Дитя природы и сын человечества
методическая разработка (8 класс) по теме

Воспитательное дело, опубликовано в сборнике методических воспитательных мероприятий З.Ф.Мубиновой в книге "Поликультурное воспитание в многонациональной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ditya_prirody_i_syn_chelovechestva.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Дитя природы и сын человечества

               Ты - гражданственность, а не флюгер.

               Флюгер слишком усердно скрипит.

               Тот, кто родину подлинно любит,

               Тот в любви никогда не криклив.

               Стань гражданственность строже и чище

               ведь прохожих нелепо хватать

               И, бия себя в грудь кулачищем,

               Им орать: « Я люблю свою мать!»

               Ты – гражданственность. – Пушкин, Некрасов-

               Не бумаринствующие врали,

               И замешана ты не на квасе,

               а заквашена на крови.

               Боль гражданства – не в собственной боли.

               Тот, кто истинный гражданин,

               Защищает собой все поле,

               даже если он в поле один.

     Цели: Определить отношение каждого ребенка к позиции быть гражданином, воспитывать уважение к родной природе, показать, почему судьбы природы в наших руках, раскрыть экологическую проблему, повышать культуру, развивать познавательную активность.

  Оборудование: плакаты  «Природа заболела»,  «Природное равновесие», музыкальное произведение «Мир, в котором мы живем»(сл. Пляцковского, муз. Савельева)

Вступительное слово учителя

-Довольно часто, хотя мы и живем среди других людей, нам приходится принимать решения самостоятельно – быстро определять: как действовать, что сказать, как поступить. Безусловно, самые важные дела всегда у нас обсуждаются коллективно , и все же чаще всего решение принимает отдельный человек. он даже среди людей, наделенных такими же , как он правами, должен ясно сказать «да» или «нет»

 Послушайте отрывок из повести Василия Быкова  «Обелиск»(Обсуждение после чтения учителем)

  «…Во время фашистской оккупации Белоруссии каратели схватили нескольких школьников и объявили, что отпустят их, если к ним добровольно явится их учитель Мороз. А учитель был в партизанском отряде. И он пришел к немцам. Пришел, так как не мог поступить иначе. Ведь ему верили ученики, они ждали, надеялись. Он не мог дать им умереть, потерять веру людей. Учитель Мороз погибает. Многие осуждали его поступок, даже после войны его имени не было в обелиске. Разве он убил хоть одного фашиста? Но Мороз сделал не меньше. Своим выбором подтвердил правоту тех слов, которые всю жизнь говорил ученикам. Это был свободный выбор.

     Таких возможностей выбора Великая Отечественная война предоставила людям немало.  Те, кто имел право учиться или уехать в далекий тыл, шли добровольно на фронт. Это тоже был свободный выбор.

      Человек, сделавший свой выбор, добившийся осуществления своих планов, совпадающих с интересами общества, по- настоящему счастлив. Человек выбирает сам, плохо ли, хорошо ли, но сам. Выбирает товарищей, выбирает стиль жизни, выбирает занятие по душе. В одних и тех же условиях выбор этот может быть совершенно различным. Такой личный выбор происходит  и происходит в человеческом обществе всегда непрерывно. И в этом проявляется тот великий факт, что  человек не просто дитя природы, он часть общества и его творец, создатель.

    - Ребята, послушайте две пейзажные зарисовки (Включается магнитофонная запись)

   Ученик (приподнято, торжественно) Как приятно порой бывает побродить по лесу, по берегу реки, вскарабкаться по крутому склону горы и оттуда, сверху увидеть все как на ладони: вот чайки, играя, парят над шумной волной, вот проплыл теплоход, ослепляя за собой тянущие брызги. Солнце,  по-прежнему, слепит глаза,  пытается проникнуть во все живое и неживое, что встречается на пути, и столько красоты вокруг, аж дух захватывает!

   Учитель (тихо, медленно): По грязной, замусоренной, отравленной пустыне, покрытой обломками каменных плит, банками, осколками стекла, с лужей темной жидкости, переливающейся блестка ми под лучами тусклого, едва видимого за грязными тучами солнца, бредет, спотыкаясь человек. По его лицу нельзя определить возраст. Мужчина тяжело, со свистом вдыхает отравленный ядовитыми испарениями воздух. Он спотыкается и падает в лужу, не в силах дальше идти, поднимает мутные, блуждающие глаза на тусклое солнце. В этих глазах безумие, жалость и тоска по прошлой жизни. Человек издает хриплый . жалостный крик и роняет голову. Его глаза закрываются. Он мертв.

 Так я представляю себе экологическую катастрофу. Земля и гибель человека, уничтожившего самого себя. Страшно? Да! Но не все потеряно. Судьба Земли и родины в ваших руках. Эти руки должны быть надежными. Как вы это понимаете?

       Ответы учеников:  Мы должны соблюдать правила охраны природы, растений, животных. Обязательно подкармливать птиц зимой, больше растений сажать в городах и селах.

 Зачитываются слова Н. А. Некрасова (эпиграф) Доля гражданина не допустить страшной катастрофы. 

Учитель:  Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится «винтиком»,  обладающим своим «отверстием», или он – Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу отечества разумными и полезными действиями.

 Беседа: Какие понятия включает в себя слово «гражданин»?

Ответы учащихся: Патриотизм. Боль за родную природу отныне тоже считают патриотизмом.(совесть, доброта, терпимость и взаимопонимание)

Учитель: Высокая нравственность. Любовь к родной природе, земле, к  близким, экология души. Гражданин не может равнодушно смотреть, как гибнет природа, он протестует, он участвует в экологическом митинге. На мой взгляд, эта же мысль прослеживается и в стихотворении Н. Старшинова «Давайте сохраним»:

Коль суждено дышать

нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

 навек объединимся,

Давайте наши души

 вместе сохраним,

тогда мы на земле

 И сами сохранимся

Дискуссия Вопросы на доске. Школьник – это гражданин? В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?

   Посадил одно дерево – хвала тебе, посадил два – благодарность от всех, три – гражданский подвиг.

   Как вы понимаете эти строки?

Учитель Подводя итоги, мне хочется прочитать стихотворение тольяттинского поэта Б. Скотневского:

У каждого заботой                                У каждого дорога своя или тропа,

Своей глаза полны,                               Но пусть нас очень много,

наша родина не что – то,                      Мы все ее судьба…

Она сегодня – мы.                                 Растите достойными людьми!

(Звучит песня « Мир, в котором мы живем» в исполнении детей)

Подведение итогов Спасибо вам, ребята, за участие и интересные ответы. Наше воспитательное дело подошло к концу. И я хочу попросить Юлию прочесть нам еще одно стихотворение, которое является заветом нам с вами.

Любите родную природу:                                 На ней мы с тобою родились,

Озера, леса и поля.                                             Живем мы с тобою на ней.

Ведь это же наша с тобою                                 Так будем же, люди, все вместе

Навеки родная земля                                          Мы к ней относиться добрей

Литература

1. Введение в обществознание: Учебник для 8-9 кл.\Л. Н. Боголюбов, Л. Ф.   Иванова и др\ М.,2001. с. 191-197

2. Начальная школа.2002.№21.с. 1-2

3. ВаулинН. Порядочность по прейскуранту\\Литературная газета.1986.15 января

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку английского языка "Человек - дитя природы"

Презентация к уроку английского языка "Человек - дитя природы". Учебник английского языка 10 класс. Авторы О.В Афанасьева, И.В. Михеева...

Конспект урока "Человек - дитя природы"и самоанализ.

Конспект урока "Человек  -  дитя природы" с использованием современных технологий . Английский язык 10 класс О.В. Афанасьева, И.В.Михеева....

Конспект урока "Человек - дитя природы"и самоанализ.

Конспект урока "Человек  -  дитя природы" с использованием современных технологий . Английский язык 10 класс О.В. Афанасьева, И.В.Михеева....

План-конспект открытого урока по английскому языку «Человек- дитя природы»

План-конспект открытого урока в 10 классе на тему: "Человек - дитя природы"...

Методическая разработка урока по теме "Человек - дитя природы"

Технологическая карта урок-дискуссия, в ходе которого учащимся предлагается решить философскую дилемму - является ли человек добром или злом для природы....

Конспект урока комплексного применения знаний и умений "Человек-дитя природы"

Материал урока может быть использован при изучении темы "Environmental Protection". Содержит проблемные задания. Развивает коммуникативные навыки и умения....