"Причуды истории" (игра)
материал по теме

Березикова Амина Харисовна

Данное мероприятие направлено на повышение  интеллектуального уровня воспитанников, а также служит для организации досуга .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichudy_istorii.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра "Причуды истории"

Цель: знакомство с историческими традициями и опытом борьбы человечества против вредных привычек.

Задачи: 

  1. Усилить внимание учащихся к проблемам собственного здоровья.
  2. Ознакомить с опытом борьбы с вредными привычками.
  3. Способствовать отказу от вредных привычек, наносящего вред собственному здоровью и здоровью окружающих.
  4. Развить навыки самостоятельного мышления.

Организация данной игры сходна с телеигрой «Что? Где? Когда?», отбирается по три игрока для создания команды знатоков (оптимальное количество игроков – 9 человек). Остальные дети – зрители. Отвечая на специально подготовленные вопросы для зрителей, они могут заработать баллы, от количества которых зависит размер приза. Кроме того, если команда знатоков дает неправильный ответ, вопрос переходит к зрителям.

Оформление и правила игры:
В центре зала ставится круглый стол, на котором по кругу раскладываются цифры от 1 до 16. 2 карточки с вопросом для зрителей. В центре стола ставится волчок с указательной стрелкой, игроки с помощью него выбирают номер вопроса. На подготовку ответа даётся 3-5 минут в зависимости от сложности задания. После ответа участников игры ведущий озвучивает правильный ответ.
Проводится конкурс со зрителями. Ребёнок, который первым правильно ответит на вопрос ведущего, становится новым игроком.

Материалы игры

Вопрос № 1
В одной из старинных летописей описана интересная история о том, как князь Владимир Святославович принимал у себя мусульманских послов. После убеждали Владимира принять ислам в качестве государственной религии. Чтобы как-то объяснить свой отказ, Владимир сказал: «Руси есть веселие питии, не можем без этого бытии». Почему подобное заявление стало веской причиной отказа в глазах иноземных послов?

Ответ: Ислам запрещает употребление каких-либо спиртных напитков.

Ведущий. Как ни странно, но именно этот эпизод лёг в основу легенды про извечное беспробудное пьянство на Руси. На самом деле в эпоху средневековья Россия вступила трезвой. Если же говорить про Европу, то вот как описал положение в своём приходе один из священников: «Мои прихожане каждое воскресенье смертельно все пьяны».

Вопрос зрителям:  В каком веке в России впервые появилась водка?

Ответ: Водка появилась в XVI веке. Причём, этот якобы «Исконно русский напиток» был завезён из Европы (по одной версии из Генуи, по другой – из Германии).

Вопрос № 2

Несколько веков назад на территории Юго-Восточной Азии обитало племя маньчжуров. В XVIII веке, завоевав обширную территорию нынешнего Китая, они основали знаменитую династию Цин. Со стороны Японии наблюдались многочисленные попытки завоевания этого народа. Но безуспешно. Тогда японские власти пошли на хитрость. В результате, не пролив ни капли крови, они смогли занять всю страну. В чём заключалась эта хитрость?

Ответ: На территории страны, засланные японские торговцы открыли курильни опиума, где посетителям-маньчжурам, включая подростков и детей, предлагали различные наркотики, в том числе и алкоголь. При этом самим японцам было запрещено посещать подобные места под знаком смерти.

Вопрос зрителям: Как вы думаете, почему подобные меры привели к полной негласной победе японцев?

Ответ: Наркотики приводят к полной деградации личности. Человек продаст что угодно, чтобы получить новую дозу. Наркоман – уже не воин. Он не может иметь здоровое потомство. А значит, общество разрушается изнутри.

Ведущий. Описанная история относится к концу XVII века. Но разве не та же самая картина происходит сегодня. Бесплатные наркотики на дискотеке, в школе, во дворе. С чего такая щедрость, такая доброжелательность со стороны совершенно чужих тебе людей? Мы живем в жестоком мире, где каждый во всем ищет свою выгоду. Какая выгода от двух таблеток, отданных тебе просто так, «даром»? Просто этот человек знает, ты, как маньчжуры, со временем отдашь всё: деньги, квартиру, маму, жизни.

Вопрос № 3 

Президент Кеннеди в своё время запрещал американским журналистам писать о проблемах пьянства в Советском Союзе. Он говорил так: «Пусть пьют, скорее развалятся. Выродятся сами, не надо…». Закончите фразу.

Ответ: Никакой водородной бомбы.

Ведущий. Воистину верные слова. Думаю, современный президент США думает так же. И потому наше телевидение, радио, газеты переполнены рекламой элитных вин, дорогих сигарет. Помните мультфильм про Нильса, когда он сделал дудочку и утопил сотни крыс? Мы как эти крысы: покорно идём к гибели, принимая призрачный мир дурмана за реальность.

Вопрос № 4 (содержит чёрную карточку). В зал вносят чёрный ящик.

В чёрном ящике находится предмет, который ставили на стол во время застолья у египтян, а позднее у римлян, как напоминание о вреде и опасности чрезмерного пьянства. Что находится в чёрном ящике?

Ответ: Человеческий череп.

Вопрос № 5 (содержит красную карточку). Блицтурнир. В нем участвует только один игрок , выбравший вопрос.

Ведущий. Народная мудрость всегда очень метко выражала своё отношение к пьянству. Закончите пословицу:

«Перед хмелем падко, во хмелю сладко, а после хмеля…»

Ответ: Гадко.

«Гулять смолоду – помирать…»

Ответ: С голоду.

Если игрок не может дать ответ, близкий к правильному, он выбывает из игры.

Вопрос № 6 

Арапский мыслитель XIII века Абу-ль-Фарадж писал, что человек, употребляющий спиртное, в зависимости от степени опьянения выглядит, как животное: сначала – как павлин, потом – как обезьяна, затем – как лев и, наконец, как…». О каком животном идет речь?

Ответ: Свинья.

Вопрос № 7

Один из крупных деятелей дореволюционной России И.А. Сикорский писал: «Раньше было пьянство, а с XIX века начался алкоголизм…» Почему автор выделяет именно этот период? Какие изменения в жизни общества могли стать причиной перехода к алкоголизму?

Ответ: XIX век – век научно-технической революции, этап перехода от кустарного производства к промышленному. Если раньше спиртные напитки изготовляли в слабой концентрации и кустарно, то при переходе к фабричному производству чистого спирта, а вместе с ним и крепких напитков, масштабы распространения пьянства приняли угрожающий размах, причём не только в России, но и других европейских странах мира.

Вопрос № 8 

История одной жизни:
В тот день одной из рожениц была совсем ещё молодая женщина, почти девочка. Ей едва исполнилось семнадцать. Ребёнок появился на свет немного недоношенным, но в целом всё прошло благополучно. Через несколько часов новорождённый начал кричать, корчится в конвульсиях. Чего мы только ни делали, чтобы успокоить его! Ничего не помогало. Дрожь всё время сотрясало маленькое тельце, оно то сворачивалось в клубочек, то вытягивалось в струну. С ребёнком происходило что-то непонятное. Похоже, было на сильное отравление. Но ведь ему не давали, ни каких лекарств и ещё не кормили. Крохе становилось всё хуже и хуже. Мы запаниковали…
Как вы думаете, что могло стать причиной такого состояния новорождённого? О каком наследственном заболевании идёт речь?

Ответ: Ребёнок появился на свет наркоманом. Таким сделала его мать, которая уже полтора года принимала наркотики. Часть каждой новой «дозы» с кровью поступала в организм ребёнка. После рождения физиологическая связь с матерью оборвалась, наркотик перестал поступать, у новорождённого началась «ломка». Страшно видеть «ломку» взрослого человека, ещё страшнее, когда она крутит и раздирает крошечное тельце беспомощного младенца. Окончательно избавить организм ребёнка от этой зависимости врачам удалось только через несколько месяцев, но вырастит ли он нормальным, полноценным человеком – этого не знает никто.

Вопрос № 9

Древняя восточная легенда рассказывает о том, как один арабский алхимик пытался найти философский камень. Ради своей цели он оставил жену и детей и предался уединённой жизни отшельника. Остатки пищи, которую ему приносили, он выливал в сосуд, находившейся в его комнате. Вскоре он заметил, что в сосуде появилось непонятное вещество, которое он принял за философский камень. Алхимик поверил, что он способен давать людям радость и свободу, избавлять от болезней и печалей. Но вскоре горе-философ с ужасом обнаружил, как он ошибался: горе и слёзы, зло и смерть несёт его открытие людям. Проклинаемый толпой, в страхе и отчаянии он бросился в окно, лишая себя жизни.
Назовите вещество, о котором идёт речь.

Ответ: Алхимик назвал своё открытие алкоголем, что в переводе на русский язык означает «благородный». Как же сильно он ошибался.

Вопрос № 10

В одной из газет 1988 года нам встретились слова: в будущем токсикоманов не будет… Объясните, что означает этот прогноз. Оправдался ли он сегодня?

Ответ: Продолжение фразы: «…и не потому что наркотики вообще уйдут, просто их место займут наркотики благороднее».
Можно сказать, прогноз подтвердился наполовину. Токсикомания осталась. А ещё появилось огромное количество других, более страшных искусственных наркотиков, таких как, например, ЛСД. Мало кто знает, но галлюцинации от этого наркотика настолько сильные, что неподготовленный человек может просто сойти сума или покончить жизнь самоубийством. Именно поэтому перед употреблением новичку объясняют, что именно он увидит и как на это реагировать.

Вопрос № 11 

Перед вами отрывок из письма наркоманки. В нём пропущены некоторые слова. Попытайтесь восстановить текст письма, вставляя вместо пропусков предложенные слова на слайде: доставать, ужас, выход, красота, боль, мрак, любопытство, чудо, бросать, выходить.
Падеж слов можете изменять по своему усмотрению. Каждое слова повторяется только один раз.

Текст письма: 

Самое страшное, что не удаётся …, – смертельно боишься физических болей дикой силы. … и стремление к удовольствию гонят на поиски – куда угодно. Бежишь, придумываешь что угодно, умоляешь. Если сегодня не …, не знаешь, как жить, и думаешь, постоянно думаешь об одном и том же. Это похоже на жестокую сказку. Идёт человек  по прекрасному саду и видит красивый дом, … толкает заглянуть. Входит, а сзади – хлоп. И нет … И внутри нет никакой … Только пустота, …, боль. Можно …, разбив стену. Но для этого проходишь через нечеловеческую … Надеешься на …? Их не бывает!!!

Ответ: Правильная последовательность слов: бросать, ужас, доставать, любопытство, выход, красота, мрак, выходить, боль, чудо. 

Вопрос № 12 

В последнюю ночь перед смертью он пережил мучительные испытания. Сначала предательство, потом арест и ряд допросов, на которых против него давались ложные показания. Наконец, после бессонной ночи его повели на казнь. На месте казни ему предложили напиток, содержащий вещества, влияющие на психику. Они могли бы притупить боль и облегчить страдания. Но он отказался! Он хотел полностью владеть собой. Он хотел встретить испытание, полностью отдавая отчёт в происходящем. Он не пытался уйти от действительности! И поэтому он отказался! О ком идет речь в этом рассказе?

Ответ: В библии говорится: « Попытались заставить Его выпить вино, смешанное с миром, но Иисус отказался» (Евангелие от Марка 15:22).

Подумай, Иисус отказался, хотя ему предстояло пройти через нечеловеческую боль и страдания. Неужели ты не можешь отказаться?

Вопрос № 13 (содержит красную карточку). Блицтурнир. Закончите фразу. Ведущий зачитывает отрывок из стихотворения:

Колет женщина дрова
Не обидно бы – война;
Муж на фронте – ты одна.
Но всему тому вина –
Эпидемия …

Ответ: Вина.

Вопрос № 14 

Закончите фразу: «Это было три года назад. С тех пор моя жизнь на конце иглы. Больше не удаётся достичь того кайфа, это давно прошло. Теперь я ввожу наркотик для того, чтобы усмирить …»

Ответ: Приступы отчаянья и нечеловеческой боли.

Ведущий. После того, как от наркотиков сформировалась зависимость, их употребление уже не сопровождают приятные ощущения. Наркотик становится необходимым прежде всего для того, чтобы избежать состояния так называемой «ломки».

Вопрос № 15

Легендарный законодатель Спарты Ликург издал закон, который запрещал молодожёнам под страхом тяжёлого наказания приём крепких спиртных напитков в день свадьбы. Объясните, с чем связано введение такого запрета.

Ответ: Алкоголь очень негативно влияет на половую систему и на будущее потомство. Достаточно двух основательных выпивок во время беременности, особенно в первые несколько недель, когда женщина, как правило, еще не знает об этом, чтобы нанести существенный вред ребёнку. В частности, возможны генетические изменения, которые, как вы знаете, являются наиболее опасными. Так, болезнь Дауна вызвана появлением всего одной лишней хромосомы в клетках человека.

Вопрос № 16 (содержит чёрную карточку). В зал вносят чёрный ящик.

В чёрном ящике находится предмет, который в Афинах и Спарте женщины были обязаны класть между собой и пьяным мужем. Что находится в чёрном ящике?

Ответ: Меч, как знак смертельной казни за «любовь» в нетрезвом виде.

В конце игры: заключительное слово ведущего и вручение призов.

Проводится рефлексия:

  1. Понравилась ли вам игра?
  2. Узнали ли вы что-то новое?
  3. Как вы думаете, поможет ли проведение таких мероприятий предотвратить распространение наркомании?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по истории. Игра по станциям "Лабиринты истории"

Данная методическая разработка может быть использована в работе учителя истории для 5-7 классов как итоговое мероприятие или в рамках недель педагогического мастерства....

Учебно-методическое пособие "Изучаем историю играя" (описание опыта работы)

Данное учебно-методическое пособие включает в себя теоретическую часть, раскрывающую роль и значение дидактических игр в процессе обучения, а также практическую часть, содержащую методические разработ...

"История игры" - к уроку физической культуры в 1 классе

/Cmd+VПредставляю методическую разработку по физической культуре в начальной школе для учащихся 1 класса.Урок подготовлен для раздела программы «Основы знаний» (теоретическая часть) и «Подвижные игры ...

Внеклассное мероприятие "Колесо истории" Игра.

Игра "Колесо истории" охватывает восемьнадцатый век.Целевая аудитория - 7 класс. Игра с элементами театра....

Баскетбол. История игры. Правила игры. Интересные факты.

СУЩЕСТВУЕТ  ГИПОТЕЗА,  ЧТО  НЕЙСМИТ  СКОПИРОВАЛ  ДРЕВНЮЮ  ИГРУ МЕКСИКАНСКИХ  ИНДЕЙЦЕВ  ПОД  НАЗВАНИЕМ  «ПОК-ТА-ПОК»,  В  ХОДЕ КОТОРОЙ ...

«Волейбол». История игры. Основные правил игры волейбол. Передача мяча двумя руками сверху.

Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)Предмет: физическая культура          Тема: «Волейбол».  История игры. Основные правил игры волейбол...

«Волейбол». История игры. Основные правила игры в волейбол. Передача мяча двумя руками сверху. Эстафеты с элементами волейбола

Тема: «Волейбол». История игры. Основные правила игры в волейбол. Передача мяча двумя руками сверху. Эстафеты с элементами волейбола.  Цель урока: Дать представление о занятиях волейболом, т...