Деловая игра "Избирательная кампания"
методическая разработка (10 класс) на тему

Гуляева Татьяна Николаевна

Важнейшим условием развития общества является воспитание граждан, уважающих права и свободы личности, принимающих активное участие в жизни государства, своего родного города, села. Формирование у школьников активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав и обязанностей - одна из важнейших задач школы.

Наиболее оптимальным для гражданского воспитания является подростковый возраст, как пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов, жизненных идеалов. Современные школьники испытывают серьезные затруднения по вопросам избирательного права. 

Поэтому очень актуально формирование знаний по избирательным процедурам, умение проанализировать предвыборные программы различных кандидатов, защитить свои избирательные права - все это необходимо будущим участникам демократических выборов, которые должны знать не только «Как голосовать», но и «За кого голосовать». Эти знания учащиеся могут получить на уроках обществознания, на внеурочных мероприятиях.

Предлагаю разработку деловой игры  по теме: «Избирательная кампания». В ходе игры применяются активные методы обучения, направленные на мыслительную и практическую деятельности учеников с использованием накопленных ими знаний. Они строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере, интерактивности, разнообразных коммуникациях, монологе, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе, рефлексии.

Данная деловая игра способствуют повышению уровня правовой культуры будущих избирателей, интереса к изучению избирательного права и избирательного процесса, выработке активной жизненной позиции.

Участники: ученики 10 класса.

Основная идея: Избирательное право составляет важную часть жизни многих граждан. Знать и уметь пользоваться этими правами необходимо каждому.

Проблемный вопрос: Каким образом любой гражданин России может принять участие в политической жизни страны?

Основные знания: сущность и принципы избирательной системы, понятие избирательного процесса, его этапы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап конкурса

среди учителей общеобразовательных учреждений

Изобильненского района Ставропольского края

на лучшую методическую разработку урока

для школьников – будущих участников избирательного процесса

Деловая игра

«Избирательная кампания»

Автор:

Гуляева Татьяна Николаевна

заместитель директора по воспитательной работе

МКОУ «СОШ №2» г. Изобильного

2012 год

Деловая игра «Избирательная кампания».

 

«Способность быть гражданином –

это и есть возможность возносить себя

до целого мнения страны»

Ф.М. Достоевский

Цель: в игровой форме изучить тему «Избирательное право».

Задачи:

1.Формирование чувства личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой политический выбор;

2.Содействие практическому овладению способами деятельности, отражающими роль избирателей;

3.Воспитание гражданственности,  формирование активной гражданственной позиции.

Оборудование:  памятки, плакаты, ширма, урна для бюллетеней, бюллетени, раздаточный материал (приложение3).

Форма проведения: деловая игра.

Участники: ученики 10 класса.

Основная идея: Избирательное право составляет важную часть жизни многих граждан. Знать и уметь пользоваться этими правами необходимо каждому.

Проблемный вопрос: Каким образом любой гражданин России может принять участие в политической жизни страны?

Основные знания: сущность и принципы избирательной системы, понятие избирательного процесса его этапы.

Уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, понимать динамику исторического процесса.

Понятийный аппарат урока:  активное избирательное право, пассивное избирательное право,  избирательный процесс, избирательная система.

Цитаты на доске:

  1. «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над собственным государством». (Аристотель).
  2.  «Управление государством зависит от подбора мудрых людей».  (Конфуций).

Ход работы:

1. Вступление.

 Учитель:

    Благодаря Конституции каждый гражданин имеет целый ряд прав и свобод. Свобода имеет для нас немаловажное значение. За нее люди боролись на протяжении всей истории существования человечества. Человеку вообще свойственно выбирать.    

      Справку о выборах на Руси приготовил для вас ваш одноклассник (приложение 1).

Учитель:

            Участие в выборах – дело добровольное. Но это проявление ответственности и правовой культуры каждого гражданина. Гражданин постоянно  выбирает – в политической, социальной сферах и делает это, потому что неравнодушен к судьбе своей страны, города или села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома. Ведь чем активнее и сознательнее участвует в управлении страной ее население, тем скорее страна приходит к удовлетворительному уровню своего развития.

     

А в каком документе закреплены основные права и обязанности граждан РФ? (в Конституции РФ). Чтобы ответить на этот вопрос послушаем некоторые статьи  Конституции РФ и попробуем ответить на вопросы.

Ученик читает:

Статья 32
Конституция РФ

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Вопросы к документу:

1. О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ?

2. Что означает избирать и быть избранным?

Своим правом избирать вы сможете воспользоваться уже через 3 года. От того, как вы поступите, будет выражаться ваша гражданская позиция. А чтобы выборы не проходили стихийно, существуют определённые правила их проведения, закреплённые законодательством. Таков Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Ознакомьтесь с отрывками из него и ответьте на вопросы.

Статья 3
Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»

  1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…

Статья 4
Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации …и иными правовыми актами…, быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Вопросы к документу:

  1. С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участия в выборах?
  2. Кто не имеет права принимать участия в выборах?

Учитель:  Пока возраст не дает вам права принять участие в  выборах. Но    сегодня у нас есть возможность принять участие в деловой игре                            «Избирательная кампания», придерживаясь всех правил ведения избирательной кампании, следуя всем этапам ее проведения.

В игре участвуют  все ученики, двое – в роли « кандидатов», двое – в роли «помощников» кандидатов, трое  – избирательная комиссия, остальные – в качестве избирателей.

2. Этапы деловой игры:

Задача: выбрать председателя Совета старшеклассников школы.

  1. Знакомство с кандидатами (2-3мин). По очереди кандидаты выступают перед избирателями, знакомят их с фактами их биографии и своей программой.
  2. Выступления помощников кандидата (2 мин).
  3. Прения (5 мин). Избиратели задают вопросы, выступают в поддержку или с критикой программы, приводя аргументы в подтверждение ее несостоятельности.
  4. Выборы (3 мин).
  5. Итогом игры являются тайные выборы кандидата. Учащиеся на заранее подготовленных бюллетенях отмечают значком фамилию кандидата, за которого они отдают голос, и помещают свой лист в урну для голосования.

6. Пока избирательная комиссия проводит подсчет голосов, учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты (приложение 2).

7. Избирательная комиссия оглашает результаты выборов.

Учитель: Подошла к концу наша деловая игра, и мы можем сделать определенные  выводы.

- Получилось у нас провести выборы председателя Совета старшеклассников?

- Насколько важна организация предвыборных кампаний, сами выборы?

- Выполнялись ли  правила проведения избирательной кампании?

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

- Какие уроки мы можем извлечь для себя из нашего занятия?

- Что было самым трудным в ходе урока?

- Что было наиболее интересным?

- Что нового вы узнали в ходе игры?

- Что у нас получилось хорошо? Над чем надо еще подумать? Чему вы научились?

4.  Заключение.

Учитель: Ребята, сегодня вы приняли участие в деловой игре «Избирательная кампания». Поняли, что участие в голосовании – важнейшее право и обязанность человека в демократическом обществе. Это возможность формировать государственную политику.

В этой игре вы проявили свои творческие способности, учились работать в группах, делились своими знаниями, опытом. На практике применили правила проведения избирательной кампании.  

Я надеюсь, что этот урок не прошел даром. Вы достаточно умело, грамотно выражаете свои мысли, отстаиваете свою точку зрения, свою гражданскую позицию, уважаете мнение других. Это очень важно, значимо и для вас, и для меня, и для нашей страны.