Воспитывать, изумляя
материал по теме

Статья о некоторых аспектах системы воспитания подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc83.33 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТЫВАТЬ, ИЗУМЛЯЯ

                                              Г.А. Присичева, МБОУ СОШ № 3,

                                               сл. Большая Орловка

Не знаю, что мне больше нравится: учить детей математике или формировать у них правильное понимание жизненных ценно стей. В моей работе эти два вида деятельности так переплелись, что иногда приходится остановить урок математики и начать про водить классный час, чтобы не осталось без внимания зло, безот ветственность, чьи-то слезы, чтобы защитить чье-то достоинство или просто выслушать ученика, которому невтерпеж рассказать о том, что он видел живого слона и может без расчетов приблизи тельно сказать его размеры, а заодно рассказать обо всех животных, которых он видел в зоопарке. Я знаю, как живут мои дети, я знаю их интересы и проблемы. Я знаю их быт: есть богатство, а есть и нищета. Почти все родители безработные, имеют только сезонную работу летом. Мне мучительно больно, когда не все дети имеют  возможность поесть в школьной столовой. Мне жалко, когда оби жают моих детей, у меня замирает сердце, когда кто-то из них пла чет. Это чужие дети, но я их люблю, и отличников и двоечников, и драчунов, и тихонь, у них есть и достоинства и недостатки.  Я не хочу, чтобы они курили, не хочу, чтобы у них появились вредные при вычки, не  хочу чтобы на их пути встретились зло и подлость; я хочу чтобы они все были живы, здоровы и счастливы.

Мои шестиклассники такие разные - одни благоразумны и вос питаны, других отличает духовная нищета и убогость кругозора, третьи - равнодушные и пассивные, четвертые злые и ожесточен ные... А мне, классному руководителю, надо их всех воспитать на стоящими людьми, они все останутся разными, но я должна их всех уберечь, чтобы одни не скатились на «дно» жизни, а другие не вознеслись и не ослепли от близости к солнцу.

Урок тоже воспитывает, но уроки не всегда бывают интересны, так как учеба - это труд, и подчас очень тяжелый: многочисленная информация, которую нужно понять и запомнить, стрессы, волне ния, оценки, поэтому классный час не должен быть похожим на урок. Классный час должен быть эмоциональным, интересным, развивающим кругозор учащихся, воспитывающим, заставляющим детей различать добро и зло, знакомить с ценностями человечест ва, учить правильно жить. Слово учителя - это тот единственный инструмент, которым мы можем прикоснуться к сердцам наших воспитанников, и это слово не должно быть примитивным, иначе все зря.

Готовясь к празднику 60-летия Победы в Великой Отечествен ной войне, я рассказала учащимся рассказ Б. Горбатова «Лагерь на Майданеке» (за многие годы работы в школе я выучила его наи зусть). Некоторые дети плакали, другие прятали покрасневшие глаза. Дети не знали смысл слов «концлагерь», «газовая камера», «крематорий», они, зная о Великой Отечественной войне, не знали о многочисленных концлагерях, расположенных на территории Ев ропы, о той жестокости, которой подвергались узники лагерей. Они не представляли, что такое возможно. Много лет я храню плакат, на котором изображены схематично все концентрационные лагеря того времени и количество погибших там людей. Дети долго не могли понять, что это за плакат и что означают числа, а после бе седы нашли на плакате Маidanek 1 380 ООО человек. Они не вери ли своим глазам. Песню «Бухенвальдский набат» ребята слушали стоя, а потом на плакате нашли: Виchenwald, 63 500 человек.

На очередном классном часе стихотворение М. Джалиля «Вар варство» я не смогла дочитать до конца: слезы не дали; учащиеся сидели притихшие, пораженные и смыслом услышанного и моими слезами. На этих классных часах они впервые узнали о таком Зле.

Потом ребята рассказывали о своих родственниках, воевавших в той войне. На митинг 9 мая ветеранов пришло мало, зато 5 моих ребят надели ордена и медали своих умерших дедушек и гордо стояли рядом с ветеранами, лица их были серьезны, они теперь по-другому смотрели на стареньких ветеранов: кто знает, хватит ли у них сил прийти на встречу в следующем году?

Раньше мы рассказывали детям о пионерах-героях, сейчас наши дети не знают этих имен. Валя Котик, Зина Портнова, Марат Казей и другие. Они не знают, кто такая Валентина Терешкова, Юрий Гагарин, но они не знают и сегодняшних героев, их кумирами являются герои современных фильмов, а не реальные люди. Наши дети мало читают, а мне так хочется, чтобы они восторгались кра сотой духа человеческого, реального человека, совершившего на стоящий подвиг.

На классном часе «Двадцать жизней Шаварша» (по книге В. Лейбовского) я рассказала ребятам о жизни и подвиге Шаварша Карапетяна, чемпионе Европы по подводному плаванию, о муже стве, проявленном не на водной дорожке бассейна. Переполнен ный троллейбус рухнул с высокой дамбы и ушел глубоко под воду. Снизу доносились крики людей, но дверь была закрыта. Люди на берегу кричали и плакали, а Шаварш, задыхаясь и борясь с уто пающими, обезумевшими людьми, теряя силы, раз за разом нырял под воду. Он спас 20 человек, многие захлебнулись. Зачитывая отдельные выдержки из книги, я видела, как притихли ребята, как испуганно смотрят девочки. О чем они думают? Представляют се бе весь ужас задыхающихся людей в затонувшем троллейбусе или думают: «А я бы смог как Шаварш?» Мне кажется, сердца моих де тей становятся более тонкими, тревожными, более отзывчивыми и более мужественными.

Изумление человеком - основа школьного воспитания, и я стараюсь их изумлять, рассказывая о людях интересных, достой ных того, чтобы о них знали, поражались их мужеству, героизму, я стараюсь показать им, каким должен быть настоящий человек. Рас сказ о Шаварше они запомнят на всю жизнь.

Книги В. Сухомлинского «Потребность человека в человеке», «Как воспитать настоящего человека» - это мои настольные книги. Рассказы, притчи, былины из книг В. Сухомлинского настолько эмоциональны и значимы, что врезаются в память наизусть. Быль о двух матерях я рассказываю учащимся обычно к 8 Марта. Про слушав ее, учащиеся соглашаются, что слова о любви к матери - еще не любовь; и начинается разговор о мамах, об отношениях с родителями, об огорчениях, которые дети доставляют мамам, о том, что материнская любовь не умирает никогда. А в заключение классного часа я им рассказываю свою любимую сказку о Матери, о вечной материнской любви, о материнских крыльях.

За 30 лет работы в школе у меня накоплен достаточно значи мый материал, поэтому, идя на очередной классный час, я знаю, что я опять сейчас удивлю ребят. На классных часах мы и играем в интеллектуальные игры, и сочиняем стихи и песни, и проводим чаепития, отвечаем на вопросы психологических тестов, узнаем типы темперамента, узнаем, почему мы все такие разные, и мно гое, многое другое....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект собрания "Как правильно воспитывать ребенка"

Данный конспект поможет педагогу детского сада грамотно провести собрание для родителей по проблеме воспитания ребенка в зависимости от типа его темперамента. Правда, требуется предварительная работа ...

родительское собрание "Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм?"

родительское собрание подготовлено для родителей десятиклассников, но может быть проведено и в других классах. В современном обществе все больше внимания уделяется патриотическому воспитанию. Что так...

Личность воспитывается личностью.

Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....

Личность воспитывается личностью.

Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....

Как воспитывать ребёнка правильно?

Мне так часто и по столь разным поводам задавали этот вопрос! Ответ на него не может быть однозначным: ведь задается он по разным поводам. Но недавно мне попал в руки очень интересный материал японско...

Публичное выступление к конкурсу учитель года: "Обучая -воспитывай, воспитывая-обучай".

Тема публичного выступления: «Обучая – воспитывай, воспитывая – обучай».     Существует легенда…..    Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки люде...