Внеклассное мероприятие «Великий Ломоносов» к 300-летию со дня рождения
методическая разработка (10 класс) по теме

Ходжер Елена Владимировна

 

«Я сам и не совершу, однако начну,

то будет другим после меня легче сделать»

 М.В. Ломоносов

 

 

Цель мероприятия: привитие интереса к творчеству Ломоносова и расширение знаний о многогранной деятельности учёного. 

 

Задачи:

  • Популяризация деятельности М.В. Ломоносова;
  • Расширение знаний о деятельности великого учёного;
  • Патриотическое воспитание учащихся;
  • Развитие интереса к познанию, коммуникативных способностей и основных мыслительных операций.

 

 

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Продолжительность: 1 час

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки

Участники: ведущие, зрители (учащиеся, учителя).

 

     Методическая разработка будет полезна классным руководителям при проведении внеклассных мероприятий, посвященных М.В. Ломоносову, а также широкому кругу читателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №5

Внеклассное мероприятие

«Великий Ломоносов»

к 300-летию со дня рождения

Автор методической разработки:

Ходжер Елена Владимировна,

учитель истории и обществознания

Николаевск-на-Амуре, 2011

«Я сам и не совершу, однако начну,

то будет другим после меня легче сделать»

 М.В. Ломоносов

Цель мероприятия: привитие интереса к творчеству Ломоносова и расширение знаний о многогранной деятельности учёного.  

Задачи:

  1. Популяризация деятельности М.В. Ломоносова;
  2. Расширение знаний о деятельности великого учёного;
  3. Патриотическое воспитание учащихся;
  4. Развитие интереса к познанию, коммуникативных способностей и основных мыслительных операций.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Продолжительность: 1 час

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки

Участники: ведущие, зрители (учащиеся, учителя).

     Методическая разработка будет полезна классным руководителям при проведении внеклассных мероприятий, посвященных М.В. Ломоносову, а также широкому кругу читателей.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент. Вступительное слово ведущего.
  2. Показ презентации о М.В. Ломоносове – «Великий Ломоносов»
  3. Викторина -  «М.В. Ломоносов - великий сын России» (на личное первенство)

Первый, поднявший руку, и правильно ответивший на вопрос получает жетон. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество жетонов.

Вопросы ВИКТОРИНЫ

  1. Лента жизни. (учащиеся должны называть географические перемещения Ломоносова взятые из биографии) – Слайд№ 2

До 1711 года - 1711-1730 Холмогоры - 1730-1734 Москва - 1735 Санкт -Петербург - 1736 за границей (Марбург) - 1739 Фрейбург - 1741 вернулся в Россию (Санкт-Петербург)

  1. Дело всей жизни. Слайд№3,4

В течение всей своей жизни  Ломоносов занимался изучением большого числа наук. Его исследования  в ряде отраслей стали открытиями, намного  опередившими  свое  время. Им  были написаны  научные  труды   по   химии,   математике, астрономии, физике, металлургии, филологии, истории.

Вопрос:

Какое занятие М.В. Ломоносов считал делом своей жизни?

Ответ:

Личные симпатии  М.В. Ломоносова  склонялись к физике и химии.

«Науки точные были всегда главным и любимым его занятием…» А.С.Пушкин

  1. Достижения М.В.Ломоносова в области химии (учащиеся, опираясь на иллюстрации должны назвать вещества). Слайд№ 5

Ученый высказал предположения об органическом происхождении:

Ответы:

  1. Янтарь
  2. Каменный уголь
  3. Торф
  4. Нефть

  1. В 1742 году М.В. Ломоносов написал  «Первые основания металлургии или рудных дел», где дал определение «… называется твердое, непрозрачное и светлое тело, которое на огне плавить и холодное ковать можно» Слайд№ 6

Вопрос: Чему дано определение? Назовите пропущенное слово.

Ответ: Определение дано металлам

  1. «О действии химических растворителей вообще». Слайд№ 7

Вопрос: при растворение металлов в кислотах в процессе растворения выделяется: тепло или холод

Ответ: тепло

Дополнение: М.В. Ломоносов разделил все процессы растворения на две группы. К одной он отнёс растворение металлов в кислотах, когда в процессе растворения выделяется тепло, а к другой – растворение солей в воде с поглощением тепла.

  1. Выделение тепла в реакциях. Слайд№ 8,9

Выделение тепла в реакциях Ломоносов объяснял следующим образом: «Частицы металла разносятся по растворителю, воздействуют трением на частицы …»

Вопрос: Что является причиной теплоты?

Ответ: Движение (вращательное движение)

  1. Продолжите  фразу  М. В. Ломоносова:  

Слайд№ 10

«Пою перед тобой в восторге похвалу

Не камням дорогим, не злату, но  ____ Стеклу____»

  1. «Фото» вопрос:

Слайд№ 11

Вопрос: кому Ломоносов демонстрирует свою мозаику?

Ответ: Екатерине II

  1. «Фото» вопрос:

Слайд№12

Вопрос: какому событию XVIII века посвящена мозаика Ломоносова, находящаяся в здании Академии  наук?

Ответ: Полтавская битва

  1.  Фото вопрос:

Слайд№ 13

Вопрос: Ломоносов в 1755 году совершает открытие _________________, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

Ответ: Московский университет

  1. Первый учебник (учащиеся должны решить задачу из учебника Магницкого). Слайд№ 14,15

Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлась «Арифметика» Леонтия Магницкого. 

Он  читал её с таким усердием, что выучил наизусть.

Вопрос:

Ответ :

  1. Поэт, учёный, гражданин. Слайд№ 16,17

М.В.Ломоносов хотел дать простор русскому стиху. Заботой о свободе выражения отмечена и следующая реформа в области литературного языка.

В 1575 году учёный пишет  предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трёх штилей»

«штиль»

«род слов»

Жанр

«высокий»

Церковнославянские и русские слова

Героические поэмы, оды, трагедии

«средний»

Русские слова с небольшой

примесью церковнославянских слов

Драмы, сатиры, дружеские письма, элегии

«низкий»

Русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародного и малого числа церковнославянских слов.

Комедии, эпиграммы, басни, песни.

Вопрос: К какому штилю относятся: комедии, эпиграммы, басни?

Ответ: «низкий»

  1. Великий поэт  так написал о М.В.Ломоносове: « Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец .Он все испытал и все проник. Он был нашим первым русским университетом». Слайд№ 18

Вопрос: Кто назвал М.В.Ломоносова «первым нашим русским университетом»?

Ответ: А.С. Пушкин

  1.  М.В.Ломоносов  жил в бедности, несмотря на то, что был известным ученым и президентом Академии наук. Свои деньги  часто тратил на опыты, нужды академии. Как-то раз на приеме один богатый вельможа заметил дырочку на кафтане Ломоносова  и, решив поиздеваться над ним ,спросил: « Что сударь, я полагаю ,это ученость выглядывает оттуда?».

Слайд№ 19

Вопрос: Что ответил великий русский ученый?

Ответ: « Это глупость  заглядывает туда»

  1. Итог мероприятия. Награждение победителя. Слайд№ 20-21

Ломоносов внес огромный вклад в становление и развитие таких наук как: химия, физика, астрономия, литература, геология, история, экономика, метеорология, минералогия, мозаичное искусство…
Великий сын русского народа, он всю свою жизнь посвятил России.
Имя Ломоносова является символом  патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку.

Михаил Васильевич Ломоносов – это сын России. Один из величайших учёных. Нет такой науки, которую бы не познал Ломоносов.  И мы веками его не забудем!

Список используемых ресурсов:

  1. http://www.russdom.ru/oldsayte/2006/200611i/20061107.shtml
  2. http://www.kodges.ru/search/%CE%EC%EE%ED%20%D0%E0
  3. http://history.sgu.ru/?wid=496
  4. http://www.libfl.ru/about/dept/rare_books/exhib/lomonosov/index.php
  5. http://ontour.zaboysultra.com/category/explorer/moskva/
  6. http://www.mojgorod.ru/gor_spb/lomonosov/
  7. http://muzey.mitht.ru/library/velikijj_syn_rossii.html
  8. http://www.openclass.ru/news/169892 
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%EC%EE%ED%EE%F1%EE%E2,_%CC%E8%F5%E0%E8%EB_%C2%E0%F1%E8%EB%FC%E5%E2%E8%F7 

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Михаил Васильевич Ломоносов" (посвящается 300 - летию со дня рождения))

В 2011 году 19 ноября исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика М.В. Ломоносова.Это был один из образованнейших русских людей 18 века. Сложно назвать область науки, техники и к...

Внеклассное мероприятие "Пресс-конференция ,посвященная 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова" для учеников 4 класса

Задачи занятия: Образовательные: Повторить основные действия с натуральными числами. Познакомиться с деятельностью М. В. Ломоносова. Развивающие: Способствовать развитию коммуникативных компе...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО...

Внеклассное мероприятие "Северный Леонардо", посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Представлены подробный план проведения мероприятия с презентация PowerPoint...

Внеклассное мероприятие "Конкурс стихов, посвящённый 125 - летию со дня рождения С. Я. Маршака"

Внеклассное мероприятие - проект для учащихся 5- 11 классов, с ИКТ.Цель: повышение мотивации к изучению английского языка....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе, посвященное 75-летию со дня рождения В.С.Высоцкого

Литературно-музыкальная гостиная«Что там я , миллионы, точнее, народ, твои песни-знамёна по жизни несёт»  Цель мероприятия:1.Проанализировать творчество В.С.Высоцкого, обозначить основные те...

Внеклассное занятие на тему "К 100-летию со дня рождения Константина Симонова" 5-7 классы

Пособие содержит биографию писателя, анализ стихотворений К.Симонова о войне...