Методическое пособие по использованию игровых технологий во внеурочной деятельности учителя истории
методическая разработка (9 класс) по теме

Бриченко Лариса Витальевна

Методическое пособие предназначено для учителей истории, обществознания, краеведения. Содержит полный комплект материалов для проведения историко-краеведческой игры по станциям к 200-летию Отечественной войны 1812 года. В пособии вы найдете игровые задания для 8 станций и сопроводительные материалы к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie.doc718 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

Бриченко Лариса Витальевна, учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

ГБОУ СОШ № 262 Красносельского района Санкт-Петербурга

   В   основу   ФГОС нового поколения   положен   системно-деятельностный   подход, предполагающий     соответствие  учебной  деятельности учащихся их возрасту и индивидуальным особенностям. В педагогике в качестве основных видов деятельности  выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. Причем освоение этих видов деятельности в течение жизни происходит именно в таком порядке. Вновь освоенный вид деятельности не заменяет прежний, но в той или иной степени в зависимости от конкретных обстоятельств сосуществует с ней.  Таким образом,  в период школьного обучения ребенку доступны все три вида деятельности, но доля каждого вида на определенной возрастной ступени будет своя.

   Эффективная реализация системно-деятельностного подхода возможна в том случае, если учитель будет оптимально сочетать эти три вида, а также предоставлять ребятам возможность для творчества, самоопределения  и самореализации. Системно-деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников. Преодоления пассивности можно добиться путем широкого использования в урочной и внеурочной деятельности игровых технологий. Сочетание игровых технологий и конкурентной среды способствует повышению мотивации школьников, пробуждению познавательных интересов. Используя игровые технологии, разрабатывая игровые задания,  учитель сам устанавливает интеллектуальную планку, снимает барьеры, организует деятельность учащихся  и тем самым заинтересовывает одаренных честолюбивых ребят, но при этом уходит в тень, предоставляя возможность самостоятельного поиска информации.

   Игра раскрывает личностные качества ребенка, проявляет ключевые компетенции (информационную, организационную, коммуникативную, регулятивную и другие). Личностное, социальное и познавательное развитие обучающихся в ходе игры достигается через отбор содержания игровых заданий  и способов  организации    образовательно-игровой деятельности и командного сотрудничества.

   Нестандартность игровых уроков или внеклассных мероприятий  позволяет  привлечь внимание большинства учащихся к наиболее сложным вопросам курса, к духовно-нравственному потенциалу исторического материала. Игровая форма создает определенный эмоциональный настрой, способствует пробуждению гражданских чувств, обостряет мыслительную деятельность учащихся , в результате чего лучше усваивается и запоминается материал. Игра вовлекает учеников в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный труд разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, пробуждает и поддерживает интерес к истории.          Активизация познавательной деятельности учащихся в ходе игры осуществляется посредством приемов драматизации и персонификации (обращение к жизни, интересам, поступкам конкретных людей). Возможность прямого высказывания от имени «героев», использование исторических свидетельств, текстов художественных произведений, произведений живописи и музыки придает событиям  эмоциональный  характер, драматизм.
  Таким образом, игровые технологии в разумном сочетании с другими средствами и приемами обучения помогут интенсифицировать процесс обучения истории, успешнее решать задачи по формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности, обогащают нравственный опыт личности.

   Рассмотрим это на примере межшкольной историко-краеведческой игры, посвященной 200-летию Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы.

Почему межшкольной? Для создания конкурентной среды и повышения мотивации участников (как учащихся, так и педагогов). Почему историко-краеведческой?  Образовательное пространство Петербурга помогает оживить историю,  ибо память о тех событиях запечатлена в памятниках, топонимах, музейных экспозициях, музыкальных и литературных произведениях. К проведению игры могут быть привлечены старшеклассники. Для формирования организационной компетенции участие в  подобного рода мероприятиях им просто необходимо. К тому же это повышает ответственность  и самооценку будущих выпускников. Самый трудоемкий этап работы – I подготовительный.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Разработка сопроводительных документов

Подготовка наградных материалов

Разработка игровых заданий

Формирование команды ассистентов

Распределение экспертов на станции

Распределение обязанностей

Приглашение коллег

Выбор ведущих

Изучение инструкций

Ознакомление с сопроводительными документами

Распределение обязанностей внутри групп

Подготовка музыкальных фрагментов, презентаций, выставок, рекламных материалов

Подготовка текстов для ведущих

Разработка макета бейджа для ассистентов

Для проведения нашей игры нам понадобилось подготовить следующие бланки:

1. Лист учета баллов на игровых станциях

СТАНЦИЯ № 1

 № школы

Количество баллов

Место в номинации

262

270

275

276

380

382

390

391

398

Эксперт ______________/__________________/

2. Маршрутный лист для команды

27 сентября

2012 года

Красное Село

Историко-краеведческая игра к 200-летию Бородинской битвы

«Недаром помнит вся Россия…»

Маршрутный лист команды школы № ____________

№ станции

Название станции

Количество баллов

Подпись эксперта

1

Каб. 1

«Изохронология»

2

Каб. 22

«Герои Бородино»

3

Каб. 23

«На полях сражений»

4

Каб. 24

«Недаром помнит вся Россия…»

5

Каб. 25

«Оружие, доспехи, построение… русских войск»

6

Каб. 26

«Награды»

7

Каб. 27

«Литературные загадки»

8

Каб. 28

Рода войск в русской армии

Итого баллов:

3. Общие правила игры

  1. Команда приходит на игру в сопровождении педагога со списком учащихся, который сдает регистраторам.
  2. Учитель проверяет правильность своих персональных данных в листе регистрации, при необходимости вносит исправления.
  3. Открытие игры в 15.00 в актовом зале 2-го этажа.
  4. Эксперты, получают станционный пакет и в сопровождении ассистентов отправляются на закрепленные станции.
  5. Команды, прослушивают инструктаж, получают маршрутные листы  и отправляются на станции.
  6. Все станции расположены на 2-ом этаже.
  7. На станцию можно войти только 1 раз, повторный заход для исправлений, дополнений, уточнений запрещен.
  8. На каждой станции одновременно могут работать 2 команды.
  9. Если хоть одно рабочее место на станции свободно – на двери ассистенты крепят «зеленый» свет, если свободных мест нет – «горит» красный. Таким образом, команды легко смогут «ориентироваться на местности».
  10. Время игры в целом ограничено – 1час 30 минут, но время пребывания на станциях  и  порядок прохождения станций команда определяет сама.
  11. Проверку выполненных заданий осуществляют эксперты из числа привлеченных учителей. Во избежание недоразумений ведется тройной учет баллов: на станционном экране, на листе ответов (который хранится у эксперта), на маршрутном листе команды (который команда носит с собой).
  12. После сдачи командой листа ответов тут же в присутствии команды эксперт проверяет правильность выполнения заданий, пользуясь КЛЮЧОМ, подсчитывает баллы, результат указывает на листе ответов, вносит результат в маршрутный лист команды, поручает ассистенту записать результат на станционный экран на двери кабинета. Эта часть работы выполняется молча!!!. Комментарии можно будет озвучить при подведении итогов в актовом зале в конце игры.
  13. После прохождения всех станций команда сдает маршрутный лист с подписями экспертов техническому ассистенту, находящемуся  в актовом зале для определения общекомандных итогов.
  14. Свои впечатления от игры, пожелания, предложения можно написать на осенних листьях в актовом зале и укрепить на «дереве желаний».
  15. Технический ассистент в служебном помещении осуществляет подсчет баллов  для сведения жюри. Распечатывает итоги.
  16. Жюри оформляет грамоты и дипломы объявляет итоги игры. Вручает грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма.

4. Порядок работы дежурных регистраторов

ОТВЕТСТВЕННЫЕ: ____________________________________________

Оборудование: вывеска, рабочие материалы, 2 стола, 3 стула, письменные принадлежности

  1. 14.30 – получить рабочие материалы у руководителя
  2. Из каб. №1 вынести в холл 2-го этажа 2 стола и 3 стула
  3. Повесить или положить на столе вывеску «Регистрация участников игры»
  4. По мере прибытия команд, сразу брать у них список участников и передавать во 2-й кабинет, где работает группа по оформлению сертификатов
  5. Отмечать в регистрационном листе количество человек, проверять персональные данные педагога
  6. Если команда явилась без списка участников, предложите заполнить печатный бланк списка тут же за вторым столом и передайте список во 2-й кабинет
  7. В 15.00 передать регистрационный лист ведущим в актовый зал
  8. Если прибыли не все участники к этому времени, то подождать еще 15 минут.
  9. В 15.15 снять вывеску, собрать неиспользованные материалы и передать руководителю, убрать столы и стулья в кабинет.

5. Порядок работы технических ассистентов

Ответственные:  _______________________________________________________

Место работы – _________________________________________________________

  1. 14.30 – на экран поместить заставку мероприятия, на дверь в кабинет завуча – вывеску «Технический ассистент»
  2. 15.00 – обеспечить работу ведущих с микрофонами
  3. После ухода команд на станции подготовить к демонстрации видеофрагменты и презентации, определить порядок демонстрации. Презентации запускать в режиме слайд-шоу.
  4. На компьютере отредактировать итоговую таблицу для общекомандного подсчета баллов в программе Excel с учетом произошедших изменений (например, неявки какой-либо команды)
  5. По мере возвращения команд один из ассистентов демонстрирует видео и презентационные материалы, другой вносит данные в общекомандную таблицу на основе сданного капитаном маршрутного листа.
  6. Когда все данные будут внесены, необходимо суммировать баллы и определить 1-е, 2-е и 3-е место. Таблицу с данными сохранить в папке «БОРОДИНО» на рабочем столе компьютера
  7. Записать итоги в информационный лист для жюри и передать председателю жюри
  8. Обеспечить работу ведущих и председателя жюри с микрофонами на заключительном этапе, при подведении итогов.*

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ЖЮРИ

№ школы

Общее количество

баллов

Общекомандное место

262

270

275

276

380

382

390

391

398

  1. При необходимости оказать техническую помощь пресс-центру, если такой будет создан.

6. Список участников историко-краеведческой игры ГБОУ СОШ № ____________

Педагог _______________________________________________________

(Учитель истории и обществознания, учитель истории и культуры Санкт-Петербурга, нужное подчеркнуть)

№ п/п

Фамилия имя

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8


7.  Экран результатов игры на станции

ЭКРАН РЕЗУЛЬТАТОВ

СТАНЦИЯ № ____1____

№ школы

Отметка о регистрации

Количество  набранных баллов

Место в номинации

262

270

275

276

380

382

390

391

398

8.  Текст ведущих

Ведущие: ___________________________________

Звучит гимн русскому воинству, на экране  демонстрируется видеофрагмент

Дорогие ребята, уважаемые педагоги и

гости нашего мероприятия!

      Мы рады приветствовать Вас сегодня в нашей школе и приложим все усилия для того, чтобы ваше пребывание здесь было комфортным и продуктивным. Ведущими Межшкольной историко-краеведческой игры, посвященной событиям Отечественной войны 1812 года будем мы, учащиеся _____ класса (называют свои имена)

            Всем вам известно, что 2012 год, указом президента России, объявлен годом российской истории. В истории нашей страны много ярких дат и событий, но сегодня, мы с вами вспомним одно из них, которое способствовало росту национального самосознания российского народа. Это Отечественная война 1812 года, которая  стала символом беспримерного мужества и героизма русского солдата, военного таланта  полководцев, патриотизма всего народа.

   В сентябре исполнилось 200 лет самой кровопролитной битве этой войны ХIХ-го века – Бородинскому сражению. 7 сентября – день, когда состоялась битва,   является Днем воинской славы России.  Именно этим событиям мы посвящаем нашу историко-краеведческую игру.

       Слово для приветствия участников игры предоставляется ___________________

       Спасибо,_________________________________ !

А сейчас мы вам представим экспертов и ассистентов, которые будут работать на игровых станциях. Они получат рабочие материалы и отправятся  на станции (представить и выдать рабочие материалы – станционные папки, один объявляет, другой - выдает):

№ станции

№ кабинета

Название станции

Эксперт

Ассистенты

Станция 1

Каб. 1

«Изохронология»

Станция 2

Каб. 22

«Герои Бородино»

Станция 3

Каб. 23

«На полях сражений»

Станция 4

Каб. 24

«Недаром помнит вся Россия…»

Станция 5

Каб. 25

«Оружие, доспехи, построение… русских войск»

Станция 6

Каб. 26

«Награды»

Станция 7

Каб. 27

«Литературные загадки»

Станция 8

Каб. 28

Рода войск в русской армии

Прошу экспертов и ассистентов пройти на станцию и подготовиться к работе.

  Ну, что ж наши уважаемые эксперты готовятся к работе, а мы просим вас прослушать общие правила игры (зачитывают поочередно):

       А теперь, мы просим  капитанов команд в порядке очереди получить свои маршрутные листы.      (Перечисляются согласно таблице команды школ, которые пришли на игру, капитаны получают маршрутные листы; один объявляет другой выдает)

Маршрутный лист получает капитан команды школы № _____

Маршрутный лист получает капитан команды школы № _____ …

Заключительная часть:

(отобрать из корзины 5-6 осенних листьев с пожеланиями )

   Итак, дорогие ребята, теперь уже все позади: волнения и тревоги, радости и печали. Скоро наступит торжественный момент подведения итогов, а пока жюри готовится объявить результаты, мы хотим озвучить ваши пожелания, впечатления, замечания, которые вы написали на осенних листьях  (зачитать 5-6 положительных отзывов)

Слово для подведения итогов предоставляется председателю жюри – __________________

   Наше мероприятие подошло к концу.

   Мы благодарим всех участников игры и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

   Мы желаем всем Вам новых свершений и побед в учебе и в жизни. (Вместе): До новых встреч!!!

9. Бейджи ассистентов



Василий

Ляпушев


АССИСТЕНТ



Алексей

Школьный


АССИСТЕНТ

10. Программа игры

ПРОГРАММА

Межшкольная

историко-краеведческая игра

к 200-летию

Отечественной войны 1812 года

и Бородинской битвы



«Недаром помнит вся Россия…»


ПРОГРАММА


14.30-15.00

Регистрация участников

(холл 2-го этажа)

14.30-

15. 00

Актовый зал

  1. Книжно-иллюстративная выставка «День воинской славы - Бородино»
  2. Портретная галерея героев Отечественной войны
  3. Выставка открыток  «Русский мундир»
  4. Экспозиция «Познавательная игрушка»

(коллекция оловянных солдатиков)

  1. Памятники Отечественной войны в Петербурге

15.00-15.15

Открытие игры (актовый зал)

15.15-16.30

Игра по станциям  (все станции расположены на 2-ом этаже)

16.30-16.40

Видеосалон (актовый зал)

16.40-17.00

Подведение итогов, награждение призеров и победителей

11. Игровые задания и листы ответов для работы команд на станциях

СТАНЦИЯ №1 «Изохронология»  (на этой станции ребятам предлагается просмотреть презентацию или распечатку произведений живописи)       КЛЮЧ

Указания к оцениванию: За каждое правильно указанное событие 1 балл, за правильно определенную последовательность всех 10 событий – 10 баллов, от 7 до 9 событий в непрерывной последовательности – 7 баллов; от 3-х до 6 в непрерывной последовательности – 4 балла, менее 3-х – 0 баллов

        Задание №1        

№ СЛАЙДА

СОБЫТИЕ

Баллы

1

Молитва Кутузова перед Бородинской битвой. 6 (25 августа) сентября 1812 года.

1

2

Партизанская война. Крестьяне ведут пленных французов. Октябрь-ноябрь 1812 года.

1

3

Военный совет в Филях. 13 (1) сентября 1812 года. Решение Кутузова об оставлении Москвы.

1

4

Бородинская битва. 7 сентября (26 августа) 1812 года. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения.

1

5

Отступление французов по старой Смоленской дороге. Ноябрь 1812 года.

1

6

Прибытие Кутузова в армию. 17(29)  августа 1812 года. Царево Займище.

1

7

Наполеон перед вступлением в Москву. 2 (14) сентября 1812 года.

1

8

Тарутино. Местопребывание русской армии с 21 сентября (3 октября) по 11 (23)октября 1812 года.

1

9

Переправа французских войск через Березину. 26-29 ноября 1812 года. Изгнание неприятеля из России.

1

10

Пожар Москвы. 2-6 сентября 1812 года.

1

ИТОГО

10

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

№ слайда

6

1

4

3

7

10

8

2

5

9

Баллы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

СТАНЦИЯ №1.    Лист ответов           Команда школы № _________

Критерии оценки: За каждое правильно указанное событие в задании № 1 -  1 балл;

За правильно определенную последовательность всех 10 событий в задании №2 – 10 баллов, от 7 до 9 событий в непрерывной последовательности – 7 баллов; от 3-х до 6 в непрерывной последовательности – 4 балла, менее 3-х – 0 баллов

Задание №1

№ СЛАЙДА

ВПИШИТЕ    СОБЫТИЕ

Баллы

1

.

2

.

3

.

4

.

5

.

6

.

7

.

8

.

9

.

10

.

Задание №2

Для выполнения задания используйте распечатку слайдов: сначала сложите слайды-события в одну линию по времени, а затем запишите их номера в таблицу листа ответов.

Удачи!!!

РАССТАВЬТЕ СОБЫТИЯ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

№ слайда

Баллы

Итого баллов:

Эксперт: _____________


СТАНЦИЯ №2 «Герои Бородино» (биографические задачи)

Впишите в лист ответов имена героев войны. За каждый правильный ответ – 2 балла, за часть правильного ответа – 1 балл

1. Генерал от инфантерии. Свою военную службу начал под командованием Суворова. При Бородине командовал правым флангом, а затем центром русской армии. Во время отхода к Москве и оставления Москвы командовал арьергардом и обеспечил полный  порядок в войсках, договорившись с Мюратом о перемирии на несколько часов. При наступлении возглавил авангард русской армии. С 1818 был губернатором Петербурга. Во время восстания на Сенатской площади был смертельно ранен декабристом Каховским.

2. Он был генералом. Но это о нём Наполеон сказал: «Он сделан из такого материала, из которого делаются маршалы». О ком?

3. Он был одним из самых ярких участников Отечественной войны 1812 г., кавалером 19 российских и иностранных орденов, удостоен золотой шпаги «За храбрость». В 1944 г. в честь него была названа операция советских войск по освобождению Белоруссии. В 2012 году на бывшем Семеновском плацу  открыли памятник герою. Назовите имя этого героя  

4. После беседы Суворова с 9-летним мальчиком полководец сказал: «Этот по всем статьям будет военным. Я еще не умру, а он выиграет три сражения». Начинал юнкером. В 1804 году за свои политические басни переведен из столицы в Киевскую губернию, изгнан из гвардии. Был адъютантом П.И.Багратиона. Воевал против Наполеона, персов на Кавказе, участвовал в польской кампании 1831 года. Автор эпиграммы на Наполеона «Сей корсиканец целый век гремит кровавыми делами: ест по сту тысяч человек и заедает королями». Резолюция Наполеона на эпиграмме «При задержании расстрелять на месте»

5. Генерал. За отличие в Бородинской битве произведен в генерал-лейтенанты. Накануне оставления Москвы писал царю: «Государь!.. С падением столицы не разрушается все государство. Не все Москва в себе заключает». Участвовал в заграничном походе, командуя артиллерией, а затем корпусом. Строил г. Грозный, Военно-кавказскую дорогу. Имел 11 русских орденов, а также австрийские, прусские, баденские и персидские награды. Отбывал заключение в Петропавловской крепости и ссылку в Костроме за резкую критику начальников. О нем написано немало эпиграмм: «И ты, … незабвенный, России слава, горцам страх, чье имя, как завет священный, штыками врезано в горах…»

6. Выходец из казачьей семьи. При Павле I отбывал ссылку в Костроме вместе с генералом Ермоловым А.П. С 1801 года  до своей кончины атаман Войска Донского. Поразил Наполеона меткой стрельбой из лука, за что получил табакерку с портретом императора, усыпанную драгоценностями. В 1814 году сопровождал царя в поездке в Англию, там он стал почетным доктором Оксфорда, его именем назван военный корабль.  

7. Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Дважды был тяжело ранен. В истории болезни врач записал «Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из которых каждая смертельна». Имел почти все русские награды. Дипломат. В разные годы был послом в Константинополе и в Берлине. В годы Великой Отечественной войны в его честь был учрежден орден трех степеней.  

           8. Герой, ставший при жизни легендой. В начале войны – командир артиллерийской роты в 1 Западной армии, участник обороны Смоленска и Бородинской битвы. После оставления Москвы сформировал партизанский отряд. «Фанатик в храбрости и патриотизме» - так характеризовал его Кутузов. Владея несколькими иностранными языками, переодевшись во вражескую форму,  он беспрепятственно проникал в тыл противника, доставая важные сведения. Погиб в бою после изгнания французов из России в возрасте 26 лет.

          9. С начала войны 1812 года командовал 1-ой Западной армией. Имея 200 тысяч войск против 600 тысяч у французов,  избрал единственно возможную тактику отвода армии вглубь страны. Эта стратегия не была понята патриотически настроенной армией, смущала войска и нерусская фамилия полководца. После смерти Кутузова вновь был назначен главнокомандующим. Был произведен в фельдмаршалы, получил княжеский титул.

         10. Принадлежал к древнему германскому роду. Генерал от инфантерии. С начала войны 1812 года командовал 1-м пехотным корпусом на правом фланге 1-ой Западной армии. При осуществлении стратегического отвода войск   вглубь страны прикрывал петербургское направление.

№ 2 Лист ответов КЛЮЧ

Команда школы № ______

№ 2 Лист ответов

Команда школы № ______

№ 2Лист ответов

Команда школы № ______

1

М.А.Милорадович

1

1

2

Н.Н. Раевский

2

2

3

П.И.Багратион

3

3

4

Д.В.Давыдов

4

4

5

А.П.Ермолов

5

5

6

М.И.Платов

6

6

7

М.И.Кутузов

7

7

8

А.С.Фигнер

8

8

9

М.Б.Барклай де Толли

9

9

10

П.Х.Витгенштейн

10

10

Итого баллов:

Итого баллов:

Итого баллов:

Эксперт: _____________

Эксперт: _____________

Эксперт: _____________

СТАНЦИЯ №3 «На полях сражений»

ЗАДАНИЕ №1. Внимательно рассмотрите предложенную карту. На листе ответов под соответствующими номерами укажите требуемые объекты:

№№1,2,3  - места сражений

№№ 4,5,6,7 – русские армии (корпуса) и их командующих

№8 – название исторической карты

№№9, 10 – войска, соответствующие данному цвету

ЗАДАНИЕ №2. Внимательно рассмотрите предложенную картосхему. На листе ответов под соответствующими номерами укажите требуемые объекты:

№№ 11, 13, 14 – укрепления и/или войска

№ 12 – руководителей рейда

№15 – название сражения

КЛЮЧ  № 3 Лист ответов  Команда школы № ______

Кол-во баллов

1

Место сражения

Бородино

1

2

Место сражения

Смоленск

1

3

Место сражения

Тарутино

1

4

Армия (корпус)

командующий

Корпус П.Х. Витгенштейна

1

5

Армия (корпус)

командующий

1-я Западная армия Барклая де Толли

1

6

Армия (корпус)

командующий

2-я Западная армия П.И. Багратиона

1

7

Армия (корпус)

командующий

3-я Западная армия А.П.Тормасова

1

8

Название карты

Вторжение наполеоновских (французских) войск в Россию

1

9

Войска обозначенные красным цветом


Русские войска

1

10

Войска обозначенные синим цветом

Французские (наполеоновские) войска

1

11

Укрепленное место

Шевардинский редут

1

12

Руководители кавалерийского рейда в тыл врага


Ф.П.Уваров и М.И.Платов

1

13

Полевые укрепления

Багратионовы флеши

1

14

Артиллерийское

соединение

Батарея Раевского

1

15

Название сражения

Бородинское сражение (бой, битва)

1

Итого баллов:

15


Эксперт: _____________

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за неполный или неточный – 0,5 балла (например, названа армия, но не указан командующий и т. п.) ВНИМАНИЕ отсутствие инициалов в ответе не является ошибкой.

№ 3 Лист ответов  Команда школы № ______

Кол-во баллов

1

Место сражения

2

Место сражения

3

Место сражения

4

Армия (корпус)

командующий

5

Армия (корпус)

командующий

6

Армия (корпус)

командующий

7

Армия (корпус)

командующий

8

Название карты

9

Войска обозначенные красным цветом

10

Войска обозначенные синим цветом

11

Укрепленное место

12

Руководители кавалерийского рейда в тыл врага

13

Полевые укрепления

14

Артиллерийское

соединение

15

Название сражения

Итого баллов:


Эксперт: _____________

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за неполный или неточный – 0,5 балла (например, названа армия, но не указан командующий и т. п.)

ВНИМАНИЕ отсутствие инициалов в ответе не является ошибкой.


СТАНЦИЯ № 4. На данной станции. Оборудованной компьютером предлагается посмотреть презентацию с изображениями памятников и  с вопросами

№ 4 Лист ответов Команда школы № ______СТАНЦИЯ №4 «Памятные места в Петербурге»

№ СЛАЙДА

ОТВЕТ

Баллы

1

1. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

2. Оружие, портреты, мундиры, знамена, награды, документы, письма, личные вещи и пр.

2

2

1. Могила Кутузова.

2. В Казанском соборе.

2

3

1. На Дворцовой площади.

2. Б.И.Орловский.

3.С Александром I.

4.Александровская колонна.

5.Александрийский столп.

5

4

1.М.Б.Барклай де Толли.

2. 1-ой Западной армией.

2

5

1. М.И.Кутузов.

2. Казанский собор.

3. В соборе находится могила Кутузова.

3

6

1.Военная галерея Эрмитажа.

2.Английский художник Джордж Доу. Ему ассистировали А.В.Поляков и В.А.Голике.  

3. 332 портрета

5

7

1. Арка Главного штаба.

2.К.И.Росси.

3. Колесница Победы.

4. Крылатая богиня Ника.

5. С.С.Пименов и В.И. Демут-Малиновский.

5

8

1. Нарвские триумфальные ворота.

2. П.К.Клодт.  

3. Встреча войск, возвращавшихся из Заграничного похода.

3

9

Батарея Раевского.

1

10

1. П.И.Багратион.

2. На бывшем Семеновском плацу перед зданием Театра юных зрителей на Загородном проспекте.

2

ИТОГО

30


№ 4 Лист ответов Команда школы № ______СТАНЦИЯ №4 «Памятные места в Петербурге»

№ СЛАЙДА

ОТВЕТ

Баллы

1

1.

2.

2

2

1.

2.

2

3

1.

2.

3.

4.

5.

5

4

1.

2.

2

5

1.

2.

3.

3

6

1.

2.1

2.2

2.3

3.

5

7

1.

2.

3.

4.

5.

5

8

1.

2.

3.

3

9

1

1

10

1.

2.

2

ИТОГО

30


СТАНЦИЯ №5 «Оружие, доспехи, построение… русских войск» (кроссворд)

Каждое правильно указанное слово оценивается в 1 балл. Слова, написанные с грамматическими ошибками, не засчитываются.

По горизонтали:

  1.  Гусары во время войны 1812 года носили головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра. Он был высоким, тяжёлым, неудобным, но хорошо оберегал голову от сабельных ударов.  Его изображение имеется на гербе Красного Села. Как назывался этот головной убор?

  2. В Отечественной войне активно действовали гусары. Каким огнестрельным оружием они были вооружены?

  3. Важнейший компонент защитного снаряжения, прикрывавшего туловище человека и изготовленного из металла. Во время войны 1812 года использовался для защиты тяжеловооруженных кавалеристов.

  4.   Какое огнестрельное оружие имели драгуны?

  5. В ходе Отечественной войны генерал-губернатор Москвы выдвинул, а Александр I поддержал, идею  создания русского чудо-оружия, которое достанет неприятеля, где бы он не находился. Под Москвой даже приступили к его постройке. Но его испытание завершилось крахом. Что это было?

  6. Холодное колюще-рубящее или колющее оружие, которым были вооружены офицеры русской армии в период войны 1812 года.

По вертикали:

7. Большие потери французских  войск от русской артиллерии в Бородинском сражении были вызваны тем, что русские бомбардиры стреляли не ядрами, а … чем?

8. 40 раз русских пехотинцев, построенных в форме большого пустого в середине квадрата,  на марше атаковала в несколько раз превосходящая их конница маршала Мюрата, но ничего сделать не смогла. Русские задержали наступление французов, дав время подготовить Смоленск к обороне. Как называется этот способ построения пехоты в борьбе с кавалерией?

9.  Русские тяжёлые пушки во время Отечественной войны 1812 года стреляли на 1000 м. По ассоциации с внешним видом их называли сказочным  именем. Каким?  

10. В Бородинском сражении использовались разные типы оборонительных сооружений. Открытые с тыла укрепления назывались «люнеты», а как назывались земляные укрепления, закрытые со всех сторон, которые находились у деревни Шевардино?

СТАНЦИЯ №5  Лист ответов                                                          

8

К

А

1

К

И

В

Е

Р

А

Е

Р

9

2

П

И

С

Т

О

Л

Е

Т

10

Е

Д

3

К

И

Р

А

С

А

Ч

И

Е

4

Р

У

Ж

Ь

Ё

Н

Д

О

У

5

А

Э

Р

О

С

Т

А

Т

О

6

Ш

П

А

Г

А

СТАНЦИЯ №5  Лист ответов  Команда школы № _________

8

7

1

9

2

10

3

4

5

6

ИТОГО баллов ______________       Эксперт ___________________

СТАНЦИЯ № 6 «Награды»

  1. Во время Отечественной войны 1812 года три полка — два в пехоте и один в кавалерии  (лейб-Кирасирский его величества, лейб-Гренадерский и Павловский гренадерский полки)— за отличия в боях получили право называться _______________
  2. Какому российскому городу, ставшему символом всенародной борьбы с врагом, была пожалована высочайшая грамота, в которой говорилось: «… и подвигами, и верностью, и терпением своим показала пример мужества и величия»? _______________

3.   Какая надпись вычеканена на обратной стороне памятной медали? _______________________________________________________

4.   Кому вручалась награда? _______________________________________________________

________________________________________________________

5.   Чей профиль изображен на другой стороне медали, отчеканенной в честь 100-летия Отечественной войны 1912 года? ____________________________________

6.   Кому вручалась эта медаль?___________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

7.   Какому сражению Отечественной войны 1812 года посвящена эта памятная медаль?

_________________________________

8. Назовите военные атрибуты, изображенные на медали. (Ответьте на вопрос строками из известного стихотворения М.Ю.Лермонтова, в которых упоминаются эти атрибуты)

9.   Кто был удостоен этой медали?

10.  Сколько степеней имеет советский орден Кутузова?

11.   Когда он был учрежден?

12.   Что изображено в центре ордена?

13.   Сколько лучей имеет орденская звезда?

14.   Кому орден Кутузова I степени?

15.   Какая надпись чаще всего встречалась на именном наградном оружии офицеров времен Отечественной войны 1812 года?


КЛЮЧ № 6 Лист ответов

Команда школы № ______

Количество баллов

1

Гвардейскими

1

2

Москва

1

3

«Не нам, не нам, а имени твоему»

1

4

Всем участникам боевых действий от фельдмаршала до солдата, ополченцам, священникам, медицинским чинам

3

5

Александра I

1

6

Медалью награждались все военные чины, служившие в частях, которые принимали участие в Отечественной войне, а также участники парадов на Бородинском поле и под Москвой в 1912 году. Медаль получили и прямые потомки героев войны по мужской линии и прямые потомки Кутузова по женской линии.

5

7

Бородинскому

1

8

«Носились знамена, как тени…»

«И залпы тысячи орудий…»

(«Забил заряд я в пушку туго…»)

«Вот затрещали барабаны…»

3

9

25 особо отличившихся крестьян - партизан Московской губернии

1

10

Три: I степень,  IIстепень,  III-я степень

1

11

В 1942 году

1

12

Рельефный портрет Кутузова

1

13

10 (десять) лучей

1

14

Командующие фронтами и армиями, их заместители и начальники штабов (Высшее командование Вооруженных Сил)

3

15

«За храбрость!»

1

Итого баллов:

25

Эксперт: _____________

Критерии оценивания: односложные ответы – 1 балл (вопросы №№ 1-3, 5, 7, 9-13, 15)

Ответы на вопросы повышенной сложности – 3 балла (вопросы №№ 4, 8, 14)

Ответы на вопросы уровня «эрудит» - 5 баллов (вопрос № 6 )

№ 6 Лист ответов   Команда школы № _________

Количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итого баллов:

Эксперт: _____________

 СТАНЦИЯ № 7 «Литературные загадки» (тексты)

Вопросы к текстам смотрите на листе ответов под соответствующими номерами

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл

1

2

У русского царя в чертогах есть палата

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокой.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен.

Ни плясок, ни охот,— а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

Он писан во весь рост. Чело, как череп голый,

Высоко лоснится, и, мнится, залегла

Там грусть великая. Кругом — густая мгла;

За ним — военный стан. Спокойный и угрюмый,

Он, кажется, глядит с презрительною думой.


О вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой:

Всё в жертву ты принес земле тебе чужой.

3

4

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой...
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.

Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал (1)____________________,
Последним счастьем упоенный,
(2)________________ коленопреклоненной
С ключами старого (3)________________:
Нет, не пошла (4) _______________ моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила (5)_______________
Нетерпеливому герою.

5

6

Два дня мы были в (1)____________________.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до (2)__________________!»
И вот на поле грозной (3) ____________
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у (4) _______________,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал (5) __________________.
Но тих был наш (6 )___________ открытый:
Кто( 7)_______________ чистил весь избитый,
Кто (8)______________ точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:
Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе:
Сколько богов, и богинь, и героев!... Вот Зевс Громовержец,
Вот исподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир.
Здесь зачинатель(1) _______________, а здесь совершитель (2)__________________________.

7

8

- Мы град очистим, это скверно!
Но, верно, армию спасём!
Врага изгоним напрочь, верно,
И стяг к победе принесём!
- Отдав Москву, но не Россию,
Мы гибель ироду несём!
Собою жертвую, Мессия…
Засим – Отечество спасём!!!

Великий русский баснописец И.А.Крылов в одной из своих басен в аллегорической форме изобразил военное противостояние  Наполеона и  Кутузова, противопоставляя жизненный опыт молодецкому задору «Ты сер, а я, приятель, сед».

9

10

Герой  Двенадцатого года,

Непобедимый партизан,

В горячих схватках в честь народа

Крутил он вихрем доломан.

Гусарской саблею сверкая,

Строфу свою рубя сплеча,

Он знал, что муза, «дева рая»,

Куда как сердцем горяча!

За словом он в карман не лазил,

Вельмож Олимпа звал на ты,

Кутил, не вовремя проказил,

Служил заветам красоты.

Толпы героев и вождей

Война народная рождает

И первый из земных царей

Собою им пример являет

11

12

Великодушный русский воин,

Всеобщих ты похвал достоин:

Себя и юных двух сынов —

Приносишь все царю и Богу.

В 1836 г. вышла книга необычного в то время автора и воина, посвящённая войне с Наполеоном. Она имела подзаголовок: «Происшествие в России». В сопроводительном  письме к рукописи, посылаемой  Пушкину, сообщалось «Седло было моей первой колыбелью, оружие и полковая музыка – первыми детскими игрушками и забавами»


№ 7 Лист ответов    КЛЮЧ

1

Автор ______Пушкин________________________


О каком памятнике Отечественной войны 1812 года идет речь?__Военная галерея Зимнего дворца_

__________________________________________


2

О ком речь?_Барклай де Толли_________


Основная заслуга этого полководца в кампании 1812 года: сохранил армию от разгрома на первом этапе войны

_________________________________________

3

О ком речь?__о Кутузове М.И.________


Основная заслуга этого полководца в кампании 1812 года: изгнание неприятеля из России

__________________________________________


В каком храме Петербурга покоится прах полководца? _в Казанском соборе_______

4

Вставьте пропущенные в тексте слова

1._Наполеон____________________


2._Москвы___________________


3._Кремля______________________


4.__Москва_____________________


5.__Пожар______________________


5

Автор _М.Ю.Лермонтов__________


Название _ «Бородино»___________

Вставьте пропущенные в тексте слова

1.__перестрелке__________________


2.___картечи_____________________


3.___сечи_______________________


4.___лафета_____________________


5.__француз______________________


6.___бивак______________________


7.___кивер______________________


8.___штык_______________________



6

Вставьте пропущенные в тексте слова

1.__Барклай______________________________


2.__Кутузов______________________________


К какому скульптору обращены слова поэта_Б.И. Орловскому___________________

Где ныне находятся монументы полководцам, описанные поэтом? На Невском проспекте перед Казанским собором

__________________________________________

7

Где прозвучали аналогичные по смыслу слова?

__на военном совете в Филях___________

Кто принял решение о сдаче Москвы?

___Кутузов_______________________________

8

Укажите название басни. «Волк на псарне»

В облике какого животного предстал в ней Наполеон?_в образе волка_______________

В какой басне Крылов описал голод

среди французов в Москве после пожара 1812 года?  «Ворона и курица»

9

Кому посвящено данное стихотворение?

___Денису Давыдову_____________________

Объясните значение выделенных слов

Партизан_народный воин_________________

Доломан_гусарский мундир______________

10

Кого считает автор «первым из земных царей»?_Александра I____________

Назовите автора стихотворения, если известно, что он был современником царя, придворным историком, автором популярного в то время научного труда «История государства Российского». ____Н.М.Карамзин _____________________

11

О ком это стихотворение?_о Н.Н.Раевском_

Известно, что в Бородинском сражении французы прозвали место, на котором сражался этот герой, «могилой французской кавалерии», а как его называли русские? 

_______Батарея Раевского__________________

12

Кто этот автор произведения?

__Надежда Дурова___________________________

Каково название книги? «Записки» или «Кавалерист-девица»________________________

Итого баллов:    40

Эксперт: _____________

№ 7 Лист ответов Команда школы № _______

1

Автор _____________________________________


О каком памятнике Отечественной войны 1812 года идет речь?___________________________


__________________________________________


2

О ком речь?_______________________________


Основная заслуга этого полководца в кампании 1812 года:

_________________________________________


__________________________________________

3

О ком речь?_______________________________


Основная заслуга этого полководца в кампании 1812 года:

__________________________________________


__________________________________________


В каком храме Петербурга покоится прах полководца? ______________________________

4

Вставьте пропущенные в тексте слова

1._________________________


2._________________________


3._________________________


4._________________________


5._________________________


5

Автор ___________________________


Название ________________________

Вставьте пропущенные в тексте слова


1._______________________________


2._______________________________


3._______________________________


4._______________________________


5._______________________________


6._______________________________


7._______________________________


8._______________________________


6

Вставьте пропущенные в тексте слова

1.________________________________________


2.________________________________________


К какому скульптору обращены слова поэта_____________________________________

Где ныне находятся монументы полководцам, описанные поэтом?

__________________________________________

7

Где прозвучали аналогичные по смыслу слова?

___________________________________________

Кто принял решение о сдаче Москвы?

___________________________________________

8

Укажите название басни.

_____________________________________

В облике какого животного предстал в ней Наполеон?_______________________________

В какой басне Крылов описал голод

среди французов в Москве после пожара 1812 года?

__________________________________________

9

Кому посвящено данное стихотворение?

___________________________________________

Объясните значение выделенных слов

Партизан___________________________________

Доломан____________________________________

10

Кого считает автор «первым из земных царей»?____________________________________

Назовите автора стихотворения, если известно, что он был современником царя, придворным историком, автором популярного в то время научного труда «История государства Российского». ___________________________________________

11

О ком это стихотворение?___________________

Известно, что в Бородинском сражении французы прозвали место, на котором сражался этот герой, «могилой французской кавалерии», а как его называли русские? ________________________________________________

12

Кто этот автор произведения? ________________________________________________

Каково название книги? ________________________________________________

Итого баллов:

Эксперт: _____________

СТАНЦИЯ № 8 «Рода войск в русской армии»

1. В состав всех французских армий в годы наполеоновских войн входили полки тяжёлой кавалерии, солдаты которой носили каски, надевали двойные латы, ездили на крупных лошадях и были вооружены тяжелыми палашами и седельными пистолетами. Как назывались солдаты этого вида кавалерии?

2. На выносливых лошадях, вооружённые в основном пиками, они использовались как кавалерийское охранение на флангах армии. Кто они?

3. Они воевали в 1812 г.  как во французской, так и в русской армиях.  Во французской их называли  некомбатантами,  а как в русской?

4. Многие военачальники российской армии были генералами от инфантерии.  Какой род войск был у них в подчинении?

5. На их знамёнах непременно изображался дракон. В 1812 г. в российской армии насчитывалось более 20 полков. Это был основной вид кавалерии в российской армии. Кто они?

6. Из каких войск были созданы легкие подвижные кавалерийские соединения, называвшиеся «летучими» отрядами, созданные по инициативе Д.В.Давыдова и предназначенные для того, чтобы совершать быстрые налёты на склады, обозы с продовольствием и фуражом, курьеров наполеоновской армии и, сделав свое дело, мигом скрываться в лесах 

7. В войну 1812 года в этих частях служили самые рослые и сильные солдаты, они выполняли наиболее ответственные задания, несли почётную службу. Их главным оружием в XVIII веке были гранаты отсюда и их название. Как называли этих солдат?  

8. В переводе с тюркского он означает «юноша». Они воевали в  Отечественной войне как во французской, так и в русской армии. Это род легковооружённой кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор Кто они?

9. Ещё до начала Отечественной войны в российской армии было создано специальное подразделение сухопутных войск, крайне необходимое для ведения современной войны. Какое?

10. В переводе с немецкого это слово означает «охотник, стрелок».  В русской армии так называли воинов служивших в отделениях лёгкой стрелковой пехоты, обученной  действиям в рассыпном строю и ведению прицельного огня. 


№ 8 Лист ответов КЛЮЧ

Команда школы № ______

№ 8 Лист ответов

Команда школы № ______

№ 8 Лист ответов

Команда школы № ______

1

Кирасиры

1

1

2

Казаки

2

2

3

  Ополченцы

3

3

4

Пехота

4

4

5

Драгуны

5

5

6

Гусары

6

6

7

Гренадёры

7

7

8

Уланы

8

8

9

Разведка

9

9

10

        Егеря

10

10

Итого баллов:

Итого баллов:

Итого баллов:

Эксперт: _____________

Эксперт: _____________

Эксперт: _____________

   Таким образом, основательно подготовившись к проведению игры, можно провести ее в сжатые сроки. Судя по отзывам, полученным от участников, игра оставила яркий след в их памяти интересными заданиями, комфортной доброжелательной атмосферой, уровнем организации, полученными грамотами и призами. Коллеги познакомились с методикой проведения игры по станциям, поучаствовали в качестве экспертов,  получили возможность провести аналогичные игры у себя в школе между классами. Несмотря на значительные затраты времени на подготовительном этапе использование игровой технологии оправдало себя. Надеемся, что представленные в пособии материалы помогут вам в работе, избавят от подготовительной рутины. Ждем ваших отзывов, оценок, предложений.

8

4

5

9

10

2

3

1

6

7

15

14

13

12

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ»

Статья для высткпления на МО учителей информатики, математики и физики...

презентация к мастер-классу по теме «Игровые технологии во внеурочной деятельности по истории и обществознанию»

В данной презентации представлены примеры нескольких игр по истории и обществознанию, проводимых во внеурочной работе по данным предметам....

Инновационные технологии в урочной и во внеурочной деятельности учителя истории и культуры Санкт-Петербурга.

В современном обществе объективной потребностью становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, а так же рациональных вариантов и содержания обучения и его структуры. ...

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов как средство достижения личностных результатов

Вся история человечества неотделима от истории взаимоотношения человека с окружающей природой, с дикими и домашними животными.Важно приучить с раннего детства детей относиться с уважением к другим сущ...

Использование игровых форм во внеурочной деятельности по физике

На современном этапе развития системы образования как важнейшей составляющей цивилизационного развития особую значимость приобретает естественнонаучное образование обучающихся.  Программа внеуроч...

«Использование игровых технологий на внеурочных занятиях по французскому языку».

Методическая разработка на тему: «Использование игровых технологий на внеурочных занятиях по французскому языку»....