"Кадетское движение. Первые шаги"
статья по теме

Балакина Оксана Павловна

Описание деятельности по развитию кадетского движения в Лицее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kadetskoe_dvizhenie.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Кадетское движение. Первые шаги».

В последние несколько лет  в школах оживляется работа по воспитанию патриотизма и гражданского самосознания с детьми и подростками. Предпринимаются более заметные шаги по приобщению их к интересному и полезному делу, по воспитанию у ребят качеств гражданина и патриота. Одним из таких дел, наиболее близких современной молодежи своим гуманизмом, экстремальностью и романтикой, является спасательное дело или иначе - то, чем занимается МЧС России и его организации.

Молодежи нравятся спасатели - люди мужественные и умелые, готовые шагнуть в огонь пожара и броситься в ледяную воду, подняться в заснеженные горы и отправиться далеко в тайгу, туда, где кто-то нуждается в их помощи. Ребята хотят приобрести такие же качества и получить соответствующие знания. А все это наиболее эффективно дают сегодня специализированные, профильные классы общеобразовательных школ, кадетские классы, школы и корпуса с учебной тематикой, ориентированной на МЧС России.

У руководителей и педагогических коллективов многих школ есть желание организовать у себя кадетские классы, но нет необходимого опыта подобной работы, препятствиями являются различные сомнения, кадровые и финансовые проблемы.

Все это понятно и объяснимо. Кадетское движение в России имеет богатую историю, свои традиции и определенный уровень развития, которому хочется соответствовать.

«Кадет» в переводе с французского - воспитанник, младший помощник, маленький. Первый кадетский корпус был учрежден еще в далеком 1731 году по инициативе соратника Петра I графа Ягужинского и Указу императрицы Анны Иоанновны. В 1917 году в России насчитывалось 29 кадетских корпусов.

Сейчас кадетское движение начинает эпоху возрождения. Работа с кадетами сложна и многоступенчата. И прежде чем заняться ею, руководители общеобразовательных учреждений должны четко ответить себе на вопросы: нужен кадетский класс в школе или нет? какая преимущественная направленность у него должна быть? есть ли возможность тесно сотрудничать с соучредителями кадетского движения?

В Камбарском районе кадетское движение делает только первые шаги. Идея организации кадетских классов витала давно. Первой ласточкой стало создание на базе Лицея дружины юных пожарных в 2010-2011 учебном году. Состав ДЮП был разновозрастным, в него входили  учащиеся 5-11 классов. Ребята изучали историю пожарного дела, занимались пожарно-прикладным видом спорта. Неоднократно выезжали на Республиканские соревнования юных пожарных. Как правило, участвуя в таких мероприятиях,  знакомишься с новыми людьми, узнаешь что-то новое. Так и наши ребята познакомились с мальчишками кадетами из г. Воткинска. Эмоций от рассказов кадетов было очень много. И мои юные спасатели под впечатлением загорелись желанием тоже  стать кадетами. И вот что из этого вышло.

Тем, кто не боится проблем и трудностей и однозначно решил создать хотя бы кадетский класс, мы решили помочь и подготовили на базе нашего Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лицей № 1 им. Н.К.Крупской г. Камбарка Удмуртской Республики материал, который, надеемся, будет полезен и востребован (адаптировать его к другому региону, полагаем, нетрудно). В нем мы постарались рассказать обо всех шагах, которые предстоит пройти таким энтузиастам.

шаг 1.Изучить нормативные документы о кадетском движении. 

 10 мая 2012 года  сотрудниками СПЧ-10 г. Камбарка Орловым Н.Г. и Кузьминых В.А. была организована поездка директорско-преподавательского состава городских школ г. Камбарка  в Завьяловский район для обмена опытом по данному направлению. Мы побывали в школе с. Пирогово и с. Ягул Завьяловского района Удмуртской Республики. Где данная работа ведётся уже не первый год. У нас была возможность ознакомиться с документами, пообщаться с ребятами и преподавателями. Сравнить формы и методы работы, что-то выбрать для себя.

Шаг 2.Подобрать кадры для работы в кадетском классе

Работу с кадетами необходимо организовать на основе тесного сотрудничества администрации школы с подразделением ГПС ГУ МЧС РФ.  Желательно, чтобы работой с кадетами руководил освобожденный классный руководитель, так как кадеты будут находиться на занятиях в течение продолжительного времени. А специализированные предметы в кадетском классе будут вести сотрудники подразделений ГПС ГУ МЧС РФ. Для этого необходимо разработать договор о взаимном сотрудничестве школы и пожарной части, должностную инструкцию классному руководителю, или куратору кадетов, который будет за это отвечать.   Нам повезло, что на территории г. Камбарка  функционируют сразу две пожарных части. Понимая важность кадетского движения, активное участие в создании кадетских классов приняли начальник Специального управления ФПС №30 МЧС России Шепиль Виктор Михайлович, сотрудники Специальной пожарной части №10 Орлов Николай Григорьевич, Вецлер Константин Игоревич, Кузьминых Владимир Анатольевич, Сомов Алексей Владимирович,  Потеряева Наталья Викторовна и начальник ПЧ-23 майор внутренней службы Дружинин Александр Викторович.

 Шаг 3. Отбор кандидатов в класс. Осуществление учебно-воспитательного процесса в кадетском классе.

Каков будет отбор кадетов, такой результат в работе вы получите. Помните, что не обязательно все учащиеся класса должны быть кадетами. Пусть их будет всего 15, но они будут носить специальную форму и будут достойны звания «кадет».

Чтобы правильно поступить в этой ситуации, необходимо создать Положение о кадетском классе. Сразу после поездки в Завьяловский район, в Лицее было организовано и проведено общешкольное  родительское собрание, на котором родителям учащихся 1-х, 5-х и 10-х классов было рассказано о кадетском движении, о целях и задачах,  которые ставит перед собой педагогический коллектив, реализуя программу «Кадетский класс – МЧС». В результате общения родителей, педагогов и сотрудников СПЧ-10 и ПЧ-23 г. Камбарка, было принято решение об открытии на базе МБОУ Лицей пяти кадетских классов,  в которых будут реализованы программы дополнительного образования: «Строевая и огневая подготовка», « Бальные танцы», «Строевая песня», «Основы пожарного дела», «ИЗО студия».

шаг 4. Определить режим жизни каждого кадета

Режим жизни кадета определяет Устав кадетского класса, с которым должен ознакомиться каждый участник образовательного процесса. Вся жизнь кадета должна строиться в соответствии с этим Уставом. Кадеты должны соблюдать кодекс чести. Для каждой параллели подобрано расписание занятий.

Шаг 6. Посвящение в кадеты

На определенном этапе деятельности учащиеся кадетского класса должны принять клятву и быть посвященными в кадеты. Мероприятие должно проводиться в торжественной обстановке. 16 октября 2012 года в ДК «Нефтяник» прошло торжественное посвящение в кадеты. Всего в городе Камбарка на базе 3 школ 1 сентября открыто 11 кадетских классов, в которых учится более двухсот человек. Несмотря на то, что событие это можно с полной уверенностью отнести к разряду детских, всё было по взрослому: серьёзные лица юных кадетов, взволнованные родители и множество военных в парадной форме, ветераны боевых действий на территории Афганистана и Чеченской Республики, представители духовенства.

И вот после приветственных слов и поздравлений звучит торжественное: «Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!» – маленькие первоклашки наряду с взрослеющими десятиклассниками, преисполненные важностью происходящего, произносят первую в своей жизни клятву. И, может быть, кто-то из них смутно себе представляет, что значит быть патриотом, но первые семена патриотического воспитания уже заложены и в скором времени дадут свои всходы.

Шаг 7. Создание уголка кадетского класса

Вся информация о кадетах должна быть наглядно отражена. Представители ГПС ГУ МЧС РФ совместно с администрацией школы должны быть в этом заинтересованы. Уголок кадета может быть размещен в отдельном кабинете или находиться в коридоре общеобразовательного учреждения. Он включает «Устав кадетского класса», список кадетов, обучающихся в данной школе, расписание занятий. Здесь представлены и интересные события из жизни кадетов.

Шаг 8. Проведение занятий с кадетами

Занятия с кадетами должны проводиться в соответствии с разработанной программой. На каждое занятие составляется план-конспект, ставятся задачи, которые предстоит решить в ходе занятия. Нельзя забывать, что  необходимо разнообразить формы занятий. Придумывайте их сами, здесь необходимо творчество.

Стоит подумать и о занятиях во внеурочное время, что сделает жизнь кадетов интереснее. Это могут быть соревнования, КВНы, конкурсы и т.п.

Шаг 9. Выдача документа об окончании кадетского класса

По  окончании обучения слушатель специализированного класса сдает выпускные экзамены и зачеты в соответствии с установленным порядком.

При успешной сдаче зачета по специализированной программе и нормативов по пожарно-спасательным видам спорта кадету должно быть выдано свидетельство или справка об окончании кадетского класса. Также на выпускника кадетского класса должна быть составлена характеристика. Данные документы дают преимущество при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения МЧС РФ. 

Сегодня у камбарских кадетов есть своя форма, гимн, текст клятвы, знамёна. Каждый кадет получил специальное удостоверение. Но главное, что отличает современных кадетов, - это активная жизненная позиция. А основная цель организаторов кадетского движения – воспитание личностей и патриотов своей страны.

Балакина О.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....

Кодекс кадетской чести Первого Московского кадетского корпуса

Презентация подготовлена в рамках программы дополнительного образования и используется на занятиях в военно-историческом кружке "Долг. Честь. Отечество. Польза."Настоящий «Кодекс кадетской чести» сост...

Кадетскому движению - быть!

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на осно...

Движение строевым шагом, повороты в движении

Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем; при выполнении ими воинского приветствия в движении; при подходе военнослужащего к начальнику и при отходе от него; при вых...

Внеурочное занятие по английскому языку для 1-2 класса (первый год обучения) "Первые шаги"

Задачи: -     познакомить детей с работой кружка, темами занятий; познакомить детей с достопримечательностями Лондона: парком Регента, Биг Беном, рекой Темзой, Лондонским мостом; з...

Доклад "История кадетских корпусов. Первый кадетский корпус".

К данной разработке прилагается презентация, которая содержит документальные данные и фотографии....

ИСТОРИЯ 484 ШКОЛЫ: НАЧАЛО КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ, ПЕРВЫЙ ВЫПУСК КАДЕТСКИХ КЛАССОВ (проект школьника)

Школьный индивидуальный проект ученицы 10К класса Герасимовой Елизаветы по истории ГБОУ школы 484 Московского района Санкт-Петербурга. Руководитель Пшеничный Алексей Геннадьевич....