Страна Лингвиния
методическая разработка на тему

Аверина Надежда Петровна

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5 - 7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strana_lingviniya_igra_po_rus.yaz_.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Игра по русскому языку для учащихся 5—7-х классов.

Аверина Н.П.

Ведущий: Дорогие ребята! Уважаемые гости. Сегодня я хочу пригласить вас отправиться в страну Лингвинию. Название этой страны произошло от названия науки лингвистики, изучающей язык ( от латинского слова «лингва», что означает «язык»).

         Заниматься языком очень интересно и увлекательно. Особенно когда мир языкознания предстает перед вами как арена веселых и неожиданных  приключений. Действуют в нем, правда, ни пираты и королевские мушкетеры, а звуки, слова и предложения. Именно они и являются жителями страны Лингвинии.

         Посоветую я вам

         Плыть к волшебным берегам.

         Море Знаний переплыть

         И секреты все открыть.

Итак, начинаем игру по русскому языку «Страна Лингвиния». В ней принимают участие две команды : «БУКВОЕЖКА» и «АБВГДЕЙКА». А судить наш конкурс будет СОВЕТ СПРАВЕДЛИВЫХ.

«Какого рода род?»

         Имя существительное имеет род, но по родам не изменяется, в каких бы формах мы его не употребляли. Исключения бывают очень редко. Однако бывали случаи, когда слово «уходило» от одного рода к другому. Например, занавес когда-то был занавесью, зал—залой, санаторий—санаторией и так далее. А вот представьте-ка, что бы получилось, если существительное изменялось по родам так же, как по падежам или числам? Например, стол—столиха, столихо..

         Вот что, братцы, у нас получается,

         Если кто-то вдруг попытается

         Изменить то, что не изменяется.

Род существительных можно определить, подставив к ним слова «мой», «моя», «моё». В некоторых случаях мы узнаем род по значению слова. Итак, ваше задание: определить род существительных.

Слова для команды 1.

Маэстро (м.р.), бюро (ср.р.), тюль (м.р.), пони (м.р.), какао (ср.р.), фамилия (ж.р.).

Слова для команды 2.

Кенгуру (м.р.), платье (ср.р.), лошадь (ж.р.), шампунь (м.р.), такси (ср.р.), леди (ж.р.).

         Пока команды выполняют задание, болельщикам можно предложить задание: подобрать пары по образцу «он—козел, она—коза». Например, он—бобер, она…тоже бобер; он—осел, она—ослица; она—оса, он—оса; она—стрекоза, он—стрекоза; он—лев, она—львица; он—медведь, она—медведица.

«В гостях у прилагательных».

         В названии многих литературных произведений встречаются прилагательные. Например, «Дикие лебеди» Г.Х.Андерсена или «Желтый туман» А.М.Волкова. Задание: вспомните, какие прилагательные включены в названия следующих произведений.

Задание для команды 1.

1. А.Погорельский « … курица». (Черная.)

2. С.Т.Аксаков « … цветочек». (Аленький.)

3. Г.Х.Андерсен « … королева». (Снежная.)

4. А.Линдгрен «Пеппи … чулок». (Длинный.)

5. А.М.Волков «Семь …королей». (Подземных.)

Задание для команды 2.

1.Г.Х.Андерсен « … утенок». (Гадкий.)

2. А.И.Куприн « … пудель». (Белый.)

3. Г.Губарев «Королевство … зеркал». (Кривых.)

4. А.Н.Толстой « … ключик, или Приключения Буратино». (Золотой.)

5. В.Гауф « … Мук». (Маленький.)

         Пока команды выполняют задание, болельщикам можно предложить вспомнить названия телевизионных передач, включающих прилагательные. Например: «Утренняя почта», «Футбольное обозрение», «Русское лото», «Домашняя библиотека», «Армейский магазин», «Спокойной ночи, малыши!», «Слабое звено» и другие.

«Ура Глаголу!»

         Глагол—одна из важнейших и сложнейших частей речи в русском языке. Недаром слово «глагол» в Древней Руси обозначало человеческую речь вообще. В словаре В.И.Даля читаем: «Глагол—это речь человека, разумный говор, язык». В современном русском языке при употреблении глаголов часто допускаются ошибки, особенно у детей. Задача наших участников исправить ошибки в детских высказываниях

1. «Нарисовай мне барбоса». (Нарисуй.)

2. «Отскорлупай мне яйцо». (Очисти.)

3. «Спей мне колыбельную песенку». (Спой.)

4. «Почесай мне спинку». (Почеши.)

5. «Мама сердится, но быстро удобряется». (Становится доброй.)

6. «Ох, какой пузырь выпузырился». (Надулся.)

7. «Замолоточь этот гвоздик». (Забей.)

8. «Смотри, как налужил дождь». (Налил.)

         Резерв.вопросы: «Расширокайтесь! Расширокайтесь! – кричала своим гостям четырехлетняя девочка» (Расступитесь.); Брат трехлетней Нины играет на балалайке. Нина страдальчески морщится: «Не балалай, пожалуйста». (Не играй.)

                   Спорим летом и зимой,

                   Спорим днем и ночью,

                   Ты—со мной, а я с тобой:

                   Разные мы очень!

О каких словах говорится в данном четверостишии? Правильно, об антонимах, словах с противоположным значением. Например, зима—лето, плакать—смеяться. Наш следующий конкурс называется

«Кое-что об антонимах.

         Я предлагаю вам поиграть в перекрестный блиц-турнир: я называю слово, а вы—антоним к нему.

Добро—зло.

Бедность—богатство.

Небо—земля.

Великан—карлик.

Сильный—слабый.

Твердый—мягкий.

Веселый—грустный.

Мелкий—глубокий.

Вверх—вниз.

Вперед—назад.

Казнить—миловать.

Шептать—кричать.

Правда—ложь.

Горячий—холодный.

Храбрый—трусливый.

Хороший—плохой.

Легкий—тяжелый.

Сладкий—горький.

Любить—ненавидеть.

Взять—дать.

Много—мало.

«Учимся скороговорить».

         Чтобы исправить плохое произношение и сделать нашу речь более отчетливой, внятной, можно использовать скороговорки—придуманные фразы, построенные на трудных сочетаниях звуков. Сначала скороговорку нужно произносить медленно, обращая внимание на те места, где язык «спотыкается», а затем быстро, не запинаясь. Задание командам—продемонстрировать умение произносить скороговорки.

Каждый участник конкурса произносит скороговорку не менее 3—5 раз.

Скороговорки для команды 1.

1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

2. Летел скворец—зиме конец.

3. На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

4. Баран Буян залез в бурьян.

5. На дворе—трава, на траве—дрова.

Скороговорки для команды 2.

1. Кукушка кукушонку сшила капюшон.

2. Бегают две курицы прямо по улице.

3. Три сороки тараторки тараторили на горке.

4. От топота копыт пыль по полю летит.

5. Архип—охрип, Иосиф—осип.

«А кто больше?»

Кто составит больше слов из слова СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Пока команды выполняют задание, ведущий предлагает болельщикам текст о неизменяемых существительных. Нужно исправить в тексте грамматические ошибки.

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура

Ходит-бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафе зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян,

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино,

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать;

Будут польта выдавать.

                                                     А.Хайт.

А сейчас СОВЕТ СПРАВЕДЛИВЫХ подведет итоги нашей игры и назовет победителей.

         Для человека слово стало чем-то привычным, обыденным. Мы подчас не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Ведь на земле только  человек владеет даром слова. И как бы мы не определяли этот дар—священный, божественный, бесценный, чудесный—мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

         А вам, ребята, желаю счастливого плавания по морю Знаний в удивительную страну Лингвинию. В добрый путь, друзья! Читайте книги и познавайте все прелести, тайны и загадки нашего русского языка!

__________________________________________________________________

Цитаты о русском языке:

Н.В.Гоголь: «Перед вами громада—русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю несоизмеримость его и изловить чудесные законы его».

К.Г.Паустовский: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный язык».

А.С.Пушкин: «Русский язык—это звучный и выразительный язык».

М.Горький: «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей».

И.С.Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

МОУ «Дьячинская основная общеобразовательная школа»

Игра по русскому языку

для учащихся 5 – 7 классов

                                                                                   Учитель русского языка

                                                                                   и литературы Аверина Н.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок"Путешествие в страну Лингвинию"

Вводный игровой урок в 5 кл. с использованием мультимедиапроектора....

Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"

Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

Путешествие по стране Лингвиния

Сценарий школьной агитбригады по русскому языку...

Интеллектуальная игра «В стране Лингвиния»

«Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребёнка, вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознате...

внеклассное мероприятие по русскому языку СТРАНА ЛИНГВИНИЯ

Внеклассное мероприятие направлено на развитие логичесих и творческих навыков учащихся....

Игра по станциям "Путешествие в страну Лингвинию"

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов, которое можно использовать в рамках недели русского языка и литературы...

Игра по станциям: путешествие в страну Лингвиния

Разработка игры по станциям. Расчитана на 5-6 класс. Лучше всего проводить в конце года, когда изучена большая часть учебного материала....