Внеклассное мероприятие "Глобальные проблемы экологии Земли"
методическая разработка (9 класс)

Петрищева Анна Егоровна

Особенность внеклассного мероприятия заключается в применении технологии проведения круглого стола. Использование большого количества наглядных материалов и дополнительной информации. Каждый ученик на круглом столе самостоятельно выбирает вариант работы для участия, может выразить свое мнение на поставленные вопросы и оценить работу других учащихся, выступить с докладом. Как результат проявленная активность и творческий подход учащихся в подготовке докладов, индивидуальность, развитие познавательного  интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aprel_karta_meropriyatiya_pae.doc371 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Глобальные проблемы экологии Земли

для обучающихся 8-9х классов

организатор:

Петрищева Анна Егоровна

цель проведения:

актуализировать и систематизировать знания учащихся об экологических проблемах окружающей среды, дополнить их новыми сведениями через систему познавательных заданий, просмотр и обсуждение видеоматериалов, оформление электронного журнала; развивать эмоциональную сферу учащихся, используя энциклопедический материал по химии, биологии, литературе, экологии;

дата проведения:

20.04.2020

Карта проведения мероприятия

название мероприятия:

Глобальные проблемы экологии Земли

тип мероприятия

внеклассное мероприятие к международному Дню Земли 22 апреля

учитель:

Петрищева Анна Егоровна

ОУ:

классы: 8, 9

дата:20.04.2020

предмет(ы):

химия, биология, физика, география, литература.

продолжительность: 40 минут

форма проведения:

Круглый стол

цели:

воспитательная:

воспитывать уверенность в себе

- образовательная:

актуализировать и систематизировать знания учащихся по экологии, охране окружающей среды,  дополнить их новыми сведениями через систему познавательных заданий, просмотр и обсуждение видеоматериалов, оформление электронного журнала;

- развивающая:

развивать эмоциональную сферу учащихся, используя энциклопедический материал по химии, биологии, литературе, экологии;

привлекаемые специалисты:

участники (гости):

оборудование:

карточки, презентация, компьютер, видеоматериал

информационные источники:

справочно-информационная литература, энциклопедии по химии, биологии, экологии

план проведения:

№ название этапа

1. Организационно-мотивационный (цель, тема, план работы)

2. Операционно-исполнительный этап – круглый стол

3. Подведение итогов. Рефлексия.

4 Видеопросмотр «Вселенная – Конец Света?», «Создавая Будующее»

прогнозируемая педагогическая результативность:

Образовательный продукт: сочинение о будущем планеты Земля

самоанализ проведенного мероприятия:

Особенность заключается в применении технологии проведения круглого стола. Использование большого количества наглядных материалов и дополнительной информации. Каждый ученик на круглом столе самостоятельно выбирает вариант работы для участия, может выразить свое мнение на поставленные вопросы и оценить работу других учащихся, выступить с докладом. Как результат проявленная активность и творческий подход учащихся в подготовке докладов, индивидуальность, развитие познавательного  интереса.

наличие отзывов:

Структура данного мероприятия выдержана. Выбрана форма проведения мероприятия - круглый стол. Мероприятие прошло на высоко эмоциональном фоне, учащиеся проявили активность в работе, показали умение самостоятельно  работать, знание определений научных  понятий. Хорошее оформление и большой объём наглядного материала. Организация мероприятия оптимальна, активность хорошая. Мероприятие потребовало большого количества сил и времени для подготовки. Учащиеся со всей ответственностью отнеслись к участию в мероприятии.

ФИО учителя, подпись


Ход мероприятия.

  1. организационно-мотивационный (Вступительное слово учителя, сообщается цель, план работы).

Вступительное слово учителя.

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня не просто праздник, а поистине глобальный праздник – Международный день матушки-Земли. 22 апреля 2009 года Генеральная Ассамблея ООН установила эту дату как официальный праздник. Соавторами выступили 50 государств-членов, а отмечается он с 2010 года.

Термин «Мать-Земля», как отмечено в резолюции, используется во многих странах и он как нельзя точно отражает зависимость между планетой, ее экосистемами и человечеством. Создание этого праздника является признанием того, что Земля и ее экосистемы являются нашим домом, а значит, мы должны ответственно и бережно относится ко всему живому, что есть вокруг нас.

Подсчитано, что планете Земля примерно 4,5 миллиарда лет. Если вы захотите обойти вокруг Земли, шагая по экватору, то предстоит проделать путь длиной почти в 40010 километров. Расстояние от поверхности до центра равно 6378 километров. Причем, действительно твердые породы (литосфера) формируют слой всего около 70 километров, а, продвигаясь далее вглубь, мы наблюдаем полужидкие и жидкие состояния. Сегодня на Земле количество воды достигает 70% всей поверхности. Если бы вода была распределена по всей поверхности Земли равномерно, то весь земной шар был бы покрыт водным слоем толщиной около 2700 метров. Вода – это главное вещество, поддерживающее существование человека на Земле, поэтому мы должны сохранять ее чистой и пригодной для жизни. Наша Земля является уникальной планетой Солнечной системы. Только здесь состав атмосферы и кислород позволили зародиться человеческой цивилизации. Это единственное место во вселенной сегодня, где мы с вами можем жить.

В этот день организуются мероприятия: акции, выставки, конференции в поддержку Земли. Ученые стан мира собираются за круглым столом для обсуждения глобальных экологических проблем.

  1. Операционно-исполнительный этап

Учитель. 

День Земли 22 апреля, как и День Земли, проводимый в День весеннего равноденствия, дает возможность каждому жителю во всех населенных уголках планеты выразить благодарность нашему большому общему дому.

Нас отучили думать о своей планете. Нас приучили рассматривать Землю как дармовой склад и бездонную помойку. Мы забыли, что за прогресс цивилизации платит природа. Мы довели её до того, что ей уже нечем платить.

Сегодня человечество действует так, словно у него есть запасная планета. В результате мы пришли к глобальному экологическому кризису: истощение ресурсов планеты; изменение климата, вымирание растений и животных, физическая и умственная деградация человека.

Ухудшение экологической ситуации на планете связано с дефектами преобладающей экономической системы, с разрушением интеллектуальной среды - науки, образования, с использованием информационных технологий, с разрушением морали - будут представлены доклады на эту тему. Принципиальным моментом является участие в работе Круглого стола каждого участника, каждого ученика, т.к. все мы жители одной планеты Земля. Каждое новое поколение вступает в жизнь в худших экологических условиях, чем предыдущее - повреждение природы нарастает. .

II. Круглый стол

Ученик 1. Доклад «Здоровье детей и молодежи»

1. В 30 городах России дышать опасно для здоровья, поэтому 70% детей рождаются в состоянии асфиксии (кислородного голодания).

2. Каждый третий ребёнок уже при рождении имеет отклонения в здоровье.

3. Заболеваемость детей до 14 лет увеличилась за последние 20 лет на 50% .

4.90% выпускников школ имеют хронические заболевания. 50% нынешних выпускников школ не доживёт до пенсии.

5.Геронтологи считают, что сегодня старение людей начинается примерно на 20 раньше, чем 30 лет назад.

6.У молодых уже после 20 лет наблюдаются болезни стариков: эндокринные расстройства, артриты, сердечно-сосудистые заболевания вплоть до тяжёлых форм - инфаркт, инсульт.

7.Бесплодием страдают более 40% мужчин детородного возраста.

8.Ежегодно заболевает раком около 50 тысяч детей.

9.Каждые 2 часа в России 1 ребёнку ставится диагноз «рак».

Ученик 2 Доклад «Аномалии погоды»

Самые грозные новости сегодня - это сводки погоды. Погоды, соответствующей климатическим нормам, нынешней зимой на планете не было нигде. Нынешний январь был самым жарким в истории метеорологии. Австралия - наводнение, Тайвань - тайфуны, Китай: январь - снегопады парализовали Пекин, февраль - засуха поразила юго-западные районы Китая, что чревато голодом.

Вообще экономический бум Китая не кажется столь внушительным, если учесть экологические проблемы Китая - массовая эрозия почв из-за архаичного земледелия, отравление вод и воздуха из-за использование дешёвых вредных технологий, неправильная ирригация, в результате которой Китай уже сегодня вынужден импортировать воду.

В России отклонения среднемесячных температур от нормы - декабрь 1-ая половина 8 градусов в плюс, январь, февраль, март - до 5 град в минус. Европу и на Восточное побережье США поразили снега и морозы. Море, бывшее благословением региона, стало его проклятием. Причина резкого похолодания - глобальное потепление. Регион лишился «грелки» - тёплого течения Гольфстрим, которое обеспечивало странам этой зоны мягкий климат. Гольфстрим уничтожили холодные потоки, вызванные таянием льдов Арктики из-за глобального потепления.

Причиной глобального потепления является загрязнение атмосферы газами, вызывающими парниковый эффект (прежде всего углекислым газом, метаном). В результате резко падает содержание кислорода в воздухе, снижается количество осадков на материках, опустынивание грозит большим территориям - до четверти суши.

Леса и океаны смогут поглотить до половины промышленных выбросов в атмосферу. Однако, массовая вырубка лесов в мире (до 11 млн гектаров в год) и уменьшение количества фитопланктона из-за загрязнения мирового океана лишают планету этой способности. Ежегодно в Тихий океан сбрасывается 9 млн. тонн отходов, в Атлантический - свыше 30 млн. тонн.

Ущерб, наносимый глобальным потеплением европейской экономике, сравним с уроном от двух мировых войн.

Ученик 3 Доклад «Климатические изменения без границ»

Климатические изменения не признают политических границ. Вредные выбросы США пересекают Атлантику, достигая Западной Европы, дымы Норильского никеля отравляют север Канады.

Засуха, преследующая юго-западную Австралию с 1970-х годов, связана с аномально обильными снегопадами в Восточной Антарктиде. Количество осадков в Австралии сократилось на 15-20% - необычное явление по сравнению с тем, что происходило в этом регионе последние 750 лет. Это связано с аномальным ростом осадков на Куполе закона - ледяной горе на побережье Восточной Антарктиды. Причина - в так называемых «качелях осадков». Сухой воздух движется на север - в юго-западную Австралию, обделяя ее дождями, а тёплый и влажный поступает в Восточную Антарктиду, где вызывает обильные снегопады. Корни этого явления кроются к изменениям в атмосферной циркуляции в Южном полушарии, вызванным глобальным потеплением.

Статья «До нового ледникового периода осталось...» (АИФ №3 от 20 января 2010 г.) начиналась словами «Погода сошла с ума...». Андрей Шалыгин, доктор философии, военный учёный пишет: «То, что человек влияет на климат, бесспорно. Но дело дошло до того, что он делает это намеренно.

Взять пресловутый «разгон облаков» в Москве. Распыление с самолётов препаратов йодистого серебра накануне 9 Мая может привести к тому, что в Москве будет плюс 36 градусов при влажности 85% вследствие образования «климатической воронки», в которую затягивает язык горячего антициклона из Азии. Эту технологию десятилетиями разрабатывали для военных целей, а теперь гражданские, не поняв, в чём смысл, применяют методику для «управления погодой». Вообще использование естественных климатических процессов путём их провоцирования может заставить «разверзнуться все хляби небесные» или «переадресовать адово пекло» из одного места в другое».

В ежемесячном информационном бюллетене Росгидромета (февраль 2010 г.) Достоверно показано, что изменения климата связаны с антропогенным воздействием. Это подтверждается близостью оценок, полученных по различным климатическим моделям для разных сценариев российскими, белорусскими и зарубежными исследователями.

Будет нарастать число дней с экстремально высокими температурами и продолжительность волн тепла, экстремальные явления - засухи, ливни, ураганы, паводки. Во время волн экстремального тепла и холода смертность от ИБС и инфарктов увеличивается более чем вдвое, смертность от всех естественных причин возрастает примерно в 1,5 раза. Ежегодный ущерб от воздействия опасных природных явлений на территории России составляет 1-2 млрд. дол. США, в Беларуссии - 90 млн. дол. США.

Ученик 4 Доклад «Технокатастрофы»

«Северу России грозит катастрофа» - так назывался доклад первого заместителя министра МЧС РФ Руслана Цаликова. Выводы доклада таковы. Оттаивания вечной мерзлоты снизит несущую способность свай, забитых в вечную мерзлоту на 50%. В результате более четверти жилого фонда может подвергнуться разрушениям. Пострадают аэропорты, через которые в основном идет доставка грузов на север, и подземные хранилища, в том числе резервуары с нефтью. Уже сегодня пятая часть всех аварий, которые происходят в северных территориях, связана с глобальным потеплением - аварии на линиях электропередачи, трубопроводов. Особого внимания требует ситуация в районе Новой Земли, где сосредоточено хранилище ядерных отходов.

Таяние вечной мерзлоты высвободит из почвы метан, который в 20 раз превосходит углекислый газ по способности создания парникового эффекта, что вызовет дополнительный подъём температур.

"К 2015 году водосточность рек возрастет на 90%, а период ледостава на северных реках сократится на 15-20 дней. Это приведет к увеличению опасности паводков в два раза", - сказал заместитель министра.  По некоторым оценкам рост вероятности паводков на сибирских реках может привести к разрушению плотины Саяно-Шушенской ГЭС, создав угрозу всему каскаду Енисейских ГЭС.

Недостаточный учёт воздействия стихии привёл к тому, что 15 декабря 2009 года небывало сильный шторм разрушил уже возведенные конструкции морского грузового порта Сочи, предназначенного для доставки грузов для возведения олимпийских объектов. По предварительным оценкам ущерб будет исчисляться десятками миллионов рублей.

Как реагирует на эти угрозы власть России? Компания по внедрению энергосберегающих лампочек больше похожа на пиаркомпанию, тем более что их применение рождает проблему утилизации устройств, содержащих ртуть. Сокращение выбросов России за 20 лет почти 30% - рекордное в мире достигнуто просто закрытием 70 000 заводов.

Несмотря на свёртывание производства, Россия находится в ряду главных поставщиков загрязнений, поскольку политика правительства по словам профессора А.Яблокова увеличение инвестиционной привлекательности России достигается за счёт отказа от экологических норм, поэтому в России массово открываются вредные иностранные производства без очистных сооружений.

Учитель. Рассказ с демонстрацией презентации «Причины глобального потепления»

До сих пор учёные со 100% уверенностью не могут сказать, что вызывает климатические изменения. В качестве причин глобального потепления выдвигается множество теорий и предположений. Перечислим основные, заслуживающие внимания гипотезы.

Гипотеза 1- Причиной глобального потепления является изменение солнечной активности

Все происходящие климатические процессы на планете зависят от активности нашего светила – Солнца. Поэтому даже самые малые изменения активности Солнца непременно сказываются на погоде и климате Земли. Выделяют 11-летние, 22-летние, а также 80-90 летние (Глайсберга) циклы солнечной активности. Вполне вероятно, что наблюдаемое глобальное потепление связано с очередным ростом солнечной активности, которая в будущем может снова пойти на убыль.

Гипотеза 2 - Причина глобального потепление – изменение угла оси вращения Земли и её орбиты

Югославский астроном Миланкович предположил, что циклические изменения климата во многом связаны с изменением орбиты вращения Земли вокруг Солнца, а также изменением угла наклона оси вращения Земли, по отношению к Солнцу. Подобные орбитальные изменения положения и движения планеты вызывают изменение радиационного баланса Земли, а значит и её климата. Миланкович, руководствуясь своей теорией, вполне точно рассчитал времена и протяжённость ледниковых периодов в прошлом нашей планеты. Климатические изменения, вызванные изменением орбиты Земли, происходят обычно в течение десятков, а то и сотен тысяч лет. Наблюдаемое же в настоящий момент времени относительно быстрое изменение климата, по-видимому, происходит в результате действия ещё каких-то факторов.

Гипотеза 3 – Виновник глобальных климатических изменений – океан
Мировой океан – огромный инерционный аккумулятор солнечной энергии. Он во многом определяет направление и скорость движения тёплых океанических, а также воздушных масс на Земле, которые в сильной степени влияют на климат планеты. В настоящий момент времени мало изучена природа циркуляции тепла в водной толщи океана. Так известно, что средняя температура вод океана составляет 3,5°С, а поверхности суши 15°С, поэтому интенсивность теплообмена между толщей океана и приземным слоем атмосферы может приводить к значительным климатическим изменениям. Кроме того, в водах океана растворено большое количество СО
2 (около 140 трлн. тонн, что в 60 раз больше, чем в атмосфере) и ряда других парниковых газов, в результате определённых природных процессов эти газы могут поступать в атмосферу, существенным образом оказывая влияние на климат Земли.

Гипотеза 4 – Вулканическая активность Вулканическая активность является источником поступления в атмосферу Земли аэрозолей серной кислоты и большого количества углекислого газа, что также может значительным образом сказаться на климате Земли. Крупные извержения первоначально сопровождаются похолоданием вследствие поступления в атмосферу Земли аэрозолей серной кислоты и частиц сажи. Впоследствии, поступивший в ходе извержения CO2 вызывает рост среднегодовой температуры на Земле. Последующее долговременное снижение вулканической активности способствует увеличению прозрачности атмосферы, а значит и повышению температуры на планете.

Гипотеза 5 – Неизвестные взаимодействия между Солнцем и планетами Солнечной системы В словосочетании «Солнечная система» не зря упоминается слово «система», а в любой системе, как известно, присутствуют связи между её компонентами. Поэтому не исключено, что взаимное положение планет и Солнца может влиять на распределение и силу гравитационных полей, солнечной энергии, а также других видов энергии. Все связи и взаимодействия между Солнцем, планетами и Землёй пока ещё не изучены и не исключено, что они оказывают значительное влияние на процессы, происходящие в атмосфере и гидросфере Земли.

Гипотеза 6 – В глобальном потеплении виноваты взрывы Автором этой оригинальной теории является Владимир Шендеров. Согласно автору взрывы, осуществляемые во время боевых действий, строительных и горнодобывающих работ оказывают сильное влияние на недра планеты. В соответствии с законами Ньютона колоссальная, поглощённая земной корой, энергия многочисленных взрывов должна вызывать противодействие. Это противодействие выражается в изменении климата на планете.

Автор теории утверждает, что 0,04% CO2 атмосферы не могут вызывать такое масштабное таяние льдов Земли, какое наблюдается в настоящее время. Причиной участившихся в последнее время катаклизмов являются взрывы различного назначения. Именно они вызывают увеличение количества ураганов, таяние вечной мерзлоты, сползание ледников Гренландии и Антарктиды (вследствие образования водной плёнки под ледниками). Основным доказательством теории является преимущественно низовой характер таяния ледников и вечной мерзлоты.

Гипотеза 7 – Изменение климата может происходить само по себе без каких-либо внешних воздействий и деятельности человека Планета Земля настолько большая и сложная система с огромным количеством структурных элементов, что её глобальные климатические характеристики могут ощутимо изменяться без всяких изменений солнечной активности и химического состава атмосферы. Различные математические модели показывают, что на протяжении века, колебания температуры приземного слоя воздуха (флуктуации) могут достигать 0,4°С. В качестве сравнения можно привести температуру тела здорового человека, которая варьирует течение дня и даже часа.

Гипотеза 8 – Всему виной человек Самая популярная на сегодняшний день гипотеза. Высокая скорость климатических изменений, происходящих в последние десятилетия, действительно может быть объяснима всё возрастающей интенсификацией антропогенной деятельности, которая оказывает заметное влияние на химический состав атмосферы нашей планеты в сторону увеличения содержанная в ней парниковых газов. Действительно повышение средней температуры воздуха нижних слоёв атмосферы Земли на 0,8°С за последние 100 лет – слишком высокая скорость для естественных процессов, ранее в истории Земли такие изменения происходили в течение тысячелетий. Последние десятилетия добавили ещё большей весомости этому аргументу, так как изменения средней температуры воздуха происходили еще большими темпами — 0,3-0,4°С за последние 15 лет!

Вполне вероятно, что имеющее место в настоящее время глобальное потепление результат действия многих факторов. «Климатические изменения на Земле могут носить не только постепенный характер. Возможен и катастрофический сдвиг, который потребует чрезвычайных, в том числе военных мер реагирования. Глобальные климатические изменения способны полностью дестабилизировать политическую обстановку на планете» (Из доклада "Сводка погоды: 2010-2020", подготовленного футурологами по заказу министерства обороны США).

Ученик 6 Доклад «Факторы, ускоряющие и замедляющие глобальное потепление»

Планета Земля настолько сложная система, что существует множество факторов, которые прямо или косвенно влияют на климат планеты, ускоряя или замедляя глобальное потепление.

Факторы, ускоряющие глобальное потепление:

  • эмиссия CO2, метана, закиси азота в результате техногенной деятельности человека;
  • разложение, вследствие повышения температуры, геохимических источников карбонатов с выделением СО2. В земной коре содержится в связанном состоянии углекислого газа в 50000 раз больше, чем в атмосфере;
  • увеличение содержания в атмосфере Земли водяного пара, вследствие роста температуры, а значит и испаряемости воды океанов;
  • выделение CO2 Мировым океаном вследствие его нагревания (растворимость газов при повышении температуры воды падает). С ростом температуры воды на каждый градус растворимость в ней CO2 падает на 3%. В Мировом океане содержится в 60 раз больше CO2, чем в атмосфере Земли (140 триллионов тонн);
  • уменьшение альбедо Земли (отражающей способности поверхности планеты), вследствие таяния ледников, смены климатических зон и растительности. Морская гладь отражает значительно меньше солнечных лучей, чем полярные ледники и снега планеты, горы лишённые ледников, также обладаю меньшим альбедо, продвигающая на север древесная растительность обладает меньшим альбедо, чем растения тундр. За последние пять лет альбедо Земли уже уменьшилось на 2,5%;
  • выделение метана при таянии вечной мерзлоты;
  • разложение метангидратов – кристаллических льдистых соединений воды и метана, содержащихся в приполярных областях Земли.

Факторы, замедляющие глобальное потепление:

  • глобальное потепление вызывает замедление скорости океанических течений, замедление тёплого течения Гольфстрим вызовет снижение температуры в Арктике;
  • с увеличением температуры на Земле растёт испаряемость, а значит и облачность, которая является определённого рода преградой на пути солнечных лучей. Площадь облачности растет приблизительно на 0,4% на каждый градус потепления;
  • с ростом испаряемости увеличивается количество выпадающих осадков, что способствует заболачиванию земель, а болота, как известно, являются одними из главных депо CO2;
  • увеличение температуры, будет способствовать расширению площади тёплых морей, а значит и расширению ареала моллюсков и коралловых рифов, эти организмы принимают активное участие в депонировании CO2, который идёт на постройку раковин;

увеличение концентрации CO2 в атмосфере стимулирует рост и развитие растений, которые являются активными акцепторами (потребителями) этого парникового газа.
Работа в группах. Обсуждение возможных сценариев глобальных климатических изменений

Выданы карты-сценарии, учащиеся выбирают сценарий и доказывают его большую вероятность и дают свои пояснения.

Учитель. Глобальные климатические изменения очень сложны, поэтому современная наука не может дать однозначного ответа, что же нас ожидает в ближайшем будущем. Существует множество сценариев развития ситуации. Обсудите их в своей группе.

Сценарий 1 – глобальное потепление будет происходить постепенно
Земля очень большая и сложная система, состоящая из большого количества связанных между собой структурных компонентов. На планете есть подвижная атмосфера, движение воздушных масс которой распределяет тепловую энергию по широтам планеты, на Земле есть огромный аккумулятор тепла и газов – Мировой океан (океан накапливает в 1000 раз больше тепла, чем атмосфера) Изменения в такой сложной системе не могут происходить быстро. Пройдут столетия и тысячелетия, прежде чем можно будет судить об сколько-нибудь ощутимом изменении климата.

Сценарий 2 – глобальное потепление будет происходить относительно быстро

Самый «популярный» в настоящее время сценарий. По различным оценкам за последние сто лет средняя температура на нашей планете увеличилась на 0,5-1°С, концентрация - СО2 возросла на 20-24 %, а метана на 100%. В будущем эти процессы получат дальнейшее продолжение и к концу XXI века средняя температура поверхности Земли может увеличиться от 1,1 до 6,4°С, по сравнению с 1990 годом (по прогнозам IPCC от 1,4 до 5,8°С). Дальнейшее таяние Арктических и Антарктических льдов может ускорить процессы глобального потепления из-за изменения альбедо планеты. По утверждению некоторых учёных, только ледяные шапки планеты за счёт отражения солнечного излучения охлаждают нашу Землю на 2°С, а покрывающий поверхность океана лёд существенно замедляет процессы теплообмена между относительно теплыми океаническим водами и более холодным поверхностным слоем атмосферы. Кроме того, над ледяными шапками практически нет главного парникового газа – водяного пара, так как он выморожен.

Глобальное потепление будет сопровождаться подъёмом уровня мирового океана. С 1995 по 2005 год уровень Мирового океана уже поднялся на 4 см, вместо прогнозируемых 2-ух см. Если уровень Мирового океана в дальнейшем будет подниматься с такой же скоростью, то к концу XXI века суммарный подъём его уровня составит 30 - 50 см, что вызовет частичное затопление многих прибрежных территорий, особенно многонаселённого побережья Азии. Следует помнить, что около 100 миллионов человек на Земле живёт на высоте меньше 88 сантиметров над уровнем моря.
Кроме повышения уровня Мирового океана глобальное потепление влияет на силу ветров и распределение осадков на планете. В результате на планете вырастет частота и масштабы различных природных катаклизмов (штормы, ураганы, засухи, наводнения).

В настоящее время от засухи страдает 2% всей суши, по прогнозам некоторых учёных к 2050 году засухой будет охвачено до 10% всех земель материков. Кроме того, изменится распределение количества осадков по сезонам.

В Северной Европе и на западе США увеличится количество осадков и частота штормов, ураганы будут бушевать в 2-а раза чаще, чем в XX веке. Климат Центральной Европы станет переменчивым, в сердце Европы зимы станут теплее, а лето дождливее. Восточную и Южную Европу, включая Средиземноморье, ждёт засуха и жара.

Сценарий 3 – Глобальное потепление в некоторых частях Земли сменится кратковременным похолоданием

Известно, что одним из факторов возникновения океанических течений является градиент (разница) температур между арктическими и тропическими водами. Таяние полярных льдов способствует повышению температуры Арктических вод, а значит, вызывает уменьшение температурной разницы между тропическими и арктическими водами, что не минуемо, в будущем приведёт к замедлению течений.

Одним из самых известных тёплых течений является Гольфстрим, благодаря которому во многих странах Северной Европы среднегодовая температура на 10 градусов выше, чем в других аналогичных климатических зонах Земли. Понятно, что остановка этого океанического конвейера тепла очень сильно повлияет на климат Земли. Уже сейчас течение Гольфстрим, стало слабее на 30% по сравнению с 1957 годом. Математическое моделирование показало, чтобы полностью остановить Гольфстрим достаточно будет повышения температуры на 2-2,5 градуса. В настоящее время температура Северной Атлантики уже прогрелась на 0,2 градуса по сравнению с 70-ми годами. В случае остановки Гольфстрима среднегодовая температура в Европе к 2010 году понизится на 1 градус, а после 2010 года дальнейший рост среднегодовой температуры продолжится. Другие математические модели «сулят» более сильное похолодание Европе.

Согласно этим математическим расчётам полная остановка Гольфстрима произойдёт через 20 лет, в результате чего климат Северной Европы, Ирландии, Исландии и Великобритании может стать холоднее настоящего на 4-6 градусов, усилятся дожди и участятся шторма. Похолодание затронет также и Нидерланды, Бельгию, Скандинавию и север европейской части России. После 2020-2030 года потепление в Европе возобновится по сценарию №2.

Сценарий 4 – Глобальное потепление сменится глобальным похолоданием
Остановка Гольфстрима и других океанических вызовет глобальное потепление на Земле и наступление очередного ледникового периода.

Сценарий 5 - Парниковая катастрофа

Парниковая катастрофа - самый «неприятный» сценарий развития процессов глобального потепления. Автором теории является наш учёный Карнаухов, суть её в следующем. Рост среднегодовой температуры на Земле, вследствие увеличения в атмосфере Земли содержания антропогенного CO2, вызовет переход в атмосферу растворённого в океане CO2, а также спровоцирует разложение осадочных карбонатных пород с дополнительным выделением углекислого газа, который, в свою очередь, поднимет температуру на Земле ещё выше, что повлечёт за собой дальнейшее разложение карбонатов, лежащих в более глубоких слоях земной коры (в океане содержится углекислого газа в 60 раз больше, чем в атмосфере, а в земной коре почти в 50 000 раз больше). Ледники будут интенсивно таять, уменьшая альбедо Земли. Такое быстрое повышение температуры будет способствовать интенсивному поступлению метана из тающей вечной мерзлоты, а повышение температуры до 1,4–5,8°С к концу столетия будет способствовать разложению метангидратов (льдистых соединений воды и метана), сосредоточенных преимущественно в холодных местах Земли. Если учесть, что метан, является в 21 раз более сильным парниковым газом, чем CO2 рост температуры на Земле будет катастрофическим. Чтобы лучше представить, что будет с Землёй лучше всего обратить внимание на нашего соседа по солнечной системе – планету Венера. При таких же параметрах атмосферы, как на Земле, температура на Венере должна быть выше Земной всего на 60°С (Венера ближе Земли к Солнцу) т.е. быть в районе 75°С, в реальности же температура на Венере почти 500°С. Большинство карбонатных и метано-содержащих соединений на Венере давным давно были разрушены с выделением углекислого газа и метана. В настоящее время атмосфера Венеры состоит на 98% из СО2, что приводит к увеличению температуры планеты почти на 400°С

Если глобальное потепление пойдёт по такому же сценарию, как на Венере, то температура приземных слоев атмосферы на Земле может достигнуть 150 градусов. Повышение температуры Земли даже на 50°С поставит крест, на человеческой цивилизации, а увеличение температуры на 150°С вызовет гибель почти всех живых организмов планеты.

По оптимистическому сценарию Карнаухова, если количество, поступающего в атмосферу CO2, останется на прежнем уровне, то температура 50°С, на Земле установится через 300 лет, а 150°С через 6000 лет. К сожалению, прогресс не остановить, с каждым годом объёмы выбросов CO2 только растут. По реалистическому сценарию, согласно которому выброс CO2 будет расти с такой же скоростью, удваиваясь каждые 50 лет, температура 502 на Земле уже установится через 100 лет, а 150°С через 300 лет.

3.Подведение итогов. Рефлексия:

Хотя многие эксперты предрекают человечеству неминуемую гибель, можно предпринять попытку спасения. Серьёзность ситуации предполагает принятие чрезвычайных мер.

1. Объявить на планете всеобщее чрезвычайное положение.

2. Созданное удобное для банков и финансовой элиты антиприродное общество должно быть устранено.

3. В мобилизационном режиме перейти к госрегулированию экономики, к её перестройке согласно требованиям природосбережения, к экосоциализму.

4. Создать специальный орган по экологической катастрофе при правительстве РФ (или РАН), куда не должны быть включены функционеры, работавшие в природоразрушающей экономике.

5. Восстановить образование, просвещение населения, в том числе экологическое просвещение.

6. Уделить приоритетное внимание развитие науки на принципах природосбережения. Уделить главное внимание мониторингу и комплексному анализу экологической ситуации. Устранить зависимость науки от коммерсантов, наказывать за искажение правды.

7. Создать жёсткое экологическое законодательство, предусмотреть уголовное наказание за его нарушение вплоть до смертной казни.

8. Создать международное объединение для реализации этих мер, опираясь на государственные органы стран «оси зла» и на оппозиционные силы прочих держав.

9. Допустить к принятию решений квалифицированных и ответственных людей. Сегодня власти во всём мире - это лоббисты ресурсодобывающих компаний и финансовых структур, действующие как клуб самоубийц. Либо мы научимся уважать разум и его носителей, либо нас не будет.

Рефлексия:

Раздаются карточки со смайликами. Учащиеся делают отметки.

хорошо понял тему

1-4.gifи поработал

недостаточно хорошо

понял тему  и мало работалsuper_smilies084.gif

надо ещё поработать

над данной темой, не работал активно

super_smilies051.gif


Приложение 1

Что будет с нашей планетой через полвека?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по экологии "День Земли"- краеведческий материал

Цели: - привлечь внимание зрителей и участников мероприятия  к       проблемам окружающей среды; - показать связь живых организмов с окружающей средой; - прививат...

внеклассное мероприятие по экологии "22 апреля День Земли"

22апреля – День ЗемлиЦели:- привлечь внимание зрителей и участников мероприятия  к       проблемам окружающей среды;- показать связь живых организмов с окружаю...

Спасём планету Земля!- проблемы экологии

Сопровождение урока эффектными слайдами разбудит познавательный интерес у каждого- отработка лексики пройдет непринужденно, а пришельцы с других планет помогут осознать всю серьезность существующих пр...

Внеклассное мероприятие "Проблемы экология моей малой родины"

Проект 6г класса«Проблемы экологии моей  малой родины»Руководители: Окорокова Н.В. учитель географии, Новосельская Т.В. учитель математикиЦель: выяснить наиболее значимые экологические проблемы У...

Методическая разработка интегрированного урока «Наш дом – Земля. Экология Земли – глобальная проблема человечества»

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и географии, в рамках темы "Глобальные проблемы человечества". основным элементом структуры и содержания урока является документальный фильм....

внеклассное мероприятие по экологии " День Земли"

Целью данного мероприятия было привлечь внимание зрителей и участников мероприятия  к  проблемам окружающей среды;показать связь живых организмов с окружающей средой;прививать любовь к малой...

Внеклассное мероприятие по экологии и охране природы "День Земли"

Цель мероприятия познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на ...