражданственности как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей на примере местных аспектов крупного исторического события.

 Задачи

Познавательные:

  1. изучить местный аспект крупного исторического события;
  2. творчески переработать полученную историческую информацию;
  3. расширить мотивацию к изучению истории страны;
  4. активизировать познавательный процесс.

Воспитательные:

  1. создать условия для формирования духа патриотизма и гражданственности, повышения уровня социальной активности школьников;
  2. развить креативное мышление, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Методические:

  1. изучать живую историю.

Используемые методы, приемы и формы работы/используемая технология

Методы и приемы: проектный метод,  технология коллективно-творческих дел.

Формы  работы: урок, создание презентаций, беседа, творческая мастерская, поездка на место события.

Используемые электронные, технические и др. средства

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран
  2. Серия презентаций, посвященных историческому краеведению Подольского района, истории Куликовской битвы, русским  традициям.

 Методы и формы контроля качества мероприятия

        Для определения результатов мероприятия используются следующие основные методы: наблюдение, анализ конкретной ситуации, анализ результатов деятельности, анкетирование, тестирование, метод независимых характеристик, метод экспертных оценок, сравнительный анализ, классификация, систематизация, типологизация, шкалирование, моделирование и некоторые другие.

        В качестве контроля результатов данного мероприятия были выбраны методы анализа результатов деятельности, наблюдения для определения и дифференцирования уровня развития и проявления патриотизма личности (табл.1) [на основе разработки В.И.Лутовинова].

Высокий уровень

Глубокое изучение истории и культуры России. Патриотическая убежденность и готовность к действиям во имя национальных интересов. Осознание личной ответственности за судьбу России. Проявление социальной активности и гражданской зрелости. Инициатива в патриотической деятельности и целенаправленное участие в ней.

Средний

уровень

Восприятие истории Отечества как одного из важнейших предметов в системе образования и воспитания. Владение содержанием таких понятий как "Родина", "патриотизм", "гражданский долг", "мужество". Понимание необходимости защиты интересов Отечества в связи с объективной оценкой политической ситуации в мире. Проявление активности при проведении массовых мероприятий и организации коллективных дел. Высокая ответственность, осознание гражданского и патриотического долга. Наличие опыта преодоления моральных, волевых перегрузок патриотической деятельности в ее различных формах.

 Низкий

уровень

Понятия "патриотизм", "гражданский долг" находятся на формально-вербальном уровне. Слабо развиты представления о гражданском долге, патриотизме и современном развитии российского общества и его проблемах. Ответственное, но пассивное, без проявления инициативы выполнение учебных и общественных поручений. Стремление преодолеть вставшие на пути трудности, но собственными силами, без поддержки товарищей, сверстников.

Нулевой

уровень

Интересы государства и перспективы его развития не занимают никакого места в жизненных планах, не связываются с жизненными перспективами. Понимание необходимости защиты интересов Отечества имеет отвлеченный абстрактный характер. Проявление равнодушного отношения к учебе в целом и пассивности. Отсутствие интересов к гуманитарным дисциплинам, в том числе к истории Отечества. Низкая ответственность при выполнении общественных поручений или их игнорирование. Отсутствие представления о гражданском долге и патриотизме. Слаборазвитые морально-волевые качества. Проявление слабоволия и отступление от намеченной цели при столкновении с трудностями.

 

В проекте принимают участие разновозрастные смешанные группы, при формировании которых учитывается совместимость.

Работа над проектом длится  в течение 40 дней. Включает следующие этапы.

  1. Подготовительный.
  1. Формирование команд. Тренинги: 10 строк о себе. Коммунмкабельность.
  2. Постановка тематической задачи каждой команде по теме. Сбор первичной информации по теме. Обработка материалов и подготовка информации по теме. Подготовка по исследуемой теме вопросов для брей-ринга, кроссвордов, списка  литературных произведений.  Подготовка презентаций.
  3. Защита первичных проектов по темам каждой командой.
  4. Проведение брей-ринга по теме битва при  селе Молоди.
  5.  Журналистский десант в Пемышль-Московский, город Серпухов. (Каждая команда готовит материал) Темы: История с. Перемышля, его жители, сказки, песни, поговорки, ландшафт,  и т.д.
  6. Реконструкция вооружения, одежды, обычаев участников Куликовской битвы. Изучение боя на мечах.
  7. Пресс-конференция с археологом, научным сотрудником Исторического музея Ганяным.
  8. Посещение Култкова поля.
  9. Подготовка музыкально-литературной композиции «Славный князь Владимир».Выступление на различных площадках.

Представление проекта.

Видеоматериал и презентация.

Этап урока

Продолжительность

Метод обучения

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Средства обучения

1. Организационный момент

3 мин

словесный

Здравствуйте!

Наше занятие посвящено нашим предкам, тем кто жил на вот этой самой земле в начале 15 века – это в основном воины и рабочий люд ремесленники и хлебопашцы. Это были сильные мужественные люди. А так как мы из потомки то давайте и поприветствуем друг друга: возьмемся за руки и скажем друг другу хорошие слова.  

Группа берется за руки и каждый приветствует друг друга, произнося хорошие пожелания.

игра

2.

15мин

Словесно-наглядный.

1.Кто из Вас может сказать, что мой пра-, пра-, пра-… был участником Куликовской битвы ? Оказывается многие. И вот почему. Рассказ о князе Владимире Серпуховском, (Владимир Андреевич Серпуховской (1353–1410) Храбрый – герой Куликовской битвы) его вотчине – городе Перемышле. Перемышль-Московский (с. Русское Сатино Московской обл.). На правом берегу р. Моча (приток р. Пахра) расположено городище — остатки древнерусского Перемышля. По сведениям город основан Юрием Долгоруким в 1152 г. Площадка поселения, в плане почти полукруглая (250X240 м), окружена валом (высота 7,5 м) и рвом (ширина 30 м, глубина 6 м). С запада она прилегает к берегу реки Мочи

Въезд на поселение находился с северной стороны. К городищу примыкает неукрепленное обширное селище-посад. Памятник неоднократно обследовался археологами. Культурный слой (0,8 м) содержит отложения XII—XVI вв. К XVII в. жизнь на городище прекратилась. На городище обнаружены остатки жилищ и ремесленных (кузнечных) мастерских, железоплавильная домна, обломки стеклянных браслетов. Укрепления возведены в середине XII в.

Итак мы знаем, что жители вот этих самых мест создавали оружие для участников Куликовской битвы и, конечно, прежде всего мечи.

2.Что мы знаем о мечах? Меч — холодное оружие, состоящее из прямого металлического клинка и рукояти. Клинки мечей симметричные. Мечи бывают рубящие (древнеславянский и древнегерманский типы), рубяще-колющие (Меч Каролингов, Русский меч, спата), колюще-рубящие (гладиус, акинак, ксифос), колющие (кончар, эсток). Меч от античности до позднего средневековья был настолько самым главным из видов оружия, что (наряду с щитом) стал символом воина и воинского дела, вошёл в геральдику, афоризмы и поговорки, даже в XXI веке оставаясь узнаваемым символом и героем фэнтезийной и даже научно-фантастической литературы.

Слушают, задают вопросы, комментируют преподавателя, дополняют.

Презентация, кадры №3 -  №10,

3.

Практическая работа

25 мин

практический

Учитель объяснят, показывает, помогает.

  1. Инструктаж по ТБ.
  2. Помним, что не рука выбирает меч, а меч выбирает руку.
  3. Берем заготовку. И отмечаем длину меча. Двуручный меч ( Александра Невского) должен доходить воину до груди, одноручный меч( Владимира Серпуховского)  - до талии .
  4. Размечаем на заготовке ручку меча и лезвие.
  5. Режущим инструментом начинаем обрабатывать заготовку, придавая ей форму выбранного типа меча.

        Учащиеся выполняют практическую работу

4.

Рефлексия

4 мин.

Словесно-наглядный

  1. Время нашего занятия истекло. Доделать меч можно дома. Вам помогут в этом родители. А сейчас поднимем свои будущие мечи. Соединим их в общем прощании.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Готье Ю.В. Материалы для исторической географии Московской руси. М.1906.
  2. Панков Д.Д. Очерки по истории Подольского края. М,1998
  3. http://www.smolpedagog.ru/article%2065.html
  4. В.И.Лутовинов. Критерии и основные методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию.
  5. Куликов А.Н. Меч и Судьба. Литературно-сюжетная игра. М, 1993.
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki
  7. http://www.pobeda.ru/content/view/6320/
  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Меч#.
  9. http://www.medieval-wars.com/armory/pictures/wpn_27.gif
  10. http://testan.rusgor.ru/moscow/book/moskow_proshl/507.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Куликово поле в искусстве (презентация)

Куликово поле в искусстве .Презентация к интерактивной экскурсии...

Видеоролик песни "Куликово поле"

Видеоролик песни "Куликово поле" может использоваться на уроке, посвященном Куликовской битве, как средство повышения эмоционального восприятия материала. К песне можно поставить задания, н...

Куликово поле. К 630-летию Куликовской битвы

Презентация, которая может быть использована на классных часах, посвященных Куликовской битве....

Урок письма и развития речи Тема: «Изложение – описание по картине Михаила Ивановича Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) »

Данный урок  используется для обучения логике  и композиции текста; для обогащения словаря, фразеологии, синтаксиса, для обучения жанрам – повествованию, описанию и рассуждению; для вос...

"Битва на Куликовом поле"

Разработка конспекта урока "Битва на Куликовом поле",предназначен для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

проектно-исследовательская работа "Куликово поле - поле ратной славы"

Проект   посвящен  теме двух войн которые стали суровым испытанием для русского народа. Более 70 лет отделяет нас от трагических дней, когда на долю советских воинов выпало нелегкое ис...

проектно-исследовательская работа "Куликово поле - поле ратной славы"

Проект  я решила посвятить очень серьезной теме, можно сказать даже памятной теме, теме двух войн которые стали суровым испытанием для русского народа. Более 70 лет отделяет нас от трагических дн...