Урок семьи
классный час (6 класс) по теме

Грязнова Ольга Николаевна

Разработка урока, посвященного Году Семьи в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_semi_v_6_klasse.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

             Тема урока: «Семья – начало всех начал».

 

                  Цели и задачи:

  1. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
  2. Формировать положительное отношение, уважение к семьям своих ровесников, друзей, к семейным традициям, ценностям.
  3. Воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям.
  4. Продолжить развитие монологической речи учащихся при ответах на вопросы.
  5. Познакомить учащихся с темой «Семейные обряды и обрядовый фольклор» в рамках курса устного народного творчества.
  6. Развивать умение детей видеть прекрасное вокруг себя.

                        Оборудование

  1. Фотоэкспозиция на доске
  2. Презентация 7 слайдов.
  3. Стихотворения и высказывания о семье

                             ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА

Учитель

 - Дорогие ребята, уважаемые взрослые я поздравляю вас с новым учебным годом, желаю вам здоровья, внимательности, любознательности, хороших оценок , верных друзей , тепла и понимания со стороны ваших близких, а вам, родили, терпения и семейного счастливого счастья. Я недаром , сегодня, обращаю внимание именно на семейные ценности, как вы знаете, 2008 год , объявлен Годом Семьи. И сегодня на нашем первом уроке мне бы хотелось поговорить о самом важном для всех нас , о….., а вот о чем пойдет речь на уроке , подскажут мне ребята, разгадав ребус.

Ученики разгадывают ребус, после чего учитель название урока

 Учитель

Вся наша жизнь проходит в семье. Семья –это самое дорогое и самое ценное, что есть у нас с вами.- Весь жизненный круг проходит в семье.

Учитель: (слайд 2)

Ребята, перед вами стихотворение, давайте прочтем его.

На фоне слайда учащийся читает стихотворение.

                 В семейном кругу мы  растем.

                 Основа  основ родительский дом.

                 В семейном кругу все корни твои,

                 И в жизнь ты выходишь из семьи.

                 В семейном кругу мы жизнь создаем.

                 Основа  основ – родительский дом.

Учитель

- Ребята, как бы вы определили тему урока из этих высказываний?

Звучат предположительные ответы детей.

Учитель корректирует ответы учащихся и сообщает тему урока.

3 слайд

Учитель

- У каждого человека должна быть семья. Человек без семьи всегда считался обиженным богом и судьбой. Не случайно в народе живет много хороших слов о семье. Это пословицы. Вспомните пословицы о семье.

4 слайд

Учитель предлагает соединить высказывания правого и левого столбцов таким образом, чтобы получилась пословица. По щелчку появляются стрелки, соединяющие высказывания правого и левого столбца. После последнего щелчка на экране появляются соединенные пословицы.

Учитель

- Сейчас мы с вами станем свидетелями диалога двух ребят. Они рассуждают о том, что такое семья? И вы постарайтесь объяснить понятие «Семья».

Ученики (читают стихотворение в диалоге)

- Что такое семья?

- Папа, мама, я

И сестренка моя –

Вот и вся моя семья!

- Ну, а как же бабушки?

Ну, а как же дедушки?

Что такое семья?

-Папа, мама, я,

Баба Зоя, баба Зина

Дедушки: Егор, Василий

И сестренка моя.

Вот и вся моя семья.

- Ну, а как же дяди?

-Ну, а как же тети?

Что же такое семья!

-Папа, мама, я

Баба Зоя, баб Зина

Дедушки: Егор, Василий

Тетя Аня, тетя Таня

Дядя Вова, дядя Ваня

И сестренка моя-

Вот и вся у нас семья.

А братишек и сестренок

Всех двоюродных назвать

Так до вечера считать.

Учитель

 - Как бы вы ответили на вопрос «Что такое семья?»

Ученики

- Семья – это группа людей разного возраста, у которых есть свой дом. У всех, в зависимости от возраста есть свои обязанности…

Учитель

- Каждый человек по-своему объясняет – что такое семья. Я бы сравнила семью с небосводом, на котором всегда светит солнце. С солнцем можно сравнить что-то теплое, светлое, счастливое.

5 слайд

- Что на ваш взгляд является самым ценным в счастливой семье, самым необходимым?

Ученики

- Согласие, любовь…

Учитель (по щелчку на лучах солнца появляется слово любовь)

- Конечно, одно из главных ценностей семьи, я с вами полностью согласна – это любовь. Любовь к родителям,  родным, особенно материнская любовь и забота. У каждой матери есть важная и ответственная обязанность – быть душой семьи, нести излучать свет, тепло, любовь и заботу.

Статистики подсчитали каждая мама, ухаживающая за двумя детьми и мужем в течение года, перемывает восемь тысяч чашек, тринадцать тысяч тарелок, восемнадцать тысяч ножей. А  общий вес посуды, переносимый из кухонного шкафа к столу и обратно за год достигает пять тонн.

 Конечно же, дело чести каждого сына и отца присоединиться к маме и переложить хотя бы  парочку тонн посуды с ее хрупких плеч на свои.

- Действительно, мать для каждого человека - большого или маленького, молодого или пожилого – мать - самый родной человек на свете. Все лучшее в каждом из нас исходит от матери, давшей нам самое бесценное - жизнь. Материнская забота, тепло, ласка, неустанный труд, терпение, беспокойство окружают нас с первого дня жизни. И все мы любим своих мам за это. И все же одной любви мало. Мать еще надо и уважать. Уважать обоих родителей. А вы, ребята, уважаете своих родителей? А в чем это проявляется?

Ученики (ответы детей)

Учитель

- С возрастом чувство уважения, чувство понимания растет, проявляется ярче. Недаром много песен сложено о родителях и доме. И сейчас одну из них я предлагаю вам спеть.

Учитель

- Я расскажу вам одну легенду. «В давние времена жила семья - 100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом дошла до правителя. И он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?»

Старец взял лист бумаги и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано 100 раз одно и то же слово «понимание»

(по щелчку на лучике солнца появляется слово понимание)

- Как вы думаете, почему это слово, было главным, по мнению старца, определяло отношение в семье? А как в вашей семье?

Учитель

- Можно назвать еще много ценностей, которые «определяют погоду» в семье:Откровенность, отзывчивость, тактичность, лживость, уважение, презрение, уступчивость, доброта, черствость.

(после щелчка на лучиках солнца появляются слова отобранные детьми)

Учитель

- Хочется, что бы отношение в вашей семье т.е. ваш семейный микро- климат складывался именно по этим принципам, что бы никогда не случалось того, что произошло с героем стихотворения С.Михалкова «Лапуся».

Ученик:

                      Я не знаю, как мне быть –

                      Начал старшим я грубить.

                      Скажет папа: «Дверь открыта!

                      Притвори ее герой!»

                      Я в ответ ему сердито

                     Отвечаю: «Сам закрой!»

                      За обедом скажет мама

                    - Хлеб, лапуся, передай!

                      Я в ответ шепчу упрямо:

                     «Не хочу, сама подай!»

                      Очень бабушку люблю

                      Все равно и ей грублю.                

                      Очень деда обожаю

                      Но и деду возражаю

                      Я не знаю, как мне быть,

                      Начал старшим я грубить

                      А они ко мне: «Голубчик,

                      Ешь скорее, стынет супчик.»

                      А они ко мне: «Сыночек,

                      Положить еще кусочек?»

                      А они ко мне: «Внучок,

                      Ляг, лапуся, на бочок!»

                     Я такое обращенье

                     Ненавижу, не терплю

                     И киплю от возмущенья

                     И поэтому грублю.

                    Я не знаю, как мне быть

                    Начал старшим я грубить.

                    До того я распустился,

                    Что грублю я всем вокруг

                    Говорят, от рук отбился.

                    От каких, скажите рук?

Учитель

- Как вы думаете, ребята, почему мальчик стал грубить взрослым в семье? Чем он недоволен?

Ученики

-  Сюсюканье, заискивание…

Учитель

- Семьи отличаются обычаями, традициями, тем, что передается от поколения к поколению (после щелчка появляется на лучике слово традиции). Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять родословную своей семьи. Эта традиция возвращается в семьи. Ведь прошлое – это не просто перечень событий, это яркие страницы биографий реальных людей, их переживания, чувства. Пусть ваши предки не были знаменитыми людьми, а были просто хорошими людьми, достойными уважения, кем бы вы могли гордиться в своей , а еще существует традиция хранить фотографии. Я думаю вы уже обратили внимание на доску. Дмитрий Сергеевич Лихачев в свое время сказал «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значить он их не любит

Учитель

- Ребята, какие существую в ваших семьях современные традиции? Расскажите?

Ученики

                  - хранят свадебные деньги

                  - рождество

                  - у мамы хранится свадебное платье

                  - вся родня собирается в папин день рождения.

Учитель

- Говорят, что все семьи счастливы по – своему. И у многих счастливых семей есть свое увлечение, какое – то любимое дело, которое объединяет и взрослых и детей. Одни шьют, другие часами могут говорить о бабочках и жуках, кто – то читает, а кто – то поет.

- Что вы можете рассказать о своих увлечениях?

Ученики (предполагаемые ответы) 

Учитель

- Действительно общие увлечении, они объединяют семью, делают наиболее сплоченной, младшие учатся уважать старших

 Учитель

- Ребята, разговор о семье мы с вами начали с размышления о семейном микроклимате, об атмосфере в семье. А как вы понимаете выражение «Трудовая атмосфера семьи?»  (ответы детей)

(по щелчку на лучике появляется слово труд)

Учитель

- У каждого ребенка в семье должна быть своя работа. Маленький ребенок – маленькое дело, растет ребенок  - растет и его дело.

Ребята! Поднимите руку, у кого нет в семье никакой трудовой обязанности? Расскажите о себе? Нужно ли это вам?

Ученики (предполагаемые ответы)

Учитель

- Ребята вы должны понимать, что труд для каждой семьи служит источником материального благосостояние. Добросовестный труд вызывает естественное уважение среди членов семьи, всех окружающих, в будущем среди коллег.

Вы, наверное, слышали такое изречение. «Кто хорошо работает, тот должен хорошо отдыхать». И из собеседования с вами, я выяснила, что ваши семьи умеют активно отдыхать, в семьях отмечаются праздники. А подарки не только покупаются в магазине, но и изготавливаются своими руками. По вечерам, когда вся семья в сборе, существует строгая избирательность в программе передач, существуют совместные поездки на концерты, в цирк и т. д.

ИТОГ  УРОКА

Ребята, урок подошел к концу. Посмотрите еще раз на тему нашего урока.

6 слайд

- Почему же семью называют началом всех начал?

- Что самое важное вы возьмете с урока?

В народе говорят: «Счастье не птица, само не прилетит». Каждый человек сам себе, кует счастье.

7 слайд

Предлагаю вам «Рецепт счастья»

Возьмите чашку терпения,

Влейте в нее полное сердце любви,

Добавьте две горсти щедрости, посыпьте доброты,

Плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры.

Все это хорошенько перемешайте.

Помажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути».

(звучит музыка «Живи родник»  С.Беликова.)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания. Тема урока "Семья"

Урок содержит интерактивные формы и методы работы, направлен на подготовку учащихся к семейной жизни. Урок поможет учащимся выбрать свой путь создания семьи....

Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе. Тема урока: Семья в современном обществе

Тема урока:   Семья в современном обществе Цель урока: Продолжить формирование  понятия  семьи и ее роли в современном обществе, показать нравственные основы формирования семь...

Тема урока: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка. Раскрой. Девиз нашего урока: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». «Кроить не шить после не распорешь». (8 класс)

Тема урока: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка. Раскрой.  Девиз нашего урока: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». «Кроить не шить после не распорешь». (8 класс)Цель урока:  Обучающая ·...

Разработка урока английского языка в 11 классе. Тема урока: «Семь чудес света средних веков»

Автор: Кабанова Ольга Ивановна, учитель английского языка  МБОУ «Школа № 91 с углублённым изучением отдельных предметов», город Нижний НовгородОписание материала: Вашему вниманию предлагаетс...

Урок "Семья и домашние обязанности" с применением технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках английского языка

Урок "Семья и домашние обязанности" с применением технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках английского языка....

Урок "Семья и брак. Законодательство о семье"

Конспект урока "Семья и брак. Законодательство о семье"...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...