"Вода - живительная сила Земли"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Алентьева Марина Александровна

Материал статьи о проблемах сохранения водных ресурсов сегодня. Отражена важность экологического образования всех слоёв населения, особенно подрастающего поколения. Показаны возможные формы работы ресурсосбережения  в школах Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-voda-zhivitelnaya_sila_zemli.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование:

« Вода – живительная сила Земли»

                                                       « Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха,

Тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,

                                                                          не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты

                                                            необходима для жизни, ты сама жизнь».

Антуан де Сент-Экзюпери

        Одно из величайших богатств человечества – вода. Не смотря на то, что 70% поверхности земного шара покрыто водой, на 97.5% - это солёная вода, непригодная для питья. Однако, из оставшихся  2,5%, приходящихся на долю пресной воды, почти две трети находятся в замороженном состоянии – это ледники и снеговые шапки. Уже сегодня больше миллиарда человек на Земле не имеют возможности в достаточном количестве пользоваться чистой питьевой водой. Прогнозы учёных тревожны – дефицит воды будет нарастать, если, конечно, все мы не изменим своего отношения к ней.

      «В капле воды отражается мир», - гласит старинная истина. Вода – удивительно ёмкая тема. В ней отражаются практически все ключевые современные проблемы – неустойчивое развитие, бедность, неравенство, нерациональное использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, беспомощность технологий перед мощью стихии. Мир отражается в капле всё ярче. Нам больше не нужно специально искать в новостях сюжеты, связанные с водой – они встречаются всё чаще и чаще. Это отражает повышение внимания человечества к водной среде. Вода вновь привлекает наше внимание через изменения в здоровье людей, урожайности ферм, засухи и наводнения.

        О проблемах сохранения водных ресурсов сегодня говорят на самом высоком уровне. ООН объявила 2005 – 2015 годы десятилетием действий «Вода ради жизни». В России принимается государственная программа «Чистая вода». Проблемы использования воды обсуждаются на международных форумах, в присутствии первых лиц государства. Всё это – очень важная и необходимая работа. Но не менее важна просветительская, образовательная работа с обычными людьми, которые каждое утро открывают краны в своих квартирах. Можно бесконечно внедрять новые технологии, можно закупать новое оборудование и строить новые объекты, но всё это не даст должного эффекта, если каждый человек не будет чувствовать свою ответственность за состояние окружающей среды. И начинать объяснять, что нельзя жить одним днём, что необходимо думать о том, какой будет наша планета завтра, надо уже в школе. Дети – искреннее, любопытнее, непосредственнее взрослых. Они острее чувствуют, как беззащитна природа перед человеком, и как важно беречь те богатства, те ресурсы, которыми мы сегодня  можем пользоваться.

          В международном экологическом календаре есть особенная дата. 22 марта люди на планете решили отмечать как «День воды». В Санкт-Петербурге, городе на Неве, который принято называть Северной Венецией, вода является особенным ресурсом. Она учит нас быть экономными при кажущемся изобилии. Многие школы Санкт-Петербурга, в том числе и наша 109 школа, уже много лет сотрудничает с Петербургским Водоканалом. Ежегодно школьники посещают музей «Мир воды Санкт-Петербурга», где участвуют в интерактивных играх и конкурсах. Многие учащиеся занимаются в «Детском экологическом центре» Петербургского Водоканала. Практические занятия в центре заставляют детей разного возраста по-новому взглянуть на проблемы Её Величества Воды. 22 марта в школе проходят тематические уроки «Уроки чистой воды». Учебный день начинается с радиопередачи «Вода – живительная сила Земли». Затем проходят тематические уроки, а в актовом зале конференция, где старшеклассники представляют свои презентации о бережном отношении к воде и её проблемах. Наши школьники знают, что наш город стал первым мегаполисом в мире, где питьевая вода проходит обработку ультрафиолетом. Петербург – первый мегаполис, отказавшийся от использования жидкого хлора для обеззараживания воды. Теперь его заменили безопасным и не менее эффективным реагентом – гипохлоритом натрия. На петербургских очистительных сооружениях внедрены технологии глубокой очистки сточных вод, что позволяет добиваться выполнения самых жёстких нормативов ХЕЛКОМ (Хельсинской  комиссии) по содержанию биогенов – азота и фосфора. Это вклад Водоканала в сохранение Балтийского моря.

 «Уроки Балтийского моря» стали в нашей школе традиционными. Балтийское море – международное пространство, ответственность за которое несут 9 стран – участников Хельсинской комиссии: Россия, Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Литва, Латвия, Эстония. Санкт-Петербург – самый крупный город на берегах Балтийского моря. Город и горожане вносят весомый вклад в экологическое состояние Балтики и определяющий вклад в состояние Финского залива. Главная цель «Уроков Балтийского моря»  - помочь детям сформировать чувство причастности к Балтийскому морю, развить чувство ответственности за его экологическое состояние. Многие наши повседневные действия оказывают  влияние на состояние Балтийского моря. Мы можем внести свой вклад в улучшение экологической обстановки на Балтике, осуществляя несложные действия на личном уровне и поддерживая решения на более высоких уровнях.

            Благодаря экологическому образованию и воспитанию новое поколение сможет системно, осознавать многочисленные связи в окружающей среде и понимать, что высокое качество жизни в нашем городе, как и в других регионах нашей планеты, невозможно без высокого качества водной среды.

               

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода на планете Земля

Урок для 5 класса составлен по новым ФГОСам по программе И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин...

Живительная сила "Уральских сказов" П.П.Бажова

Урок внеклассного чтения для 5 класса "Живительная сила "Уральских сказов" составлен в занимательной, игровой форме-состязания знатоков творчества П.П.Бажова....

Устный журнал "Живительная влага Земли"

Мероприятие посвящено Всемирному дню воды (22 марта). Цель: привлечь внимание школьников к проблеме охраны воды и водных ресурсов планеты; показать значимость воды в жизни всего живого на Земле; расск...

Час экологического просвещения "Есть в травах и цветах живительная сила"

Разработка мероприятия в виде познавательной викторины...

презентация Внутренние силы земли. Вулканизм

Движение литосферных плит приводит к образованию складчатых областей, прогибов, растяжений в земной коре. Тектонические движения приводят к расколам земной коры, появлению разрывных нарушений её пласт...

Живительная сила женского сердца в судьбе великой княгини Елизаветы Федоровны

В работе рассмотрена судьба Елизаветы Федоровны: ее детские годы, семейная жизнь, благотворительная деятельность, трагический финал ее земного пути. Уделено внимание анализу историко-культурного значе...

Тест для учащихся 5 класса по теме "Внутренние силы Земли"

Тест по географии для учащихся 5 класса, по теме "Внутренние силы Земли". Тест состоит из 10 вопросов.К каждому вопросу (1,2,3,6,7,8,9,10) необходимо выбрать один правильный ответ из ...