программа творческого кружка
рабочая программа по теме

Маркелова Ирина Степановна

программа разработана для детей школьного возраста по декоративно-прикладному творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_detskogo_tvorchestva.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Булатниковская СОШ»

Программа

кружка «Творческая мастерская»

Руководитель:

учитель истории

Маркелова И.С.

 

Муром-2011г.

Пояснительная записка 

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, мы видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с разными природными  материалами, глиной, льном, камнем и т.д., имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.

Учащиеся усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления. Данная программа кружка  рассчитана на 2 года обучения детей в возрасте 11-14 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Цель программы

Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей к миру народного творчества, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество.

Задачи программы

Приобщение учащихся к народному, художественному творчеству.

Формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, к искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.

Развитие творческих способностей и навыков работы с различными материалами, формирование практических навыков работы с различными инструментами, расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения.

Формирование “культуры творческой личности”, развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству, дизайну в разных формах, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.

Учебно-тематический план

 

План

часы 

всего 

Теор. 

Прак. 

1

Введение. Вводное занятие в учебный курс

2

2

4

2

Работа с природным материалом- глиной:

имитация глиняной посуды, дымковская игрушка, игрушка-фантазия, композиции из фигурок.

1

30

31

3

Работа с природным материалом-льном, сухоцветами:

выполнение народных кукол- оберегов, композиций.

1

10

11

4

Работа с природным материалом-камнем:

поделки из камня, художественная роспись по камню.

1

9

10

5

Оформительская работа в школе.

6

6

6

Экскурсии

 

2

2

7

Выставки творческих работ

4

4

 

       Итого:

5

63

68

Организация образовательного процесса

Занятия кружка в творческой мастерской проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Таким образом, количество учебных часов составляет:

1 год обучения-34ч,

2 год обучения-34ч.

Учебная нагрузка планируется исходя из педагогической и психологической целесообразности с учётом психологических и физических особенностей учащихся. Большая часть часов отводится на практические занятия, которые являются наиболее эффективной формой обучения в объединении.

Задача руководителя – постоянно поддерживать на занятиях творческий настрой, сохранить увлечённость учащихся любимым делом. Поэтому очень важно подбирать задания в соответствии с возрастом. Выполнение работ только кажется простым, за этим кроется выработка твёрдых навыков.

Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, когда руководитель кружка вместе с ребятами делает и свою работу, на которую ориентируются чащся. Метод личного показа приветствуется.

Задача педагога – следить за правильной организацией рабочего места учащихся, хранением инструментов, экономным и бережным расходованием материалов, аккуратным обращением с методическими материалами, журналами, книгами.

Эффективным средством обучения и воспитания, а также формирования и сплочения коллектива являются совместные посещения выставок прикладного и художественного творчества

Методы обучения в начале учебного года с учётом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приёмов, используемых в конце периода обучения.

В начале изучения любого изделия педагог даёт основы технологии, направляет деятельность учащегося на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством.

Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленный опыт, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В работах должно ощущаться авторство ребёнка.

Содержание тематического планирования из года в год может частично меняться и корректироваться. В план могут вноситься изменения, отражающие реальные события, а также новые достижения в области декоративно- прикладного искусства.

Методические пояснения

Программа подчеркивает важность увлеченности школьников творчеством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические их художественные потребности  должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии учащимся дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию воображения в процессе деятельности на занятиях для организации коллективных выставок. При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы.

На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.

В программе поднята важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло.

Главные принципы программы

Непрерывность, систематичность и взаимосвязь школьного и дополнительного образования и воспитания.

Гуманизм в межличностных отношениях.

Связь с жизнью.

Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

Применение принципов развивающего, проблемного обучения.

Интеграция интеллектуального, художественного, эстетического и нравственного развития.

Ожидаемые результаты

Освоение учащимися форм работы с различным природным материалом, особое место уделяется навыкам работы с глиной.

Формами подведения итогов реализации программы  являются

выставки,

творческие конкурсы: школьного, сельского, районного, областного масштаба.

 Заключительный этап – презентация своей работы, на котором каждый учащийся  представляет и демонстрирует свои изделия.

Работа с родителями.

Проведение просветительской работы среди родителей через родительские собрания.

Организация тематических творческих выставок поделок на родительских собраниях и внеклассных мероприятиях, в сельском ДК.

Материалы, инструменты

Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты:

Природный материал: глина, стебли льна,  растения из гербария и объемные сухоцветы, речные камни.

Инструменты для работы с глиной.

Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера, ленточки, бутылки и т.д.

Рулон льняной веревки.

 Ножницы, линейки и пр.

Карандаши простые и цветные, белила, акриловые краски, гуашь, кисти необходимы для росписи изделий, лак для покрытия изделий.

Муфельная печь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа литературного творческого кружка "Родничок"

Программа кружка рассчитана для учащихся 9-11 классов.Изучение теоретического и выполнение практического материала программы развивает умение анализировать  исходный текст и составлять собственны...

Программа предметного кружка "Творческая мастерская"

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

Программа литературно - творческого кружка «Дар»

Программа литературно - творческого кружка «Дар»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Творческого кружка «Перспектива»

 Программа изобразительно-декоративного творчества   разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Предлагаемая пр...

Программа театрального кружка "Творческая мастерская"

В составленной программе кружка «Творческая мастерская» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы ...

Рабочая программа литературного кружка «Творческая мастерская» в 6 классе

Литературный кружок помогает глубже усвоить школьную программу, в то же время расширяет круг чтения детей за счёт произведений, в школьную программу не входящих. Это особенно актуально в наши дн...

Рабочая программа творческого кружка "Волшебный сундучок"

Рабочая программа творческого кружка "Волшебный сундучок"...