История моей семьи в истории моей страны
презентация урока для интерактивной доски (9 класс) по теме

Бац Людмила Константиновна

 

Главной целью  совместной работы стала попытка воссоздания исторического прошлого на основе документов и материалов, хранящихся в семейных архивах. Были поставлены следующие задачи:

1- собрать необходимый материал для проведения исследования,

2- истолковать исторические факты на основе конкретно­ исторического подхода,

3- связать фрагменты семейной истории с историей нашего народа.

Наши предки были мужественными людьми. Своими поступками, всей своей жизнью они завещали нам быть сильными и горячо любить своих родных и свою страну. В результате проекта мы много узнали о судьбах наших родных и близких и поистине можем гордиться ими. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коллективный проект

«История моей семьи в истории моей страны».

                                                                                                             Подготовила:

                                                                                         учитель русского языка и литературы

                                                       МКОУ гимназии №2

                                                                                          г. Минеральные Воды

                                                                                          Бац Л. К.

                                                                               

Задачи:

1- Собрать необходимый материал для проведения исследования,

2- Истолковать исторические факты на основе конкретно исторического     подхода,

3- Связать фрагменты семейной истории с историей нашего народа.

 Цель проекта:

 Формирование интереса к истории Отечества, своего края, семьи и воспитание гражданина; развитие исследовательских навыков; создание и систематизация семейного архива.

 Метод:

Исследование исторического прошлого на основе документов и материалов, хранящихся в семейных архивах.

           Оборудование:

Интерактивная доска, музыкальное сопровождение.

           

 Вступление:

1-ведущий: Для каждого человека семья - это самое ценное, что есть в жизни. Поэтому каждый должен знать не только своих родственников, но и историю своего рода. История семьи - это корни, без которых человек не может существовать.

2-ведущий: Сегодня мы представляем вашему вниманию, презентацию коллективного проекта  «История моей семьи  в истории моей страны». Главной целью нашей совместной работы стала попытка воссоздания исторического прошлого на основе документов и материалов, хранящихся в

семейных архивах.

1-ведущий: Для реализации поставленной цели применялся исследовательский метод. Были поставлены следующие задачи: 

1- собрать необходимый материал для проведения исследования,

2- истолковать исторические факты на основе конкретно исторического подхода, 

3- связать фрагменты семейной истории с историей нашего народа.

2-ведущий: Изучение истории семьи, на наш взгляд, сегодня становится особенно актуальной проблемой. В разработке проекта принимали участие учащиеся 8, 10, 11 классов.

          1-ведущий: Выбор темы определялся следующими факторами:

-рассказы родных, свидетелей и очевидцев событий оживляют историю, позволяют прикоснуться к исторической эпохе;

-исследование истории своей семьи способствует развитию интереса к исторической науке;

 -возможность соотнести историю семьи с историей страны способствует осознанию и сохранению связи поколений;

-события недавно завершившегося XX века теперь интересно осмыслить и обобщить;

-разнообразие информации позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта.

2-ведущий: Цель проекта:

 формирование интереса к истории Отечества, своего края, семьи и    воспитание гражданина, развитие исследовательских навыков, создание и систематизация семейного архива.

          1-ведущий: Семья - это слово много значит для каждого человека. В этом слове - покой и счастье, история и судьба, в нём смысл жизни. Проект «Семейный архив» представляют Петрова Ажелика и Ванян Роза.

(Приложение №1: презентация и представление)

           2-ведущий: Среди человеческих чувств одно из самых добрых - чувство любви к своей семье, её прошлому. Знание прошлого своей семьи необходимо каждому человеку.

           1-ведущий: Когда мы начинаем это понимать, тогда и приходит осознание важности изучения истории своей страны.

          2-ведущий: Проект представляет Агаджанян Ангин –«Моя малая Родина».

(Приложение №2: презентация и представление)

  1-ведущий: Тяжёлым испытанием война стала  для семьи ученицы нашей школы Камилы Агаджанян.

(Приложение №3: презентация и представление)

              2-ведущий: Написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Но события тех далёких лет волнуют наши сердца и сегодня, бередя старые раны и душу.

Во многих семьях есть родственники - участники ВОВ, одним из них был прадедушка Филипенко Анастасии ( «Великая Отечественная война в истории моей семьи»).

(Приложение №4: презентация и представление)

  1-ведущий: Дата Девятое мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей не дожили до этого светлого дня.

   2-ведущий: Ученица 9Б класса Алина Миннезянова сочинила стихотворение, посвященное Великой Отечественной войне («С этого мгновения окончена война»).

(Приложение №5)

             1-ведущий:

           Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

   2-ведущий:

Свой проект представляет Жданова Софья - ученица 8А класса («Война в истории моей семьи»).

(Приложение №6: презентация и представление)

              1-ведущий:

          В заключение хотелось бы сказать следующее:

жизнь человека, не знающего истории своей семьи, вряд ли можно считать полноценной. Изучая историю своих родственников, мы узнаём себя и одновременно историю своего Отечества.

    2-ведущий:

Наши предки были мужественными людьми. Своими поступками, всей своей жизнью они завещали нам быть сильными и горячо любить своих родных и свою страну. В результате проекта мы много узнали о судьбах наших родных и близких и поистине можем гордиться ими. Все они являются истинными патриотами и  прекрасным образцом для подражания.

                          (Приложение №1) «Семейный архив»

3-ведущий: В этой главе мы попытаемся рассказать об одном из героев, Георгиевском кавалере - Шкабара Даниле Даниловиче.

Шкабара Данила Данилович был долгожителем: он прожил 102 года. В старину "шкабарой" называли человека, который имел беспокойный характер. Он родился в Белоруссии в 1860 году. В Первую Мировую войну был призван на фронт и воевал в составе казачьих войск под Карпатами. За отвагу был награжден двумя Георгиевскими крестами. Первую награду, Георгиевский крест третьей степени, он получил за то, что во время наступления австрийской армии не испугался превосходящих сил противника и, когда командир был убит, повел казаков в атаку. Вторую награду, Георгиевский крест второй степени, он получил за джигитовку. Георгиевские кавалеры пользовались большим авторитетом в народе, такие награды получали только настоящие герои. В 1946 году Данила Данилович переехал в село Большевик Ставропольского края. Умер он в 1962 году.

4-ведущий: Свидетелем грозных событий Первой Мировой войны стал прадедушка ученицы нашей гимназии Саркисян Марии. Звали его Мурадов Михаил Исраилович. Родился он в Турецкой империи в городе Карсе в 1905 году. Когда в 1915 году русская армия на Кавказском фронте, одержав ряд побед над турками, подошла к крепости Эрзерум, в семье десятилетнего Михаила Мурадова стали надеяться на скорое освобождение от турецкого ига. Случилось страшное. Турецкие власти устроили неслыханную резню армянского народа. Россия приняла меры для спасения братского народа. По личному указанию Николая Второго была приоткрыта русско- турецкая граница, и Мурадовы вместе с тысячами измученных беженцев оказались на русской земле. В память об этих событиях сохранился в семье царский рубль. Этот рубль Мурадовы получили от русских чиновников при переходе через границу. Семья Мурадовых нашла спасение в России. В 1939 году Михаил Исраилович Мурадов принимал участие в советско - финской войне, затем воевал на фронтах Великой Отечественной, в конце войны был ранен и вернулся домой инвалидом. Умер в 1971 году.

3-ведущий: О своей семейной романтической истории, связанной с событиями Первой Мировой войны, рассказала нам ученица 10 класса Ванян Роза. Во время Первой Мировой войны прадедушка Розы Галустян Акоп был призван в действующую армию и сражался на Юго - Западном фронте. В 1915 году он попал в плен к австрийцам. Ему удалось бежать, и он оказался в Будапеште и, как говорится в сказках, "пошел куда глаза глядят". Оставаться в городе было опасно. На окраине  он увидел сарай и решил там переночевать. Утром Акоп проснулся от крика. Перед ним стояла испуганная красавица. Он успокоил девушку и объяснил, что  сбежал из плена. Эта девушка была дочерью графа. Молодые люди полюбили друг друга. Граф дал согласие на этот брак. Вскоре у молодых родились двое детей. Когда границы были открыты, Акоп решил поехать в Россию к родственникам. Жена не хотела его отпускать и  сказала: «Не вернешься, прокляну». Родители Акопа не пустили его обратно в Венгрию. Он пошел работать на шахту и вскоре погиб  под завалом.

4-ведущий: В истории сложилась такая традиция, что главными героями обычно выступают мужчины. На наш взгляд, это несправедливо. Вот две истории из семейного архива учениц 10 класса Петровой Анжелики и Меркушовой Марины.

В семье Анжелики бережно хранятся две старинные фотографии: на одной ее дедушка Шахруев Омар Мамедович, а на другой вместе с Омаром  изображена его мать Кушнаренко Анна Алексеевна. Анна Алексеевна была потомственной терской казачкой. Родилась и выросла в селе Подгорном. Мать ее умерла рано, девочка с детства привыкла управляться сама по хозяйству. Но вот началась коллективизация, семью раскулачили. Анне в ту пору исполнилось 14 лет. Однажды в их дом пришла старая аварка и о чем-то долго беседовала с отцом. После ее визита отец сказал Анне: "Собирайся, дочка, пора тебе замуж". 14 -летнюю Анну увезли в Дагестан и выдали замуж за семидесятилетнего аварца. Она стала его 18 женой. В Дагестане родила Анна троих сыновей. Когда её младшему Омару было два месяца, её муж умер. Однажды ночью Анна бежала из аула вместе с детьми и с большим трудом добралась до родного села. Но родственники отвергли её. Кушать было нечего, и молодая мать вместе с детьми стала просить подаяние. В сельской столовой выпрашивала картофельные очистки, по ночам собирала в поле колоски. Возвращаясь как-то с поля, она увидела за околицей дохлую лошадь. Дома приготовила обед из конины. Отравление было очень сильным, но судьба смилостивилась над ними. Анна Алексеевна, отчаявшись, принимает решение сдать младшего сына в детский дом. Прошло несколько лет. Омар стал взрослым человеком, окончил училище в Георгиевске, женился, переехал в Минеральные Воды. Удачно сложилась и судьба его братьев. Все они до конца жизни были благодарны своей матери.

3-ведущий: Спасти жизнь человека , рискуя собственной жизнью, - это тоже подвиг. Об этом следующий сюжет из семейного архива ученицы 10 класса Меркушовой Марины. Среди семейных реликвий бабушки, Беляевой Натальи Николаевны, есть две особенно дорогие. Это газета "Правда" и боевой планшет офицера Красной Армии. Осенью 1942 года части Красной Армии отступали из нашего города в направлении Кисловодска. Во время отступления на улице Калинина остался раненый боец - он был без сознания. Мать Натальи Николаевны спрятала его у себя в землянке. На противоположной стороне улицы располагался немецкий штаб. Она спрятала бойца под кроватью, а на полу у кровати положила десяток крупных тыкв. Несколько раз фашисты заходили в землянку, искали продукты, но тыквы почему-то не трогали. Почти два месяца прабабушка скрывала у себя командира Красной Армии. A когда он поправился, помогла ему добраться до села Грушовки, где тогда стояли части нашей армии.

Уже после войны в 60-ые годы командир Красной Армии нашел свою спасительницу и пригласил к себе в гости в Курск. О подвиге прабабушки писала местная газета, спасённый боец оказался героем Советского Союза. В благодарность он подарил памятные подарки и вот этот боевой планшет.

 4-ведущий:

                                      Заключение

История народа складывается из отдельных человеческих судеб. Это наша память. Наша задача не растерять это драгоценное наследие, передать его последующим поколениям. Своим творческим проектом мы хотим пробудить в сознании нашей молодежи интерес к своей истории, которая начинается с обычной фотографии в семейном альбоме. Очень хотелось бы, чтобы нашу инициативу поддержали и другие. Организация общественного движения "Сохраним нашу историю" могла бы стать хорошей альтернативой настроениям апатии и бездуховности, которые ещё господствуют в нашем общественном сознании.

                  (Приложение №2) «Моя малая Родина»

                                                  Местоположение Геташена

            Геташен(от армянского Q-bmiuphli) - село в Закавказье, в 19 км к югу от Гёйгёля на берегу реки Кюракчай в среднем её течении. На азербайджанском имеет название Чайкен (Q'aykand). Длина села достигает 2.6 км.

Основано село в 8 - ом веке н.э. Такие выводы можно сделать по надгробным плитам, на которых датируются 700-740 годы. Первая семья, поселившаяся на данной территории. - Сандоян.

В 1139 году было землетрясение, и все жители ближних сел переселились в Геташен. Так потихонечку численность населения села возрастала.

               Основные виды деятельности:

- пчеловодство

- скотоводство

- выращивание фруктовых деревьев

-рыболовство

- добыча полезных ископаемых

- гончарство

                                          Основные части Геташена.

             Состояло из 3000 домов. Части Геташена были связаны каменными мостами. Дома находились около обрывов. Крыши были сделаны из черепицы, а стены из камня. В селе были две церкви и три школы. Также на вершине холма находилось древнее кладбище. Оно основано после принятия Арменией христианства (4 век). С 1550 - до начала 17 века захоронений нет. Это показывает, что в тот период армянское население не жило на данной территории.

                                                Главнейший праздник - Панд

Этот праздник посвящен немецкому врачу Панду, который увидел во сне бога. Он сказал этому врачу, что жители села Геташен нуждаются в его помощи и ему стоит поехать туда. Панд так и сделал. Приехав в Геташен, он помог многим людям. После его смерти «геташенцы» построили церковь на вершине холма. И каждый год в первые три воскресенья августа люди ходили на это священное место, чтобы зажечь свечу и помолиться за этого святого человека.

                                          Революционное время

После свержения монархии в России турецкие организации, воспользовавшись уязвимостью  Геташена, напали па него. В 1917 - 1920 годах идет массовая резня армянского населения. И лишь в 1922 году, когда Красная Армия вступила в Закавказье, турецкие и английские войска отступили.

                                            Геташен (1941-1945)

Война началась в разгар сельскохозяйственных работ. Из воспоминаний моего деда:«...Во время сбора тутовника по селу пошла молва о начале войны. Мне тогда было 7 лет, и поэтому я и мои друзья, узнав об этом, прыгали от радости и кричали: «Ура! Началась война». Нам казалось, что война подобна игре, но вскоре узнали о серьезности произошедшего...». После объявления войны все взрослое население собралось перед сельсоветом. От нашего села на фронт ушло 1850 добровольцев, из них 900 погибли на полях сражений.

В селе оставались только дети, старики и женщины. Несмотря на нехватку мужской силы, жители продолжали трудиться не покладая рук. Они работали на полях и фермах, занимались пчеловодством, производили военное оборудование и шили одежду для солдат. И главным лозунгом было: «Все для фронта, все для победы».

                                            Операция «Кольцо»

 1991 год  в Геташене начался этнической чисткой - операцией «Кольцо». 19 апреля из  Геташена был выведен пост внутренних войск МВД СССР.После чего здесь и в Мартунашене участились случаи нападения со стороны азербайджанских сёл. Прекратилась подача электроэнергии, пропала телефонная связь, были запрещены полёты вертолётов. С 29 апреля — 4 мая 1991г. подразделения азербайджанского ОМОНа в рамках совместной операции с частями Советской Армии и внутренних войск провели проверку паспортного режима и изъятие вооружения в населённых армянами сёлах Геташен и Мартунашен Ханларского района Азербайджанской ССР, по результатам которой более 300 человек были задержаны и высланы с территории Азербайджанской ССР. В результате этих событий трёхтысячное армянское население села было насильно выселено в Армению. Большая часть жителей села была вывезена на военных вертолетах в город Степанакерт, а через несколько дней оттуда — в город Иджеван: несколько сот мужчин были вывезены на автобусах сразу в Иджеван.

Жители села до конца боролись с сильным врагом, но в конце все они оставили свои дома и через леса достигли границы Карабаха. Многие из них не взяли ни денег, ни драгоценностей, а только фотографии, объяснив это тем, что деньги можно заработать, одежду купить, а память необходимо сохранить.

                                            Моя семья в селе Геташен

Первым моим предком, поселившимся на территории Геташена, был Агасий (1800 г.). 3aтем у него  родились два сына: Стефан и Саркис (1839 г.). Потом мой род разделился на две фамилии: Сараджанян и Огаджанян. Но на нашем древе указывается фамилия Агаджанян.

             (Приложение №3) «Война в истории моей семьи»

                                     ДЕТСТВО И ДОВОЕННЫЕ ГОДЫ

Мой прадедушка родился в 1907 году в нашем родовом селе Геташен. Его мать Елизавета Александровна была домохозяйкой, а отец Александр Мовсесович был плотником. Прадед рос в любящей семье. У него было пятеро братьев: Николай, Рафаэль, Ерванд, Левон, Мехаг и сестра Анаид. 

С раннего детства родители отдали его в церковную школу. Ему хорошо давались точные науки. Проучившись там семь лет, он бросил школу в связи с началом гражданской войны.

Затем в середине 20-х  годов получил специальное образование электрика. Участвовал в электрификации города.

В 1935 году, в возрасте 28 лет, женился на Анаиде Мовсесовне. Через год у них родилась дочка Нина.

                                                      ВОЕННЫЕ ГОДЫ

Военная история моего прадеда Асатуряна Тиграна Александровича началась в сорок первом году призывом в армию в возрасте 34 лет. В 42 году их полк попал в окружение и после недельного сражения был разбит. Раненым он попал в плен. Об этом тяжелом периоде жизни он всегда вспоминал с болью. В лагере военнопленных ему ржавыми плоскогубцами бендеровцы вырвали золотые зубы. Из-за этого у него началось заражение крови. Немцы решили, что он мертв, и бросили в яму с другими трупами. Инспектируя лагерь, немецкий военврач увидел среди мертвецов еще живого человека, приказал отправить его в лазарет и попытался спасти. Через месяц прадед был «на ногах». После выздоровления его отправили в Западную Германию в концлагерь для военнопленных, где заставили работать на сахарном заводе. Особенно ему запомнились события Сталинградской битвы, во время которой погиб старший сын хозяина завода. Младший сын в отместку начал издеваться над пленными. К удивлению моего прадеда, хозяин завода за такие действия осудил своего сына. Он сказал: «А что если твой брат не умер, а жив, и над ним тоже издеваются?».

Все-таки и среди немцев было много честных и добрых людей, которые не желали войны. Мой прадед рассказывал о многих зверствах фашистов, но и о достойных немцах. Рискуя своей жизнью, они помогали выживать пленным в этом аду.

В начале 45 года американскими войсками был освобожден лагерь, в котором находился мой прадед. Все пленные были переданы советским войскам. Проверка архивов доказала героизм их полка и невиновность прадеда. Затем в личном деле была поставлена печать: «Был в плену, реабилитирован,- а рядом надпись,- не считается в плену».В 46 году был демобилизован. За это время его семья получила две похоронки. Письмо о смерти сына подорвало здоровье его отца, сердце не выдержало, и он умер.

                                      ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

Вернувшись с войны, прадед впервые увидел свою вторую дочь Ангин. Потом в 1947 году у него родилась дочка Эрна. В 1950 году на свет появилась четвертая дочь Вера. В 1952 году родился долгожданный сын Яша, в 1950 году- Карина и в 1961 году - Нела.

 Всю жизнь его мучили головные боли, он долго проходил медицинскую реабилитацию. Несмотря на тяжелую жизнь, он дожил до семидесяти лет. Умер в 1987 году. 

Люди военного поколения - особые люди. С фронтов Великий Отечественной они принесли в непростую жизнь страны веру в будущее, готовность жертвовать собой ради других.

Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни.  Подвиг народа-это прямое отражение подвига каждого человека, умноженное на миллион, на десятки миллионов. Мне кажется, что наш народ и сейчас способен на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великий Отечественной войны, закончившейся 67 лет назад.

(Приложение №4) «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

Вторая мировая война... Она оставила глубочайший след в жизни всего населения нашей страны, победа досталась слишком большой ценой, ведь миллионы сложивших свои головы за Родину, были чьими-то мужьями, женами, родителями, детьми. Каждая советская семья лишилась кого-то из родных и близких, и по сей день некоторые из них не знают, живы ли их родственники. Эта всенародная трагедия коснулась и моей семьи.

Я хочу рассказать о своём прадедушке, участнике Второй Мировой войны. Его зовут Василенко Петр Леонтьевич. К сожалению, я не могу расспросить у него обо всём лично, так как он умер задолго до моего рождения. Я узнала о нём лишь по рассказам бабушки и фотографиям, которые остались после него.

Родился он 11 июня 1906г. в селе Нагутском Минераловодского района, в крестьянской семье, состоящей из девяти человек. Прадедушка был старшим сыном. Его отец Леонтий Григорьевич был колхозником, по воскресеньям пел в церкви. Мать Марфа Ивановна не работала, воспитывала детей, ухаживала за скотиной и огородом. Прадедушка Пётр Леонтьевич после окончания сельской школы, как и его отец, работал в колхозе. В1926г. женился на Анне Кузьминичне Мартыненко, на моей прабабушке. У них родилось четверо детей: Михаил, Ольга, Зинаида и Татьяна.

На фронт ушёл в возрасте 35 лет в октябре 1941г. вместе со своим братом Ефимом, когда его младшей дочери Зине было почти 3 недели. Воевал на Украинском фронте рядовым пехоты. Служил с честью, как и большинство русских солдат. Видел кровь, смерть товарищей, предательство, но это его не сломило.

В 1942 г. попал в окружение и шесть месяцев находился в плену у немцев. После освобождения опять был отправлен на фронт в составе штрафного батальона. На полях сражения получил четыре ранения: под Кропоткино, в Симферополе, в Румынии и в Венгрии. Дошел с боями до Берлина, за что и был награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.». Также прадедушка был награждён медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Берлина», «За отвагу» и медалью «За доблестный труд».

Но и в тылу люди не сидели сложа руки. Нелёгкая доля пала на плечи женщин, стариков и детей, в том числе и на его близких. Его жена Анна Кузьминична работала в колхозе, воспитывала детей и с трепетом ждала писем от мужа. Обе мои прабабушки были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В июне 1945г. прадедушка вернулся домой. После возвращения с фронта работал путейцем на железной дороге в городе Минеральные Воды. В 1950г. окончил курсы машиниста паровоза в Батайске. С 1945-1969 год Пётр Леонтьевич проработал на железной дороге, в паровозном депо. Затем ушёл на пенсию.

В 1951году у прадедушки родилась дочь Татьяна (моя бабушка). 16 февраля 1975г. у него появилась внучка, моя мама Светлана Николаевна.

Мой прадедушка Пётр Леонтьевич умер 10 октября 1975года. Тогда ему было 69 лет. Он прожил трудную, но счастливую жизнь, у него достойная смена: 4 детей,

7 внуков, 11 правнуков.

Я горжусь тем, что мой прадедушка защищал родную землю, что он сделал всё возможное и невозможное для того, чтобы я родилась в свободной стране, могла учиться в школе, радоваться каждому прожитому дню.

(Приложение №5)  С этого мгновения окончена война...

                                                                                                                                Пришла весна, мерцал покрытый пеплом горизонт,

И тишина окутала собою опустевший фронт...

             Конец войне, но те, кто воевал,

             Героями останутся в сердцах,

             Склонили головы, чтобы их внук не знал,

             Ни боли слёз, ни смерти страх.

За окнами под мирным небом яблони цветут,

А матери своих детей с полей военных ждут.

Затихли выстрелы, настала мирная весна,

Всё- с этого мгновения окончена война!

             Сложили гордо ружья, и засиял закат...

             Домой вернулся каждый ушедший из ребят.

             По улицам не ходят батальоны зла,

             Всё - с этого мгновения окончена война!

Родители солдат уж не скрывают слёз,

И в догоревших деревнях не слышен плач берёз.

Печалей и сомнений разрушена стена,

Всё- с этого мгновения окончена война!

            И вот туман рассеялся, и в предрассветный час

            Над мирною землёй восходит солнце в первый раз.

            Без страха и боязни проснулась вся страна,

            Всё- с этого мгновения окончена война!

Но лишь победный май, что шествует по улицам страны,

Напоминает нам всегда об ужасах войны...

 

(Приложение №6) «Война в истории моей семьи»

Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжёлой из всех войн, перенесённых до сих пор человечеством. И живы ещё те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным, горестным воспоминанием. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, несломленности духа, дружбе и верности.

Люди военного поколения - особые люди. С фронтов Великой Отечественной войны они принесли в непростую жизнь страны веру в будущее, готовность жертвовать собой ради других. Таким был и мой прадедушка — Тунин Иван Филиппович. Он родился в Алтайском крае 18 апреля 1923 года. У него было нелёгкое детство, так как воспитывался он в детском доме вместе с тремя своими братьями и четырьмя сёстрами, а маму ему заменяла старшая сестра. Его судьба сложилась так, что в 18 лет он добровольцем ушёл на войну. Я не всё знаю о тех событиях, которые он пережил, но они ярко прослеживаются в стихах, посвященных ему его сыном Туниным Иваном Ивановичем.

Вот и годы прошли как в тумане,

Пролетели и их не вернуть.

Не жалею я их без обмана,

Представляю отцовский я путь.

        Молодым и безусым мальчишкой

        Уходил мой отец воевать,

        Он простился с семьёю большою,

        Обнял нежно любимую мать.

Уходил, обещал всем вернуться,

Как бы ни было трудно ему.

На прощанье он всем улыбнулся,

Он не знал ничего про войну.

       А войну он узнал под Москвою

       И врага под Москвой увидал.

       Той коварною лютой зимою

       Под Москвой мой отец воевал.

От Москвы враг отброшен был вскоре,

Дух воспрянул у наших бойцов.

 Перелом наступал в общем горе –

Я узнал из беседы с отцом.

       Вспоминал мой отец все те годы,

       И слеза застилала глаза.

       Вспоминал он друзей и невзгоды,

       И какою была та война.

Город Миллерово есть под Ростовом,

 Расположен он на Дону.

Здесь отец мой раненый в ногу

Оказался в немецком плену.

       Начались его страшные муки:

       Голод, холод, болезнь и кошмар.

       Ранен он был тогда в обе руки

       И с удушьем чужая жара.

Но не сдался отец мой в те годы,

Когда был он в фашистском плену.

 Натерпелся, лишённый свободы,

 И вернулся домой к очагу.

        Мой отец, я горжусь тобою,

        И в восторге мои сыновья,

        И считаю тебя я героем,

        Поздравляя с победой тебя!

Прадедушка рядовым пехоты прошёл всю войну, неоднократно был ранен, был в плену, но всё выстоял, не пал духом и вернулся на Родину. Тунин Иван Филиппович прожил 78 лет. После войны работал механиком в Алтайском крае, затем автомехаником в Черкесске. Он имел награды: за храбрость, за отвагу, за участие в Великой Отечественной войне, за трудовые заслуги.

Многое, удивительно многое может сделать человек, если он знает, во имя чего и за что он борется. Мне кажется, что эти слова я могу отнести к моему прадедушке. Я горжусь им, его мужеством и стойкостью. Дедушка умер 10 лет назад, но он до сих пор в моём сердце, и все его родные помнят и любят его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс натему: "История моей семьи в истории моей страны"

Программа курса рассчитана на обучающихся 9 класса, как предпрофильная подготовка. Возможно использование и в 10-11 классах как факультатив. Программа рассчитана на 18 часов. Итогом работы должна стат...

История моей семьи - история моей страны.

Моя дочь Кузьмина Юлия , ученица 8 класса, под моим руководством написала небольшой реферат о своём прадедушке, а моём дедушке, участнике Великой Отечественной войны Белове Михаиле Фёдоровиче и его су...

Проект на тему "Женские судьбы моей семьи в истории страны"

Данный проект на тему "Женские судьбы моей семьи в истории страны" был представлен на муниципальной конференции научно - исследовательских работ "Шаг в будущее", на региональной конференции " IX Рожде...

История семьи в истории моей страны

В работе представлен жизненный путь семьи Когутовский. Подробно описываются события ВОВ и трудовой подвиг в послевоенное время....

Этот путь к Победе. Вклад моей семьи в историю Победы.

Меня зовут Егорова Лиза. Я интересуюсь историей своей семьи. Этот проект я решила посвятить моим родственникам, которые воевали в годы Великой Отечественной войны. Вместе с мамой мы  собрали мате...

Методический сценарий организации общелагерного дела: квест-игра "История моей страны!"

В данной работе представлена разработка квест-игры на тему пионерского движения в России в разные года....