Программа социального адаптирования
материал по теме

Виды проводимых работ в ОУ для адаптации детей-мигрантов, детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа соц.адаптации80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа социально-культурной адаптации детей МБОУ ООШ № 138  

Актуальность.

С проблемой адаптации детей  школа столкнулась в период, когда основным составом учащихся являлись дети мигрантов из стран ближнего зарубежья. В тот период времени администрации школы и педагогическому коллективу пришлось спешно искать  среди традиционных методов и форм работы именно те, которые  являлись бы наиболее эффективными для успешного вливания в уже сложившийся детский коллектив школы  учащихся, среди которых преобладали дети мигранты с трудностями в обучении и отклонениями в поведении. Таким образом, на момент создания программы в школе был накоплен значительный опыт по данному направлению.

Еще одним фактором, определяющим актуальность поставленной проблемы, является расположение школы № 138 в микрорайоне с пестрым социальным составом. Микрорайон на окраине города формировался как местожительства рабочих близлежащих заводов. Этот социальный слой характеризуется низким заработком и низким социальным статусом. Микрорайон характеризует  близость Кировского рынка. Возможность съема недорогого жилья вблизи с местом работы привлекло мигрантов из ближнего зарубежья.        

Эти проблемы не могли не отразиться на школе. Образовательное учреждение столкнулось с проблемой: при увеличении набора в первые классы увеличилось количество учащихся-мигрантов.

Задача образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания.

Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы. 

В основе структуры предлагаемой нами Программы лежит трехуровневая модель адаптации детей-мигрантов к новым для них социокультурным условиям, согласно которой ключевыми направлениями этого процесса являются:

  1. Учебная адаптация, понимаемая как усвоение предписываемых норм и ценностей школьного поведения, поддерживающих сложившийся в учебном заведении порядок. Она также подразумевает особенности включения подростков в учебную и воспитательную деятельность класса и школы.
  2. Социально-психологическая адаптация, отражающая процессы межличностного взаимодействия с одноклассниками, другими учащимися школы; широту и глубину складывающихся внутришкольных связей, а также их гармоничность, удовлетворенность ими.
  3. Культурная адаптация, как развитие творческих способностей учащихся, знание ими истории и современной жизни принимающего общества, готовность следовать предписываемым подросткам и молодежи культурным образцам. Другая сторона этого процесса – включение в местную подростковую и молодежную культуру. Оно происходит на фоне трансформации этнической и языковой среды мигрантов.

Цель программы:  создание условий, содействующих социальной адаптации детей к системе образования и в целом к жизни в большом городе, их мягкой интеграции в городское сообщество.

  Задачи:

  1. Овладение мигрантами, обучающимися в школе, русским языком.
  2. Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.
  3. Формирование культурной компетентности обучающихся.
  4. Воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с представителями разных культур.
  5. Воспитание толерантного сознания учащихся школы.
  6. Активное включение родителей детей мигрантов  в процесс адаптации.

Программа затрагивает деятельность всех субъектов образовательного процесса; опирается на такие принципы, как:

- признание и уважение общечеловеческих ценностей;

- развитие национально-культурной идентичности;

- обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально-образовательной среде;

- поддержка индивидуальности детей мигрантов в условиях ненасильственного гуманистического развития;

- гуманистический, личностно-ориентированный и  развивающий  подходы.

Мероприятия Программы направлены на преодоление затруднений учащихся  в учебной деятельности, овладение навыками адаптации к социуму, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости и безразличия  среди учащихся, создание условий для развития лидерских качеств личности, и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межэтнического согласия и российского патриотизма.

Работа педагогов-психологов: конкретная помощь учащимся в адаптации к новым условиям, но в целом – формирование толерантности к обществу, в котором проходит социализация ребенка.

Организация системы занятий с участниками образовательного процесса:

1) по межличностному общению подростков – формирование сплоченности коллектива;

2) по адаптации к новой социокультурной среде для детей-мигрантов (недавно прибывших);

3) по русскому языку как иностранному с элементами психологического тренинга (развитие психических процессов);

4) проведение тренингов по основам межличностного общения в мультикультурном обществе

Работа логопеда: проведение логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с билингвизмом в начальной школе. Работа над грамматическим строем речи и  расширением словарного запаса (активного и пассивного). Проведение развивающих игр, направленных на понимание русских слов для данного возраста. Развитие высших психических функций и мелкой моторики. Консультации родителей по вопросам формирования у ребенка правильной русской речи.  

Работа социального педагога: профилактическая работа с семьями детей, организация работы по коррекции поведения и адаптации детей в ученическом коллективе, вовлечение в социокультурное пространство школы, проведение мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся.

                           Социальное партнерство школы в рамках программы:

По каким вопросам

Форма сотрудничества


1.

распространение идей гуманизма, толерантности, милосердия и добра в среде подрастающего поколения

Волонтерское движение, участие в дне толерантности, посещение ветеранов ВОВ.


2.

работа в общественных объединениях, лидерские смены, конкурсы, городские акции

 Участие в областных, региональных, российских и международных конкурсах.


3.

Патриотическое воспитание учащихся

Патриотические акции, мероприятия. Организация праздников 23 февраля, 9 мая. Проведение классных и тематических часов, единые уроки.

воспитание толерантного отношения к народным традициям, реализация международных проектов, организация летнего оздоровительного отдыха детей

Взаимодействие в разработке и реализации педагогических инноваций;       повышение квалификации педагогов школы, обмен опытом работы.


4.

воспитание толерантного отношения к народным традициям

Экскурсия по ОУ «Моя школа многонациональная» (празднование дня рождения школы).


5.

Нравственное воспитание

Конференции, круглые столы.

Посещение музеев, спектаклей, галерей, выставок. Проведение внеклассных мероприятий гуманитарного и политехнического циклов, конкурсов чтецов, участие в субботниках по очистке территории.

Проведение бесед с учащимися и родителями, просвещение учащихся по вопросу различных религий и конфессий

6.

Нравственно-правовое воспитание

Оформление информационного стенда «Уголок безопасности»,  «Безопасный маршрут в школу».  Регулярно проводится проверка  отработки практических действий учащихся при угрозе возникновения пожаров, чрезвычайных ситуациях и террористических актов. Единые уроки безопасной жизнедеятельности,  различные викторины по Правилам дорожного движения. Участие в городском конкурсе «Лучшее образовательное учреждение по предупредительно – профилактической работе».

7.

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся

Патриотические акции, проведение Дня пожилых людей, концертные программы, участие в мероприятиях, посвященных патриотическим праздникам, Дням российской славы и памятным дням.

8.

Досуговая, социально-воспитательная, физкультурно-оздоровительная и спортивная работа

Участие в культурно-массовых мероприятиях при проведении Дня города, Дня Победы, 9 Мая и в других мероприятиях

9.

Досуговая, социально-воспитательная, физкультурно-оздоровительная и спортивная работа по месту жительства.

Участие в культурно-массовых мероприятиях при проведении Дня города, Дня Победы, 9 Мая и в других мероприятиях

10.

Шефская работа

Проведение совместных спортивно-оздоровительных, культурно-просветительских мероприятий.

11.

Дополнительное образование детей

Совместные акции и мероприятия, соревнования, походы, экскурсии.

12.

Приобщение подрастающего поколения к миру литературы и искусства. Повышение интеллектуального потенциала, культуры, поддержка и приумножение  богатства русского  языка.

Обзоры литературы, книжные выставки,

тематические беседы, библиографические уроки,

конференции, исследовательская деятельность,

встречи с интересными людьми.

13.

Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям в решении возрастных задач развития, воспитания, психологическая поддержка семьи в трудных жизненных ситуациях;  проведение работы профилактического, пропедевтического и коррекционно-развивающего содержания для формирования у детей навыков здорового образа жизни; развитие и совершенствование образовательного процесса, осуществление дополнительных мер социальной поддержки

1) Изучение национального состава учащихся школы, особенности межнационального взаимодействия, выявление возможных конфликтных зон. 2)Обмен теоретическим и эмпирическим опытом работы в сопровождении детей в образовательном пространстве.

3)Психолого-медико-социальное сопровождение детей  с целью снижения рисков их неблагополучного развития.

14.

Проведение мероприятий физкультурной направленности

Занятия ЛФК, эстафеты, соревнования

15.

Методическая помощь по профилактике наркомании и других видов зависимости среди учащихся школы

Лекции врачей. Просвещение и пропаганда здорового образа жизни

16.

Диспансеризация, Иммунизация. Профилактика заболеваемости.

Медицинские осмотры и комиссии. Лекции врачей. Просвещение и пропаганда здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская организация как фактор способствующий развитию социально адаптированной личности

Данная работа  содержит материалы  по организации школьного самоуправления путем создания общественной детской организации.Работа адресована классным руководителям, вожатым, педагогам-...

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа "Социальная адаптация детей с ОВЗ" ( пояснительная записка)

Программа по социальной адаптации детей для педагогов, логопедов, психологов и музыкальных руководителей....

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа "Социальная адаптация детей с ОВЗ" ( календарно-тематическое планирование)

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Социальная адаптация детей с ОВЗ" ( календарно- тематическое планирование)...

Адаптированная рабочая программа социально-педагогических услуг «Трудовая мастерская»

Пояснительная запискаВажное значение в организации реабилитационных мероприятий придается социально–трудовой реабилитации: обучению получателей социальных услуг (Далее – ПСУ) тру...

Адаптированная рабочая программа социально-гуманитарной направленности "Мир в объективе" для детей с ОВЗ и инвалидностью

Фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяетс...