ИГРА: «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»
классный час на тему

Чанзан Валентина Иргитовна

 

1) Пробуждение в учащихся интереса к окружающему миру

2)   Распространение экологических знаний

3)   Объединение учащихся для решения экологических проблем

4) Информирование учащихся об экологической ситуации в городе,
области, стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon schastlivyy_sluchay.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Тыва

Комитет по образованию администрации г. Кызыла Муниципальная гимназия № 9

ИГРА:

«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

Чанзан Валентина Иргитовна,

учитель биологии

г. Кызыл

Участники: 2 команды по 5 человек

Жюри: Студенты- практиканты

Ассистенты: 2 ученика, т.е. ведущие игры.

Болельщики: Учащиеся, учителя, родители (участвуют в разминке и отвечают на вопросы)

Оборудование: барабан с вращающейся стрелкой, стойки- указатели, магнитофон, часы-секундомеры.

Условия игры: игра проводится по типу телевикторины «Счастливый

случай». Игра состоит из 4 геймов.

I        гейм- «Круг знаний»

II        гейм- «Ты- мне, я- тебе »

  1. гейм- «Дальше, дальше, дальше...»
  2. гейм- «Отгадай, кто я? »

Цели: 1) Пробуждение в учащихся интереса к окружающему миру

  1. Распространение экологических знаний
  2. Объединение учащихся для решения экологических проблем

4)        Информирование учащихся об экологической ситуации в городе,
области, стране.

Вопросы I гейма:

Экология- красный сектор.

  1. Какие млекопитающие нашей Тывы занесены в Красную книгу РТ ?

Ответ: Ушастый еж, кутора обыкновенная, рыжая вечерница, восточный кожан, заяц- тоолай, степная мышовка, лесная мышовка, мышь- малютка, длиннохвостый хомячок, джунгарский хомячок, тувинский барабинский хомячок, урянхайская полуденная песчанка, монгольская песчанка, лесной лемминг, степная пеструшка, корсак, барсук, ласка, горностай, сибирская кабарга, сибирский горный козел.

  1. Сколько заповедников в Тыве? Что такое заповедник?

Ответ: В Тыве есть 2 заповедника: Азасский и Убса- Нурский. Заповедник- это охраняемая закрытая территория, где ведется научная работа и запрещается хозяйственная деятельность человека.

  1. Сколько заказников есть у нас в Тыве? Дайте определение заказнику.

Ответ: В Тыве 17 заказников.

Заказник-это территории, где хозяйственная деятельность человека разрешается по решению местных властей.

4.        Какие растения нашей республики занесены в Красную книгу РТ?
Ответ: Венерин башмачок, вероника Саянская, горькуша- оргаадай,,
живокость барлыкская, ирис тигровый, кандык, кувшинка малая, лилия
карликовая, лук алтайский, одуванчик тувинский, пырей каа-хемский,
шлемник монгольский, щитовник мужской и т.д.

Зоология - желтый сектор.

1 .Какие млекопитающие особо охраняются в Тыве? Почему?

Ответ: Дзерен, алтайский горный баран, ирбиш, красный волк, бобр

тувинский и двухцветный кожан. Потому что, они находятся под угрозой

исчезновения.

2. Сколько видов рыб известно в Тыве? Назовите их.

Ответ: Около 40 видов: хариусы, таймень, налим, стерлядь, сиг, пескарь...

3. Сколько видов птиц известно в Тыве? Назовите редких и охраняемых птиц?

Ответ: 364 вида, из них 50 птиц занесены в Красную книгу: сухонос, савка, орлан, бородач, кречет, дрофа, чекан, балобан, сапсан, журавль-красавка и т.д.

1. Сколько видов насекомых известно в Тыве? Какие из них занесены в Красную книгу?

Ответ: Это наименее изученная группа животных в Тыве. Поэтому сколько видов встречается на территории республики, никто не знает. Занесены в Красную книгу: кузнечик монгольский, щелкун краснобрюхий, дезка шипорогий (стрекоза), белопус тувинский (чернотелка), усач тувинский, бражник облепиховый, павлиный глаз ночной, медведица монгольская, апполон алфераки, бархатница Хюбнера, чернушка Саянская, голубянка Давида и т.д.

Ботаника - зеленый сектор

1.        Что Вы знаете об «оргаадай»?

Это эндемик РТ, Монголии и Алтая. Растения 40-60 см высоты. Корень стержневой, основание стебля мочалистое. Все растение железистое. Стебель полый, ребристый с редким опушением, густо олиственный. Прикорне? И нижние листья зеленые, плоские, кожистые неправильно крупно пильчато-зубчатые, листья под соцветием сближены между собой, лодочковидные, охватывающее соцветие в виде кочана: соцветие головчатое из 20-32 корзинок. Венчики грязно-фиолетовые, семянки коричневые, голые. Распространены на границе между РТ и Алтай. Применяется в народной медицине, и как декоративное растение.

2.        «Хлеб - всему голова». Знаете ли вы пословицы о хлебе? (Ведущие
читают первую половину пословицы, а команды заканчивают).

А) Хлеб в закрому - что хозяин в дому.

Б) Ржаная краюшка - всему свету матушка

В) Калач приестся, а хлеб никогда

Г) Не уродится рожь - по миру пойдешь

Д) Без печка холодно, без хлеба голодно

Е) Хата бела, да без хлеба беда

Ж) Но дорог виноград терский, а дорог хлеб деревенский

3) Хлеб на стол, так и стол престол - а как хлеба ни куска, так и стол -

доска

3.        О «нраве» осени можно судить по растениям. Пословица примета
Какие народные приметы осени вы знаете? Условия такие же как на 2
вопросе.

A)        Много тенетника (паутина, где кочуют паучки) на бабье лето -
к ясной осени и холодной зиме

Б) В лесу много рябины - осень будет дождливая, если же  мало - сухая.

B)        Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его
сгонит.

Г) Хлебород - перед строгой зимой

Д) Если с дерева лист не чисто спадет - будет холодная зима.

Е) Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

3) Много семян кедровых — к лютой зиме.

4.        Что Вы знаете о кувшинках Тувы?

У нас в Туве известны 3 вида кувшинок: кубышка малая, кувшинка четырехугольная и кувшинка чисто-белая. В основном распространены на территории Тоджинского кожууна /оз. Азас, Маны-Холь, Кадын-Холь, Дайырганныг-Холь - все тоджинские озера/. Многолетние плавающие растения с корневищами. Цветет в июле, ареал и численность кувшинок мало изучены. Лимитирующими факторами являются загрязнение и обмеление водоемов, механические повреждения зарослей мотолодками, заготовка растений в лекарственных целях, истребление в период цветения. Необходимо их охранять, так как они являются исчезающими растениями.

«Естествознание» - белый сектор

  1. Почему наука о природе имеют общее название - «естественные» («естество» - старинное название природы).
  2. Какие науки изучают природу в многообразии ее форм, изменения, происходящие в природе? (Астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология).
  3. Что является объектом изучения науки-экологии? Откуда произошло это название? (от греческого «экос» - дом, «логос» - наука, учение; экология изучает закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой).
  4. Назовите основоположников естественных наук. (Аристотель, Пифагор..., Ломоносов..., Ч.Дарвин, К. Линней, Ж.Б.Ламарк и многие другие, в том числе естествоиспытатели и мореходы...).

Блиц-вопросы        

Экология

  1. Почему близ городов происходит гибель лесов? (Туристы вытаптывают, уничтожают растения, почву).
  2. Нужно ли уничтожать хищников? (Нет, они являются санитарами).
  3. К чему может привести выпас скота на одном и том же месте? (К затаптыванию почвы, растений, к заболеванию берега, к изменению химического состава, реки ...)
  4. Каковы последствия пожара в лесу для животных? (Они гибнут при пожаре, лишаются места обитания, поэтому вынуждены уходить в другие места...)

Зоология

  1. Самая маленькая птичка Тувы? (Королек-шиижек).
  2. Самый крупный хищник Тывы? (Медведь)
  3. Как называются молодые оленьи рога? (Панты).
  4. Животное в юбке (Сарлыки - яки).

Растения

  1. Картофель, лук, морковь. Что объединяет их и почему «морковь» в этой компании лишний? (Общее - это органы растений, в которых откладываются запасные питательные вещества. Картофель и луковица - видоизмененные побеги, морковь - корнеплод).
  2. Тувинское название папоротника мужского? (Кара ай)
  3. Почему ковыль тувинцы называют «аза-огу»? /Чертова пуля/. (Семена острые в виде стрелы, попав в тело - не вытаскивается).
  4. Что лишнее? Смородина, облепиха, арбуз, абрикос, черника, голубика, дыня. (Лишним является абрикос - это костянка, остальные - ягоды).

Естествознание

  1. Химические элементы, необходимые растениям в малых дозах? (Микроэлементы).
  2. Почему нужно охранять дождевых червей? (Улучшают структуру почвы).
  3. Почему лишайники называют «пионерами растений»? (Первыми поселяются на голых скалах).
  4. Почему горы бывают разноцветными (цвет гор зависит от цвета лишайников).

II        гейм: «Ты мне, я тебе»

Команды задают друг другу вопросы и через минуту отвечают. За каждый вопрос и ответ по 1 баллу.

III        гейм: «Дальше, дальше, дальше»

За минуту дать как можно больше правильных ответов.

  1. Крупа из проса (пшено)
  2. Пернатая кошка (сова)
  3. Самое крупное млекопитающее Тувы (лось)
  4. Банан — дерево (трава)
  5. Самая быстрая птица (стриж)
  1. Где живет кенгуру (в Австралии)
  2. Из чего делают пенициллин (из плесневого гриба пеницилл)
  3. Земляной орех (арахис)
  4. Второй хлеб человечества (рис)
  5. Самое крупное водное млекопитающее (кит)
  6. Дерево, которое постоянно дрожит (осина)
  7. Бывают ли цветочные часы (да)
  8. Летают ли эму, мао. (нет)

  1. Сумчатые животные -яйцекладущие (утконос, ехидна).
  2. Где раки зимуют (в норах)
  3. Самое маленькое цветковое растение (ряска)
  4. Растение - хищник (росянка).
  5. Надо ли жевать манную кашу (да)
  6. Какое дерево может «худеть» и «полнеть» (баобаб)
  7. Самый большой лист (виктория)
  8. Какая кошка может обходится без пищи в течении 6-12 месяцев (снежный барс)
  9. Летающие звери (белка-летяга, летучие мыши)
  10. Горные гуси гнездятся среди камышей (нет)
  11. из чего делают манную кашу (из пшеницы)
  12. Из какого дерева делают шоколад (из какао)
  13. Самая ядовитая лягушка (кокоа)
  14. У кого уши растут на ногах (у кузнечика)
  15. Умеют ли плавать лошади (да)
  16. Сколько ног у мухи (6)
  17. Кто вылезает из кожи вон (змея)
  18. Орлы, соколы гнездятся на голых скалах (да)

  1. Сороки, вороны - кочующие птицы (да)
  2. Кабаргу промышляют из-за вкусного мяса (нет, из-за струи)
  3. Перепелка (матпадак) - птица из семейства куриных (да)
  1. Гуляка - это одиночный медведь (нет)
  2. Правильно   ли   сказано:   «Чудо-юдо,   рыба-кит»   (нет,   кит   -млекопитающее).
  3. У зайца глаза косые (нет, просто они находятся по бокам головы. Что дает им обозрение на 360°).
  4. Двуцветный кожан - это змея (нет, это летучая мышь)

  1. Дождевые черви любят дождь (нет)
  2. Леса - «легкие планеты» (да)
  3. Выпь (хол бугазы) - это «озерный бык » (нет, это маленькая серая озерная птичка, которая весной ревет как бык).

42.        Налим любит теплую воду (нет, наоборот, летом впадает в спячку)

IV гейм: «Отгадай, кто это»

1.        Без крыльев - летят

Без ног — бегут        Облака

Без паруса - плавают

2.        Я, как песчинка, мал
Я землю покрываю

Я из воды, а с воздуха летаю.        Снег

Как пух лежу я на полях,

Как алмаз, блещу на солнечных лучах.

  1. Не снег и не лед,        Иней  

    А серебром деревья уберет

  1. С неба пришел,

В землю ушел        Дождь

5.        Красная девица
Под окном ходила,
Ключи обронила,

Месяц увидел, не сказал        Роса

А солнце увидело

На небо подняло

6.        Рассыпался горох

На семьдесят семь дорог

Никто его не подберет        Град

Ни царь, ни царица

Ни красная девица

  1. У мужа три жены и все три живы: рожденье и смерть им неизвестны; две мужу помогают, а третья разоряет (лето; жены; весна, осень, зима)
  2. Расстелю рогожку, посею горошку, положу хлеба краюшку (небо, звезды, месяц).
  3. Сестра к брату в гости идет, а он от сестры прячется (ночь и день).
  4. Щука-белуга хвостом мигнула: лесы палы, горы встали (коса, трава, загороды сена).
  5. Три брата: один говорит: я полежу; другой говорит; я посижу; третий говорит; я пошатаюсь (камень, вода и трава).
  6. Без крыл летит, без ног бежит, без огня горит, без ран болит (ветер, туча, солнце, сердце).

Подведение итогов. Награждение.

Оценка мероприятия с помощью жетонов.

Литература:

  1. Баранов А.А. Редкие и малоизученные птицы Тувы. - Красноярск, 1991.
  2. Байбородова Л.В., Лаптева Т.В. Методика обучения биологии. - М.: «Владос», 2003.
  3. Дежникова   Н.С.,   Цветкова   Н.В.   Экологический   практикум.   -М.:»Педобщество России», 2001.
  4. Красная книга РТ «Животные». - Новосибирск, 2002.
  5. Красная книга РТ «Растения». - Новосибирск, 2002.
  6. Красноборов И.М.  и др.  Редкие и исчезающие виды растений Тувинской АССР. - Новосибирск: «Наука», 1989.
  7. Морохин В.Н. (составитель) Малые жанры русского фольклора. - М.: «Высшая школа», 1986.
  8. Стрижев А.Н. и др. Большая книга леса. - М.: «Олма-пресс», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра " Счастливый случай"

Целью игры является активизация познавательной деятельности ребят. В процессе игры у ребят  формируются чувства партнёрства наряду с чувствами индивидуализма, как свойств личности, умения применя...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина проводится в целях развития творческих способностей обучающихся, воспитания любви к поэзии, высоких нравственных и эстетических...

КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" (презентация)

Презентация к КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" содержит наглядный материал, необходимый для проведения игры...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" посвящена творчеству А.С.Пушкина. Задачи: 1. Показать величие поэта, исключительность его дарования. 2. Развивать познавательные интересы обучающихся к тво...

Игра "Счастливый случай"

Эта разработка для итогового повторения пройденного материала в 5 классе. Если заменить вопросы в разминке и гейме "Гонка за лидером", то можно использовать в любое время, например, когда проходит нед...

Интеллектуальные игры "Счастливый случай"10-11 класс по теме "Малые страны Европы"

Прекрасный материал для закрепления темы зарубежная Европа...

Дидактическая игра "Знатоки планиметрии" в форме игры Счастливый случай.

Игра была проведена в рамках недели математики в школе....