Экологический проект "Лесной пожар - экологическая опасность! Проблемы и способы решения"
методическая разработка (9 класс) по теме

Зарыпова Ольга Николаевна

 

Из года в год лесные пожары наносят непоправимый ущерб сибирским лесам, уничтожают деревья, кормовые базы диких зверей, гнездовья птиц. Только в прошлом году в Иркутской области было зарегистрировано 2500 пожаров, в результате которых уничтожено 80 тысяч гектаров леса. При этом не менее 85% лесных пожаров возникает по вине людей, в том числе в результате поджогов сухой травы по весне, из-за оставленных костров, горящих спичек и тлеющих сигарет и даже просто осколков бутылочного стекла.

Цель проекта- привлечь внимание общества и власти к проблеме пожаров на природных территориях и начать массовую агитацию против опасной традиции выжигания сухой растительности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaochnyy_konkurs.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Приморская СОШ»

Районный заочный конкурс творческих

 работ среди педагогов

Экологический проект "Лесной пожар - экологическая опасность! Проблемы и способы решения"

Подготовила: Зарыпова О.Н.-

учитель биологии

МОУ «Приморская СОШ»

п. Приморский, 2010 г.

Введение

Из года в год лесные пожары наносят непоправимый ущерб сибирским лесам, уничтожают деревья, кормовые базы диких зверей, гнездовья птиц. Только в прошлом году в Иркутской области было зарегистрировано 2500 пожаров, в результате которых уничтожено 80 тысяч гектаров леса. При этом не менее 85% лесных пожаров возникает по вине людей, в том числе в результате поджогов сухой травы по весне, из-за оставленных костров, горящих спичек и тлеющих сигарет и даже просто осколков бутылочного стекла.

Цель проекта - привлечь внимание общества и власти к проблеме пожаров на природных территориях и начать массовую агитацию против опасной традиции выжигания сухой растительности. 

Сроки реализации проекта:  01.09.09 г – 1.06.10 г.

Участники проекта:

  1. Учитель биологии, классные руководители.                                                                                                              
  2. Учащиеся МОУ «Приморская СОШ»

Постановка проблемы

Пожары на природных территориях – настоящее бедствие для многих регионов нашей страны. Именно поджоги сухой травы и стерни становятся причиной подавляющего большинства весенних лесных пожаров, возгораний торфа, именно они в наибольшей степени угрожают защитным лесополосам и молодым лесам в малолесных районах.
Весна 2010 года грозит стать особенно опасной. В нашей стране больше нет государственной лесной охраны, а большинство лесохозяйственных организаций (бывших лесхозов) практически развалилось - теперь некому защищать леса и молодые посадки от огня. Новые правила пожарной безопасности в лесах допускают выжигание сухой травы, что облегчает уход поджигателей от ответственности за причиненный ущерб. Деградация сельского хозяйства привела к накоплению горючего материала на заброшенных пастбищах и сенокосах. Во многих густонаселенных регионах, благодаря влажному лету 2009 года, накопились особенно большие запасы сухой травы на полях.

Что делать?
Только очень ответственное отношение всех жителей нашей страны к пожарной безопасности природных территорий может помочь нам всем избежать катастрофического развития весенних травяных палов в 2010 году. Поэтому мы начинаем весеннюю кампанию против пожаров на природных территориях, чтобы привлечь максимальное внимание общества и власти к этой проблеме. Постараемся собрать фактический материал, подтверждающий и демонстрирующий масштаб проблемы. Постараемся продемонстрировать и возможные пути решения.

Для этого мы отправляемся в противопожарную экспедицию «Возродим наш лес», проводя различные противопожарные мероприятия с детьми.

План проведения экспедиции «Возродим наш лес»

№ п/п

Наименование остановок

Продолжительность остановки

Ответственные

1.

«Информационная» (Используя различные источники информации, установить значимость леса, выявить основные очаги пожаров за 2008-2009 года

Сентябрь-октябрь 2009 года

Учащиеся 7-8 классов МОУ «Приморская СОШ»

2.

«Мозговой штурм» (На основе собранной информации определить основные причины лесных пожаров)

Октябрь 2009 года

Учащиеся 9 классов

3.

«Открытая тайна» (Разработать и реализовать план мероприятий по противопожарной безопасности)

Ноябрь (2009 г)-март (2010 г.)

Учащиеся 10-11 классов

4.

«Все было не зря» (Подведение итогов)

Апрель (2010 г.)

Учащиеся 7-11 классов

Станция «Информационная»

Значимость леса

Из всей совокупности природных ресурсов нельзя недооценивать значение лесов для сохранения мирового экологического баланса. Леса играют важнейшую роль в формировании состава атмосферы, ассимилируют вредные выбросы, участвуют в формировании климата планеты, оказывают значительное влияние на водообмен, помогают сохранить плодородность почв и ландшафты. Кроме этого, леса - место обитания огромного количества различных видов животных.

Пылающий лес - это страшнейшее природное бедствие, последствия которого влияют на экологический баланс окружающей среды не один десяток лет. Борьба с лесными пожарами - сложнейшее и опасное мероприятие, которое требует немалых затрат и человеческих ресурсов. Кроме того, пожар в лесу очень опасен для мирных жителей.

Обзор информации  средств массовой печати

В пожарной обстановке апреля - начала мая (2008) играла погода. Тогда выходные и праздники не радовали теплыми деньками, поэтому население не особо спешило в лес. Однако во второй декаде мая заметно потеплело, и тут же увеличилось количество пожаров. Усугубляет положение еще и ветер. Если 7 мая в области не было зафиксировано ни одного факта горения лесных массивов, то 13 мая зарегистрировано уже 89 пожаров в 24 районах. Общая площадь горения составляла 1,3 тыс. га.

По словам временно исполняющего обязанности заместителя начальника Главного управления МЧС по Иркутской области Валентина Нелюбова, 12 мая 2008 года Приангарье вышло на первое место по числу пожаров в Сибирском федеральном округе. Особо напряженная обстановка складывается в Ангарском, Братском (по 15 пожаров) и Иркутском районах (13 очагов). В начале мая пик составил 57 лесных пожаров в сутки, - сообщил начальник Управления государственного пожарного надзора Иркутской области Владимир Дубровин.

Около 30% возгораний не ликвидируются на начальной стадии только из-за того, что лесничества и местные власти не информируют о них МЧС. Например, в Качугском районе о большом лесном пожаре сообщили жители окрестных поселков, ни лесхоз, ни лесничество почему-то информацией не владели. В результате позднего реагирования площадь возгорания вырастает в разы. В Боханском районе участок одного из пожаров всего за два дня увеличился с 15 до 100 (!) га. А площадь другого, уже в Осинском районе, за то же время увеличилась в 70 раз!

Поэтому эффективней заниматься предотвращением возможных проблем леса, а не их решением и устранением последствий.

Станция «Мозговой штурм»

Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. В результате пожаров снижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса, уничтожается фауна, сооружения, а в отдельных случаях и населенные пункты. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных.

Основными причинами возникновения лесных пожаров является деятельность человека, грозовые разряды, самовозгорания торфяной крошки и сельскохозяйственные палы в условиях жаркой погоды или в так называемый пожароопасный сезон (период с момента таяния снегового покрова в лесу до появления полного зеленого покрова или наступления устойчивой дождливой осенней погоды).

Естественные пожары (вызванные молниями), отличаются от антропогенных (вызванных людьми) пожаров. Так, молнии, как правило, попадают в деревья на возвышенностях, и огонь, спускаясь по склону, продвигается медленно. При этом теряется сила пламени, и огонь редко распространяется на большие площади. Антропогенные же пожары чаще начинаются в низинах и распадках, что определяет более быстрое и опасное развитие.

В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, при которых выгорает только лесная подстилка, мхи и лишайники, а деревья, в основном, остаются нетронутыми; верховые, при которых сгорает весь лес, и почвенные (подземные). В сухую погоду низовой пожар легко переходит в верховой, а верховой, в свою очередь, может распространиться на огромную площадь.

                   

Станция «Открытая тайна»

План мероприятий по противопожарной безопасности лесных массивов на базе МОУ «Приморская СОШ»

№ п/п

Название мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

1.

Викторина «Поведение и действия отдыхающих в лесу»

Апрель (2010 г)

Классные руководители начальных классов, органы самоуправления

2.

Кл. час «Основы поведения в чрезвычайных ситуациях в лесу во время пожара»

Апрель

(2010 г.)

Классные руководители 5-6 классов, органы самоуправления

3.

Практическое занятие «Эвакуация при пожаре из мест массового отдыха в лесу»

Апрель (2010 г)

Классный руководитель 9 класса, органы самоуправления

4.

Экологический десант (уборка мусора, сухой травы на территории лесных массивов)

По мере возможности

Классные руководители 10-11 классов, органы самоуправления

5.

Конкурс рисунков «Сохраним лес живым»

Март (2010 г.)

Классные руководители 7-8 классов, органы самоуправления

6.

Беседа «Защита природы и леса»

Март (2010 г.)

Органы самоуправления среди 1-11 классов

7.

Изготовление листовок «Лесным пожарам  - НЕТ!

Март (2010 г.)

Органы самоуправления

Станция «Все было не зря»

В наши дни проблема охраны лесных ресурсов стоит особенно остро. Берегите лес - это лёгкие нашей планеты, без которых невозможно существование на планете. Вырубка лесов, лесные пожары, загрязнение лесов способны привести к ужасным необратимым последствиям, которые уже сегодня являются не далёким фантастическим будущим, а вполне возможными реалиями завтрашнего дня.

Лес, особенно "зелёные пояса" городов и поселков, превращается в одну большую свалку, масштабы национальной катастрофы приобретают лесные пожары. Поэтому нам необходимо следить за порядком всеми нами любимых мест отдыха.

Пути решения проблемы

  1. Осуществление противопожарных и профилактических работ, проводимых в плановом порядке и направленных на предупреждение возникновения, распространения и развития лесных пожаров.
  2. Очистка леса от сухой травы.
  3. Разъяснительные беседы среди населения о правилах поведения в лесу.
  4. Привлечение властей к агитационной работе, неправленой на сохранение лесных массивов.

         

Выводы

В ходе реализации проекта стали возможными следующее положения:

1. Изучен теоретический материал о значении лесов.

2. Осуществлена профилактическая работа, направленная на сохранение лесных массивов во время пожароопасной обстановки.

3. Участники проекта учились умению сравнивать, выделять главное, работать в группах, совершенствовать творческие способности.

4. Формировались коммуникативные качества, интерес к знаниям, ответственность за результат своего труда.

5. Человек может уменьшить вред, наносимый им природе!

Список литературы

  1. http://news.mail.ru/incident/1771972
  2. Интернет-редакция www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку экологического краеведения " Озеро в опасности".

Презентация к уроку экологического краеведения " Озеро в опасности"....

Экологическая линейка "Планета в опасности"

Материалы  к линейки "Планета в опасности". Стихи, презентация...

Развитие компетентностей учащихся способом решения задач экологического содержания на уроках физики

Задачи с экологическим содержанием у учащихся вызывают большой интерес. Особенно интересна подборка качественных задач , решая которые учащиеся используют знания других предметов и свой небольшой жизн...

Презентация к уроку ОБЖ 8 класс «Характеристика пожара как опасного фактора окружающей среды, причины возникновения пожаров и способов борьбы с ними»

В презентации представлены понятия и определения, поражающие факторы пожара, правила поведения при пожаре ….. Данный материал  применим  на уроках ОБЖ и во внеклассной работе по теме ...

Загрязнение Мирового океана - одна из самых острых экологических проблем современности. Источники, причины, последствия и пути решения проблемы

Мировой океан Главная особенность Мирового океана – его огромные, подавляющие размеры. Широко известно избитое, но тем не менее верное замечание о том, что наша планета должна бы называться не З...

Методическая разработка (технологическая карта урока английского языка для 8 класса по теме "Экологические проблемы и их решение")

Предмет: английский язык.Класс: 8УМК: «Enjoy English» М.З. Биболетова и др.Тема: Экологические проблемы и их решение.Цель урока: создать условия для совершенствования коммуникати...

Экологический кейс "Пожары и человек"

Изучить причины и признаки возникающего пожара, основные действия при пожаре, безопасную эвакуацию, первую помощь при ожогах....