Охранять природу - значит охранять Родину!
методическая разработка на тему

Прыткова Галина Николаевна

Листая устный журнал ребята выполняют задания: "Природа - наш дом!"; "Догадайся, что за щнак?" - дети рисуют запрещающие знаки, которые бы они развесили в лесу; "Там, там новости" - интересные сведения из жизни животных и растений; "Аеришь не уеришь"; "Чудесе природы"; Экологическая сказка" - рубята готовили сказку; "Найди ошибку" - даются стихотворения надо найти ошибки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ "Урюмская средняя общеобразовательная школа" Тетюшского муниципального района

Республики Татарстан

Устный журнал по экологии

«Охранять природу – значит охранять Родину»

Руководитель библиотекарь Прыткова Галина  Николаевна

Цели:

1. Воспитать у детей чувство ответственности за свое поведение в природе.

2. Сформировать у учащихся знания о нормах и правилах поведения в природе.

3. Выработать потребность в общении с природой.

4. Развивать творческое мышление, творческие способности.

Оборудовании и оформление..

Выставка «Как прекрасен этот мир», «Чудеса природы», «Природа просит милосердия».

Записи: ветер, дождь, медленная музыка, песня «Над крышей дома твоего»

Журнал со страницами. Жетоны. Грамоты. Подарки.

Устный журнал проводится между двумя командами 5 и 6 класса.

Домашнее задание: нарисовать по 4 запрещающих знака, которые бы ребята развесили в лесу. Подготовить экологическую сказку (не более 5 минут)

Вед. Ребята сейчас вы послушаете магнитофонную запись. Задание вам такое:

1.вопрос. Какая картина предстает перед вами.

2. Какие вы вспоминаете произведения слушая шум ветра и дождя.

Много прекрасных произведений написано писателями о природе, о красоте, богатстве родной земли. Писатели пишут свои произведения, художники пишут свои картины. (обращается внимание на картин)

Давайте посмотрим на выставку (первая полка) «Как прекрасен этот мир». Как много красивых удивительных уголков природы есть на земле. Вы это хорошо знаете, потому что вы часто ходите в походы. И чтобы всегда так было красиво, мы должны охранять её.  Это наш дом, наша Родина.

Звучит музыка П. И. Чайковского.

ЧТЕЦ:

Мы любим лес в любое время года,

 Мы слышим речек медленную речь...

Все это называется — природа.

Давайте же всегда ее беречь!

Подсолнух солнечного цвета,

Такой, что радостно всем жить.

 Природой называется все это,

 Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым...

Все это называется — природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

ВЕДУЩИЙ (1): Дорогие друзья, сегодня мы приглашаем вас полистать устный журнал под названием "Охранять природу — значит охранять Родину".

 Первая страница называется "Природа — наш дом".

Вед.2. Наша планета — это огромный шар. Чтобы представить, сколь многочисленно население Земли, было подсчитано, какой длины окажется колонна людей, построившихся в затылок друг другу. Оказалось, что длины этой колонны достаточно для того, чтобы 50 раз обогнуть земной шар.

Вед.1. Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить нормальную воду без вредных примесей, употреблять в пищу экологически чистые продукты, но делать это с каждым годом становится все сложнее и сложнее. Виной тому очень сильное загрязнение окружающей среды. Что такое окружающая среда? Это богатый и удивительный мир растений и животных. Это наша родная природа.

Природа и родина неотделимы друг от друга. Недаром же у этих слов одна основа, один корень: при-РОД-а, РОД-ина. Если человек умеет понимать красоту природы, он постарается не делать ей больно.

Вед.2. Древние люди поклонялись матушке-природе. Они понимали,  что  полностью   зависят   от нее, человек тогда очень   четко   сознавал, что земля его поит, кормит, обувает,    одевает. А мы, в наше время, все чаще видим неухоженные   поля, горы мусора, загрязненные реки, высохшие озера, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим овощи и фрукты, зараженные ядовитыми веществами.

Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, чтобы сохранить красоту природы? Как помочь нашей матушке-природе?

(Ответы детей.) (уборка мусора, не загрязн. Реки, не ломать кустарники, не рубить деревья ..)

Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения на природе. Правил, выполнение которых должно стать совершенно естественным делом для каждого из нас. Вот сейчас мы и проверим, как хорошо вы знаете правила поведения в лесу. (переворачиваем страницу)

Стр.2."Догадайся, что за знак**

  Вам было дано домашнее задание нарисовать знаки, которые вы бы развесили в лесу.

А все остальные попробуют угадать, что он обозначает.

У нас сегодня две команды 5 и 6 класса. Вы друг другу продемонстрируйте свои знаки, а другая команда должна отгадать правило.

(Игроки по очереди демонстрируют нарисованные знаки. Ребята отгадывают.)

1.: Въезд транспорта запрещен.

вед: Причины для подобного запрета весьма серьезны. Попробуйте сами их назвать.

(Ответы детей.)

2. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

Ком.2.: Растение - живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Не случайно там, где много растений, легко дышится.

1.: Не повреждай кору деревьев.

Ком.1. Поймите, им больно, они перестают расти и долго и мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

2. Не рви цветов в лесу и на лугу.

Ком.2. Ведь цветок в вазе — это пленник, приговоренный к скорой смерти. Пусть лучше это чудо радует глаз, омолаживает сердце и душу всех, кто придет следом за нами. Именно наша давняя привычка рвать цветы*привела к исчезновению многих видов растений. А букеты можно составлять из прекрасных цветов, выращенных человеком.

1. Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы, тревожить лесных жителей.

Ком1: Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверенышей, не берите их с собой. Малышам никто не создаст необходимых условий для роста и развития, кроме их родителей.

2. Не разводите костер в лесу, если в этом нет острой необходимости.

Ком.2. А кроме того, кострища — это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления потребуется 15—20 лет. В лесу может возникнуть пожар. Вы, конечно, знаете, какими огромными по масштабам стихийными бедствиями становятся порой лесные пожары, особенно во время засухи.

1: Не сбивай грибы, даже не съедобные.

Ком.1: Часто человек, проходя по лесу, сшибает палкой мухоморы и другие несъедобные грибы. Тот, кто так поступает, не уважает лес, не понимает и не любит его! Мухоморы помогают расти соснам, елям, березам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки. Многие грибы участвуют в уничтожении растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву. Они — санитары леса!

2.: Отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у природы, никогда не оставляйте после себя беспорядок.

Ком.2.: Помните: брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка — не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. Сколько людей получили травмы из-за стекол, которые легко прорезают обувь. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

ВЕДУЩИЙ (1): Мы выяснили, что правила поведения в лесу вы знаете хорошо, поэтому лесные жители всегда будут рады встретить вас у себя дома.

Страница 3 "Там-там новости**

ВЕДУЩИЙ (2): Начинаем экстренный выпуск экологических новостей. Подсчитано, что за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 млн. гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей — это производные от состояния экологического напряжения.

ВЕДУЩИЙ (2): "Покорять природу", "Не ждать милости от природы" — это лозунги не столь далекого времени. Из богатейшего набора фауны и флоры исчезли многие виды. Даже ландыш сегодня стал редкостью и воспринимается как некое чудо.

ВЕДУЩИЙ (1): Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети XXI века купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов?

ВЕДУЩИЙ (2): Промышленные предприятия отравляют воздух, которым мы дышим. Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом. Газы автомобилей попадают к нам в легкие. Ядовитые вещества после сжигания мусора на свалках летают в воздухе и приносят вред окружающей среде.

ВЕДУЩИЙ 1. Отбирая у природы самое красивое, самое яркое и душистое, мы в результате грабим себя. Вы только представьте: под угрозой исчезновения в ближайшем будущем 5435 видов животных и 5611 видов растений! (Обращение к выставке «Природа просит милосердия)

Их надо спасать: запретить охоту на них, охранять в заповедниках. Люди думали, что природа неисчерпаема, и просчитались. Природа — наш дом, и мы, его жители, должны этот дом беречь.

Страница 4 «Веришь – не веришь»

. (Командам зачитываются факты из жизни птиц, а они должны ответить, правда это или нет.)

  1. В китайских ресторанчиках можно отведать гнездо птицы саланган, которое она делает из своей слюны. (Да.)
  2. Первая весенняя птица —скворец. (Нет. Грач.)
  3. Сокол-сапсан при ловле добычи может развить скорость 300км/ч. (Да.)
  4. У сов — единственных из птиц — имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. (Да.)
  5. Птица чомга спасается от врагов, погружаясь в воду, как подводная лодка. (Да.)

6.        Птица козодой прилетает по ночам  к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. (Нет. Питается мошками.)

7.        Птица   стерх  откладывает только два яйца. (Да.)

  1. Синицы, живущие в Германии и Англии, понимают друг друга, но не понимают, что говорят синицы, живущие в Индии и Афганистане (Да.)
  2. Оперение птиц, которые живут в клетках, становится ярче. (Наоборот.)Есть такая водоплавающая птица — поганка. Во время опасности на воде она прячет птенцов у себя на спине, в перьях. (Да.)
  1. У австралийских страусов эму яйца высиживает самец. Он же и    воспитывает    вылупившихся птенчиков. (Да.)

12.        Весной   пингвины  могут взлетать на высоту до двух метров.(Не летают.)

  1. Пингвины могут плавать со скоростью 40 км/ч, обгоняя катера.(Да.)
  2. У африканской птицы гоацин на крыльях есть когти, с помощью которых она легко лазает по деревьям. (Да.)
  3. Птичка оляпка может бегать в поисках пищи по дну речки. (Да.)
  4. На юге Америки живет птица-хохотун. Она издает звуки, похожие на хохот человека. (Нет такой.)
  5. Клесты выводят птенцов зимой. (Да.)
  6. Верите ли вы, что боб (из семейства фасолевых) – самое крупное и самое тяжелое из овощных семян. (верно. Один большой боб весит столько же, сколько 300 семян капусты, или 600 семян репы, или 2000 семян салата)
  7. Верите ли вы, что разбухшие  горошины могут разорвать пароход пополам? (Верно. Неподалеку от берега сел на мель получивший пробоину пароход. Вода просочилась в трюм, где лежали мешки с горохом. Разбухшим горошинам стало тесно в трюме. Раздался треск. Такая сила была в проснувшихся горошинах, что они разорвали пароход пополам. Этот удивительный случай описал писатель К.Г.Паустовский в своей книге «Черное море».
  8. Верите ли вы, что в немецком городе Оффенбурге поставлен памятник пирату Дрейку, который держит в руках куст картофеля, а подножие памятника опоясывают гирлянды клубней. (Верно. Надпись на памятнике гласит, что миллионы людей благодарны Дрейку, который первым привез картофель в Европу)

.

  1. Верите ли вы, что из тыквы можно не только готовить еду, но и делать бутыли, ведра, барабаны, бочки? (Верно. На Кавказе из него делают бутыли для хранения вина, в Молдавии засаливают в нем огурцы как в бочке, на улице негритянского поселка – это и оранжевое ведро с водой, и барабан там-там).

Страница 6. Чудеса природы  Обращение к выставке.(предлагаются чудеса природы, которые уч-ся находили в лесу во время походов, дети должны придумать название)

Страница 7. Экологическая сказка (домашнее задание)

Стр. 8. «Найди ошибку»

Мы предлагаем вам отрывки из стихов известных поэтов. Ваша цель –найти в них ошибки, неточность с точки зрения поведения животных, птиц.

  1. А Плещев.

Травка зеленеет, солнышко блестит

Ласточка весною, в сени к нам летит.

Дам тебе я зерен, а ты песню с пой,

Что из стран далеких, принесла с собой.

(Ласточки зерно не клюют. Это насекомоядные птицы)

2.Выткался  над озером алый         свет зари

на  бору со звоном плачут глухари

плачет где-то иволга, с хоронясь в дупло

только мне не плачется – на душе светло. (С.Есенин)

(Иволга не живет в дупле, она живет в коре дуба)

3.А это веселая птица – синица,

которая часто ворует пшеницу,

которая в темном чулане хранится

в доме, который построил Джек. ( в переводе Маршака)

(синица предпочитает животный корм. Даже в студеную пору, когда ей  приходится туго, она поедает лишь подсолнух и коноплю.)

4. Где же птичка? Где ты, певичка?

В дальнем краю?

Гнездышко вьешь ты, там и поешь ты песню свою. (В.Жуковский)

(Перелетные птицы вьют гнезда и выращивают птенцов только на родине. В теплых странах пернатые потомство не заводят).

Страница 9. Загадки.

Летом за пахарем ходит, А под зиму с криком уходит. (Грач.)

Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает, В полях ночует, Коноплю ворует. (Воробей.)

Встали братья на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. (Журавль.)

Каждый год я к вам лечу, Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)

Не король, а в короне, Не гусар, а при шпорах. На часы не взглядывает, А время знает. (Петух.)

Спереди — шильце, Сзади — вильце, Сверху — синее суконце, Снизу — белое полотенце. (Ласточка.)

Крылатый, горластый, Красные ласты. (Гусь.)

Мать, отца не знаю, но часто

называю. Детей знать не буду —

чужим сбуду. (Кукушка.)

Днем спит, ночью летает, Прохожих пугает. (Филин.)

Вертится, стрекочет, Весь день хлопочет. (Сорока.)

На два, на три километра Поднимаюсь и кружу. С высоты огромной этой Даже мышь я разгляжу. (Орел.)

По-над полем, над болотом Начинаю рано петь. И люблю я вертолетом В синем воздухе висеть. (Жаворонок.)

Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома — Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист.)

Он верен морю, как матрос, Предвестник бури ... (Альбатрос.)

Над цветущими полями Я летать не устаю, В темном небе вечерами Хорошо хвостом пою. (Бекас.)

Отгадайте, кто такой я? Поднимаюсь к облакам, Странным криком шторм

морской я

Предвещаю морякам. (Буревестник.)

Жить без дела не люблю я, В пятом я встаю часу, То сажаю кедры клювом, То дубы в глухом лесу. (Сойка.)

Другой такой птицы вы

не найдете — Вместо собаки помощник

в охоте. (Сокол.)

Страница  10. Экологические ситуации

Ребята вам сейчас будут зачитаны экологические ситуации вы должны правильно их разобрать.

1.        У ручья, протекающего близ нового микрорайона, стояла группа подростков и бросала камни в траву и ручей. Оказывается, у лягушек был период весеннего метания икры, и поведение лягушек вызывало у ребят недоумение, желание разрушить то, что было для них не совсем  понятно.  К ручью подошли еще двое: отец с сыном. Мужчина не стал кричать на мальчиков. Он начал рассказывать сыну о том, что происходит в природе весной, как из икринок выведутся головастики, а потом лягушки. Ребята тоже слушали. Они потихоньку выпускали из рук камни.

а)        Чем можно объяснить такое поведение мальчиков у ручья?

б)        Дайте оценку поведению ребят.

в)        Какие выводы для себя следует сделать из этой ситуации?

2. Семья возвращается из лесу. В корзинке лежит ёж. Он сердито фыркает, шуршит ветками. Марина и Света то и дело поглядывают в корзинку, радуясь своей находке.

а)        Правильно ли поступили девочки, взяв ежа домой? Почему?

б)        Что бы вы рассказали Марине и Свете о ежах, о их жизни в городских условиях? (За ёжиком нужен специальный уход. Он не приспособлен к домашним условиям: девочки и их родители от ежа быстро устанут. Ёж должен жить в лесу, у ежа есть детки, они ждут его и будут плакать одни, а потом могут и погибнуть. Девочки должны отпустить ежа на свободу.)

в)        Все ли так поступают, как Марина и Света?

г)        Как поступите вы, если в лесу найдете птичье гнездо с птенцами? (Надо просто издали посмотреть на гнездо, послушать, как тревожно посвистывает над головой птица-мама, и уйти.)

Вернувшись домой после прогулки, поделитесь увиденным, услышанным с родителями, с товарищами, порадуйтесь, что не разрушено гнездо, что вырастут красивые птицы и от них будет весело и шумно в лесу.

Страница 11.  «Экотест»

Капитаны дают письменные ответы на вопросы и получают за каждый правильный ответ по 1 баллу. Вопросы:

1. Родители просили тебя полить цветы в саду, ты:

а)        поливаешь все цветы из шланга;

б)        поливаешь каждое растение из лейки;

в)        кладешь включенный шланг в центр сада и занимаешься своими делами.

2.        Когда лучше поливать растения?

а)        на восходе солнца;

б)        в полдень;

в)        после заката.

3.        Ты решил подкрепиться на пляже. Что ты сделаешь с остатками еды?

а)        бросишь их рядом;

б)        отнесешь в мусорный бак;

в)        тщательно зароешь в песок.

4.        На свете существует множество пауков. Один изних сползает по стенке рядом с тобой. Что ты делаешь?

а)        берешь тапочку и убиваешь;

б)        усыпляешь и берешь в коллекцию;

в)        наблюдаешь,  куда он уходит.

Итог мероприятия.

ВЕДУЩИЙ (2): Наша планета Земля в опасности. На ней образовалось много больных и умирающих территорий. Это случилось потому, что люди построили много фабрик и заводов, загрязняющих атмосферу. Промышленные выбросы и выхлопные газы вредят нашему здоровью. Во время аварий танкеров в воду морей и океанов проливаются десятки тысяч тонн нефти. Многочисленные туристы оставляют за собой горы мусора..

 Так загрязняется наша прекрасная планета, гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Земля в опасности. Она требует помощи!

Как же мы с вами сможем ей помочь?

И для этого нужно просто по-настоящему любить природу. 

(Песня «Над крышей дома твоего» запись)

вед. Посчитаем жетоны, награждение, подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно – музыкальная композиция, посвященная Дню Земли «Охранять природу – значит охранять Родину» из цикла «Я - гражданин России».

Одним из самых важных направлений в науке об обществе является экологическое воспитание. Необходимо подробнее познакомить подрастающее поколение с тем, какую роль играет человек в природе. Оно ведь не...

«Охранять Природу – значит охранять Родину»

Номинант  IX ОБЛАСТНОГО   КОНКУРСА «КАМЕРТОН» :Орлова Анна СергеевнаТема: «Охранять Природу – значит охранять Родину» Место учебы, должность номинанта: ГБОУ СПО «Краснотурьинский индуст...

методическая разработка урока по обществознанию "Охранять природу - значит охранять жизнь"

конспект конкурсного открытого урока по обществознанию для 7 класса "Охранять природу - значит охранять жизнь", показанный на республиканском этапе конкурса профессионального мастерства &quo...

Презентация по теме "Охранять природу - значит охранять жизнь"

Презентация по теме "Охранять природу - значит охранять жизнь"  по обществознанитю для учащихся 7 класса (программа под редакцией Л.Н.Боголюбова)...

Охранять природу - значит охранять жизнь.

Урок обществознания в 7 классе по теме "Охранять природу - значит охранять жизнь". Содержание: технологическая карта урока; тематические тесты; презентация с видеофрагментами. P.S. Если видеофраг...

Охранять природу – значит беречь Родину

Охранять природу – значит беречь Родину...