Как определить способности к обучению шахматной игре ребёнка 5-7 лет
методическая разработка по теме

Акишина Валентина Васильевна

   В данной разработке изложен комплекс психологических методик Т.А.Огневой,  позволяющий выявлять способности детей к изучению шахмат.

   Педагогу,  взявшему  на  себя  задачу обучения  детей  шахматам   с нуля,  будет  интересно  познакомиться  с  несколькими    психологическими  методиками, которые  выявляют  потенциал детей  к  обучению  шахматной  игре    (подчёркнем -  не  к  самим  шахматам, а  только  к  их обучению). Известно, что  научить ребёнка  двигать  шахматные  фигуры  не  составляет  большого  труда, но  научить  его  ориентироваться  в  шахматных  позициях  и    элементам  шахматного  мышления  - очень  трудоёмкая  задача. Осуществление этой задачи во многом  зависит от  внутреннего  потенциала  к  саморазвитию  ребенка. Одной  из  важных характеристик  этого потенциала  является обучаемость.

  Опыт применения комплекса психологических методик Т.А.Огневой позволяет   не только выявлять способности детей к изучению шахмат, но и некоторые трудности  в развитии детей, своевременное обнаружение которых с их последующей коррекцией принесет огромную пользу для общего развития ребенка. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается и на освоении шахматной игры. Нельзя не отметить, что шахматы сами по себе являются хорошим индикатором развития ребенка, его будущих школьных успехов или неуспехов, особенно в таком предмете, как математика. С помощью данных методик  Т.А.Огнева делила учеников для обучения игры в шахматы на две группы с целью дозирования шахматной нагрузки.  Сильной группе предлагалась более сложная программа. Учителя начальной школы были удивлены тем, насколько точно это деление класса на группы по результатам тестирования соответствовало школьным успехам этих детей по другим предметам.  Это  косвенно подтвердило эффективность комплексного применения разработанных и подобранных   методик.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich._razrabotka_word.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г.УРАЙ

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Как  определить  способности  к  обучению  

шахматной  игре  ребёнка  5 -7  лет

 

                                                          Составитель: В.В.Акишина,                                                                    

педагог дополнительного образования,                    

                                                           I квалификационная категория  

                                                         

 

     Урай 2011г.

В данной разработке изложен комплекс психологических методик Т.А.Огневой,  позволяющий выявлять способности детей к изучению шахмат, которые сами по себе являются хорошим индикатором развития ребенка, его будущих школьных успехов или неуспехов, особенно в таком предмете, как математика.  

Рекомендуется для преподавателей шахмат, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов, воспитателей, родителей.

Предисловие

   

Педагогу,  взявшему  на  себя  задачу обучения  детей  шахматам   с нуля,  будет  интересно  познакомиться  с  несколькими    психологическими  методиками, которые  выявляют  потенциал детей  к  обучению  шахматной  игре    (подчёркнем -  не  к  самим  шахматам, а  только  к  их обучению). Известно, что  научить ребёнка  двигать  шахматные  фигуры  не  составляет  большого  труда, но  научить  его  ориентироваться  в  шахматных  позициях  и    элементам  шахматного  мышления  - очень  трудоёмкая  задача. Осуществление этой задачи во многом  зависит от  внутреннего  потенциала  к  саморазвитию  ребенка. Одной  из  важных характеристик  этого потенциала  является обучаемость.

  Опыт применения комплекса психологических методик Т.А.Огневой позволяет   не только выявлять способности детей к изучению шахмат, но и некоторые трудности  в развитии детей, своевременное обнаружение которых с их последующей коррекцией принесет огромную пользу для общего развития ребенка. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается и на освоении шахматной игры. Нельзя не отметить, что шахматы сами по себе являются хорошим индикатором развития ребенка, его будущих школьных успехов или неуспехов, особенно в таком предмете, как математика. С помощью данных методик  Т.А.Огнева делила учеников для обучения игры в шахматы на две группы с целью дозирования шахматной нагрузки.  Сильной группе предлагалась более сложная программа. Учителя начальной школы были удивлены тем, насколько точно это деление класса на группы по результатам тестирования соответствовало школьным успехам этих детей по другим предметам.  Это  косвенно подтвердило эффективность комплексного применения разработанных и подобранных   методик.

 

Содержание

                                                                                                                    Стр.

Введение ………………………………………………………………….……....…4

 

Глава 1.   Шахматы и развитие детей от 5 до 7 лет…………….……...… 5

Глава 2.   Психолог  Огнева Т.А.:  «Первый  ход»………………………. 7

Глава 3.   Комплекс методик  для определения зоны актуального

развития каждого ребенка  …………………………………………………9

Заключение …………………………………………………………………14

Литература…………………………………………………………………..15

 

 

                                                 

Введение

 Т.А.Огнева имеет большой опыт работы с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста. В докладе   "Некоторые психологические аспекты обучения детей шахматной игре", который касался интереснейших и  малоизвестных медико-психологических проблем, она  подчеркнула, что современные дети значительно отличаются, причём далеко не в лучшую сторону от ребят, с которыми все мы работали ещё лет 10 назад. Т.А.Огнева, помимо всего прочего, работает в приёмной комиссии, занимается тестированием детей при их поступлении в начальную школу и нарисовала объективную и удручающую картину: "Дети всё слабее и слабее". Порядка 70%  детей - слабые, с невратическими комплексами, состояние их глазо-моторного аппарата оставляет желать лучшего.  В выступлении Татьяны Анатольевны  прозвучала прекрасная фраза: "Шахматы - это экологически чистая игра". Очень важны мысли   о связи "бегающих глаз детей" (дети, у которых бегают глаза, имеют проблемы с восприятием и др.) с перспективой искривления позвоночника и т.д.  При этом далеко не каждый российский детский психолог компетентен в медико-психологических вопросах, поэтому проблемы подрастающего поколения накатывают как снежный ком, а специалистов, способных их решить, не так-то и много.  Татьяна Анатольевна  полагает, что плодотворная работа с детьми возможна с 5 с половиной лет, но способности играют большую роль, чем возраст.

Т.А.Огнева считает, что "для повышения качества и скорости развития ребенка посредством шахмат важно знать способности ребенка к изучению шахмат ещё до того, как он начал изучать эту игру".  Она разработала систему оригинальных методик, которые  дают возможность  увидеть зону актуального развития каждого ребенка. Это позволит в процессе обучения определить для  него посильную нагрузку. В результате составляется прогноз шахматных способностей ребенка.

Одна из методик направлена на выявление умения анализировать. Вторая - "рисование заборчика" - взята из комплекса приемов нейропсихологического обследования и позволяет выявить такие недостатки двигательной сферы, как инертность мышления и трудности переключения деятельности. Третья методика диагностирует способность ребенка действовать в уме. Четвертая методика ("Эмоциональный статус личности" - модификация цветового теста Люшера - Дорофеевой) позволяет исследовать психофизиологическое состояние ребенка, которое определяет эмоциональный настрой и уровень внутренней активности во время проведения тестирования.

Данный  блок  методик позволяет с  высокой прогностической  точностью определять  структуру  детской  группы по возможностям  ее  участников в обучении  шахматной  игре.  Дети, показывающие высокие результаты в  этом тестировании,  с большей охотой и желанием будут учиться играть в шахматы  и сохранять стабильный интерес в течение длительного времени. Это позволяет создавать достаточно устойчивые группы обучения детей, не умеющих играть в шахматы. В работе тренера малая текучесть в группе является важным условием  эффективности его работы.

Глава 1. Шахматы и развитие детей от 5 до 7 лет  

Основное содержание психического развития дошкольника составляет формирование внутренних действий. Но  они не появляются сами собой, а возникают в результате перехода "внутрь" внешних, практических действий.

Вы замечали, как играют дети в 5 лет? С этого возраста они способны обходиться и без партнеров, а иногда и без видимых со стороны действий. Этот переход игры "внутрь" – важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. Шахматы – одно из средств, способствующих такому переходу.

    Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.    Подытоживая работу с детьми 6–7 лет, посещавшими "Школу радости", В. Сухомлинский писал: "В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти..."

   Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

    Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 5–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.  

Если мы обратимся к биографиям выдающихся шахматистов, то отметим, что X. Р. Капабланка, А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, М. Эйве познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили, Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6, А. Алехин, М. Таль – в 7. Не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Гораздо важнее другое – существенный вклад шахмат в формирование всесторонне развитой личности. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, И. Тургенев, Ю. Гагарин и многие другие.

  Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность…

    Исследования зарубежных и российских учёных, накопленный опыт преподавания шахмат   говорит о том, что идеальный возраст для начала занятий приходится на интервал от 5 до 10 лет. Вслед за овладением громадной знаковой системой родного языка, завершающимся в основном к возрасту примерно  5 лет, начинает разворачиваться следующий чрезвычайно важный процесс – формирование  умения действовать в уме.
   Психологическая наука отмечает, что логические ошибки, допускаемые на этом этапе интеллектуального развития, могут закрепиться и становятся трудно исправимыми.

На этапе формирования способностей действовать в уме именно шахматы являются идеальной моделью.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие интеллекта, который играет главную роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни. Если шахматам обучать всех, то и ведущей становится «учебная» установка, связанная с пониманием того, что именно дает игра в шахматы всем детям, безотносительно к тому, будут ли они далее играть в шахматы или нет.

    Учебный предмет шахматы имеет четкие цели:

- побуждение мысли, познавательной активности, развитие абстрактного и конкретного мышления;

- введение в мир логической красоты и образного мышления;

- расширение представлений об окружающем мире;

- развитие памяти, внимания, усидчивости;

- обеспечение креативной функции знаний;

- воспитание других положительных качеств личности.

       Опытным путем было установлено, что скорость интеллектуальной реакции у детей, активно играющих в шахматы на 40% выше, чем у неиграющих детей. Введение шахмат в учебный план позволит снизить уровень интеллектуальной пассивности у большой группы детей. Особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях обучения. Важная роль в обеспечении таких условий принадлежит шахматам.

    Шахматы – средство разностороннего развития ребенка. Это универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры. Шахматы влияют на развитие внешней и внутренней речи, комбинаторного и логического мышления, воли, жизненной активности, критичности, способности к самоанализу и самооценке, самообразованию.

   Недостатком школьного образования всегда было и остаётся то, что оно не даёт умения применять полученные знания на практике. Шахматы – это и есть посильная и интересная для детей практическая деятельность, имеющая развитую и неотрывную от практики теорию.

   Научить шахматам надо всех детей. И лучше всего это сделать, как считают специалисты, в начальных классах или еще раньше. А тем школьникам, кому шахматы придутся по душе, надо дать возможность продолжить занятия и в старших классах.

 

  Глава 2. Психолог  Огнева Т.А.:  «Первый  ход»

 Преподавание  шахмат  в  начальной  школе  оказывает  на  детей  положительное  влияние  и  развивающий  эффект. Это  положение  известно  всем,  кто  имеет  отношение  к  данной  области.   Шахматы  в  начальной  школе  несут  психодиагностическую  нагрузку.  По  тому, как  дети  осваивают  этот  предмет,  виден  их  уровень  организации  зрительного  восприятия, потенциал  к  наглядно- схематическому  мышлению, их  общей  активности  и  регуляторной  зрелости  в  целом, в общем,  то, что  составляет  основу  успешной  обучаемости  ребёнка в  начальной  школе,  как  метаспособности.

Для  того, чтобы  успешно  освоить шахматную игру,  необходимо  научиться  выполнять, казалось бы, очень  простой  навык  -  нападение.

Это  навык  включает  умение  ребёнка  удерживать  на  шахматной  доске, пестрящей  разноцветными  клетками,  определённую  линию. На  физиологическом   уровне  требуется  от  ребёнка  достаточная  глазо-моторная  активность  и  координированная  работа  обоих  полушарий  мозга,  что  у  современных  детей  встречается,  только  у  50%  к   6-7  годам.  Остальные  50%  учащихся  первого  класса  испытывают  затруднения  при  ориентировании  в  пространстве  листа,  освоении  чтения.

     Трудности  в  освоении  данного  навыка, особенно комбинированного  нападения, такого,  как  двойной  удар,  должны  насторожить  педагога  по  шахматам,  потому, что  это возможный  признак  нарушения  зрения, такого, как     астигматизм  или  нистагм. В  данном  случае  необходимо  через  классного  руководителя  поинтересоваться  у  родителей,  не  страдает  ли  ребёнок  данными  недостатками  зрения и  настоятельно  посоветовать  пройти  консультацию   окулиста и  специалиста  по  позвоночнику, если  астигматизм. Нарушения зрения, часто связаны  с  нарушением  осанки. Если у  ребёнка  нистагм (невозможность  удержания  взгляда  на  фиксированной точке.  Глаза  постоянно   убегают), то  необходимо  обратиться к  невропатологу, так  как  у  ребёнка  повышенная  возбудимость,  не  дающая  ему  сосредоточиться. Хорошо  если  родители  в  курсе  данных  проблем  ребёнка  и  принимают  адекватные  меры,  но  бывает  и  такое,  что  шахматный  педагог первым  замечает  эти  недостатки. Представляете, как  страдает  такой  ребёнок, вроде  бы  с  нормальным  зрением  в  школе! Ведь  недостатки  восприятия  нарушают  развитие  мышления.

 Очень  много  проблем у современных детей, и одна из  них - нарушение  работоспособности  из - за  психосоматической  ослабленности, ведущая  к  истощаемости. Урок  шахмат требует известного интеллектуального  напряжения,  соизмеримым  с  уроком  математики. Заниматься  данным  предметом  на  последних  уроках  в  фазе  накопления  усталости  или  после  обеда,  когда  снижена  умственная  активность из-за  активизации  процессов  пищеварения  - категорически  недопустимо. Нарушение  данного положения  ведёт  к  развитию  мигреней (головных  болей  непонятного  происхождения)  или  потери  интереса  и  снижению  развивающего  эффекта  данного  урока.

Конечно  здорово, когда  предупреждены  всевозможные  нарушения  и  приняты   своевременные  меры,  но  для  преодоления  недостатков  развития  у  детей  одних  шахмат  явно  недостаточно,  и   требует  объединённых  усилий  многих  специалистов  разных  направлений. Это  только  один  аспект. По  последним  данным  учёных  психологов  поисковая  активность ребёнка является  генетически  обусловленной.  Очень  трудно  развить  данное  качество  у  детей  со  сниженной  активностью, а  данное  качество, является  главным  для  освоения  шахмат. Если  даже  у  ребёнка  поисковая  активность  находится  на  высоком  уровне, но  он  развивался  в  неблагополучной   социальной  среде,  то  это  будет  способствовать  к  поведенческим  нарушениям,  что  также  будет  препятствовать  освоению  шахмат.

Поэтому  шахматы  как  развивающий  предмет  должны  вызвать  интерес  у  профилированных  школ,  особенно  экономического  и  математического  направления. Не  для  кого  не  секрет,  что  туда  идут  отобранные  дети.  В  настоящий   момент  детскими  специалистами  отмечается  спад  развития  детской  популяции  в  обще - мировом  масштабе.

Если  мы  раньше  наблюдали  явление   акселерации, то  сейчас  наоборот. Поэтому, говоря  об  отобранных и   развитых  детях  мы  судим  относительно  данной  детской  популяции,  но  эта  группа  детей  также  нуждается  в  развивающей  работе, и  шахматы  здесь  незаменимы. Невостребованный   потенциал   разрушается   и  теряется.

 Основной  задачей  психолога было  разъяснение  шахматным  педагогам  о  необходимости  проведения  психологических  исследований  и  их  анализ  результатов  и  их осмысление.  Учёт  возможностей  и  индивидуального  уровня  положительно  повлияет  на  качество  и  эффективность  обучения  шахматам  и  принесёт  пользу  учащимся  данной  программы.

        

Глава 3. Комплекс методик  для определения зоны актуального развития каждого ребенка

Первая  методика направлена на выявление умения анализировать.  Она составлена на основе задач российского психолога,  доктора психологических наук  А. З. Зака. На рисунке № 1 приведены образцы трех предлагаемых ребенку заданий.

                                                  Рисунок № 1

0

0

0

0

0

0

       

0

0

0

0

0

0

0

0

 

0

0

0

0

                                                                                               

       

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

 

V

V

V

V

                     

+

+

+

+

+

+

       

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

    Как использовать рисунок?  Вот текст, который поможет ребенку выполнить задание.

   Инструкция: «В трех квадратах нарисованы кружочки. В двух квадратах они располагаются совершенно одинаково, а в оставшемся  квадрате один кружок помещен не так, как в остальных двух. НАЙДИ  этот квадрат и поставь сверху галочку. Это и будет твоим ответом на задание. Если решил задачу с кружочками, то точно так же решай задание с галочками  и  крестиками».

   Конечно, лучше всего, если ребенок безошибочно выполнил все три задания.

   Это свидетельствует о его  соответствии возрастной норме развития. Если выполнено правильно одно или два задания, то у ребенка есть проблемы в сфере внимания. Это обычно присуще детям импульсивным или очень  эмоциональным. Если наш испытуемый не справился ни с одним заданием, то можно предположить, что у него – низкий уровень развития умения сравнивать различные объекты. В этом случае занятия шахматами рекомендуются для развития умения анализировать, но при щадящих,  со сниженным объемом нагрузки, условиях.

        

   Вторая  методика  (она называется «Рисование заборчика») взята из комплекса приемов нейропсихологического обследования и позволяет выявить такие недостатки двигательной сферы как  стереотипность  движений, трудности в переключении с одной программы движений на другую.

        Начало заборчика приведена на рисунке № 2.

        Рисунок № 2

Инструкция: Вы обращаетесь к ребенку со следующими словами:

«Ты видишь перед собой начало заборчика. Возьми карандаш и продолжи точно так же. При этом карандаш от бумаги отрывать нельзя. Рисуй до конца листа».

    Если ребенок продолжает рисовать только один элемент, например, углы, то это свидетельствует об инертности мышления. Если между элементами появляются площадки, то это говорит о трудностях  переключения  в  деятельности. В случае, когда к концу строки размер элементов увеличивается, мы видим повышенную утомляемость ребенка. Об этом же может свидетельствовать и уменьшение элементов рисунка заборчика.  Выявленные недостатки оказывают негативное влияние на эффективность умственной деятельности  во время занятий шахматами и замедляют процесс обучения.  Преодоление этих трудностей ребенка должно стать серьезной заботой его родителей, так как посредством выполнения только шахматных упражнений  устранить их нельзя.

     Третья методика  определения способностей к обучению шахматам сконструирована  Т.А.Огневой. Она диагностирует способность ребенка действовать в уме, и называется «Архитектор и строители». Материалом служит картинка домика и ряд условных обозначений (рисунок № 3).

                

Рисунок № 3.

                

                                                                                   Проект  дома

                

 œ

 œ

 œ

2 -

этажа

 œ

 œ

 œ

3 ô

подъезда

                                                                             

   Инструкция:  Посмотри на картинку. На ней нарисован дом. Подсчитай, сколько в нем этажей. Правильно,  2 этажа.  Обозначим число этажей в доме цифрой  с горизонтальной черточкой:  2 -.

   А теперь подсчитай, сколько в этом доме подъездов. Ты, конечно, знаешь, что окна квартир в одном подъезде расположены друг над другом. Правильно, в этом доме 3 подъезда.  Обозначим общее число подъездов в доме цифрой с вертикальной черточкой:  3 ô.

   Эти обозначения цифрами и черточками этажей и подъездов назовем проектом этого дома.

Выполни следующее  задание:

Тебе  нужно  нарисовать  дома  по  заданным  проектам.

1 проект –  3 –  и  2 ï.

2 проект –  4 –  и  3 ï.

3 проект –  2 –  и  1 ï.

   Очень важный  тест! Как показывает практика, дети, справившиеся с этим заданием,  успешно  осваивают  шахматную  игру.  Даже выполнение одного или двух заданий дает хороший прогноз для обучения шахматам. Если ребенок не нарисовал  правильно ни одного задания, а только копировал образец, то это может говорить о репродуктивном стиле деятельности (склонность только копировать действия взрослого без самостоятельного анализа условий предложенной задачи).

   В случае отказа ребенка выполнять задание или подмены задания произвольным рисованием какого-то своего дома можно предположить слабое развитие поисковой активности. Такие дети могут освоить правила игры в шахматы, но при этом у них будет сохраняться низкий уровень обучаемости. Это будет проявляться и в отсутствии переноса полученных на занятиях шахматами знаний в собственную игру.

Четвертая методика  называется «Эмоциональный статус  личности».

   Она является модификацией цветового теста Люшера-Дорофеевой и позволяет исследовать  психофизиологическое состояние ребенка. Методика диагностирует эмоциональный настрой и уровень внутренней активности во время проведения данного тестирования.

   Для ее осуществления каждому ребенку необходимо  иметь  три цветных карандаша: красный, синий и зеленый.

   Материал для тестирования представляет собой два ряда по три одинаковых квадрата.

   Инструкция № 1:  «Раскрась верхний ряд квадратов так, чтобы каждый из них оказался раскрашенным только в один цвет – каждый квадрат в ряду может быть или только красный, или только зеленый, или только синий. Все квадраты должны быть разного цвета».

   Инструкция № 2:  (После того, как ребенок выполнит раскрашивание верхнего ряда квадратов, ему дается новое задание) «Посмотри на раскрашенный тобой ряд и подумай,  нравится ли тебе такое расположение квадратов по цвету. Хочется ли тебе его изменить,  или ты хочешь все оставить по-прежнему?  Второй ряд квадратов раскрась так, как тебе захочется».

   Интерпретацию  и  расшифровку  данной   методики   проводят  по  второму   ряду  раскрашенных  детьми квадратов .  Первое  раскрашивание  необходимо  для  ориентировки  и  тренировки  ребёнка  в  выполнении  задания,  поэтому  во  внимание  не  принимается.

   Цвета  раскрашенных   квадратов  второго  ряда  записываются  в  виде  формулы,   буквы которой  соответствуют  цветовой  раскладке данного испытуемого. Расшифровка   каждой  формулы  даётся  в  таблице №1 «Интерпретация  результатов».

Таблица №  1.  Интерпретация  результатов (по Дорофеевой и по Т.А. Огневой)

Цве-товая фор-мула

Функцио-нальное

состояние

Описание  функционального  состояния

Уровень

К – С – З

Функцио-нальное напряжение (ФН)

Состояние  настороженности, которому свойственны  ориентировочные  эмоции, повышение  внимания, активность; это  состояние  является оптимальным  вариантом реагирования  функциональной  системы.

Высокий -   3

С – К – З      

Функциональное рас-слабление

(ФР)

Спокойное, устойчивое  состояние, самое оптимальное для различных видов деятельности, не требующих напряжения; это состояние свидетельствует  об  отсутствии  выраженных переживаний.

Средний -  2

С – З – К

Функциональное возбуждение (ФВ)

Доминирование положительных эмоций -  от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования.

Высокий -  3

К – З – С

Функциональное торможение

( ФТ)

Состояние является следствием неудовлетворения потребностей (и полярно состоянию  функционального  возбуждения).  Оно свидетельствует   о  доминировании  отрицательных  эмоций ( печаль, тоска); диапазон изменений – от  состояния грусти  до  подавленности,  от  озабоченности  до  тревоги, перенапряжения  всех систем  организма.

Низкий -  1

З – С – К

Состояние  аффективно-го  возбуждения (АВ)

Активные  аффекты  с  диапазоном  изменения эмоций  от переживания  чувства  нетерпения, возмущения  до  гнева, ярости.

Средний -  2

З – К – С

Состояние  аффективно-го  торможения (АТ)

Доминирование  сильных  отрицательных  эмоций  с диапазоном  от  состояния  растерянности,  психического  дискомфорта  до  страха.

Низкий -  1

        

   Самым  оптимальным  для  обучения шахматам  является  состояние  функциональной  напряженности  или  функционального  возбуждения. Все  остальные  состояния  не  способствуют  данной  деятельности. С  большой  долей  вероятности   можно  утверждать,  что  ребёнок  откажется  от  занятий  шахматами,  если  интеллектуальная  деятельность  вызывает  у  него  сильный  внутренний  дискомфорт.

Данный  блок  методик позволяет с  высокой прогностической  точностью определять  структуру  детской  группы по возможностям  ее  участников в обучении  шахматной  игре.  Дети, показывающие высокие результаты в  этом тестировании,  с большей охотой и желанием будут учиться играть в шахматы  и сохранять стабильный интерес в течение длительного времени.     Это позволяет создавать достаточно устойчивые группы обучения детей, не умеющих играть в шахматы. В работе тренера малая текучесть в группе является важным условием  эффективности его работы.

Заключение 

  Одна из глобальных проблем нашей системы образования заключается в том, что обучение в школе происходит предметно, при этом далеко не все преподаваемые предметы оставляют в жизни ученика положительный след. В последние годы в СМИ появилось немало статей о том, что преподавать в школе следует не предметно, а надпредметно! Но, как писал бывший министр образования РФ Э.Д. Днепров: «Главная противостоящая сила – традиционные предметно-методические лобби, не желающие видеть ничего, кроме своего предмета, и жестко отстаивающие свою часть учебно-экономического пирога».

  Задача школы не «впихивать» в детские головы сведения по различным предметам, а дарить им необходимые для жизни надпредметные (общепредметные, мета-предметные) умения и развивать их способности. Одной из первых подобных дисциплин и могли бы стать шахматы, которые (это уже доказано) целенаправленно развивают у детей всеобщую базовую способность действовать «в уме».

  Шахматный всеобуч – это не простое обучение всех детей игре в шахматы, а постепенное проникновение шахмат как учебного предмета в систему школьного, дошкольного и дополнительного образования для достижения значимых для системы образования целей.

   М.Е.Николаев в статье “Шахматное образование в России” писал: «Обучение шахматам и освоение шахматной теории учащимися общеобразовательных учебных заведений, безусловно, будет способствовать росту их духовных возможностей. Благодаря этому возрастет интеллектуальный потенциал всего общества и через небольшое время у нас появится целая плеяда новых молодых и талантливых ученых, управленцев, предпринимателей, способных обеспечить качественный скачок в развитии России”.

  Шахматный всеобуч – это будущее наших детей, их успешность в жизни, их умение анализировать ситуацию и приходить к правильным выводам. Введение шахмат в систему образования – дело государственной важности, и решать его нужно качественно.  

ЛИТЕРАТУРА

 1.  Огнева  Т.А. Диагностика уровня дифференцированности зрительного восприятия у первоклассников/ «Возможности практической психологии в образовании. Из опыта работы психологов УЦ «перспектива». Вып. 3. Ред. Пилипко Н.В. М.: УЦ «Перспектива», 2001.  С. 78-84

2. ЗАК  А. Путешествие в Сообразилию  или как помочь ребенку стать смышленым. НПО  «Перспектива».  М., 1993

3. М.Е.Николаев “Шахматное образование в России”,   статья

   http://www.1sakhapresident.ru/index.php/ru/component/content/article/401-170709

4. Сайт шахматного всеобуча  http://chess555.narod.ru/

     

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект вводного занятия по программе "Азбука шахматной игры" для детей 5-6 лет

Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры»  для детей 5-6 летТема: Черно-белое  королевствоЦель: Знакомство  с шахматными фигурами, шахматной доской, ее особенностями.Задачи:...

"Азбука шахматной игры" дополнительная образовательная программа

     «Азбука шахматной игры»  дополнительная образовательная программа  для детей 5-7  лет  направлена  на  изучение основ и приёмов  игр...

Диагностическое тестирование для определения способностей к обучению шахматной игре для детей 6-7 лет

Комплекс тестов, позволяющих выявить потенциал детей к обучению игре в шахматы....

Стратег основная образовательная программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности по обучению основ шахматной игры для учащихся 11 -15 лет Срок реализации 3 года

Обучение шахматам содействует  не только достижению уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные де...

Некоторые аспекты технологии развивающего обучения воспитанников шахматной игре.

     То, что шахматы развивают умственные способности, фантазию ребенка, думаю, с этим никто спорить не будет. Также с тем, что шахматы – ценнейшее и очень сильное воспитат...

«Мир шахмат» - история шахматной игры, шахматная викторина, инновации и этюды.

Цель:  формирование знаний о   шахматной   игре,   правилах  игры,  различных  видах шахматной игры,  шахматных  инноваций. Задачи: зна...

Статья "Обучение шахматной игре в дополнительном образовании".

В каждом из детей живёт гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растёт, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее  будет его жизнь...