доклад
занимательные факты по теме

Доклад "Как предъявлять педагогические требования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_s_kommentariem.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки по Астраханской области ОГОУ НПО «ПУ-26»

Как предъявлять педагогическое требование

Выполнила: Кулшманова У.А.

г. Харабали

2012

          Педагогическое требование  -  это предъявление ребенку в процессе воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения. В этом определении категория "отношение" не случайно стоит на первом месте: именно отношение воспитанника к социально-культурной ценности, предстающей перед ним в момент взаимодействия с учителем, должно стать объектом педагогического влияния при транслировании требования.                     Педагогическое требование – это предъявление к личности в процессе её организованного становления социально-культурной нормы отношения и поведения.

         Основная задача педагога заключается в том, чтобы повлиять на формирование ценностей подопечного, его позиции и отношения к объектам окружающего мира. К числу таких объектов относятся:

человек как объективная ценность, независимо от возраста, пола, национальности, финансового положения;

труд, включающий в себя всякую деятельность, направленную на создание материальных и духовных ценностей;

наука, объединяющая в себе наивысшие достижения в области знания, а также знания прикладного характера;

прекрасное, куда входит то, что создано человеком (музыка, живопись, литература), и то, что им не создавалось, а  было дано изначально в качестве среды обитания (леса, озёра, небо, солнце);

общество, предстающее для каждого отдельного человека в форме социальных групп разного уровня общения (семья, группа детского сада, класс, школа, район, город, страна).

         Свои требования педагог может транслировать при помощи речи (вербальная форма предъявления требований) и невербальным путем. Среди вербальных форм можно выделить ещё две группы – непосредственные и опосредованные. С помощью непосредственных форм требование предъявляется, открыто, в нем ясно и недвусмысленно указывается  само правило и содержание деятельности по его выполнению. К непосредственным формам относятся следующие:

просьба – побуждающее обращение, призывающее удовлетворить потребности, нужды и желания. Роль просителя выполняет педагог, исполнитель – его клиент. Просьба подается как внутренняя потребность педагога и окрашивается в мягкими интонациями. «Прошу вас…»

совет – мнение педагога по поводу того, как следует поступать, что делать, что сказать. К использованию этой формы прибегают в тех случаях, когда требуется более открытое, чем в просьбе, указание, имеющее характер наставничества. «Я бы посоветовала вам…»

рекомендация – аргументированное пожелание, используемое в тех случаях, когда необходимо обосновать значение той или иной нормы, правила. Для усиления рекомендательного воздействия часто используется иллюстрация или личный пример. «Я рекомендую…»

деловое распоряжение – забота о своевременном выполнении чего-либо, соответствующем использовании или надлежащем обустройстве. Форма обращения при этом должна быть этически выдержанной, тон – вежливым и уважительным. «Пожалуйста, к завтрашнему дню освободить кабинет для проведения ремонта».

приказ – официальное, обязательное для исполнения распоряжение человека, облеченного властью или наделенного соответствующими полномочиями. Приказ является наиболее жёсткой формой предъявления требования и используется исключительно в случаях, когда необходимо пресечь какое-либо асоциальное действие, предъявить норму в высоком социальном значении.

         Опосредованные вербальные  формы еще более многообразный и индивидуальны, а спектр их применения безграничен. Назовем лишь некоторые, чтобы показать их универсальный характер:

рассказ – небольшое словесное изложение, каких – либо событий. Как форма педагогического требования рассказ используется для предъявления в скрытом виде социально-культурной нормы отношения или поведения.

аналогия -  указание на сходство, подобие в чем-либо явлений, предметов, понятий, поведения и отношения детей. Использование образной литературной и жизненной аналогии делает ее яркой, доступной и запоминающейся для учеников, подталкивает их к самостоятельному осмыслению своих ценностных позиций. Парадигмами аналогии могут стать фразы: "Мне это напоминает....", "В таких случаях мне вспоминается..." и т. п. Например, характеризуя отношения в коллективе, можно воспользоваться замечательными аналогиями, предложенными А.Н. Лутошкиным, -- "песчаная россыпь", "мягкая глина", "горящий факел" и др;

вопрос -  обращение с целью инициирования работомысли и получения информации. Этой формой пользуются в тех случаях, когда ребенок сам способен дать отчет в содеянном, оценить и сравнить свое отношение и поведение с нормой. При этом педагог напрямую апеллирует к детям: "Как вы считаете...", "Что вы сами думаете...", "Как, по-вашему...", "Как бы вы поступили на моем месте?";

удивление -  ответная эмоциональная реакция педагога на неожиданное поведение ученика, побуждающая его к переосмыслению своей позиции. Удивление учителя демонстрирует школьникам его недоумение по поводу их действий, оценку их поступка как странного, неожиданного и нелогичного. Иногда удивление инструментуется как наивное непонимание, неверие в объективность происходящего. Такая реакция дает детям шанс ненасильственного самостоятельного изменения ситуации. Возможные парадигмы удивления: "Я не могу поверить...", "Разве такое возможно...", "Вы и сами усомнились бы в реальности...";

намек -  тонкое указание, способствующее самостоятельной догадке. Предмет, явление или правило, о которых идет речь, не называются открыто, они только подразумеваются, имеются в виду. Понимание приходит к ребенку как озарение, как открытие и потому обладает большим эффектом. Используя намек, педагог должен быть ориентирован на реальный уровень развития детей, их знания, представления, иначе он рискует остаться непонятым. Одним из механизмов образования намека может служить истолкование недостойного поведения ребенка в достойном смысле и его противопоставление безусловной норме. Например, мальчик, выходя из автобуса, забыл подать руку своей маме, она ему говорит: "Как хорошо, что ты не подаешь мне руки, а то бы я привыкла и потом одна никогда не смогла бы выйти из автобуса. А так я постоянно держу себя в нужной физической форме".

Перечисленные опосредованные вербальные формы предъявления педагогического требования достаточно хорошо знакомы учителю и используются им в работе с учениками, но важно, чтобы эти воздействия были оправданы, а для этого следует внимательно присматриваться к тому, насколько оптимальным оказывается осуществленный вариант.

Из невербальных форм предъявления требования можно выделить три основные, каждая из которых выступает как отдельный вид, но в реальном акте воздействия сливаются воедино и дополняют, усиливая влияние, вербальную трансляцию:

1) пауза -  выжидательная позиция педагога, выражаемая в непродолжительной приостановке речи. Производится с целью привлечения внимания, для усиления акцента, предоставления возможности самостоятельной регуляции состояния и поведения. Особое значение паузы в общении между людьми подчеркивал С.Моэм в романе "Театр". Он писал, что чем больше актер, тем больше пауза; взяв паузу, следует держать ее до конца. Педагог тоже в чем-то актер, и если он берет паузу, то должен держать ее до того момента, пока его требование не будет выполнено детьми. В противном случае это ведет к дискредитации самого требования и подрывает авторитет педагога;

мимика -  движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние. Мимически можно изобразить различные состояния, от гнева до радости, но вместе с этим можно передать и информацию одобрительного или осуждающего характера, а следовательно, выразить требование. Специально мимике стали обучать будущих учителей в вузах сравнительно недавно, да и то не везде, поэтому педагогу приходится самостоятельно осваивать это умение, благо, что язык мимики доступен и понятен каждому. Овладение мимической выразительностью совершается в процессе освоения педагогической техники, путем индивидуальных упражнений и в результате наблюдения за другими людьми. Умение понять состояние учеников по внешней выразительности во многом обусловливает выбор учителем операционного воздействия;

пластика -  движения, жесты и поза, информирующие о состоянии и отношении в процессе общения. Пластическая выразительность человеческого тела обладает колоссальными возможностями в плане предъявления педагогического требования, так как отдельные позы, определенная интенсивность движения и экспрессивная окраска жеста учителя вызывают у его учеников соответствующие реакции. В момент воздействия речь педагога и пластический рисунок его телодвижений должны соответствовать друг другу, нарушение баланса между ними приводит зачастую к непредвиденным последствиям, к недоверию и непониманию.

Список литературы:

1. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М. - 1986г.

2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., - 2001г.

3. Щуркова Н.Е. Психологические студии для школьников. - П., - 1993г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...