Крылья матери.
методическая разработка (8 класс) по теме

Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню матери, для учащихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_materi.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    МБОУ  СОШ №3 сл.Большая Орловка

                                                      Классный руководитель 8 класса

                                                        Присичева Г.А.

                                          Крылья  матери

  1.     25 ноября – День Матери в России.  Конечно , в этот день будет много песен, стихов, красивых слов о мамах, они этого достойны. Замечательный концерт был в прошлом году , и в позапрошлом, и в этом году опять многие классы разучивают новые песни, стихи о маме, готовят красивые презентации , выпускают праздничные газеты… Концерты, концерты,  концерты…  Ну и правильно, праздник же…Я этот праздник ,и не только этот, уже который год, вижу из окон своего дома. Вижу, как празднуют его в доме для престарелых людей. Артисты, песни, танцы. Весело. Праздник. А они плачут… И я вместе с ними…Я часто вижу, как к ним приезжают родственники -вот это настоящий праздник. Я не слышу о чём они говорят, зато я вижу их лица, глаза… Многих из них я знаю, я знаю их детей, некоторых из них я учила. Они, когда учились в школе, тоже, как и все, пели песни о маме, читали стихи ..У каждого своя история, свои причины, свои объяснения, свои оправдания… Каждый несчастен по-своему…
  2.   Давайте, без  праздничной программы, поговорим, о  той женщине, благодаря которой мы явились на свет Божий, – нашей родительнице, матери, маме… С первых дней ты  был окружен ее теплом и лаской. Она, выносив тебя  в своей утробе, кормила тебя  собственным молоком; часов не замечая, ухаживала за беспомощным малышом, который, едва лишь заявил о своем существовании, стал для нее самым дорогим на свете. Божественная любовь, как теплые лучи, исходящие от солнца, изливалась на тебя через грудь и руки, глаза и голос твоей мамы.   Посмотрим же на милую, бесконечно дорогую маму новыми, согретыми светом любви глазами.

Песня «Мама» в исполнении Светланы Лазаревой(мультимедийная презентация, ресурсы интернета)

  1.    (Раздаётся крик новорождённого ребёнка)

       Вот и хорошо, что ты улыбнулся. Ведь точно также, 16 лет назад,  громко и жалобно, кричал и ты. Ты уже большой и ,конечно же, давно не веришь в то, что детей приносит серебряный аист. Тебя родила мама в муках и болях.                                                                                                 Для матери и отца ты всегда будешь дитя- даже тогда, когда тебе исполнится пятьдесят, шестьдесят лет, а отцу и матери – семьдесят, восемьдесят. Каждый твой шаг, каждый твой поступок – и хороший, и плохой- отзывается в материнском сердце радостью или болью, счастьем или страданием. Помни, что ты- смысл жизни, цель жизни, сладость и горечь жизни твоих родителей. Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость - неотвратима, смерть - неумолима, перед этими несчастьями, никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. Не выдерживает материнское сердце, сгорает от горя и обиды, если вырастают недобрые, неблагодарные дети.

  1.    Великий  педагог В.А.Сухомлинский в одной из статей, адресованной молодёжи, рассказал быль.(Музыкальный фон)

        «В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери – утром, у Белокосой  - вечером. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.

        - Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мать, - музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далёкой звезде… Вот для чего хочется жить.

        - А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, - сказала Чернокосая мать, - чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов.

        Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кроватей своих жён и долго-долго и чём-то шёпотом говорили с ними. У колыбелек новорождённого мечтают о будущем – конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жён и сыновей.

        Прошло тридцать лет. В эту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где три десятилетия назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и ещё больше горя. Мужья их погибли на фронте. Но почему-то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях. Наконец Чернокосая мать спросила:

        - Кем же стал твой сын?

        - Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответили Белокосая мать, - он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына?  - и Белокосая мать назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.

        - А твой сын кем стал?- спросила Белокосая.

        - Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятнее было – механизатором в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает. Живём мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей - мальчик трех лет и девочка недавно родилась…

        - Всё-таки счастье тебя обошло, - сказала Белокосая. – твой сын стал простым, никому не известным человеком.

        Чернокосая мать ничего не ответила.

        И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате он сел на белую скамейку, долго-долго о чём-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всём на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мёд, масло. «Поправляйтесь, мам», - сказал он на прощание и поцеловал её.

        А к Белокосой матери никто не пришёл. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лёжа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:

        - У сына сейчас концерт… если бы не концерт, он, конечно, пришёл бы.

        На второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далёкого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь… Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты, паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой женщины светилось и морщины расправились.

        К Белокосой матери никто не приходил.

        Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы её вздохи не услышала соседка.

        В третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далёкого села  - привез два больших арбуза, виноград, яблоки… Вместе с сыном приехал трехлетний черноглазый внук. Сын и внук долго сидели у постели Чернокосой матери; в её глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке: вместе с папой он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна. «Я тоже буду комбайнёром, сказал мальчик, и бабушка поцеловала его… Белокосая мать в эти мгновения припомнила, что её сын, выдающийся музыкант, отправляясь в длительные поездки сдавал, как говорили в семье, маленького сына в какой-то интернат…

        Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из далёкого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой матери, что, когда к её соседке приезжал сын, даже больничным стенам хотелось, чтобы мать сына-хлебороба скорее выздоровела.

        К Белокосой матери так никто и не пришёл. Прошёл месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: «Теперь вы совершенно здоровая женщина. В сердце нет шумов, ни перебоев». А Белокосой матери врач сказал: «Вам ещё надо полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком». Говоря это, врач смотрел почему-то в сторону.

        За Чернокосой матерью приехал сын. Он привёз несколько больших букетов красных роз. Цветы подарил врачам и сёстрам. Все в больнице улыбались.

        Прощаясь с Чернокосой матерью, Белокосая попросила её остаться с ней на несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со слезами на глазах спросила:

        - Скажи, дорогая, как ты воспитала такого сына? Ведь мы родили их  в один день. Ты счастлива, а я… - и она заплакала.

        - Мы расстаёмся и никогда больше не увидимся, - сказала Чернокосая, - потому что не может быть в третий раз такого чудесного совпадения. Поэтому я скажу тебе всю правду. Сын, которого я родила в тот счастливый день, умер… Умер, когда ему и года не исполнилось. А это… не кровный сын мой, но родной! Я усыновила его трехлетним мальчиком. Он, конечно, смутно помнит это… Но я для него – родная мать. Ты это видала своими глазами. Я счастлива. А ты несчастливый человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если бы ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего сына приносил тебе тяжёлые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к сыну и скажи: его бездушие повернётся против него. Как он относится к матери, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.

5..       Что значит быть хорошим сыном, хорошей дочерью? Это значит приносить в дом только мир и покой, радость и счастье. Не приносить тревог, огорчений, обид, позора семье. Не допустить, чтобы старость твоих отца и матери была отравлена твоим позорным поведением. Хорошие дети -спокойная старость, плохие дети- старость превращается в ад. Умей чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца. Их болезнь -твоё горе. Их неприятности- твоя беда. Их позор- не только твой позор, но и твоё несчастье. Умей чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца. Не приноси тревог, огорчений, обид. Не допускай, чтобы жизнь родителей была отравлена вашим позорным поведением. Помни, что раннюю старость и болезнь нам приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Когда болит сердце, за вас дети, седеют волосы. Не забываются оскорбительные слова. Рана от занозы заживает, и следа не остаётся. А рана от обидных слов заживает, но глубокий след оставляет.

6. Крылья матери- моя любимая сказка.

    Казалось бы сказка для малышей, но истинный смысл этой  сказки о великой материнской любви, становится понятен, иногда ,слишком поздно даже для взрослых людей…



В. Сухомлинский

(Звучит нежная мелодия, например, «Одинокий пастух»)

    В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить деток щипать стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, шмелей, бабочек. Гусята были счастливы.

Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них стала нужна, ой как нужна мать. Они подняли маленькие головки и побежали к ней.

А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей – об этом известно каждой матери. Под крыльями было тепло и безопасно; гусята слышали будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи – холодно и опасно.

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: «Выпускай нас, мама». Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын». Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

7  . Помни : как ты относишься к своим отцу и матери , так и к тебе будут относиться твои дети.  Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда её уважают. Бедой её делают забвение и одиночество. Помни, что и ты будешь старым. Береги здоровье родителей. Помни, что раннюю старость и болезнь матери и отцу твоему приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды, неблагодарность со стороны детей, их равнодушие. 

   Не опоздайте (video.mail.ru./mail/wasrad.53/4387/5504.html)

В не раз уже заштопанном халате

Из яркого ,цветного волокна,

В больничной переполненной палате

Стоит старушка, плачет у окна.

Её уже никто не утешает-

Все знают о причине этих слёз.

Соседок по палате навещают,

А ей, лишь раз, сынок халат привёз.

Про  тапочки забыл, сказал смущённо:

-Я завтра привезу, потерпишь, мать?

-Конечно, потерплю. Я ж на перинке

И в шерстяных носках лежать могу.

Куда мне тут ходить? Простора мало.

Покушать санитарки принесут.

Меня болезнь настолько измотала,

Что мне б лишь полежать, да отдохнуть.  

Вздохнул сынок, отвёл глаза в сторонку:

-Тут… понимаешь… Дело есть к тебе…

Всё это путано и тонко,

Но ты не думай плохо обо мне.  

Квартира у тебя стоит пустая ,

И мы с женой подумали о том,

Что ты то там, то тут… Одна… Больная…

Поправишься -к себе тебя возьмём!

И внуки будут рады, ты же знаешь!

Они в тебе души не чают , мать!

Всё! Решено! Ты к нам переезжаешь!

Твою квартиру будем продавать!

Достал бумаги, молвил без сомненья:

-Я всё продумал, мне доверься, мам…

Как только мы увидим улучшенья,

Отсюда сразу жить поедешь к нам.

Что скажешь тут? Он сын ей, кровь родная.

А внуки- ради них и стоит жить!

И подписала не подозревая,

Как всё на самом деле обстоит.

Проходят дни, проходят и недели…

Сынка всё нет. И вряд ли он придёт.

Старушку утешали и жалели.

Но кто же и чего здесь не поймёт.

А с каждым днём старушка всё слабеет,

И по ночам всё чаще снится сон,

Как кашку по ночам сыночку греет,

Но плачет и не хочет кушать он.

И первые шаги сынка-малышки,

И слово, что сказал он в первый раз,

И первые царапины и шишки,

И детский сад, и школа-первый класс…

Врачи молчат, стараясь, что есть силы

Хоть как-то ей страданья облегчить.

А родственники строго запретили

Старушке про диагноз  говорить.

Она не знает, что больница эта-

Не городской простой стационар,

Что шансов на поправку больше нету…

Но для неё незнанье не кошмар.

Табличка «Хоспис» на стене у входа

Ей ни о чём плохом не говорит.

На странные слова давно уж мода,

И нужно ли кого за то винить?

Она не знает, что сынок исправно

Звонит врачам в неделю раза два:

Вы ж говорили- умирает?! …Странно…

Что ж до сих пор она ещё жива…

Она жива. Она всё ждёт и верит,

Что сын придёт, обнимет, объяснит,

Откроются сейчас палаты двери.

Она же всё поймёт и всё простит.

С последних сил встаёт она с кровати,

Держась за стенку. Подойдёт к окну.

Насколько ей ещё терпенья хватит,

Так верить безразличному сынку?

Она готова до конца стараться…

И сил, что нет, она должна найти.

Вдруг он придёт? Она должна дождаться!

Придёт… Ну как он может не придти?

Стоит и плачет…Ждёт от сына вести…

На небо лишь посмотрит,  невзначай

И теребит рукой нательный крестик-

Мол, подожди, Господь , не забирай!

8.. ПРИТЧА О МАТЕРИ, КОТОРУЮ НЕНАВИДЕЛ СЫН.

Всю жизнь я стыдился своей матери. У нее не было одного глаза, и она казалась мне безобразной. Жили мы бедно. Отца я не помнил, а мать… Кто даст хорошую работу, такой как она, – одноглазой. И если меня мать старалась приодеть получше и в школе я не отличался от одноклассников, то она по сравнению с мамами других детей, такими красивыми и нарядными, казалась уродливой нищенкой.

Я, как мог, скрывал ее от друзей. Но однажды она взяла, да и пришла в школу – соскучилась, видите ли. И подошла ко мне при всех! Как только я сквозь землю не провалился. В бешенстве убежал, куда глаза глядят. А на следующий день, конечно же, вся школа только и говорила о том, какая у меня мать уродина. Ну, или мне так казалось. И я возненавидел ее. «Уж лучше бы у меня вообще не было матери, чем такая, как ты, лучше бы ты умерла!» - кричал я тогда. Она молчала.

Больше всего я хотел поскорее уйти из дома, уйти от матери. Да и что она могла мне дать? Я усердно учился в школе, потом, чтобы продолжить образование, переехал в столицу. Начал работать, женился, обзавелся своим домом. Вскоре появились дети. Жизнь улыбалась мне. И я гордился тем, что всего достиг сам. О матери я не вспоминал.

Но однажды она приехала в столицу и пришла в мой дом. Дети не знали, что это их бабушка, они вообще не знали, что у них есть бабушка, и начали смеяться над ней. Ведь моя мать была так безобразна. Давняя обида захлестнула меня. Опять она! Теперь хочет опозорить меня перед детьми и женой?! «Что тебе здесь надо? Решила напугать моих детей?» - шипел я, выталкивая ее за дверь. Она промолчала.

Прошло несколько лет. Я добился еще больших успехов. И когда из школы пришло приглашение на собрание выпускников, решил поехать. Теперь мне нечего было стыдиться. Встреча прошла весело. Перед отъездом решил побродить по городу и сам не знаю как вышел к своему старому дому. Соседи узнали меня, сказали, что моя мать умерла, и передали ее письмо. Я не особенно огорчился, да и письмо сначала хотел выбросить не читая. Но все-таки вскрыл.

«Здравствуй, сынок. Прости меня за все. За то, что не смогла обеспечить тебе счастливое детство. За то, что тебе приходилось стыдиться меня. За то, что без разрешения приехала в твой дом. У тебя красивые дети и я вовсе не хотела их пугать. Они так похожи на тебя. Береги их. Ты, конечно, не помнишь этого, но когда ты был совсем маленьким, с тобой случилось несчастье, и ты потерял глаз. Я отдала тебе свой. Больше я ничем не могла тебе помочь. Ты всего добился сам. А я просто любила тебя, радовалась твоим успехам и гордилась тобой. И была счастлива. Твоя мама».

 

9. -Мама , любимая:-Ты говоришь такие слова своей маме?

- Когда ты в последний раз говорил с ней по душам?

-Как давно ты обнимал свою маму?

-Ты хоть раз благодарил её за совет?

-Или постоянно твердишь, что бы она не вмешивалась в твою жизнь?

«Мама, извини  за то, что я часто бываю таким несдержанным.

А твою заботу часто принимаю в штыки.

Я тебя люблю.»

Один парень отослал такое сообщение своей маме…

А ты можешь прямо сейчас отправить такое же?

Что, неловко?  Стыдно?

Мама жизнь за тебя готова отдать, а ты не можешь сказать, что любишь её, не опоздай!

10. Вы вступаете в жизнь, девушки и юноши.

Перед вами солнце вашего пленительного дня-оно только поднялось над горизонтом, его путь ещё впереди. Вам пахать землю и строить дома, возводить мосты и  запускать ракеты, радоваться прилёту птиц из тёплого края и тревожиться о судьбе нежной былинки-зелёного ростка пшеницы, идти в далёкие походы и стрелять по врагу. Во всём этом вы оставите  крупицу своей души. Но полностью вложить свою душу можно только в человека, не забывайте, что вам быть отцами и матерями. Мальчик, юноша, тебе с замиранием сердца  придётся слушать крик новорождённого сына. Девочка, девушка, тебе придётся в болях и муках рожать сыновей и дочерей. Собираясь  в далёкий жизненный путь , помните, что вам надо взять с собой  как можно больше  богатств своей души.

9. Песня про маму.

http://www.youtube.com/watch?v=bvg_EkRlw9E&feature=related

Спасибо тебе, мама.

25 ноября 2012 года – День матери, не забудьте поздравить своих мам.

Использованная литература:

В.А. Сухомлинский . Потребность человека в человеке.

В.А. Сухомлинский . Как воспитать настоящего человека.

                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А.Крылов. "Пусть звери мои за меня говорят"

Цели урока: познакомить учащихся с биографией баснописца; указать на жанровые признаки басни; развивать умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль; познакомить учащихся с предшес...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».

Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...

А.И.Крылов.Жизнь и творчество.

Презентация сопровождает литературный праздник, посвященный великому русскому баснописцу....

План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.

Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов....

Сценарий литературного праздника "О Русь, взмахни крылами!"

«О Русь, взмахникрылами!» Литературный праздник,посвященный памятиС.А. Есенинадля 11-х классов...

Семья и школа как два крыла.

Семья и школа как два крыла, возносящие детскую душу к Истине и Свету....

Материал ОГЭ Информатика и ИКТ 2020 задание 15.2(1-20 вариант) издание С.С.Крылов, Т.Е.Чуркина (решение на Python 3.9.0)

Материал ОГЭ Информатика и ИКТ 2020 задание 15.2(1-20 вариант)  издание С.С. Крылов, Т.Е.Чуркина (решение на Python 3.9.0). В данном архиве вы найдете список 1-20 вариантов кода написанном н...