Урок на тему: "Что такое выборы?"
план-конспект урока (9 класс) на тему

Крыжановская Наталья Васильевна

Приблизительный конспект урока, в котором учащиеся знакомятся с процедурой выборов и приобретают практические навыки участия в выборах и их подготовке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок "Что такое выборы?"39.14 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

с. Лопатино Тарусского района Калужской области

Россия, 249105, Калужская обл., Тарусский р-он,

с. Лопатино, ул. Центральная,11

телефон 8(48435)3-23-62

E-mail: lopatino-tar@rambler.ru

Тема урока: «Что такое выборы?»

учитель истории и обществознания

Крыжановская Наталья Васильевна

адрес: Калужская область,

                                   Тарусский район,

                                                              с. Лопатино, ул. Парковая, д.6

телефон: 8(48435) 3-23-62

Лопатино

2012г

Демократия – это «народное правление,

 осуществляемое народом ради народа»

Авраам Линкольн

Вопрос участия граждан в политической жизни общества является актуальным и значимым для современной России. Конституция РФ в статье 32 устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Но, к сожалению, не всегда граждане осознают важность своей позиции в данном вопросе. Поэтому, сделать шаг к более активному участию политической жизни страны помогут уроки и внеклассные мероприятия с заданной темой – «Что такое выборы».

Предложенный вариант урока может трансформироваться и во внеклассное мероприятие с участием не только обучающихся, учителей, родителей, но и всех, кому небезразлично будущее нашего государства. Подготовка к уроку проходит совместно с учениками.

Цели: раскрыть важнейшие аспекты современной избирательной системы РФ; показать необходимость участия граждан в политической жизни общества.

Тип урока – комбинированный.

Ход урока

На доске выводится таблица:

Признаки демократического режима

Признаки авторитарного режима

Признаки тоталитарного режима

Предлагаем классу совместно заполнить данную таблицу.

Учитель предлагает выбрать обучающимся политический режим, который дает больше возможности влиять на принятие государственной властью политических решений. Для этого создается путем голосования «избирательная комиссия» (два-три человека). Комиссия получает заранее подготовленный протокол голосования:

предмет голосования – какой политический режим дает больше возможности влиять на принятие государственной властью политических решений;

общее количество принявших участие в голосовании –

количество розданных бюллетений –

количество бюллетений, оказавшихся в урне –

количество проголосовавших:

за демократию –

за тоталитаризм –

за авторитаризм -

Ставится импровизированная урна для голосования.

Далее раздаем каждому обучающемуся заранее заготовленный бюллетень:


Бюллетень





КАКОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ



ДАЕТ БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯТЬ НА ПРИНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ?





Демократический     Тоталитарный    Авторитарный





(ненужное зачеркнуть)


Проходит голосование. Обучающиеся опускают заполненные бюллетени в урну для голосования. Комиссия проводит подсчеты голосов и выявляет политический  режим, «набравший» наибольшее количество голосов.

Учитель задает вопрос: «А почему вы считаете, что именно этот режим дает большую возможность гражданам влиять на решения политической власти?»

Выясняем, что демократия (от греческого demokratia – demos – народ +  kratos – власть) – народовластие, народная форма правления, при которой народ облечен высшей властью и осуществляет ее либо непосредственно, либо через своих избранных представителей при свободной избирательной системе.

Учитель задает вопрос: «Как граждане выясняют, кто будет представлять их интересы и как они смогут определить своих представителей?»

Выясняем, что граждане могут определить своих представителей в органах политической власти страны через выборы и влиять на решения политической власти через выборы.

Учитель: «Приведите значения многозначного слова «выбирать». (Выбор – от выбрать: 1.отобрать, извлечь; 2. взять нужное, предпочитаемое из наличного; 3. избрать голосованием; 4. извлечь откуда-то все без остатка; 5.вытянуть, поднять (якорь); 6. найти, освободить для какой-нибудь цели (о времени).) Опишите ситуации из вашей жизни и жизни ваших родных и знакомых, в которых необходимо было сделать выбор».

В демократических республиках смешанного типа, к которым принадлежит и Россия, граждане выбирают (если говорить о высших органах или лицах государственной власти): президента, депутатов парламента.

На доску выводятся схемы:

ИЗБИРАТЕЛЬ

 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ

ВЛАСТЬ

ПРЕЗИДЕНТ

ЗАКОНЫ

ИЗБИРАТЕЛЬ

ПРЕЗИДЕНТ

Федеральные

Субъектов федерации

Местные

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Учитель: «Сейчас мы проверим, как вы ответите на вопрос «Кого мы выбираем, когда выбираем власти?» с помощью теста».

Ученикам предлагается тест:

Кого мы выбираем (правильные ответы пометить слева знаком «+» или «V»

Дикторов телевидения

министров

Лидера ученического самоуправления

Депутатов Государственной Думы

Депутатов местной Думы

Генерального прокурора РФ

Членов Конституционного Суда РФ

Президента РФ

Президентов республик в составе РФ

Депутатов законодательных органов власти субъектов федерации

Депутатов городской Думы

Патриарха всея Руси

Директора школы

Учитель проводит фронтальный опрос по результатам тестирования. Выясняем, что среди тех, кого мы выбираем – лидер ученического самоуправления школы.

Далее проводятся выборы лидера ученического самоуправления школы.

1-ый этап – выдвижение кандидата. Их выдвигает группа обучающихся или кандидат предлагает себя сам (самовыдвиженец). Кандидат пишет заявление о своем выдвижении. Проходит регистрация кандидатов.

2-ой этап – предвыборная агитация: выступления перед избирателями, выпуск и распространение иных агитационных материалов.

3-ий этап – голосование, подведение итогов выборов. Создает избирательная комиссия. Проводятся выборы.

В этом году учащиеся и учителя выбирали из трех кандидатур лидера ученического самоуправления школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Что такое функция"

Второй урок по теме. Содержит отработку навыков по изученным понятиям....

Урок на тему: "Кто такой солист?"

Урок музыки в 1 классе...

План урока по теме: Что такое функция.

Урок содержит определение что называется функцией, способы её задания и подробные решения примеров....

План урока по теме что такое функция

В плане раскрыта тема определения функции областей определения и значений, даны примеры функций и тренировочные упражнения из учебника....

разработка урока по теме "Что такое профессия? какие бывают профессии?"

Разработка урока  по профориентации для учащихся 5 класса. Урок разработан в игровой форме, содержит различные виды деятельности учащихся: работу с пословицами, загадками, описательным текстом, д...

методическая разработка урока по теме "Что такое текст?"

Представлена методическая разработка урока в 5-м классе по программе В.В. Бабайцевой. Урок развития речи направлен на формирование у учащихся представления о тексте, об основных средствах связи предло...

Урок на тему: "Что такое человечность"

Разработка урока по обществознанию 6 класс....