Практико-значимый проект "Формирование правовой культуры подростков"
материал по теме

В настоящее время возросло число преступлений и правонарушений совершаемыми подростками. Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире по числу таких преступлений.  Большое внимание в школе уделяется профилактической работе. Для формирования правовой культуры и правового сознания подростков необходимо заниматься профилактической работой.Для повышения правовой культуры подростков и формирования их правосознания необходимо проводить целенаправленное правовое просвещение (повышение правовой грамотности детей). Этот проект - программа формирования правовой культуры подростков, которую можно применить в любой школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-значимый проект

на тему:

                                                       

 

    Автор:  учитель истории и обществознания

                                        Зимина Юлия Геннадьевна

                             

Описание проблемы, на решение которой направлен проект.

     В настоящее время возросло число преступлений и правонарушений совершаемыми подростками. Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире по числу таких преступлений.  Большое внимание в школе уделяется профилактической работе. Для формирования правовой культуры и правового сознания подростков необходимо заниматься профилактической работой. В основе формирования правовой культуры лежат: знание своих прав и обязанностей, знание законов, последствий за совершенные правонарушения.

Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры. В юридической  литературе, которая анализирует правосознание подростков с девиантным поведением, выделяют следующие  особенности:

Плохая  осведомленность в уголовном законодательстве - правовая практика показывают ограниченность знаний УК, отсутствие четких представлений о правовых нормах.

Подростки испытывают трудности при сопоставлении своего поведения и требований закона.  Как правило, многие подростки  рассматривают свой поступок как невинную шалость, а не как правонарушение.

 Многие подростки очень зависимы от влияния взрослых или  мнения группы. Чтобы не быть трусом, повысить свой авторитет в глазах сверстников, подростки совершают противоправные действия или принимают решения об их совершении.

Из этого следует, что важнейшим средством профилактики  противоправного поведения является правовое воспитание школьников, которое формирует самостоятельную форму сознания — правосознание.

В учебнике по педагогике сказано,  правовое воспитание — это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.

Для повышения правовой культуры подростков и формирования их правосознания необходимо проводить целенаправленное правовое просвещение (повышение правовой грамотности детей).  Этот процесс начинается с раннего возраста: игровые ситуации с элементами правовых знаний, практические мероприятия, направленные на знакомство с деятельностью правоохранительных и судебных органов, органов социальной защиты; игры, профилактические беседы на правовые темы для детей, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе.

Основная цель: поиск форм и методов воспитательной работы, которые способствовали бы правовому воспитанию подростков, умеющим защищать свои права, не нарушать права других, анализировать свои поступки.

Задачи: 

разъяснение учащимся основных положений Законов РФ (Конституции РФ, Семейного кодекса, Уголовного кодекса и др.)

развитие способностей к адекватной самооценке;

воспитание самоуважения, самовоспитания, формирование адекватного отношения  к воздействию неблагоприятных факторов.

Средства: 

анкетирование учащихся,

 изучение детьми Декларации прав ребенка, Конвенции ООН о правах ребенка, Уголовного и Семейного кодексов и других правовых актов,

организация встреч с работниками правоохранительных органов.

План реализации проекта:

Подготовительный этап: (анкетирование о знании нормативно-правовых актов, обработка материала). В нашей общеобразовательной школе было проведено анкетирование и исследование  юридической грамотности  учащихся. По данным проведенного опроса, мы выявили:

15 % учащихся знают основные  положения Конвенции о правах ребенка;

60% учащихся знают о существовании Семейного кодекса, но назвать свои права и обязанности смогли лишь 25%;

75% учащихся известно о существовании Уголовного кодекса,  назвать основные права несовершеннолетних, закрепленные в этом документе, смогли только 45%

Основной этап: (проведение профилактической и просветительской работы среди учащихся).

Следующие мероприятия:

Урочные:

- Урок права на тему: «Права несовершеннолетних»

- Ролевые игры, например: «Суд присяжных»

- Урок на тему: «Несовершеннолетние и закон»

- Олимпиада правовых знаний (8-9 классы)

- Написание сочинений – эссе на тему: «Права детей глазами ребенка» (8-9 классы)

- Защита презентаций «Права детей» (5-9 классы)

Внеурочные:

- Проведение дней профилактики (1 раз в четверть) – в школе с детьми проводят профилактическую работу (беседы, лекции, практические занятия, просмотры фильмов) представители органов системы профилактики (КДН, ОДН, ГИБДД, Управление опеки и попечительства, Отдел культуры, ЦРБ, Отдел по делам молодежи и др.)

- Проведение недели права

- Конкурсы рисунков и плакатов на тему «Права детей глазами ребенка» (6-7 классы)

-Классные часы

- Встречи с работниками правоохранительных органов

- Информационно - правовой лекторий «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних»

- Классный час « Особенности применения уголовно – процессуального законодательного законодательства в отношении несовершеннолетнего» (проводит учитель обществознания с юридическим образованием)

 

Работа с родителями:

- Выступление учащихся с презентациями «Права ребенка» на родительском всеобуче

- Родительские собрания на тему: «Закон и ответственность», «Нравственный уроки моей семьи», «Совместная работа семьи и школы в профилактике безнадзорности и правонарушений»

- Лекторий для родителей «Права ребенка»

- Консультации для родителей проводят представители органов системы профилактики

Заключительный этап: (проводится в конце каждого учебного года)

 круглый стол «Знаешь ли ты свои права», где учащиеся могут подвести итоги о проделанной работе, поделится своим мнением о полученных знаниях.

Ожидаемые результаты

Проведенное в рамках этого проекта исследование позволит оценить состояние соблюдения прав детей в общеобразовательном учреждении, определить основные направления работы образовательного учреждения по разъяснению прав и обязанностей  учащихся.

Учащиеся познакомятся с Декларацией прав ребенка, Конвенцией ООН о правах ребенка и другими правовыми актами.

 Использование подростков правовых знаний в реальной жизни, возможность преодолевать трудности и не совершать правонарушения.

Приложение:

«Анкета»

для учащихся

1. Что такое в вашем понимании права человека?

2.Какие  права человека зафиксированы в Конвенции о правах ребенка?

3. В каких нормативно - правовых актах (законах) наиболее полно и понятно, на ваш взгляд, представлены права человека?

4.Какие из перечисленных ниже прав и свобод вы считаете наиболее значимыми для развития российского общества: А) свобода совести Б) свобода слова В) свобода информации Г) свобода передвижения Д) равноправие перед законом Е) право на приобщение к родной культуре Ж) право на уважение чести и достоинства 3) право за образование И) право на труд К) право на участие в управлении делами государства Л) свобода объединений, собраний, манифестаций К) иное

5. Какие из перечисленных ниже прав человека наиболее часто нарушаются в Российской Федерации: А) свобода совести Б) свобода слова В) свобода информации Г) свобода передвижения Д) равноправие перед законом Е) право на приобщение к родной культуре Ж) право на уважение чести и достоинства

6.Какие права детей закреплены в Семейном кодексе?

7.Какие наказания предусмотрены в Уголовном кодексе по отношению к несовершеннолетним?

8. С какого возраста наступает уголовная ответственность?

9. С какого возраста наступает административная ответственность?

10. Назовите виды правонарушений, за которые наступает административная ответственность?

11. Какие наказания предусмотрены за преступления?

12. Нарушались ли когда- нибудь ваши права?

13.Обращались ли вы когда- нибудь за помощью, чтобы защитить свои права?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Построение процесса обучения на основе инновационных технологий"

Данная работа поможет тем, кто занимается на курсах повышения квалификации, так как в ней представленны различные технологии образовательного процесса и практическое применение их, на примере Проекта-...

Практико-значимый проект"Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"

Цель проекта: создание алгоритма формирования конфликтологической компетенции педагога как составляющей его профессиональной культуры...

Формирование гражданско-правовой культуры подростков через использование интерактивных методов обучения

В правовом воспитании важно опираться на жизненные факты, близкие ребятам, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом  ребят, который предполагает расширение, углубление и обогащ...

Практико-значимый проект "Коммуникативная культура педагога"

С помощью слова можно улучшить настроение, изменить отношения с кем-то или к чему-то, обрести уверенность самому или вселить ее. Слово – это образ. В нашем языке закреплен эффект воздействия сло...

«Подростки и правовая культура»

Правовое воспитание должно занять достойное место среди приоритетов образовательной политики в системе российского образования наряду с другими условиями для обеспечения успешной социализации....

Практико-значимый проект "Формы физической культуры, используемые в организации культурного досуга и здорового образа жизни школьников"

Теоретические особенности организации спортивно-оздоровительной    работы в школе в соответствии с ФГОС НОО. Практическая часть. «Подвижные игры» как фор...