Внеклассное мероприятие «Великий Ломоносов» к 300-летию со дня рождения
методическая разработка (10 класс) по теме
«Я сам и не совершу, однако начну,
то будет другим после меня легче сделать»
М.В. Ломоносов
Цель мероприятия: привитие интереса к творчеству Ломоносова и расширение знаний о многогранной деятельности учёного.
Задачи:
- Популяризация деятельности М.В. Ломоносова;
- Расширение знаний о деятельности великого учёного;
- Патриотическое воспитание учащихся;
- Развитие интереса к познанию, коммуникативных способностей и основных мыслительных операций.
Форма проведения: внеклассное мероприятие.
Продолжительность: 1 час
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки
Участники: ведущие, зрители (учащиеся, учителя).
Методическая разработка будет полезна классным руководителям при проведении внеклассных мероприятий, посвященных М.В. Ломоносову, а также широкому кругу читателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_meropriyatiya_posvyashchennogo_300-letiyu_m.v.lomonosova.docx | 620.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №5
Внеклассное мероприятие
«Великий Ломоносов»
к 300-летию со дня рождения
Автор методической разработки:
Ходжер Елена Владимировна,
учитель истории и обществознания
Николаевск-на-Амуре, 2011
«Я сам и не совершу, однако начну,
то будет другим после меня легче сделать»
М.В. Ломоносов
Цель мероприятия: привитие интереса к творчеству Ломоносова и расширение знаний о многогранной деятельности учёного.
Задачи:
- Популяризация деятельности М.В. Ломоносова;
- Расширение знаний о деятельности великого учёного;
- Патриотическое воспитание учащихся;
- Развитие интереса к познанию, коммуникативных способностей и основных мыслительных операций.
Форма проведения: внеклассное мероприятие.
Продолжительность: 1 час
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки
Участники: ведущие, зрители (учащиеся, учителя).
Методическая разработка будет полезна классным руководителям при проведении внеклассных мероприятий, посвященных М.В. Ломоносову, а также широкому кругу читателей.
Ход мероприятия
- Организационный момент. Вступительное слово ведущего.
- Показ презентации о М.В. Ломоносове – «Великий Ломоносов»
- Викторина - «М.В. Ломоносов - великий сын России» (на личное первенство)
Первый, поднявший руку, и правильно ответивший на вопрос получает жетон. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество жетонов.
Вопросы ВИКТОРИНЫ
- Лента жизни. (учащиеся должны называть географические перемещения Ломоносова взятые из биографии) – Слайд№ 2
До 1711 года - 1711-1730 Холмогоры - 1730-1734 Москва - 1735 Санкт -Петербург - 1736 за границей (Марбург) - 1739 Фрейбург - 1741 вернулся в Россию (Санкт-Петербург)
- Дело всей жизни. Слайд№3,4
В течение всей своей жизни Ломоносов занимался изучением большого числа наук. Его исследования в ряде отраслей стали открытиями, намного опередившими свое время. Им были написаны научные труды по химии, математике, астрономии, физике, металлургии, филологии, истории.
Вопрос:
Какое занятие М.В. Ломоносов считал делом своей жизни?
Ответ:
Личные симпатии М.В. Ломоносова склонялись к физике и химии.
«Науки точные были всегда главным и любимым его занятием…» А.С.Пушкин
- Достижения М.В.Ломоносова в области химии (учащиеся, опираясь на иллюстрации должны назвать вещества). Слайд№ 5
Ученый высказал предположения об органическом происхождении:
Ответы:
- Янтарь
- Каменный уголь
- Торф
- Нефть
- В 1742 году М.В. Ломоносов написал «Первые основания металлургии или рудных дел», где дал определение «… называется твердое, непрозрачное и светлое тело, которое на огне плавить и холодное ковать можно» Слайд№ 6
Вопрос: Чему дано определение? Назовите пропущенное слово.
Ответ: Определение дано металлам
- «О действии химических растворителей вообще». Слайд№ 7
Вопрос: при растворение металлов в кислотах в процессе растворения выделяется: тепло или холод
Ответ: тепло
Дополнение: М.В. Ломоносов разделил все процессы растворения на две группы. К одной он отнёс растворение металлов в кислотах, когда в процессе растворения выделяется тепло, а к другой – растворение солей в воде с поглощением тепла.
- Выделение тепла в реакциях. Слайд№ 8,9
Выделение тепла в реакциях Ломоносов объяснял следующим образом: «Частицы металла разносятся по растворителю, воздействуют трением на частицы …»
Вопрос: Что является причиной теплоты?
Ответ: Движение (вращательное движение)
- Продолжите фразу М. В. Ломоносова:
Слайд№ 10
«Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, не злату, но ____ Стеклу____»
- «Фото» вопрос:
Слайд№ 11
Вопрос: кому Ломоносов демонстрирует свою мозаику?
Ответ: Екатерине II
- «Фото» вопрос:
Слайд№12
Вопрос: какому событию XVIII века посвящена мозаика Ломоносова, находящаяся в здании Академии наук?
Ответ: Полтавская битва
- Фото вопрос:
Слайд№ 13
Вопрос: Ломоносов в 1755 году совершает открытие _________________, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
Ответ: Московский университет
- Первый учебник (учащиеся должны решить задачу из учебника Магницкого). Слайд№ 14,15
Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлась «Арифметика» Леонтия Магницкого.
Он читал её с таким усердием, что выучил наизусть.
Вопрос:
Ответ :
- Поэт, учёный, гражданин. Слайд№ 16,17
М.В.Ломоносов хотел дать простор русскому стиху. Заботой о свободе выражения отмечена и следующая реформа в области литературного языка.
В 1575 году учёный пишет предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трёх штилей»
«штиль» | «род слов» | Жанр |
«высокий» | Церковнославянские и русские слова | Героические поэмы, оды, трагедии |
«средний» | Русские слова с небольшой примесью церковнославянских слов | Драмы, сатиры, дружеские письма, элегии |
«низкий» | Русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародного и малого числа церковнославянских слов. | Комедии, эпиграммы, басни, песни. |
Вопрос: К какому штилю относятся: комедии, эпиграммы, басни?
Ответ: «низкий»
- Великий поэт так написал о М.В.Ломоносове: « Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец .Он все испытал и все проник. Он был нашим первым русским университетом». Слайд№ 18
Вопрос: Кто назвал М.В.Ломоносова «первым нашим русским университетом»?
Ответ: А.С. Пушкин
- М.В.Ломоносов жил в бедности, несмотря на то, что был известным ученым и президентом Академии наук. Свои деньги часто тратил на опыты, нужды академии. Как-то раз на приеме один богатый вельможа заметил дырочку на кафтане Ломоносова и, решив поиздеваться над ним ,спросил: « Что сударь, я полагаю ,это ученость выглядывает оттуда?».
Слайд№ 19
Вопрос: Что ответил великий русский ученый?
Ответ: « Это глупость заглядывает туда»
- Итог мероприятия. Награждение победителя. Слайд№ 20-21
Ломоносов внес огромный вклад в становление и развитие таких наук как: химия, физика, астрономия, литература, геология, история, экономика, метеорология, минералогия, мозаичное искусство…
Великий сын русского народа, он всю свою жизнь посвятил России.
Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку.
Михаил Васильевич Ломоносов – это сын России. Один из величайших учёных. Нет такой науки, которую бы не познал Ломоносов. И мы веками его не забудем!
Список используемых ресурсов:
- http://www.russdom.ru/oldsayte/2006/200611i/20061107.shtml
- http://www.kodges.ru/search/%CE%EC%EE%ED%20%D0%E0
- http://history.sgu.ru/?wid=496
- http://www.libfl.ru/about/dept/rare_books/exhib/lomonosov/index.php
- http://ontour.zaboysultra.com/category/explorer/moskva/
- http://www.mojgorod.ru/gor_spb/lomonosov/
- http://muzey.mitht.ru/library/velikijj_syn_rossii.html
- http://www.openclass.ru/news/169892
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%EC%EE%ED%EE%F1%EE%E2,_%CC%E8%F5%E0%E8%EB_%C2%E0%F1%E8%EB%FC%E5%E2%E8%F7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Михаил Васильевич Ломоносов" (посвящается 300 - летию со дня рождения))
В 2011 году 19 ноября исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика М.В. Ломоносова.Это был один из образованнейших русских людей 18 века. Сложно назвать область науки, техники и к...
Внеклассное мероприятие "Пресс-конференция ,посвященная 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова" для учеников 4 класса
Задачи занятия: Образовательные: Повторить основные действия с натуральными числами. Познакомиться с деятельностью М. В. Ломоносова. Развивающие: Способствовать развитию коммуникативных компе...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО...
Внеклассное мероприятие "Северный Леонардо", посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Представлены подробный план проведения мероприятия с презентация PowerPoint...
Внеклассное мероприятие "Конкурс стихов, посвящённый 125 - летию со дня рождения С. Я. Маршака"
Внеклассное мероприятие - проект для учащихся 5- 11 классов, с ИКТ.Цель: повышение мотивации к изучению английского языка....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе, посвященное 75-летию со дня рождения В.С.Высоцкого
Литературно-музыкальная гостиная«Что там я , миллионы, точнее, народ, твои песни-знамёна по жизни несёт» Цель мероприятия:1.Проанализировать творчество В.С.Высоцкого, обозначить основные те...
Внеклассное занятие на тему "К 100-летию со дня рождения Константина Симонова" 5-7 классы
Пособие содержит биографию писателя, анализ стихотворений К.Симонова о войне...