Этикет от А до Я
методическая разработка по теме

Юрьева Наталья Владимировна

 

Цель: познакомить с историей возникновения правил поведения и общения, а также с важными  и в наше время правилами этикета, относящимися к умению приветствовать друг друга; формировать умение приветствовать друг друга в различных ситуациях; воспитывать культуру поведения и общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiket_ot_a_do_ya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Азбука общения. Этикет от А до Я.

Цель: познакомить с историей возникновения правил поведения и общения, а также с важными  и в наше время правилами этикета, относящимися к умению приветствовать друг друга; формировать умение приветствовать друг друга в различных ситуациях; воспитывать культуру поведения и общения.

 История этикета насчитывает столетия. Устоявшиеся сегодня правила поведения профильтрованы веками. Многие из них можно встретить еще в Библии и Коране, они закреплены в народных обычаях и традициях. Но этикет как система правил поведения оформился при дворе французских монархов в период жесткого разграничения сословий, их статуса при дворе и в жизни.

 На Руси же уже в середине 16 века распространяется «Домострой», содержащий свод правил поведения горожанина, которым он должен был руководствоваться в отношении к властям и церкви, семье и слугам. В петровские времена была напечатана и пользовалась успехом книга «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению».

 С годами в развитых странах этикет становится необходимым элементом воспитания светского молодого человека, его стиля жизни. Не случайно английский писатель и философ Честерфильд в течение 1739–1768 годов пишет 420 писем своему сыну, находящемуся вдали от него, посвящая их главным образом этикету. Из них опубликовано 139 писем. Многие строки этих писем звучат как афоризмы, актуальные и в наши дни. Разве устарел, например, совет писателя: «Мало иметь заслуги, нужно еще и уметь понравиться людям».

 Так давайте же будем учиться «нравиться людям», познакомимся с важными и в наше время правилами этикета. Обратим внимание прежде всего на то, что этикет охватывает все сферы жизни современного человека. Существует, например, деловой этикет, дипломатический этикет, этикет предписывает определенные правила поведения в гостях (прием гостей, подарки, поведение за столом и т.д.), специфическим национальным этикетом пронизаны свадебные обряды, торжества по случаю рождения ребенка, похоронные обряды, он простирается на моду, речь, пронизывает как повседневное бытие человека, так и все значимые, эпохальные события его жизни. И мы так, постепенно, шаг за шагом, от раздела к разделу постараемся познакомиться со многими правилами этикета.

 Начнем же, что естественно, с умения приветствовать друг друга, знакомиться. Ведь именно с приветствий начинается всякое общение между людьми. ЗДРАВСТВУЙТЕ! БУДЕМ ЗНАКОМЫ! Подумаем о том, как мы приветствуем друг друга. На первый взгляд кажется, что это очень просто – приветствовать, знакомиться. Но вот предложу на ваше размышление несколько ситуаций, и вы поймете, что не всегда все так прозрачно, как представляется.

1. Кто первый протягивает руку для приветствия – мужчина или женщина, старший или младший, начальник или подчиненный?
2. Следует ли, здороваясь за руку, снимать перчатку?
3. Вы встречаете друга, идущего с незнакомой вам девушкой, дамой. Не сочтете ли вы невежливым, если друг не поздоровается с вами?
4. Должна ли вставать женщина, которая сидит, если с ней здоровается мужчина? А если сидит мужчина, и с ним здороваются, протягивая руку, должен ли он встать?
5. Молодой человек, представленный другому, говорит: «Очень приятно, рад был познакомиться!» Правильно ли это?
6. Женщина пришла в компанию. Должна ли она здороваться со всеми подряд? Сначала с мужчинами? С женщинами? Ограничиться общим приветствием?
7. В каких случаях женщина здоровается первой?
8. Встретились несколько мужчин и женщин. Как упорядочить ритуал знакомства?
9. От кого должно исходить предложение перейти на ТЫ – от мужчины или от женщины?
10. Если в коллективе все обращаются друг к другу на ТЫ, а вы привыкли на ВЫ, как вы поведете себя?

 Поразмышляйте над этими ситуациями. Вспомните, как вы вели себя в тех или иных случаях. Не сомневаюсь, что мнения ваших знакомых и близких будут неоднозначны. Возможно, найдутся и такие, о которых устами своего героя поведал Гоголь: «...Фетюк просто! Я думал было прежде, что ты хоть сколько-нибудь порядочный человек, а ты никакого не понимаешь обращения!».

 Да, бывает иногда сложно выбрать правильный тон, повести себя соразмерно ситуации. Так что же советует этикет, какие решения предложенных ситуаций он предлагает? Ответим последовательно на поставленные вопросы.

1. Независимо от родственных или деловых отношений младший приветствует старшего, мужчина – женщину. Как видите, необязательно подобострастно относиться к начальству и здороваться с ним первыми. Более того, о культуре начальства можно судить и по тому, кланяется ли он первым своим старшим по возрасту коллегам и женщинам. Вне официальной обстановки женщина протягивает мужчине руку первой, но может поприветствовать его лишь улыбкой или наклоном головы.

2. Мужчины перчатку снимают обязательно, женщины, здороваясь, протягивают руку в перчатке, но если она в варежках, их нужно снять.

3. Не следует обижаться на друга. Подумайте, может быть он проявил определенный такт.

4. Женщине вставать не обязательно. Мужчина же, здороваясь и с женщиной и с мужчиной, должен встать.

5. Нет, не правильно. Право оценки знакомства принадлежит тому, кому Вас представляют.

6. Пришедшая в компанию женщина, должна сначала поздороваться с женщинами, а затем с мужчинами. Можно ограничиться и общим приветствием.

7. Женщина здоровается первой с мужчиной, которого обгоняет на улице или в коридоре учреждения; с группой людей, когда проходит мимо или присоединяется к ней; с людьми, старшими по возрасту и положению. Тогда, когда она идет с незнакомым вам мужчиной, подождите, дайте ей возможность поздороваться первой (если посчитает нужным). В Англии вообще право приветствия принадлежит женщине.

8. Сначала здороваются женщины между собой, затем они подают руку мужчинам и лишь после этого мужчины здороваются друг с другом.

9. Просьба перейти в общении на ТЫ, должна исходить от мужчины.

10. Переход от ВЫ к ТЫ означает замену официальных отношений дружескими. И такой переход обычно оговаривают. В официальной обстановке предпочтительнее обращение на ВЫ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Речевой этикет"

Классный час можно проводить в 5 - 6 классах....

"Вежливость и этикет" КВН

Классный час - соревнования можно провести в 7-8 классе...

Практикум по русскому языку.Речевой этикет "А как лучше сказать".

Материал предназначен для учащихся 5-7 классов, возможно использование в 8-9 классах при подготовке к ГИА , а также в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ. Включает в себя задания и информацию,направлен...

конкурс знатоков этикета "Знаете ли вы этикет?"

Конкурс знатоков этикета. Сценарий классного часа для учащихся 11 класса. Разработала Нечаева Т.А....

Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....

«Понятие этикета, речевого этикета»

laquo;Понятие этикета, речевого этикета»...