«Конфликт: разрушение или созидание?»
материал (7 класс) по теме

Корженевская Юлия Геннадьевна

Урок предназначен для 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konflikty_dokument_microsoft_word.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект психологического  занятия:

 «Конфликт: разрушение или созидание?»

Цель: формирование навыков эффективного взаимодействия в конфликтной  ситуации 

 

Задачи:

  1. формирование  понятия конфликта
  2. формирование отношения к конфликту как положительному и отрицательному явлению в жизни
  3. самоанализ стилей поведения в конфликте
  4. формирование навыков разрешения конфликтных ситуаций
  5. актуализация личностного опыта учащихся, связанного  с использованием различных стилей  поведения в конфликте, на модели игровых ситуаций

        

        

Ход занятия.

I Формирование  понятия конфликта

Учащимся задается вопрос: «Что понимается под словом конфликт?».

Выделяются признаки именно конфликтной ситуации.

  1. наличие противоречия, столкновения между людьми
  2. всегда  затрагиваются значимые для человека интересы
  3. наличие сильных  эмоциональных переживаний
  4. активность, направленная на изменение ситуации.

        

      Из этих признаков составляется определение конфликта.

Конфликт – противоречие, переживаемое человеком, как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его разрешение.

Виды межличностных конфликтов (причины конфликтов).

  1. мотивационный конфликт – конфликты целей, интересов, желаний
  1. ситуация несовместимых интересов – люди одновременно претендуют на один  тот же ресурс (пример: члены семьи хотят смотреть разные телевизионные программы одновременно)
  2. ситуация совместных интересов  - людям кажется, что их интересы несовместимы (пример: мама просит помыть посуду, а ребенок хочет посмотреть любимый сериал)

  1. ценностный конфликт – различия в ценностях могут приводить к конфликтам (пример: любимая футбольная команда)

  1. конфликт норм и правил взаимодействия
  1. невольное нарушение (пример: забытая школьная принадлежность, правила других стран )
  2. сознательное нарушение (с целью привлечь к себе внимание, изменить правила)

        

II Формирование отношения к конфликту как положительному и отрицательному явлению в жизни

отрицательные функции конфликта

Положительные функции конфликта

Разрушение межличностных отношений

Оптимизирует межличностные отношения  

Стресс, который отрицательно влияет на здоровье

Ослабляет психическую, эмоциональную  напряженность

Истощает личностные ресурсы

Способствует самоутверждению личности, формирует активную позицию во взаимодействии с окружающими, дает новый социальный опыт.

Ухудшает качество совместной деятельности

Способствует поиску продуктивных решений

Конфликт – это всегда источник  развития и личности и отношений.

III  Самоанализ стилей поведения в конфликте

Тест «Оценка собственного поведения в конфликте»

Инструкция: ответьте искренне на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя

 ЧАСТО – поставьте 3 балла

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла

РЕДКО – 1 балл.

ВОПРОС

«Как Вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

  1. угрожаю
  2. стараюсь принять точку зрения противника, читаюсь с ней как со своей
  3. ищу компромиссы
  4. допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно
  5. избегаю противника
  6. желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей
  7. пытаюсь высинить, с чем я согласен, а с чем категорически нет
  8. иду на компромисс
  9. сдаюсь
  10. меняю тему
  11. настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего
  12. пытаюсь найти исток конфликта, понять с чего все началось
  13. немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону
  14. предлагаю мир
  15. пытаюсь обратить все в шутку.

Уход – сумма баллов под номерами 5, 10, 15        

Приспособление – сумма баллов под номерами 4, 9, 14

Соперничество – сумма баллов под номерами 1, 6,11

Сотрудничество – сумма баллов под номерами  2, 7, 12

компромисс – сумма баллов под номерами  3,8,13

Способы поведения в конфликтной ситуации.

  1. Уход от конфликтного взаимодействиям – интерпретируется как избегание, игнорирование конфликта, отсутствие активных действий по его разрешению.

Выяснить с учащимися, чем невыгоден этот способ поведения.

При уходе от конфликта, человек не высказывает своего мнения, поэтому его интересы не учитываются, человек начинает чувствовать себя неуверенно.

Благополучие человека  зависит от умения решать проблему или конфликт, а не от их отсутствия.

  1. приспособление – понижение своих стремлений и принятий позиции оппонента.
  2. соперничество – навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения. Доминирование является стратегией исключительной ориентации на свои собственные интересы при пренебрежении интересов партнера. Участник конфликта все доступные ему средства, чтобы добиться своего, разрешить проблему в свою пользу, получить максимум желаемого.

Выяснить, чем не выгоден данный способ поведения.

Данная стратегия может обеспечить человеку возможность тактического выигрыша в какой-то  конкретной ситуации, но вызывает негативную реакцию окружающих, приводит к осложнению в отношениях  с ними. Человек либо игнорирует ту «цену» в отношениях, либо не отдает себе отчета в этом.

  1. сотрудничество – поиск приемлемого для обеих сторон решения
  2. компромисс - взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для обеих сторон.

IV Формирование навыков разрешения конфликтных ситуаций

Поведение, способствующее разрешению конфликтной ситуации.

Если человек поставил себе цель разрешить конфликтную ситуацию, то он должен следовать следующим правилам:

  1. Выслушать оппонента.

 Желательно применять технику активного слушания – перефразирование и отражение чувств.

  1. Перефразирование сказать мысль собеседника, но своими словами. В конфликтных ситуациях или во время дискуссий, если мы, прежде чем высказываться против, повторим мысль собеседника своими словами, то может быть уверенными, что он отнесется к нашим словам с большим вниманием. Тут вступает в действие общий психологический закон: у человека возникает желание вернуть психологический «плюс» тому, кто его дал. Но даже если этого   не случится, у собеседника не будет повода и оснований внутренне считать, что от него отмахнулись, даже не вникнув его слова.

Правила перефразирования:

  1. Перефразирование можно начать следующими фразами:

«Если я Вас правильно понял: то…»

«Другими словами, Вы считаете…»

  1. При перефразировании нужно ориентироваться на смысл, содержание сообщения,  а не эмоции, которыми оно сопровождается.
  2. Важно выбрать главное и сказать своими словами
  3. Не стоит, желая перефразировать собеседника, перебивать его: перефразирование уместно, когда говорящий сделал паузу.

  1. Отражение чувств – стремление показать собеседнику, что мы понимаем его чувства.

Правила:

  1. Избегать категорических суждений

  1.  Исключение переход на  личность другого человека.

  1.  использование Я-сообщений.

 Все высказывания человека строятся через местоимение «Я».

Правила:

  1. Я думаю/чувствую
  2. Описание факта
  3. Результат/ мне бы хотелось.

V  Актуализация личностного опыта учащихся, связанного  с использованием различных стилей  поведения в конфликте, на модели игровых ситуаций

Учащимся предлагается разыграть и обсудить следующие игровые ситуации:

  1. мотивационный конфликт

а. 2 ребенка претендуют компьютер – ресурсный конфликт

б. мама просит ребенка убрать свою комнату, а ребенок договорился пойти гулять с друзьями – ситуация несовместимых интересов

  1. ценностный конфликт

а. разговор с родителями после родительского собрания

б. разговор с родителями по поводу друга, который им не нравится.

  1. конфликт норм и правил поведения

а. плохое поведение на уроке

Притча о скверном характере.

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал:
- Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо.

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость.

Тогда отец сказал юноше:
- Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз когда не потеряешь терпения.
Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам:
- Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах.  И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.

Двери рая.

Воин по имени Нобусигэ пришел к Хакуину и спросил его, есть ли на самом деле ад и Рай?
- Кто ты? - спросил Хакуин.
- Самурай, - ответил воин.
- Это ты – самурай? - воскликнул Хакуин. - Какой же правитель мог взять тебя в охрану? У тебя же лицо нищего!
Нобусигэ так рассердился, что стал вынимать из ножен меч. Хакуин продолжал:
- А у тебя и меч есть? Небось такой тупой, что им ты мне и голову не срубишь.
Когда же Нобусигэ обнажил меч, Хакуин заметил:
- Вот так отрываются двери ада.
Эти слова открыли самураю учение мастера. Спрятав меч, он поклонился.
- А так открываются двери рая, - сказал Хакуин

        

Тест «Оценка собственного поведения в конфликте»

Инструкция: ответьте искренне на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя

 ЧАСТО – поставьте 3 балла

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла

РЕДКО – 1 балл.        

ВОПРОС

«Как Вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

  1. угрожаю
  2. стараюсь принять точку зрения противника, читаюсь с ней как со своей
  3. ищу компромиссы
  1. допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно
  2. избегаю противника
  3. желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей
  4. пытаюсь высинить, с чем я согласен, а с чем категорически нет
  5. иду на компромисс
  6. сдаюсь
  7. меняю тему
  8. настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего
  9. пытаюсь найти исток конфликта, понять с чего все началось
  10. немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону
  11. предлагаю мир
  12. пытаюсь обратить все в шутку.

1 – сумма баллов под номерами 5, 10, 15        

2 – сумма баллов под номерами 4, 9, 14

3 – сумма баллов под номерами 1, 6,11

4 – сумма баллов под номерами  2, 7, 12

5 – сумма баллов под номерами  3,8,13

Список литературы.

  1. Гришина Н. В. «Психология конфликта», СПб, 2006
  2. Анцупов А.Я.,  Баклановский С. В. «Конфликтология в схемах и комментариях», СПб, 2006
  3. Микляева А. В. «Я – подросток» СПб, 2006.
  4. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Гроссмейстер общения: иллюстрированный  самоучитель психологического мастерства» М, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 10 классе по теме «Разрушение естественной среды обитания животных»

ОТКРЫТЫЙ УРОКВ 10 классе по теме «Разрушение естественной среды обитания животных» по по учебнику О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой "English X"с использованием ТСО...

Летопись разрушения личности.

Это презентация к уроку литературы по произведению "Синяя трава", которое изучается в программе "Школа 2100".. Поможет учителю выстроить урок по данному тексту....

Реферат "Механизмы разрушения озонового слоя "

Творческая  работа учащейся 9  класса...

Литературная гостиная. Война и юность. Разрушение мечты.

Классный час в форме литературной гостиной. Посвящён 70-летию победы и году литературы в России. Презентация https://yadi.sk/i/26d_fk9HsLTAM...

Технологическая карта урока ОБЖ «Разрушение зданий», 5 класс

Дидактические материалы:Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности».Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы бе...

Презентация " Конфликты и способы их разрушения"

Презентация " Конфликты и способы их разрушения"...