Авторская программа школьного клуба "Юный журналист"
рабочая программа по теме

    Программа клуба юного журналиста «Общение» рассчитана на ребят в возрасте 7 – 17 лет, интересующихся русским языком, литературой, журналистикой, делающих свои первые «пробы пера». Программа предназначена для практического изучения журналистики и филологии, для развития творческих задатков и способствует расширению кругозора детей, формированию у них вышеперечисленных компетенций, главным образом, коммуникативной, а также работе с одаренными детьми.

    Основа общения ребят в клубе – интерес к словотворчеству и открытому диалогу, создание в клубе творческой атмосферы, тогда каждый его участник будет иметь возможность реализовать свой творческий потенциал. Посещать клуб может любой ученик, а также учителя образовательного учреждения.

    Программа предполагает теоретические и, в основном, практические занятия, на которых ребята не только приобретут необходимые знания, умения, навыки, но и будут общаться со сверстниками и взрослыми людьми за пределами школы, знакомиться с творчеством поэтов, журналистов, готовиться к мероприятиям и др. Программой предусмотрены коллективные занятия, а также индивидуальные работы с одаренными детьми. Кроме того, ребята на протяжении всего обучения будут собирать интересные материалы, творческие работы, свои первые рассказы и стихи, участвовать в конкурсах, что делает необходимым не только постоянный выпуск газеты, но и формирование индивидуального портфолио ребенка.

    Во время обучения ребята будут практически изучать нормы речевого поведения, устной и письменной речи, самостоятельно организовывать работу газеты от планирования номера до его корректуры и верстки. Это позволит свободнее общаться между собой и с учителями, с людьми разного возраста и социального положения, поможет реализации творческих способностей ребят и формированию ключевых компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kluba_yunogo_zhurnalista.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В Концепции модернизации российского образования указано, что образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода «мерило» современного качества образования.

    Как указано в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, филологическое образование нацелено на формирование определённых компетенций – коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой.

    Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.

    Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

    Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

    Теоретические сведения о русском языке, литературе не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Пространство традиционного урока в основном заполнено теорией и практическим ее применением, у учителя нечасто остается достаточно времени для организации живого диалога со всеми учениками в классе, для новых, современных форм работы, для развития творческих способностей ребенка, для работы с одаренными детьми. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.

    Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку и литературе – один из путей решения данной проблемы. А одним из эффективных способов совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся является внеклассная работа по предмету

    Внеклассная работа – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, проводимой постоянно и организуемой для развития разнообразных способностей учащихся в области русского языка и литературы. Одной из форм данной работы является создание постоянно действующей газеты учебного заведения.

    Программа клуба юного журналиста «Общение» рассчитана на ребят в возрасте 7 – 17 лет, интересующихся русским языком, литературой, журналистикой, делающих свои первые «пробы пера». Программа предназначена для практического изучения журналистики и филологии, для развития творческих задатков и способствует расширению кругозора детей, формированию у них вышеперечисленных компетенций, главным образом, коммуникативной, а также работе с одаренными детьми.

    Основа общения ребят в клубе – интерес к словотворчеству и открытому диалогу, создание в клубе творческой атмосферы, тогда каждый его участник будет иметь возможность реализовать свой творческий потенциал. Посещать клуб может любой ученик, а также учителя образовательного учреждения.

    Программа предполагает теоретические и, в основном, практические занятия, на которых ребята не только приобретут необходимые знания, умения, навыки, но и будут общаться со сверстниками и взрослыми людьми за пределами школы, знакомиться с творчеством поэтов, журналистов, готовиться к мероприятиям и др. Программой предусмотрены коллективные занятия, а также индивидуальные работы с одаренными детьми. Кроме того, ребята на протяжении всего обучения будут собирать интересные материалы, творческие работы, свои первые рассказы и стихи, участвовать в конкурсах, что делает необходимым не только постоянный выпуск газеты, но и формирование индивидуального портфолио ребенка.

    Во время обучения ребята будут практически изучать нормы речевого поведения, устной и письменной речи, самостоятельно организовывать работу газеты от планирования номера до его корректуры и верстки. Это позволит свободнее общаться между собой и с учителями, с людьми разного возраста и социального положения, поможет реализации творческих способностей ребят и формированию ключевых компетенций.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ КЛУБА

    Внеклассная работа по русскому языку и литературе по созданию клуба юного журналиста имеет общие с уроком цели: 

-1- развитие у учащихся интереса к русскому языку и литературе как

     учебным предметам;

-2- обучение самостоятельной деятельности учащихся по налаживанию

     коммуникации с разными людьми, поиску информации, созданию,  

     корректуре и верстке номера газеты образовательного учреждения;

-3- формирование культуры устной и письменной речи, бережного

     отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и

     литературе, как неисчерпаемому богатству великого русского народа.

    Указанные цели определяют задачи клуба:

-1- расширить, углубить и дополнить приобретаемые на уроках знания, тем

     самым помогая учащимся лучше усвоить программный материал;

-2- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, периодикой,

     словарями-справочниками, подбирать материал на нужную тему,

     корректировать его;

-3- сформировать коммуникативные компетенции учащихся (выстраивать

     диалог с разными по возрасту и социальному положению людьми,

     выступать перед аудиторией, организовывать вечера, конкурсы и т.д.);

-4- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся;

-5- воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в

     возможность преодолеть отставание по русскому языку и литературе.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Количество часов в неделю: 2

    Программа предусматривает чередование разных форм обучения: беседы, разнообразные практические работы с решением проблемных, творческих, частично поисковых заданий, сюжетно-ролевые игры, встречи с интересными людьми. Это сочетание коллективной и индивидуальной деятельности, творческих встреч, работа подростков индивидуально и творческими группами над составлением номера газеты.

    Пути решения данной программы:

- выявление заинтересованных творческих ребят, одаренных детей, помощь в организации их деятельности;

- обучение азам журналистики, культуре общения и построению диалога, работе с материалами для газеты;

-  проведение конкурсов, литературных вечеров, игр и т.д.;

-  публикация творческих работ и материалов в газете;

-  самостоятельное создание газеты участниками клуба.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ:

    Проводятся контрольные занятия по теории и практике. Успешно занимающиеся дети переводятся на следующий год обучения, а выпускники получают свидетельства об окончании курса. Предполагается участие в конкурсах, открытые занятия, встречи с журналистами и творческими людьми, круглые столы, на которых участники клуба показывают все, чему научились: рассуждать на разные темы и разбираться в них, отстаивать свою точку зрения, выстраивать конструктивный диалог и налаживать коммуникативные связи.

ОБОРУДОВАНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

-  компьютер;

- принтер и краска (черная и цветная);

- диски или флешка;

- цифровой фотоаппарат;

- бумага формата А4, канцелярские принадлежности.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

ЦЕЛИ: - обучить основам журналистского мастерства;

              -  наладить постоянный выпуск газеты образовательного

                 учреждения.

ЗАДАЧИ: - обучение организации работы газеты;

                  - обучение связному изложению мыслей в устной и письменной

                    форме, налаживанию диалога;

                  - знакомство с детской периодикой области и России, с районной

                    периодикой.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Общее количество часов

теоретические часы

практические часы

1

Структура и организация работы газеты

1

0,5

0,5

2

Жанры периодической печати

26

13

13

3

Заголовок для материала

2

1

1

4

Тема, цели и задачи материала для публикации в газете

1

0,5

0,5

5

Проблемные и спорные материалы для газеты

2

1

1

6

Герой материала

2

1

1

7

Тематические полосы и рубрики

1

0,5

0,5

8

Поиск информации для выпуска номера газеты

2

1

1

9

Опровержения и конфликты

1

0,5

0,5

10

Фотографии в газете

3

1

2

11

Рисунки, коллажи, занимательные материалы

2

1

1

12

Работа с корреспонденцией

2

1

1

13

Типы и стили речи

6

3

3

14

«Ищу и исправляю». Корректура текста, работа со справочной литературой

7

1

6

15

Работа с местной периодикой, областной и российской детской периодикой

6

-

6

16

Встречи с журналистами районной газеты

3

-

3

17

Кодекс чести журналиста

1

-

1

ИТОГО:

68

26

42

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Структура и организация работы газеты (1 ч.)

     - состав редакции газеты, обязанности членов коллектива;

     - принципы организации работы редакции, роль периодики в жизни        

       общества. Обсуждение организации работы и распределение ролей в

       газете образовательного учреждения.

2. Жанры периодической печати (26 ч.)

    - Заметка. Статья. Эссе. Интервью. Репортаж. Хроника. Дневник. Письмо.

      Опрос. Фоторепортаж. Рецензия. Очерк. Реклама в газете. Практикум.

3. Заголовок для материала (2 ч.)

     - роль и функции заголовка в периодике.

     - правила подбора заголовка к материалу. Практикум.

4. Тема, цели и задачи материала для публикации в газете (1 ч.)

     - что, зачем и как публикуется в номере газеты.

5. Проблемные и спорные материалы для газеты (2 ч.)

     - интерес к проблемным материалам в периодике. Практикум.

6. Герой материала (2 ч.)

     - кто может быть героем материала для газеты. Герой и антигерой.

       Практикум.

7. Тематические полосы и рубрики (1 ч.)

     - роль и смысл создания тематических страничек в газете. Практикум.

8. Поиск информации для выпуска номера газеты (2 ч.)

     - источники информации. Способы поиска и сбора информации.

        Практикум.

9. Опровержения и конфликты (1 ч.)

     - причины конфликтов в работе журналиста. Опровержения в газете.

10. Фотографии в газете (3 ч.)

     - роль фотоснимков для периодической печати. Эстетические, этические

         и художественные принципы публикации фотографий. Практикум по

         фотосъемке.

11. Рисунки, коллажи, занимательные материалы (2 ч.)

     - функции и принципы публикации данных материалов в газете.

         Практикум.

12. Работа с корреспонденцией (2 ч.)

     - что такое корреспонденция. Этика и принципы организации работы с

           корреспонденцией. Практикум.

13. Типы и стили речи (6 ч.)

     - типы речи: повествование, описание, рассуждение.

     - стили речи: научный, официально-деловой, разговорный,

          художественный. Публицистический стиль речи.

     - типы и стили речи в периодике. Практикум.

14. «Ищу и исправляю». Корректура текста, работа со справочной литературой (7 ч.)

     - понятие и нормы корректуры текста в периодике. Спорные моменты

          при  корректуре авторского текста.

     - роль справочной литературы при корректуре. Практикум.

15. Работа с местной периодикой, областной и российской детской периодикой (6 ч.)

     - знакомство с периодикой, анализ материалов и их расположения на

          полосах издания. Обсуждение интересных материалов.

16. Встречи с журналистами районной газеты (3 ч.)

     - знакомство с журналистами, организацией работы районной газеты.

     - знакомство с планированием и созданием номера районной газеты.

17. Кодекс чести журналиста (1 ч.)

     - этические, нравственные, гуманистические, коммуникативные

            принципы и правила работы журналиста с людьми и информацией.

К концу первого года обучения должны знать:

- основные понятия в журналистике;

- жанры периодической печати;

- типы и стили речи, их использование в периодике;

Уметь:

- находить и исправлять ошибки;

- связно выражать свои мысли, свободно общаться с людьми;

- создавать журналистские работы малых жанров;

Приобрести навыки:

- устного и письменного анализа материалов периодики и собственных;

- написания творческих работ;

- грамотного изложения мыслей;

Развить:

- речь и память;

- логическое мышление;

- кругозор.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

ЦЕЛИ: - обучить основам написания, корректуры текста, основам культуры  

              письменной речи;

              - обучить налаживанию контактов и взаимодействию с людьми

                 разного возраста, культуре устной речи.

ЗАДАЧИ: - обучение нормам письма и корректуры материалов для газеты;

                  - формирование орфографических и пунктуационных умений и

                     навыков;

                  - работа с интересными литературными произведениями вне

                    школьной программы, с детской и «взрослой» периодикой

                    области и России, с районной периодикой, встречи с

                    журналистами и творческими людьми.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Общее количество часов

теоретические часы

практические часы

1

Тематические выпуски газеты

2

1

1

2

Основы стилистики. Стиль речи в периодике

6

1

5

3

Культура речи журналиста

8

2

6

4

Ирония и юмор в журналистике

2

1

1

5

Псевдоним журналиста

1

-

1

6

Этика и культура общения

6

2

4

7

«Ищу и исправляю». Корректура и работа со справочниками

15

3

12

8

В мире литературы

10

1

9

9

Работа с местной периодикой, областной и российской детской и «взрослой» периодикой

10

-

10

10

Встречи с журналистами районной газеты, творческими людьми

6

-

6

11

Кодекс чести журналиста

2

1

1

ИТОГО:

68

12

56

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Тематические выпуски газеты (2 ч.)

     - понятие, структура, цели и задачи тематических выпусков. Практикум.

2. Основы стилистики. Стиль речи в периодике (6 ч.)

     - что такое стилистика. Основные понятия стилистики. Стилистический

       анализ текста и его роль для периодических изданий.

     - что такое стиль. Стили речи в периодике. Практикум.

3. Культура речи журналиста (8 ч.)

     - понятие культуры речи. Некоторые правила построения речи. Монолог и

       диалог. Разговорные нормы русского языка.

     - особенности культуры речи журналиста. Практикум.

4. Ирония и юмор в журналистике (2 ч.)

     - понятие иронии, юмора, использование приемов в прессе. Практикум.

5. Псевдоним журналиста (1 ч.)

     - понятие и функции псевдонима, особенности его выбора. Практикум.

6. Этика и культура общения (6 ч.)

     - понятия этики, культуры, общения. Основные этические нормы и

       правила построения диалога.

     - формальное и неформальное общение. Практикум.

7. «Ищу и исправляю». Корректура и работа со справочниками (15 ч.)

     - основные правила корректуры текста. Коррекция, корректность и

        корректура. Нормы современного русского литературного языка.

        Практикум.

8. В мире литературы  (10 ч.)

     - литературные страницы в прессе. Литература и периодика в России.

       Анализ литературных произведений русской и зарубежной классики.

9. Работа с местной периодикой, областной и российской детской и «взрослой» периодикой (10 ч.)

     - знакомство с периодикой. Анализ материалов и их расположения на

       полосах номера. Стилистический анализ текста.

10. Встречи с журналистами районной газеты, творческими людьми  (6 ч.)

     - налаживание коммуникативных связей с журналистами районной газеты.

       Встречи и практикум в районной газете.

     - налаживание отношений с творческими людьми. Творческая мастерская.

11. Кодекс чести журналиста (2 ч.)

     - этические, нравственные, гуманистические, коммуникативные

       принципы и правила работы журналиста с людьми и информацией.

К концу второго года обучения должны знать:

- понятия филологии и журналистики в большем объеме;

- правила составления материалов для газеты, их написания и корректуры;

Уметь:

- анализировать и корректировать написанный или прочитанный материал;

- выстраивать диалог с малознакомыми людьми;

- грамотно излагать и отстаивать свою позицию;

Приобрести навыки:

- анализа и корректуры текста;

- составления плана и написания материалов для газеты;

- работы с текстом и справочной литературой;

Развить:

- творческое мышление;

- чувство слова.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

ЦЕЛИ: - обучить основам написания, корректуры текста;

             - обучить налаживанию коммуникативных связей, основам культуры

               устной и  письменной речи;

             - научить самостоятельно выпускать номера газеты.

ЗАДАЧИ: - овладение нормами русского литературного языка (устными и

                     письменными), обогащение словарного запаса;

                  - обучение верстке номера газеты;

                  - формирование навыков самостоятельного создания номера

                    газеты (подбор материалов, корректура, верстка);

                  - работа с интересными литературными произведениями вне

                    школьной программы, с детской и «взрослой» периодикой

                    области и России, с районной периодикой, встречи с

                    журналистами и творческими людьми.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Общее количество часов

теоретические часы

практические часы

1

Культура речи журналиста

10

3

7

2

«Ищу и исправляю». Корректура и работа со справочниками

11

3

8

3

Верстка номера газеты.

13

4

9

4

Этика и культура общения

8

3

5

5

В мире литературы

10

-

10

6

Работа с местной периодикой, областной и российской детской и «взрослой» периодикой

8

-

8

7

Встречи с журналистами районной газеты, творческими людьми

6

-

6

8

Кодекс чести журналиста

2

1

1

ИТОГО:

68

14

54

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Культура речи журналиста (10 ч.)

     - основы и принципы культуры речи. Нормы устной речи.

     - построение монолога и диалога. Культура речи журналиста. Практикум.

2. «Ищу и исправляю». Корректура и работа со справочниками (11 ч.)

     - нормы письменной речи. Орфографическая, пунктуационная,

       стилистическая правка материалов. Практикум.

3. Верстка номера газеты (13 ч.)

     - понятие верстки. Принципы и этапы работы.

     - особенности верстки периодики. Практикум.

4. Этика и культура общения (8 ч.)

     - правила и стили общения. Основы риторики. Практикум.

5. В мире литературы  (10 ч.)

     - литература и периодика. Анализ современных русских и зарубежных

       произведений. Современная литературная периодика.

6. Работа с местной периодикой, областной и российской детской и «взрослой» периодикой (8 ч.)

     - анализ материалов прессы, участие в работе изданий.

     - анализ произведений областных авторов – художников, поэтов,

       писателей, журналистов.

7. Встречи с журналистами районной газеты, творческими людьми  (6 ч.)

     - творческие мастерские. Практикум по верстке номера. Совместная

        работа с районной газетой.

8. Кодекс чести журналиста (2 ч.)

     - этические, нравственные, гуманистические, коммуникативные

       принципы и правила работы журналиста с людьми и информацией.

К концу третьего года обучения должны знать:

- все понятия журналистики (в объеме клуба в образовательном учреждении);

- правила создания номера газеты (подбор материалов, корректура, верстка);

- нормы культуры устной и письменной речи;

Уметь:

- подбирать информацию и работать в жанрах периодики;

- делать анализ и корректировать материалы для газеты, анализировать

  творчество или конкретное произведение поэта, писателя или журналиста;

- выстраивать и поддерживать коммуникативные связи.

Приобрести навыки:

- анализа, корректуры и верстки материалов для газеты;

- работы и общения с людьми разного возраста и социального положения;

- работы с текстом, литературным произведением и справочной литературы;

Развить:

- творческое и критическое мышление;

- чувство слова;

- коммуникативные компетенции.

   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования для детей среднего школьного возраста

Авторская программа охватывает два направления: информатику ( в большей степени) и журналистику....

Авторская программа "Школьный ВИА"

Разработана с учетом общеобразовательной школы.Программа получила экспертное заключение МИОО и рекомендована к реализации....

Презентация авторской программы "Школьный ВИА"

Дополнение к авторской программе Бруква Е.И. "Школьный ВИА"...

Авторская программа "Школьная газета + ТV"

Программа по  (обучению в творческом объединении «Школьная газета+ ТV»)----------- учебный год...

авторская программа "Основы культурологических знаний в школьной дисциплине МХК Восточного Забайкалья"

Отличительныи признаком программы является то, что кроме общеизвестных культур мира, в ней  изучается культура народов Африканского континента, Мезоамерики; достаточное количество часов отводится...

Авторская программа дополнительного образования детей школьного возраста

  Шахматная игра пользуется  большой популярностью в нашей стране  и по количеству участников занимает одно из первых мест среди всех видов детского спорта. Шахматные турнир...


 

Комментарии

Шелег Ольга Валерьевна

Надюш,а журналистика не прошла даром!!!