Классный час та тему "Символы моей Родины".
методическая разработка (5 класс) по теме

Пахунова Наталия Геннадьевна

Классный час для учащихся 5-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon simvoly_moej_rodiny1.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

                        МОУ Полх-Майданская СОШ

       Классный час на тему «Символы моей Родины»

                                                                         Пахунова Н.Г., учитель  

                                              русского языка и литературы

        МОУ Полх-Майданской СОШ

                                                                         Класс  – 5.

                2011 год


          Классный час на тему « Символы моей Родины»

Цели:   -  расширить и углубить представления учащихся 5 класса о                                            государственных символах  России: флаге, гербе, гимне.                                           - воспитывать уважительное отношение к государственным символам;                                                                                                                             - прививать любовь к культуре и истории родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.                                                                                                                                                   - развивать познавательный творческий интерес.

Оборудование:     Компьютер, проектор, экран. Электронная презентация.                        

                              Аудиозаписи. Рисунки учащихся на тему «Родина».

                       Ход мероприятия:                                                                                                     

                                                       “Плох тот народ, который не  помнит,

                                                         не  ценит, и не любит своей истории”                                                  

                                                                                               В.М.Васнецов

1. Вступление. Прослушивание  песни о Родине.

- Ребята! О чём эта песня? ( О Родине, о России)                                                                      - Что может быть милее, бесценнее родного края!                                                                        В нашей большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок -  дом, где он родился и вырос, родная улица, где прошло его детство, город, село или деревня. Это его малая Родина.                    Слайд 1.                                                                                                                    - Вспомним стихотворение Зои Александровой  (читает ученик).

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

- Из множества таких маленьких родных уголков складывается наша общая великая Родина!                                                                                                    

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну – наш общий дом.            

Слайд 2.                                                                                                                                          - Ребята, как  называется наша Родина? (Россия, Российская Федерация) Россия - самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы.

Слайд 3.                                                                                                                               - Посмотрите, на карте России много голубого цвета. Это моря, реки и озера. Наша страна очень красива и богата. О величии нашей Родины сложено много песен, стихотворений, пословиц. В них отражается любовь к своей стране, гордость за неё.                                                                                             - Давайте вспомним пословицы о Родине. На экране -  начало пословицы, а вы должны её продолжить.                                                                                              Слайд 4, слайд 5.                                                                                                                     - Объясните смысл понравившейся  вам пословицы.                                                                    -  Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Видно, что вы знаете пословицы о Родине и умеете их толковать.

2. Основная часть.

Москва – столица нашей Родины.                                                                                            

- “Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории” – сказал известный художник В.М.Васнецов.  Каждый человек, живущий на нашей планете, должен  испытывать чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю.  А ведь у нашей страны многовековая славная история. И сегодня мы с вами вспомним некоторые её страницы.                                                                                                                     - Ребята, а какой самый главный город нашей страны?                                               Слайд 6.

Город чудный, город  древний.

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы.

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах!

Сколько храмов, сколько башен,

На святых твоих холмах!

- Да, ребята, это Москва - столица России, очень древний город. Столица - главный город государства. Наша страна отличается от других государств

 языком, на котором разговаривает наш народ;

 своей историей;

 обычаями и традициями;

 географическим положением;

 своими символами.

- Символом Москвы является Кремль. А что такое символ?                                 Символ – это условный знак или изображение, имеющий  для человека или целого народа очень важное значение.  Но есть символы, которые представляют страну, её историю, народ, населяющий эту страну. Эти символы являются государственными. Назовите их.  

- Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Отличаются они своим видом и своим значением. Сегодня мы с вами познакомимся с государственными символами России.

Государственный флаг России.

Слайд 7.

- Над Большим Кремлёвским дворцом всегда, ночью и днём, в хорошую погоду и в ненастье, гордо развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это Государственный флаг нашей Родины. 

Имеет флаг, и гимн, и герб

Российская держава.

И, как все символы, они

Жизнь нашу отражают.

- Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета. Законным  «отцом» триколора  признан Петр I. 20 января 1705 года он издал Указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос.                                                                          Слайд8.                                                                                                                                       Издревле каждый цвет имел свое особое значение. Что же означают цвета российского флага?

на  Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду;

синий цвет  - небо, верность, веру;

красный  -  смелость, огонь и кровь.                                                                 

- 22 августа в нашей стране отмечается День Государственного флага РФ.                       Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды. Оно гордо взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны.                          Слайд 9.                                                                                                                               Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг. Слайд 10.

Государственный герб России.

 - Ещё один важный символ нашей страны – это герб. Что такое герб?     (Ответы учеников).                                                                                                   Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.                                       Слово «герб» в переводе означает «наследство». Следовательно, в гербе страны отражается её история. Давайте рассмотрим герб России. Что на нем изображено?  (Ответы учеников)                                                                        Слайд 11.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный!                                                                                                                - Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орел – символ верности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над головами орла, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточнославянских народов – русского, украинского и белорусского. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен  почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой. Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года.    

Герб Вознесенского района.                                                                                                            - Но герб есть не только у государства, а и у города и даже района. Давайте познакомимся с гербом нашей малой Родины. Это герб   Вознесенского района. Посмотрите, какой он красивый и яркий!            Слайд 12.

- Герб Вознесенского муниципального района представляет собой щит, пересеченный по диагонали двумя лазоревыми линиями на серебряный, золотой, зеленый и лазоревый цвет.

  В верхнем серебряном поле изображен червленый олень. Изображение идущего оленя является издавна символом земли Нижегородской.

 В левой части щита на золотом фоне изображен зеленый лес (хвойный и лиственный), символизирующий лесные богатства района.

Правая часть щита выполнена в зеленом цвете, на котором изображена наша полх-майданская матрешка, отражающая народно- художественный промысел, издавна развитый на территории Вознесенского района.

Матрешка символизирует величие, достаток, материнское начало. Материалом, служащим для изготовления матрешки,  является дерево, которое показано на щите зеленым цветом.

            Нижняя лазоревая часть щита символизирует водные просторы – большое количество родников, рек, опоясывающих Вознесенский район, и подземных вод. Запомните изображение нашего герба!

Государственный гимн России.                                                                    

- Часто на государственных праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь. Все торжественно, красиво и строго.                                                                                                                          - Кто из вас знает, что такое гимн?  (Учащиеся высказывают свое мнение)

- Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная Родине, это символ государства, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны. Автор слов гимна - С.Михалков, а музыку написал А.Александров.                                              Слайд13.                                                                                                                                  - Я прошу вас встать при исполнении гимна России.                                   (Исполнение 1 куплета гимна)

3. Подведение итогов.                                                                                                         - Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились  с символами нашей Родины, узнали, что они обозначают. А теперь проведём небольшую викторину на знание  государственной   символики  нашей страны.

                   Викторина (Слайд 15).

Назовите государственные символы Российской Федерации.

Как иначе называется флаг?

Какие цвета у государственного флага России?

Что  символизируют изображенные на флаге цвета?

Кто из царей впервые издал указ о трёхцветном флаге?

Что изображено на гербе Российской Федерации?

Объясните значение деталей герба.

Что изображено на гербе Вознесенского района?

Кто является автором слов и музыки  гимна России?

- Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

Родина!
Дар судьбы, что дороже и злата, и ордена,
Родина!
Две души, две надежды, сращенные встык,
Родина!
Пусть тебя не коснется любая невзгодина.
Родина!
Пусть звучит горделиво священный язык.

Родина!
Ты опорой судьбы и души на добро дана.
Родина!
Кто остался без Родины – жалок, убог...
Родина!
Я в тебе, ты во мне навсегда, моя Родина!
Родина!
Да хранит тебя, Родина, в радости Бог!

                   

                         

                       Литература.

1. «Настольная книга классного руководителя 5-9 классы», Л.И.Саляхова, ООО «Глобус», 2007, 2008.

     2. Степанов В.А. Моя Родина – Россия – М.: Издательство Фламинго,                                                                        2004.

3. Голованова М.П. Герб, флаг, гимн России – М.: Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003

4. Интернет – ресурсы:  metodkabinet.eu

   

                                   

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ МОЕЙ РОДИНЫ "Музыка моего народа. Солдатские песни"

Сценарий предложенного урока разработан учителем в рамках авторского подхода к преподаванию темы «Музыка моего народа» по государственной программе «Музыка» под редакцией Д. Кабалевского....

Проект "Свет моей Родины".

Воспитание патриотических чувств к Родине- одна из главных задач развития личности. Каждый год в школе проводится конкурс рисунков, плакатов и сочинений на тему "Свет моей Родины". С учащимися проводя...

презентация " История моей Родины в песнях"

Эта презентация может стать основой для поведения вечера патриотической песни, Краткое вступительное слово об истории и времени  создания песни, её авторах, за тем её исполнение. Это мероприятие ...

классный час на тему "Язык моей Родины".

Классный час на тему "Язык моей Родины". Сформировать правильное представление о толерантности....

Классный час " История моей семьи. История моей Родины"

Классный час "  История моей  семьи.   История моей  Родины"...

Классный час: "Удивительные места моей малой Родины"

Плато Путорана — сильно расчлененный горный массив, расположенный на северо-западе Среднесибирского плоскогорья. Название Путорана в переводе с эвенкийского означает «озера ...