Кружок бисероплетения "Умелые руки"
рабочая программа по теме

Лебедева Светлана Михайловна

Мною разработана программа кружковой работы по бисероплетению для учащихся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида.

       История украшений – составная часть истории культуры и истории человечества вообще. Стремление украсить себя, жилище,  предметы быта было одним из первых проявлений художественного чувства. Бусам отводилась важная роль в ритуалах, церемониях, праздниках. И по сей день большой популярностью пользуются украшения из бусин и бисера ( ожерелья, бусы, браслеты и т.д.), выполненные вручную. Бисероплетение очень интересно для детей, т.к. позволяет проявить ребенку творческое начало и фантазию. Для реализации своих идей человек выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий.

 Программа кружка «Бисероплетение» рассчитана на детей 5-9 класса. В неделю проводится  два занятия по 2 часа.       

          При выборе изделий для работы учитываются интересы детей, их трудовые возможности, психофизиологические возможности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кружок по бисероплетению132.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ «МЕГИОНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА»

КРУЖОК

 

«УМЕЛЫЕ РУКИ»

НА 2008-2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработала: учитель трудового обучения

Лебедева Светлана Михайловна

г. МЕГИОН

Кружок «УМЕЛЫЕ РУКИ»

для учащихся 5-9 классов.

Пояснительная записка.

       История украшений – составная часть истории культуры и истории человечества вообще. Стремление украсить себя, жилище,  предметы быта было одним из первых проявлений художественного чувства. Бусам отводилась важная роль в ритуалах, церемониях, праздниках. И по сей день большой популярностью пользуются украшения из бусин и бисера ( ожерелья, бусы, браслеты и т.д.), выполненные вручную. Бисероплетение очень интересно для детей, т.к. позволяет проявить ребенку творческое начало и фантазию. Для реализации своих идей человек выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий.

  Программа кружка «Бисероплетение» рассчитана на детей 5-9 класса. В неделю проводится  два занятия по 2 часа.        

          При выборе изделий для работы учитываются интересы детей, их трудовые возможности, психофизиологические возможности.

         Изделия делятся на  3 группы, отвечая потребностям и интересам учащихся.

        В первую группу входят украшения: цепочки, ожерелья, браслеты.

        Вторую группу составляют игрушки. Учащимся  доступны для изготовления плоские игрушки на проволоке.

       Третью группу составляют предметы декоративного назначения. Это отдельные цветы и букетики.

 Цели и задачи программы

Целью  программы кружка «Бисероплетение» является  воспитание творческой личности, проявляющей интерес к художественному творчеству.

    Основные задачи программы:

1. формирование представлений о необходимости труда;

2. формирование практических умений в процессе обучения и воспитание привычки точного выполнения правил трудовой культуры;

3. воспитание трудолюбия, выработка терпения, сосредоточенности;

4. развитие  творческих способностей;

5. развитие мелкой моторики рук .

 На занятиях используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), сочетая их. Словесные методы – это рассказ, беседа. Рассказом руководитель начинает новую тему, например, об истории бусероплетения. Надо рассказать и о назначении выполняемых изделий. Рассказом сопровождается демонстрация образцов, изделий из бисера.

    В беседе принимают участие все кружковцы. Короткие беседы должны проводиться на каждом занятии. Спрашивая кружковцев, предлагая им определить, сравнить, проанализировать, руководитель выясняет степень знаний детей, их подготовленность к работе, степень усвоения материала.

    В процессе занятия используется вводная беседа, в процессе которой кратко повторяется пройденное, определяется цель занятия.

    К наглядным методам обучения относится демонстрация различных схем, образцов.

    Основное место на занятиях отводится практической работе. Это графические работы, различные упражнения, все виды практических работ, сам процесс практического выполнения изделия.

     Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает в себя как словесные, так и практические методы обучения. Инструктаж применяется при обучении детей практическим действиям.

      Руководитель кружка использует различные формы организации учебной работы: индивидуальное, коллективно-индивидуальное обучение, работу в группах. На занятиях кружка широко используется разновозрастное сотрудничество.

 

Ожидаемые результаты усвоения материала.

В конце года учащиеся должны знать:

 -инструменты и материалы, необходимые при работе с бисером;

-технику безопасности при работе с иглой и ножницами;

- правила хранения инструментов и материалов;

-приемы низания в одну нить;

- приемы низания в две нити.

Учащиеся должны уметь:

-закреплять первую и последнюю бусины;

- применять разные виды застёжек;

-подбирать бусины согласно схеме;

- выполнять снизки;

-низать в одну нить  с использованием бусины-связки;

- плести в одну и две нити изученными приёмами цепочки ;

- придумывать свое цветовое решение шаблонной схемы;

-плести  в одну и две нити  изделия по схеме;

-выполнять по схеме плоские игрушки и цветы, закреплять проволоку при окончании работы.

          Кроме того, учащиеся при посещении данного кружка развивают и общеучебные умения:

- доводить начатое до конца;

- соотносить результат своей деятельности с образцом;

- находить ошибки в своей и чужой работе и исправлять их;

- внимательно слушать.

Программа

1-й год обучения (29 недель)

1. Низание в одну нить

Технико-технологические сведения: бисер и его использование; инструменты и материалы, необходимые при работе с бисером; техника безопасности при работе с иглой и ножницами; правила хранения инструментов и материалов; низание в одну нить; продольное низание; схема низания; снизки; бусины-связки; изготовление бугорков (петель) и «цветочка»;  варианты выполнения «зигзага».

Практические работы:

Закрепление первой бусины.

Нанизывание бусин на леску.

Закрепление последней бусины.

Продольное низание по схеме.

Изготовление снизок.

Низание в одну нить  с использованием бусины-связки.

Изготовление бугорков (петель). Образец.

Подбор цвета для своей схемы.

Выполнение цепочки с «бугорками» по своей схеме.

Цепочка «цветок». Образец.

Выполнение «зигзага из трех бусин».

Примерный перечень изделий:

- веточка на основе низания петельками;

- простой браслет;

- украшение «Цветок-огонек»;

- ожерелье или браслет в «цветок»;

- браслет с использованием «зигзага»;

2. Низание в две нити.

 Технико-технологические сведения: плетение в две нити, его применение; цепочка «в крестик»; цепочка «лодочка».

   Параллельное низание на проволоке, его применение; украшения и игрушки, выполненные в технике параллельного низания.

Практические работы:

- низание  «в крестик»;

- низание  «лодочкой»;

- параллельное низание;

- закрепление проволоки при окончании работы.

Перечень изделий:

- плоская игрушка «Бабочка»;

- плоская игрушка «Стрекоза»;

- цветок  из ромбов;

- сувенир  «Букетик незабудок»;

- плоская игрушка «Ящерица».

Материалы и инструменты, необходимые на занятиях.

1. бисер;

2. леска для бисера;

3. иглы для бисера;

4. маникюрные ножницы;

5. лоточки для бисера;

6. бусины с небольшими отверстиями;

7. застежки для бус;

8. тонкая проволока;

9. кусачки для проволоки.

Список литературы:

1.Ликсо Н.Л. Бисер. Уроки, приёмы и схемы, а также полезные советы и поэтапные цветные иллюстрации – г. Минск: ООО «Харвест», 2006 г.  

2. Бондарева Н.И. Цветы из бисера. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004

3. Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. – М.: Рольф, 2000

4. Исакова Э.Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т.Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. Книга 1.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004

5. Ляукина  М.В. Бисер. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

6. Магина А.Р. Бижутерия из бисера – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006

7. Андриянова О.А. Домашняя мастерская. Бисер и стеклярус фантазии и идеи. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс» 2008 г.

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема

Теория

Практика

Материал для урока

1.

Вводный урок

Знакомство с материалами и приспособлениями. Организация рабочего места. Техника безопасности.

Исследование свойств бисера и стекляруса. Знакомство с упражнениями для глазных мышц.

Бисер, стеклярус, леска, ножн., замочки, проволока, образцы изделий, иглы.

2. 3

Продольное низание из бусин одной величины разного цвета

Способ закрепления первой бусинки. Пользование схемой. Закрепление последней бусины.

Закрепление первой бусины. Нанизывание бусин на нить с опорой на одну из предложенных схем. Закрепление последней бусины. Составление своей схемы и нанизывание с опорой на неё.

Бисер, леска, ножницы, схемы, чистая бумага, фломастеры, иглы.

4

5

Веточка на основе низания.

Изделие коллективное «Дерево».

Изготовление снизок.

Выбор размера и цвета  бусин. Изготовление колье по выбранной схеме.

Бисер, стеклярус, проволока, ножницы, иглы.

6

7

8

 Простой браслет

Использование бусины-связки при низании в одну нить.

Низание бусин по схеме  с использованием бусин предыдущего ряда. Произвольный выбор застёжки.

Бисер, стеклярус, бусины, леска, ножницы, застежка, иглы.

9

10


Цепочка с бугорками

Изготовление бугорков (петель)

Низание цепочки с бугорком в 1 и несколько бусин (образец). Произвольный выбор схемы и низание выбранной цепочки.

Бисер, стеклярус, леска, ножницы, застежка, схемы, иглы.

11

12

13

Цветок-огонёк.

Бисер, стеклярус, проволока, кусачки

14

Цепочка «цветок»

Выполнение цепочки цветком.

Выполнение образцов по разным схемам.

Бисер, стеклярус, леска, ножницы, схемы, иглы.

15

16

17

Ожерелье  или браслет из цепочки «Цветочек»

Составление схемы в цвете, низание по схеме

Бисер, стеклярус, леска, ножницы, застежка, иглы.

18

 «Зигзаг из трех бусин»

Выполнение «зигзага»

Плетение образцов по схемам

Бисер, стеклярус, леска, ножницы, иглы.

19

20

21

Браслет с использованием «зигзага»

Раскрашивание схемы по собственному выбору. Плетение по своей схеме.

Бисер, стеклярус, леска, ножницы, иглы, схемы, фломастеры, застёжка.

22

Придумывание собств. рисунка для сетки.

Выполнение  схемы сетки

Раскрашивание готовой сетки по собств. выбору

Фломастеры, схемы, сетки для схем.

23

24

Низание в две нити.

Цепочка «в крестик»


 Способ низания  «в крестик»


Низание образца по схеме. Составление своей схемы. Низание по своей схеме.

Бисер, стеклярус, леска, ножн., иглы, схемы, фломастеры.

25

Цепочка «лодочка»

Способ низания  «лодочка»

Низание цепочки по схеме

Бисер, стеклярус, леска, ножн., иглы, схемы.

26

27

28

Бабочка

Изготовление изделия по схеме.

Бисер, стеклярус, проволока, кусачки, схемы

29

30

31

Стрекоза

Параллельное низание

Изготовление изделия по схеме.

Бисер, стеклярус, проволока, кусачки, схемы

32

33

Цветок из ромбов

Изготовление изделия по схеме.

Бисер, стеклярус, проволока, кусачки, схемы

34

35

Незабудки

Изготовление изделия по схеме.

Бисер, стеклярус, проволока, кусачки, схемы

36

37

38

Ящерица

Изготовление изделия по схеме.

Бисер, стеклярус, проволока, кусачки, схемы

   

II полугодие - 18 недель (72часа)

В связи с актированными днями в январе-феврале 2009 года проведена корректировка планирования кружка «Умелые руки».  За данный период пропущено 12 часов.

№ п/п

Кол-во часов

Тема

Теория

Практика

Материал для урока

1

1 ч

Вводный урок

Знакомство с материалами и приспособлениями Организация рабочего места. Техника безопасности.

Исследование свойств бисера и стекляруса. Знакомство с упражнениями для глазных мышц.

Бисер, стеклярус, леска, ножн., замочки, проволока, образцы изделий, иглы.

2

4 ч

Параллельное низание. Коллективная работа «Лето»

Изготовление снизок.

Выбор размера и цвета  бусин. Изготовление деталей по выбранной схеме.

Бисер, стеклярус, проволока, ножницы, иглы.

3

2 ч

Украшения. Схема плетения, зарисовка. Разбор схемы, последовательность, подбор бисера.

Способ низания  «в крестик»

Низание образца по схеме. Составление своей схемы. Низание по своей схеме.

Бисер, стеклярус, леска, ножн., иглы, схемы, фломастеры.


21 ч


Украшение «Иней»

4

2 ч

Вид плетения «крестик».

Размер изделия, вид застёжки.

Способ низания  «в крестик»

Низание образца по схеме.

Бисер, леска, ножницы, иглы, схемы.

5

2 ч

Вид плетения украшения «крестик», застёжка – петля и «кубик»

Способ низания  «в крестик»

Низание образца по схеме.

Бисер, леска, ножницы, иглы, схемы.

6

2 ч

Застёжка на петлю и «кубик». Зарисовка и разбор схемы «кубик». Плетение «Кубика»

Способ низания по кругу

Низание образца по схеме.

Бисер, леска, ножницы, иглы, схемы.

7

8 ч


Схема плетения веточек «инея», зарисовка, разбор схемы, последовательность.

Продольное низание из бусин одной величины

Способ закрепления первой бусинки. Пользование схемой. Закрепление последней бусины.

Закрепление первой бусины. Нанизывание бусин на нить с опорой на одну из предложенных схем. Закрепление последней бусины.

8

7 ч

Плетение веточек «инея» от середины украшения и их крепление к основе.

Продольное низание из бусин одной величины разного цвета

Способ закрепления первой бусинки. Пользование схемой. Закрепление последней бусины.

Закрепление первой бусины. Нанизывание бусин на нить с опорой на одну из предложенных схем. Закрепление последней бусины.


15 ч


Ожерелье из стекляруса и бисера

9

2 ч

Украшения. Схема плетения, зарисовка.

Разбор схемы, последовательность, подбор бисера.

Способ низания  «лодочка»

Низание образца по схеме. Составление своей схемы. Низание по своей схеме.

Бисер, стеклярус, леска, ножн., иглы, схемы, фломастеры.

10

4 ч

Вид плетения «лодочка».

Размер изделия, вид застёжки.

Способ низания  «лодочка»

Низание образца по схеме.

Бисер, стеклярус леска, ножницы, иглы, схемы.

11

2 ч

Вид плетения украшения «лодочка», застёжка – петля и «кубик»

Способ низания  «лодочка»

Низание образца по схеме.

Бисер, стеклярус, леска, ножницы, иглы, схемы.

12

2 ч

Застёжка на петлю и «кубик». Зарисовка и разбор схемы «кубик». Плетение «Кубика»

Способ низания по кругу

Низание образца по схеме.

Бисер, леска, ножницы, иглы, схемы.

13

5 ч

Продольное низание из бусин разной величины разного цвета

Способ закрепления первой бусинки. Пользование схемой. Закрепление последней бусины.

Закрепление первой бусины. Нанизывание бусин на нить с опорой на предложен-ю схему. Закрепление последней бусины.

Бисер, леска, ножницы, схемы, чистая бумага, фломастеры, иглы.

14

2 ч

«Кружево» из бисера для будней и праздников

Украшения.

Схема плетения, зарисовка.

Разбор схемы, последовательность, подбор бисера.

Способ низания  «в крестик»

Низание образца по схеме. Составление своей схемы. Низание по своей схеме.


17 ч


Ажурный воротник

15

2 ч

Вид плетения «крестик».

Размер изделия, вид застёжки.

Способ низания  «в крестик»

Низание образца по схеме.

Бисер, леска, ножницы, бусины, иглы, схемы.

16

2 ч

Вид плетения украшения «крестик», застёжка – петля и «шарик»

Способ низания  «в крестик»

Низание образца по схеме.

Бисер, леска, ножницы, бусины, иглы, схемы.

17

4 ч

Застёжка на петлю и «шарик». Зарисовка и разбор схемы «шарик». Плетение «шарика»

Способ низания по кругу

Низание образца по схеме.

Бисер, леска, ножницы, иглы, бусины, схемы.

18

9 ч

Подплетение ажурное. Зарисовка и разбор схемы.

Плетение подплетения ажурного.

Способ низания

Низание образца по схеме

Бисер, леска, ножницы, иглы, бусины, схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования Кружок "Умелые руки"

Образовательная программа « Умелые руки» является составной частью художественно - прикладного творчества  детей в специальной коррекционной школе. Программа предусматривает формирование об...

внеурочная деятельность ФГОС основное общее образование кружок "Умелые руки" (мальчики)

Основным предназначением кружка «Умелые руки» в системе внеурочной деятельности ФГОС основного общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологи...

Кружок "Как руки говорят, так и делают"

Программа кружка "Как руки говорят, так и делают"...

Кружок "Умелые руки"

Программа кружка для учащихся 6-7 классов (девочки)...

Кружок "Умелые руки" 5- 7 классы

Кружок "Умелые руки" 5-7 классы, для девочек...

Кружок "Умелые руки"

В  основу данной программы положена образовательная программа «Умелые руки» создана на основе программы декоративно – прикладное искусство автора О. А. Кожиной, которая в...

Внеурочная деятельность, кружок "Умелые руки"

В этом материале предоставлен фотоотчет  о работе кружка "Умелые руки"...