Интегрированный урок «Мужество останется в веках…»
методическая разработка (7 класс) по теме

Кузьмина Татьяна Ивановна

 

(библиотечный урок, внеклассное чтение по книгам о Великой Отечественной войне)

 в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Вешкаймская СОШ № 2 имени Б.П. Зиновьева

Интегрированный урок

 «Мужество останется в веках…»

(библиотечный урок, внеклассное чтение по книгам о Великой Отечественной войне)

 в 7 классе

Учитель Т.И. Кузьмина

Зав. библиотекой В.В. Немова

                         «Мужество останется в веках…»

Цель: воспитывать высокие патриотические качества.

          Задачи:

. помочь подросткам понять, какая жестокая шла борьба за жизнь и как тяжело досталась Победа нашему народу;

  1. показать основные качества человека на войне: любовь к Родине, народу, ненависть к врагу, гуманизм;
  2. воспитывать чувство гордости за человека на войне;
  3. приобщать к чтению, продолжать работу по развитию навыков восприятия текста, анализа, интерпретирования.

                                                                                               Оформление доски:

«Мужество останется в веках…»

                                                                   

В этом зареве предрассветном

Выбор дан был нам небольшой:

Лучше прийти с пустым рукавом,

Чем с пустой душой…

Л. Мартынов

…Умирая, не умрёт герой –

Мужество останется в веках.

                                                                                                                          М. Джалиль 

Ход урока

1. Учитель.       Человеческая память. Время не властно над ней. И сколько бы десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к Победе 9 Мая 1945. К дню торжества жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.

          «О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и на теле земли, и в душах людей», - писал фронтовик, поэт К. Симонов.

 - Зачем надо знать всё о той Великой войне? Как бы вы ответили на этот вопрос? (Чтобы война больше никогда не повторилась. «Если мы о ней забудем, вновь придёт война».)

Мы только слышали о войне.

 - Откуда вы знаете о Великой Отечественной войне?

 Из рассказов мам и бабушек, ветеранов войны. Мы о войне читаем. Публицистику, мемуары, художественные произведения, стихи.

       Вы прочитали главы из книги Светланы Александровны Алексиевич «У войны – не женское лицо», Сергея Петровича Алексеева «Двенадцать тополей», выучили наизусть стихи . Читали, думали, сердцем отзываясь на боль, восхищаясь мужеством.

(1 эпиграф) – Как вы поняли суть этих строк?

(На войне главное – не сломаться, не стать рабом. Нужно было сохранить в себе человека, даже в нечеловеческих условиях.)

           Война – это смерть. Погибали повидавшие жизнь и совсем юные. Больно потому, что большинство жизней – только начиналось, большинство погибших – молодые люди, те, кто так и остался навеки – 17, 18,19 – летними.

     Осталась память. Она в строках поэмы П. Антокольского «Сын», посвящённой Памяти младшего лейтенанта 
Владимира Павловича Антокольского, 
павшего смертью храбрых 
6 июня 1942 года

Мой сын погиб. Он был хорошим сыном,

Красивым, добрым, умным, смельчаком.

Сейчас метель гуляет по лощинам,

Вдоль выбоин, где он упал ничком.

Метёт метель, и в рог охрипший дует,

И в дымоходах воет, и вопит

В развалинах.

              А мне она диктует

Счета смертей, счета людских обид.

…Прощай, моё солнце. Прощай, моя совесть.

Прощай, моя молодость, милый сыночек.

Пусть этим прощаньем окончится повесть

О самой глухой из глухих одиночек.

Ты в ней остаёшься. Один. Отрешённый

От света и воздуха. В муке последней,

Никем не рассказанный. Не воскрешённый.

На веки веков восемнадцатилетний.

Прощай. Поезда не приходят оттуда.

Прощай. Самолёты туда не летают.

Прощай. Никакого не сбудется чуда.

А сны только снятся нам. Снятся и тают.

Мне снится, что ты ещё малый ребёнок,

И счастлив, и ножками топчешь босыми

Ту землю, где столько лежит погребённых.

         Погибали сыновья в бою, в плену, в разведке, в фашистских застенках. Татарский советский поэт Муса Джалиль казнён гитлеровцами за подпольную работу среди военнопленных в Моабитской тюрьме. Книжечка его стихов «Моабитская тетрадь» стала обвинительным приговором фашизму и выражением веры в победу нашего народа.

          Не преклоню колен, палач, перед тобою,

          Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

          Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя,

          Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Песней в сердце поэта звучала любовь к Родине.

Сердце с последним дыханием жизни

Выполнит твёрдую клятву свою:

Песни всегда посвящал я отчизне,

Ныне отчизне я жизнь отдаю. 

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит. 

(2 эпиграф)

Если кровь твоя за родину лилась, 
Ты в народе не умрешь, джигит. 
Кровь предателя струится в грязь, 
Кровь отважного в сердцах горит. 
Умирая, не умрет герой - 
Мужество останется в веках. 
             Молодые, сильные, жизнелюбивые…Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Ради этого и вступили в бой, преодолевая страх каждую минуту. И стали героями.

            Вы самостоятельно прочитали рассказы из книги С. Алексеева «Двенадцать тополей». Знаю, что книга потрясла вас.

 - Что представляет собой эта книга по содержанию? (Это сборник рассказов о Великой Отечественной войне.)

 -Перескажите сюжет рассказа. Подумайте и  ответьте, какие стороны характера русского воина раскрываются в каждом небольшом рассказе?

(Рассказы «Дом», «33 богатыря», «Мамаев курган», «Таня Савичева», «Святость». «Хатынь», «Двенадцать тополей», «Бронзой поднялся в небо».)

(Основные качества человека на войне: любовь к Родине, народу, ненависть к врагу, гуманизм, мужество.)

               О таких героях поэт – фронтовик Н. Майоров писал:

Пусть помнят те, которых мы не знаем:

Нам страх и подлость были не к лицу.

Мы пили жизнь до дна

И умирали

За эту жизнь,

Не кланяясь свинцу.

               На самой страшной войне 20 века солдатом пришлось стать женщине. Она спасала, перевязывала раненых, стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, попирающего её землю, разрушившего её Дом. Она хотела убить войну.

              Светлана Александровна Алексиевич, готовя материалы для книги «У войны – не женское лицо», встретилась с десятками женщин, выслушала и записала на магнитофон их взволнованные рассказы. Она пишет: «Начинают рассказывать тихо, а к концу почти кричат. Потом сидят подавленные, растерянные. И ты чувствуешь себя виноватой, знаешь, что уйдёшь, а они будут глотать таблетки, пить успокоительное».

              Рассказы женщин бередят душу, заставляют поражаться их не женской, нечеловеческой силе. И снова мучает вопрос: «Какими же надо быть, чтобы всё это вынести?»

Послушаем. Девчонки 41-го  года сами расскажут о себе. (2 воспоминания)

 - Что делала война с людьми? (Ожесточала и раскрывала величие духа и высокий гуманизм девушек в нечеловеческих условиях.)

 - Может, не надо читать и говорить об этом? Слишком страшно всё. Зачем читать о боли, страданиях?

(Надо, чтобы не черствели наши души, чтобы мы учились отзываться на чужую боль, разделять её, сострадать,  чтобы мы понимали, какая жестокая шла борьба за жизнь и как тяжело досталась Победа нашему народу, какой великий подвиг милосердия он совершил.)

      Вот оно, поколение 40 – ых. Ему пришлось видеть страдания и смерть. Они научились ненавидеть, но не разучились любить, жертвовать собой «за други своя».

      Более 27 миллионов пали в той войне, их нет в живых, но они живут в нас. Живут во мне два моих деда, брат мамы, не вернувшиеся с фронта.

 - А кому из ваших родных, сражавшихся в Великой Отечественной войне с фашизмом, чувствуете себя обязанными вы? (Называют фронтовиков)

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

что умерли они?

Чем им обязан - знаю я.

И пусть не только стих,

достойна будет жизнь моя

солдатской смерти их.

                            С. Щипачёв

2. Зав. библиотекой. Память о Великой Отечественной войне живёт в книгах. Расскажите  о тех, которые читаете сейчас. ( Обзор самостоятельно прочитанных книг по выбору учащихся)

Живут книги, помогая любить и бороться, открывать в себе истоки русского национального характера, тревожа нашу совесть.

Есть в нашей области особые, Памятные Книги, посвящённые 65-ой годовщине Победы советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

Книга Памяти. В ней имена погибших, пропавших без вести и умерших от ран во время Великой Отечественной войны. Есть в ней и имена моих родных.

Солдаты трудового фронта. В Книге имена тружеников тыла, родившихся, живущих в нашем районе. 9 тысяч. Далеко не полный список. Это дань уважения труженикам тыла, без героического труда которых не было бы Победы. Есть в ней родные имена.

Солдаты Победы. Это именной список участников Великой Отечественной войны, вернувшихся с фронта живыми. Некоторые из них и сейчас проживают в Ульяновской области. В нашем районе живут 14 ветеранов, принимавших участие в боевых действиях.

        Время быстротечно. Но эти Книги помогут сохранить Память о Великой Победе и великих людях – родственниках, земляках.

3.Рефлексия

 - Нужен ли был такой разговор? С какими мыслями уходите с урока?

Какую из книг, о которой услышали сегодня, вы хотите прочитать?

4.Выставление оценок

5.Домашнее задание: прочитать одну из книг о Великой Отечественной войне, подготовить отзыв; рисунки к книге; пересказ ключевых эпизодов с анализом поведения героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества "Сильна от века Русь своим народом!

собранный материал, посвящен 100 - летию 1 мировой войне: стихи, песни....

Урок мужества "Подвигу жить в веках!"

Тематический классный час, посвящённый празнованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г....

Урок мужества по теме "Подвигу жить в веках!"

Конспект урока мужества по теме "Подвигу жить в веках!" посвящён празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г....

Урок мужества "Через века, через года помните!"

Урок для 5-9 классов посвящен героям Сталинградской битвы и ВОВ....

Внеклассное мероприятие «ИХ МУЖЕСТВО ОСТАНЕТСЯ В ВЕКАХ…»

Внеклассное мероприятие «ИХ МУЖЕСТВО ОСТАНЕТСЯ  В ВЕКАХ…»...

Урок мужества "Подвиг на века".

Урок мужества "Подвиг на века" посвящен советским летчикам....

Проект "Мужество останется в веках"

МБОУ «Тураевская СОШ» Менделеевского района РТ...