Молочное питание - основа процветания! - сценарий классного часа.
методическая разработка (5 класс) на тему

Тумбаева Татьяна Юрьевна

  Это занятие проводится с использованием проектной технологии. Оно является заключительным этапом в ходе работы учащихся 5 класса над  проектом "Молочное питание - основа процветания!".

Занятию предшествовал подготовительный этап одноименного проекта, на котором проводилось анкетирование учащихся 5-х классов, и выяснялся ассортимент употребляемых школьниками  молочных продуктов, их количество и качество. Анализ анкет позволил выделить проблемы, связанные с экологической культурой и культурой  здорового питания пятиклассников. Всего над проектом работало четыре группы: Социологи, Эксперты-экологи, Врачи-диетологи и Технологи. Каждая группа выполняла  свое задание. На данном занятии рабочие группы представляют результаты своей работы и приготовленные для других групп различные задания: творческие, практические, интеллектуальные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

«МОЛОЧНОЕ ПИТАНИЕ - ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ!»

В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ  2012  ГОДА

Автор: Тумбаева Татьяна Юрьевна

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа              п. Цементный. Невьянский ГО. Свердловская область

Предмет: внеклассное мероприятие

Тема: Молочное питание – основа процветания!

Класс: 5

Учебно-методическое обеспечение: сценарий занятия, авторская презентация «Молочное питание...», авторская «гимнастика для глаз».

Время реализации занятия: 50 минут

Цель занятия: формирование у школьников культуры грамотного здорового питания.

Задачи:

образовательные: узнать о составе молочных продуктов и их влиянии на организм человека; научиться проводить экологическую мини-экспертизу молочных продуктов, изготавливать молочные продукты в домашних условиях; освоить навыки проектной деятельности.

развивающие: развивать универсальные учебные действия: выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи,  делать выводы и обобщения; развивать умение работать в группе, предъявлять результаты своей деятельности, умение слушать и слышать своего товарища; развивать навыки устной монологической речи; развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему организму, исходя из знаний о значении молочных продуктов для здоровья человека.

Номинация: Занятие, ориентированное на сохранение физического здоровья

Оборудование:

дидактические материалы: Презентация, карточки с заданиями, текстовый и справочный раздаточный материал (Приложение 3, 4, 6),

Специальное оборудование: коробки из-под молочных продуктов,

20 (по числу учеников) упаковок с молочным коктейлем (200 мл) – подарок родителей для релаксации.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Планируемые результаты:

Ученик должен знать:

- что молоко и молочные продукты – это основа здорового питания;

- что употребление молочных продуктов – путь к долголетию;

- что изготавливать кисломолочные продукты можно в домашних условиях;

- что употребление молочных продуктов  нормализует работу таких органов человека, как кишечник, желудок, печень, головной мозг, сердце и др.; улучшает память, внимание.

План проведения занятия:

Этапы

Временная реализация

I. Организационный момент

3 мин

II. Целеполагание

2 мин

III. Актуализация знаний

5 мин

IV. Представление результатов работы 2 творческих групп (Экологи, диетологи)

16 мин

Физкультминутка «Гимнастика для глаз»

3 мин

Эмоциональная разрядка

2 мин

Продолжение  представления результатов работы - Технологи

9 мин

V.  Рефлексия

6 мин

VI.  Релаксация

3 мин

 VII. Домашнее задание

     1 мин

Этому занятию предшествовал подготовительный этап одноименного проекта, на котором проводилось анкетирование учащихся 5-х классов, и выяснялся ассортимент употребляемых школьниками  молочных продуктов, их количество и качество (Приложение 1). 

Анализ анкет позволил выделить проблемы, связанные с экологической культурой и культурой  здорового питания пятиклассников, и сформировать рабочие группы для их решения.  

Всего над проектом работало четыре группы: Социологи, Эксперты-экологи, Врачи-диетологи и Технологи. Каждая группа выполняла  задание (Приложение 2).

Данное занятие является заключительным этапом проекта, где подводятся итоги, рабочие группы представляют результаты своей работы и приготовленные для других групп различные задания: творческие, практические, интеллектуальные, которые выполняются другими участниками проекта.

Ход занятия:

/Парты предварительно расставлены для 4 рабочих групп; оборудование и раздаточный материал на столы разложены заранее/

Слайд 1.

I. Организационный момент.( 3 мин.) Проверяется настроение и готовность детей.

Учитель:

Прозвенел звонок веселый

Все ли дети вы готовы? (Да!)

Новых знаний целый ряд

Вы хотите получать? (Да!)

Настроение у вас - просто класс? (Да!)

Учитель: Замечательно, я рада приветствовать вас и всех присутствующих здесь гостей: моих коллег, ваших родителей. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся, и больше не будем оборачиваться назад и обращать внимание на наших гостей.

А теперь, чтобы эмоционально настроиться на занятие проведем небольшую веселую разминку. Я задаю загадки, а вы их разгадываете

От него — здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода.   (Молоко) [8]

Очень любят дети

 Холодок в пакете.

 Холодок, холодок,

 Дай лизнуть тебя разок! (Мороженое) [8]

Бело, а не снег.

Жидко, а не вода,

Начинается на «К», —

Делают из молока.       (Кефир) [9]

Молоко на всей планете

Любят взрослые и дети.

Если не сварить с ним кашу,

Скиснет - будет …  простокваша. [10]

Творожку я брат,

 Сметанке - сват,

 Мышиный кумир,

 Зовут меня ... сыр.

Учитель: Молодцы! Быстро разгадали все загадки.

II. Целеполагание (2 мин.)

Учитель: Итак, настало время уточнить цель нашего занятия.

Дети: называют цель...

Учитель: корректирует их и подводит итог высказываниям детей.

Слайд 2

Цель: убедиться в том, что молочные продукты полезны для организма  и являются основой здорового питания.

Учитель: Да, действительно, сегодня мы подводим итог, завершаем наш мини-проект: «Молочное питание – основа процветания». Каждая рабочая группа представит результаты своей работы и приготовленные для других групп различные задания: творческие, практические, интеллектуальные. Эти задания находятся в Рабочих листах (Приложение 3),  которые лежат у вас на столах. Я уверена, что все группы постарались, выполняя свои задания, и мы узнаем много нового, интересного о молочных продуктах.

А теперь вернемся к проекту.

III. Актуализация знаний (5 мин).

 Учитель: Вы знаете, я часто в школьной столовой наблюдаю такую картину, как только на ваших столах появляются кипяченое молоко, творожная запеканка, и даже  пакетики с молочными коктейлями, они часто остаются нетронутыми.  Почему дети так плохо едят молочные продукты?

Выяснить причину было поручено группе Социологов. За 2 недели до нашего занятия инициативная группа провела анкетирование среди учащихся 5-х классов и сегодня они нас познакомят с полученными результатами.

Слайд 3.                                             (Отчет Социологов).

Ученик 1. Нашей группе необходимо было выяснить, какие молочные продукты входят в рацион питания пятиклассников нашей школы. А также, в каком  количестве, и какого качества  они используют молочные продукты. Для этого мы составили анкету (Приложение 1), провели анкетирование и проанализировали полученные результаты. Вот что у нас получилось.

Слайд 4.

Ученик 2. Чаще других, в числе используемых в питании молочных продуктов, были отмечены  йогурт, мороженое, глазированные сырки, сливочное масло.

А творог и сливки вообще не отмечались в числе употребляемых продуктов. При этом ежедневно пьют молоко только 21% из числа опрошенных учеников.

Слайд 5

Ученик 3. Самыми любимыми у пятиклассников оказались: на 1месте – мороженое, на 2 месте – йогурт, на 3 месте – сырки глазированные.  

При выборе йогурта большинство ребят ориентируются на проверенный вкус и на то, как часто рекламируют этот продукт.

Слайд 6.

2/3 опрошенных учащихся не стали отвечать на вопрос №7, т.е. затруднились назвать полезные вещества, содержащиеся в молочных продуктах. При покупке молочных продуктов 88%  детей не обращают внимания на дату их изготовления и срок реализации?

Слайд 7

Ученик 4. Таким образом, мы пришли к выводам, что наши ровесники

- не знают, какие полезные вещества содержатся в молоке и молочных продуктах;

- они не обращают внимания на дату производства и срок хранения молочных продуктов;

- большинство пятиклассников не пьют молоко или употребляют его в небольших количествах.

Хотя, согласно установленным нормам, взрослый человек ежедневно должен потреблять 0,5 литра молока, а  ребенок - 1 литр в день. [5]

Учитель: Спасибо. Итак, проведенный опрос и анализ полученных результатов выявил ряд проблем, которые мы сможем решить, если сделаем что?

Дети называют задачи, учитель их корректирует:

1) Узнать о составе молока и  молочных продуктов, нормах использования и технологии их приготовления.

2) Выяснить, на какие органы оказывают влияние молочные продукты

3) Научиться проводить экологическую мини-экспертизу молочных продуктов.

Учитель: Эти и другие задачи решали наши другие специалисты.  Давайте, я их представлю.

С 1 группой – Социологами вы уже познакомились.

2 группа – это Эксперты-экологи, они научат вас проводить экологическую мини-экспертизу молочных продуктов.

3 группа – это Технологи расскажут о видах молочных продуктов и о том, как получают кисломолочные продукты в домашних условиях и проведут дегустацию продуктов изготовленных ими самостоятельно или с помощью мам.

4 группа – это Врачи-диетологи расскажут о составе,  влиянии молочных продуктов на организм человека и нормах их потребления.

Каждая группа не только собирала материалы по своему вопросу, но и приготовила практическое задание для других групп.

IV. Представление результатов работы творческих групп

Поэтому даю слово Экологам.

Отчет Экспертов-экологов – (3 мин)

Слайд 8.

Ученик 1. Нам необходимо было узнать, как провести экспертизу молочного продукта при его покупке в магазине. Для этого

Слайд 9.

1) необходимо найти дату изготовления продукта и срок его реализации. Их вы можете найти на упаковке.

2) Необходимо выяснить, содержатся ли в продукте консерванты, загустители, разрыхлители, усилители вкуса и др. пищевые добавки – их обозначают буквой Е с разными числами.

Слайд 10.

Ученик 2. Одни из них опасны, очень опасны и даже, запрещены. Например, Е 102 и    Е 123.

Другие вызывают  расстройство желудка и кишечника (Е 620 и др. шестисотые номера – усилители вкуса), сыпь, нарушают артериальное давление (Е 250 и Е 251), вызывают рак (Е 240). Поэтому знать о них должен каждый человек, заботящийся о своем здоровье и здоровье своих близких. [11]

Слайд 11.

Ученик 1. Наше задание №1: Мы приготовили для вас наборы упаковок разных молочных продуктов. Проведите их экспертизу по упаковке, заполните таблицу и дайте заключение: можно или нет употреблять в пищу эти продукты, а наши консультанты вам в этом помогут (Приложение 3, 4).

/Выполняется экспертиза молочных продуктов; эксперты-экологи консультируют другие группы, помогают справиться с заданием №1 – 5 мин /

Учитель: Итак, покупая в магазине  молочные продукты, на что будем обращать наше внимание?

Ученики отвечают .....

Учитель: Все верно, молодцы!  А теперь даю слово нашим Диетологам

Слайд 12.                                   Отчет Диетологов (5 мин)

Ученик 1. В мире производится более 500 видов молочной продукции. Наша задача была познакомиться с их разнообразием и составом, а также выяснить, какое влияние они оказывают на организм человека. [1]

Прилавки магазинов и супермаркетов буквально ломятся от продуктов, произведенных из молока и на его основе: это молоко разных видов, молочные напитки, сметана, сливки, сыр, кефир, йогурты, сырки, творожки и многое другое.  

Слайд 13.

Ученик 2. Институтом питания РАМН рекомендуется потреблять в год на 1 человека 390 кг молочных продуктов. Эти продукты обладают высокой химической и биологической ценностью.

Слайд 14.

По данным ученых, в молоке сосредоточено свыше 200 компонентов. Наиболее ценным среди них считаются белки - строительный материал клеток. Молочные белки на 98% усваиваются организмом. [3]

Ученик 3.  Другой ценной составной частью молочных продуктов является молочный жир. Он является важным источником витаминов «А», который благоприятно влияет на кожу, стимулирует иммунную систему, предотвращает простуды.

Слайд 15.

Ученик 4. Витамин «D», который влияет на уровень кальция в организме, необходимого для формирования зубов и костно-мышечной системы.

Витамин «Е» замедляет старение организма, улучшает циркуляцию крови, поддерживает в здоровом состоянии волосы и кожу.

Слайд 16.

Ученик 1. Кроме них в молочных продуктах содержатся и другие витамины.

Витамины группы «В», оказывают положительное воздействие на мозговые процессы, улучшает память, способность к концентрации, к учебе,

Витамин «С» предупреждает онкологические заболевания, укрепляет иммунную систему, стимулирует рост. И др. [7]

Слайд 17.

Ученик 2.  Молочный сахар – лактоза – содержится только в молоке. Он менее сладок, чем сахар из сахарной свеклы, но зато легче  усваивается. Лактоза является источником энергии для биохимических процессов в организме, способствует усвоению кальция, фосфора, магния, бария. [4]

Ученик 3. В состав минеральных веществ молочных продуктов входят все элементы таблицы Менделеева. В них содержатся соли калия, натрия, железа, лимонной, фосфорной и соляной кислот и ряда других. Важнейшие из них – соли кальция, укрепляющие наши кости. Молоко, творог и все виды сыров является единственным регулярным поставщиком кальция организму. [1]

Слайд 18.

Ученик 4. Кисломолочные продукты были известны еще в древности. Народная мудрость дошла до  нас в зашифрованных посланиях. Мы предлагаем вам расшифровать эти послания. (Приложение 5)

Учащиеся разгадывают пословицы, а затем каждая группа дает ответ (3 мин).

Итак, какие же полезные вещества содержатся в молочных продуктах?

Сколько килограммов молочных продуктов в день в пересчете на молоко должен потреблять школьник?

На какие органы оказывают благоприятное воздействие молочные продукты?

Что улучшает нашу память и влияет на наши успехи в учебе?

Другая презентация

Физкультминутка (3 мин) «Гимнастика для глаз» (авторская разработка – составлена из картинок животных, дающих молоко; музыкальное сопровождение – (минус) - «33 коровы»). [12]

А теперь закройте глаза руками и сильно зажмурьте их. Откройте и снова зажмурьте (повторить 3-4 раза).

А кто мне скажет, какие животные появлялись на слайдах? И как они связаны с темой нашего занятия?

Слайд 19-

Эмоциональная разрядка (2 мин). Еще одно задание на внимание.

Недавно в магазине я подслушала спор молочных продуктов, определите, сколь продуктов участвовало в споре.

В. Лаврина

Что нужнее, что вкуснее?

В магазине, на витрине

Завязался разговор.

Что нужнее? Что вкуснее?

Разгорелся жаркий спор.

Сыр головастый

Перед всеми хвастал:

«Я запашистый,

Твёрдый, душистый,

С кругленькими дырами,

Нет вкуснее сыра!

Я не то, что молоко,

Ведь его разлить легко».

А сметана белая

Вдруг тоже стала смелая:

«Я, послушайте, ребята,

Разливаюсь по салатам,

По супам и овощам,

Запеканкам и борщам.

Без меня и торты —

Все второго сорта.

Я нужнее молока,

Я послаще творожка».

Тут вмешался в спор творог:

«Вот из нас-то будет прок.

Уваженье к творогам:

Мы — начинка к пирогам.

Я нужнее молока

И сметаны... Ну, слегка».

Масло тоже не молчало,

Очень громко всем сказало:

«Чтобы сделать бутерброд,

К хлебу масло надо. Вот.

Без меня блины и кашу

Есть никто не будет даже.

Я жирнее молока,

Сыра, сливок, творожка».

Тут и мороженое

Воскликнуло восторженно:

«А меня-то, а меня-то

Очень любят все ребята:

И с клубникой, и с печеньем,

И с орехом, и с вареньем».

Помолчало молоко,

Повздыхало глубоко:

«Глупые продукты,

Как же вы забыли,

Что коровьим молоком

Все когда-то были?

Сделан сыр из молока,

И творог — из молока,

И сметана с маслом —

Это детям ясно!» [6]

Ответ: 6 продуктов спорило, а молоко промолчало.

Учитель: Отдохнули, а теперь слово Технологам.

Слайд 20.                           Отчет Технологов – ( 5 мин)

Ученик 1. Нашей группе необходимо было выяснить, какие молочные продукты можно изготовить в домашних условиях,  приготовить их и провести дегустацию в классе. Мы выяснили, что в домашних условиях можно приготовить сливки и сметану, простоквашу и кефир, творог и сыр.

Слайд 21.

Ученик 2. Я готовил в домашних условиях простоквашу и кефир. Чтобы сделать простоквашу,  достаточно оставить молоко в теплом месте на ночь.

А чтобы приготовить домашний кефир, надо на 1 литр молока добавить 2-3  столовых ложки обычного кефира и оставить в теплом месте на 6 часов, или в холодильник на 12 часов. Вот, что у меня получилось. (Стаканы с кефиром и с простоквашей)

Слайд 22.

Ученик 3. Я готовила дома творог. Для начала получила простоквашу. Когда она отстоялась и разделилась на непрозрачную белковую часть и прозрачную сыворотку, процедила простоквашу через марлю и  отжала ее. Получился творог.

Слайд 23-24.

Ученик 4. Мы с мамой готовили сыр дома.

В 1литр молока добавили 1 кг творога и разогрели на водяной бане, постоянно помешивая, не доводя до кипения, пока не получилась однородная масса. Затем часа три отжимали массу через марлю, чтобы стекла сыворотка.

Пока масса оттекала, взбили 2 яйца с содой (1 ч.л.), солью (1 ч.л.).

Затем растопили сливочное масло (150 г) на водяной бане и влили в него взбитые яйца и туда же добавили стекшую творожно-молочную массу. Все это растирали ложкой до однородной массы, не снимая с водяной бани.

Когда комочков не стало, а масса стала загустевшей, поместили ее в тарелку и поставили в холодильник. Сыр получился очень  вкусный. (Демонстрирует свой сыр)

Слайд 25.

Ученик 1. Пока мы разрежем наш сыр на кусочки, вы разгадайте наш кроссворд «Молочные продукты» (Приложение 6).

/Ученики разгадывают кроссворд, кто больше разгадает слов/3 мин.

Затем Технологи разносят сыр, нанизанный на зубочистки. Дети пробуют сыр, дают оценку его вкусовым качествам. (1 мин)

V.  Рефлексия (6 мин).

Учитель: Итак, настало время подвести итоги нашего занятия. Вы были просто молодцы, узнали много интересного о молочных продуктах и поделились своими знаниями с одноклассниками, приготовили отчеты о результатах своей работе, научились проводить мини-экспертизу продуктов по этикеткам.

Слайд 26.

А сейчас я предлагаю каждому из вас сформулировать несколько рекомендаций для себя, своих близких или знакомых, исходя из полученных знаний о молоке и молочных продуктах, об их влиянии на наше здоровье.

Дети формулируют рекомендации «Молочные продукты – мое здоровье» и проговаривают их вслух.

VI.  Релаксация (3 мин). В конце занятия разносятся пакетики с молочными коктейлями.

Учитель: Ребята, давайте поблагодарим наших родителей за такой приятный и полезный сюрприз. А что вы сейчас обязательно должны сделать? Правильно, проверить срок годности коктейля! Молодцы!

Звучит спокойная музыка, дети пьют коктейль.

Слайд 27.

VII. Домашнее задание (1 мин). Расскажите близким и друзьям о пользе молочных продуктов. Нарисуйте листовку «Молоко – залог здоровья!» или «Пей молоко – будешь здоров!»

Слайд 28.

Список использованной литературы:

Богданова Е.А., Богданова Г.И. «Производство цельномолочных продуктов. - М. «Легкая промышленность», 1982 год.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Москва, «ВАКО» 2007 г

Кунижев С.М.,. Шуваев В.А. Новые технологии в производстве молочных продуктов, М.: ДеЛи принт, 2004 год.

Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. - СПб.,1998.

Зайцева В.П. Питание идеальное и реальное. //Здоровье детей.-2007.- №6.

Интернет-ресурсы:

6. Лаврина В.Л. Что нужнее? Что вкуснее? [www документ] — URL:   http://www.detskie-stihi.ru/2009/01/08/v-lavrina-chto-nuzhnee-chto-vkusnee/#more-369

7. Действие витаминов и минералов на организм человека. [www документ] — URL:  http://www.my-vemma.ru/htm/vitamine_01.html

8. Загадки о еде. [www документ] — URL: http://semeika.com.ua/zagadki/78/zagadki-o-ede 

9. Загадки о еде. [www документ] — URL: http://www.vsezagadki.ru/2010/02/zagadki-pro-edu/

10. Олеся Емельянова. Весёлая кулинария. [www документ] — URL: http://www.olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-vesjolaja_kulinarija.html

11. Таблица «Наиболее вредные пищевые добавки Е». [www документ] — URL: http://www.vitnik.ru/vredE.htm 

12. Детские песни (минус) - 33 коровы: Звук в формате MP3 - Windows Media Player. http://muzyaka.com/song/3256


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рациональное питание (презентация и план классного часа)

Воспитательный час по здоровому образу жизни в 9 классе. Рациональное питание....

сценарий классного часа о правильном питании

В воспитательных планах классных руководителей непременно бывает запланирован классный час о правильном питании. Сейчас эта тема особенно злободневна, так как дети должны приучаться к культуре пищевог...

Сценарий классного часа о правильном питании

Классный час "Береги здоровье смолоду"...

Сценарий классного часа «Уважение и взаимопонимание – основа счастливой и дружной семьи»

Сценарий классного часа в 5 классе по теме  «Уважение и взаимопонимание – основа счастливой и дружной семьи»....

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

Сценарий классного часа по теме: «Пирамида здорового питания»

Цель: демонстрация учащимся значимости их физического и психического здоровья. Задачи: • Воспитательные: o воспитать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья; o воспитать нега...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...