ЧЕСТЬ ИМЕЮ
статья (5 класс) по теме

Геннадий Михайлович Маркевич

 

Иногда нам приходится слышать, как мужчины, завершая диалог, произносят одну, не совсем понятную фразу - "честь имею". На первый взгляд, она кажется некой экстравагантной формой расставания. Но тогда при чём здесь честь, и что вообще это такое - "честь"? Если же это какая-то определённая вещь, то где она находится у того, кто её имеет? Масса вопросов и нет на них удовлетворительного ответа. Вот и давайте разбираться в этой теме, т.к. всегда необходимо понимать то, что говорит человек, произносящий ту либо иную фразу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chest_imeyu.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

"ЧЕСТЬ ИМЕЮ"

Иногда нам приходится слышать, как мужчины, завершая диалог, произносят одну, не совсем понятную фразу - "честь имею". На первый взгляд, она кажется некой экстравагантной формой расставания. Но тогда при чём здесь честь, и что вообще это такое - "честь"? Если же это какая-то определённая вещь, то где она находится у того, кто её имеет? Масса вопросов и нет на них удовлетворительного ответа. Вот и давайте разбираться в этой теме, т.к. всегда необходимо понимать то, что говорит человек, произносящий ту либо иную фразу.

Сначала родился символ, соответствующий общим чаяниям и несущий тот образ, который был способен вдохновлять воинов на бой и даже на смерть. Потом этот символ материализовался. Так появился флаг.

 Флаг в бою не просто должен был всегда находиться впереди, но, что важнее всего, – обязательно быть на виду у воинов. Зачем это нужно? А затем, чтобы все бойцы, видя символ в целостности и сохранности, продолжали чувствовать себя частью нерушимого целого. Поэтому каждый победитель первым делом уничтожал символ целостности своего врага. Отсюда следует, и это хорошо прослеживается во всех войнах, вплоть до сегодняшнего дня: если флаг остаётся сохранённым, то под ним, рано или поздно, всё равно соберутся единомышленники.

 Но что делать, если бой проигран, а спасти флаг, вынести его с поля боя не представляется возможным? И здесь родилось поистине гениальное решение. Флаг разрывался на части, которые раздельно было легче спрятать, а значит, и вынести их из зоны опасности. Мало того, если победитель не обнаруживал флаг своего поверженного врага, то его победа не считалась завершённой. Так что смысл спасти флаг, пусть-то и по частям, был вполне обоснованным и целесообразен будущим планам сохранения духа клана в целостности.

 Каждый хранитель части флага, постепенно и в строжайшей тайне, собирал вокруг себя единомышленников, а затем уже происходило соединение разорванной целостности, которая теперь становилась уже не просто символом, но святым символом, т.к. была возрождена из "пепла", вернулась из небытия. Люди же, собиравшиеся под этой святыней, были связаны не только общностью, а чувствовали себя частью тайны идеи возрождения, что делало их особо внимательными и, главное, ответственными, ведь за ними шёл дух предков.

 Такая организация была сильна и могла вершить большие дела. И позже, когда образовались тайные общества, ведущие борьбу против власти, ими был взят на вооружение именно этот принцип секретности. Чтобы узнавать друг друга и не вызывать подозрения, члены тайного общества, не будучи лично знакомы друг с другом, тем не менее, всегда могли определить, кто находится рядом с ними и можно ли ему доверять. Каждый из них носил на определённом месте знак, который хоть и выглядел украшением, но имел сакральное значение.

 То же самое мы видим и в наши дни, но теперь эти знаки отличия носят не тайно, а явно, открыто выражая свою причастность к некой организации. Если же мы говорим об организации, то, прежде всего, следует вести речь о её идейной подоплёке, если хотите - о кодексе, следовать установкам которого должны все без исключения члены этого общества, организации и т.д. Почему так? Да потому, что они являются частью этого коллектива единомышленников и просто обязаны жить устоями своей целостности, иначе она рухнет.

 И вот здесь мы подходим к самому главному в наших рассуждениях. Речь идёт о том, что если участник какого-то общества по факту является его членом, но не соблюдает кодекса поведения, принятого этим коллективом, то он, возможно, сам того не понимая, исподволь разрушает это общество. А может ли часть разрушать своё целое? Естественно, нет, это не по природе. Отсюда следует, что такой член не может считаться частью целого. Тот же, кто свято хранит верность канонам своего клана, как раз и может считать себя неотъемлемой частью общности.

 Один человек, хоть и является членом группы, но он не часть её, если не ведёт себя соответственно уставу. Другой, так же являясь членом той же группы, не просто ведёт себя по уставу, подчиняясь ему, а духом принял его каноны и свято следует избранным нормам поведения. Поэтому он может с полной ответственностью, совершенно искренне и даже с известной долей гордости заявить: "Я - часть этого целого". Если же произнести эту фразу по-другому, то она может звучать так: "Я имею и ношу эту часть в себе, храня её качество в своей душе".

 Видите, что получилось теперь – часть имею. Но поскольку такая фраза неблагозвучна, вероятно, была произведена коррекция корневой гласной первого слова, и теперь слово "часть" приобрело новое звучание – "честь". "Честь имею" – значит, человек, произнося эту сакраментальную фразу, заявляет о своей причастности к обществу, сословию или группе людей, свято соблюдающих определённые каноны поведения – кодекс чести. Понятно, что заявить - это одно, а соблюдать заявленное - совсем иное: доверяя, обязательно проверяй.

 В наше время, когда тайные общества практически исчезли, критерием следования стало утверждение общечеловеческих норм гуманистического отношения людей между собой, независимо от их принадлежности к тому либо иному вероисповеданию, расе, национальности и т.д. Сейчас, когда мы слышим эту фразу: "честь имею", человек, произносящий её, подчёркивает своё стремление оберегать от посягательств именно гуманистические принципы человечества. И в этом стремлении он неуклонен, верен данному им слову, т.е. честен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра "Честь имею!"

разработка внеклассного мероприятия для 5-7-х классов...

Урок комплексных знаний в 11 классе "Честь имею" (подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Данная разработка урока готовит учащихся к написанию сочинений в рамках школьной программы.Цель:1. Практически закреплять теоретические вопросы, связанные с типами словосочетаний, изучением текст...

Честь имею!

Презентация о чести....

Военно-спортивная игра для 5-9 классов "Честь имею"

Положение о проведении школьных соревнований по военно-спортивной игре «Честь имею»1.Цели и задачи.·Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных ценност...

Классный час в казачьем кадетском классе: "Честь имею!"

Классный час проводится после присяги в казачьем кадетском классе. Цель классного часа: формирование у учащихся таких качеств, как патриотизм, любовь и уважение к своему Отечеству, гражданственн...

Сценарий праздника "Честь имею!"

Смотр-конкурс строя и песни «Честь имею»....

"Он честь высокую имел, не просто фразу: "Честь имею"

Литературно - музыкальная композиция....