Классный час "Я - гражданин России"
материал по теме

Материал предназначен для внеклассной работы и проведения тематических классных часов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

«Я – гражданин России»

Цели и задачи:

- развивать у обучающихся умения различать точку зрения автора; выражать собственную позицию, вести диалог;

- закрепить понятия о гражданственности, гражданском долге;

- вызвать у учащихся чувство уважения к своей стране.

Оборудование: магнитофон, слайды о России, музыкальный диск «Песни о России».

Оформление доски: литературный эпиграф, выставка рисунков учащихся на тему «Я – гражданин России».

Ход мероприятия

Учитель: Тема нашего занятия «Я – гражданин России», а эпиграфом станут слова русского поэта С. Есенина:

«Если крикнет рать святая:

«Брось ты Русь! Живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в социологическом опросе, в ходе которого предстоит ответить на вопрос: «Где бы вы хотели жить: в России или на Западе?»

Опрос  проходит в письменной форме, учащиеся – эксперты ведут подсчёт мнений, итог опроса записывается на доске.

Учитель: Давайте послушаем тех ребят, которые хотели бы жить на Западе.

Вопросы для беседы:

- Что вы знаете об Англии?

- Что вас в ней привлекает?

- Знаете ли вы, как Англия достигла своего богатства?

- Нравственно ли будет – ехать туда на всё готовое?

- Справедливо ли, что кто-то веками создаёт богатство страны, а другие сразу ими пользуются?

Учитель: Вижу, что на подобные вопросы сегодня вам трудно ответить, да это и не так и важно. Сегодня речь у нас с вами пойдёт не об Англии, а о стране, где вы родились, живёте, учитесь - о России. И я рада, что среди вас есть ребята, которые твёрдо заявили, что никуда не собираются уезжать, что « дома лучше», « что Россия ещё себя покажет, что к нам тоже скоро побегут».

Ученик:

Моя великая страна!

Ты строилась и в горестях мужала.

Ты гимны пела красоте,

Ты всех любила, всех прощала,

И о тебе, святая Русь,

Молва легенды светлые слагала.

И потому святою ты звалась,

Что к свету вечному стремилась,

Что мысли к Богу возносила,

Что никого не поносила,

А помогать ты всем рвалась.

И благостно молилась на кресты,

И в благости других ты понимала,

И толпы супостатов  побеждала,

И разорённая, из пепла восставала,

Но на колени не вставала ты!

Учитель: Раскройте смысл выражения: « Россия никогда на колени не вставала»?

Ответы учащихся.

Учитель: Сегодня для нашей страны наступили не самые лёгкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: «В этой стране…» Смысл таков: разве может быть «в этой стране» что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие, и чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы… Мол, я такой выдающийся, а вот страна…

На протяжении тысячелетий истории России большинство людей, проживающих в «этой стране», и в тяжёлые, и в хорошие времена гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определённых обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что он – гражданин России.

Групповое задание:


Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показали миллионы россиян.

Учащиеся выполняют групповое домашнее задание. Они подготовили сообщения о гражданских поступках людей:

1-я группа – о врачах;

2-я группа – об учителях;

3-я группа – о военных;

4-я группа – об ученых;

5-я группа – о детях.

Учитель: Всегда и у всех народов высоко ценились качества, которые в тяжелые годы помогали обществу сначала выживать, а затем нормально развиваться. Это гражданские чувства. Гражданские чувства – это движения души, не позволяющие честному человеку спокойно взирать на беды страны, несчастья других людей. Они побуждают искать пути улучшения жизни в обществе и совершать поступки, направленные на это.

Ученик:

Нет чувства к Родине

Без чувства человечности.

От бессердечности ничто не родилось.

Любите родину, как чувство бесконечности,

Как ветер вечности, коснувшийся волны.

Любите Родину, как вашу нареченную,

Чтобы за вас ей не почувствовать стыда.

Любите Родину, но только не расчетливо,

Любите Родину и только навсегда.

Учитель: давайте обратимся к эпиграфу нашего занятия. Какой совет дал нам, россиянам, поэт С. Есенин?

Ответы учащихся.

Инсценированная миниатюра

Учитель: А сейчас я вам предлагаю познакомиться с необычным произведением, эпиграфом к которому так же явились слова С. Есенина. Авторы – две ученицы 8-го класса Московской области. Поэма была написана к урокам обществознания еще в 1991 г., в очень трудное для России, переломное время. Теперь это история.

Группа ребят – актеров инсценируют поэму – сказку «юный эмигрант»

Жил – был мальчик. Как все дети.

Мальчик родину любил.

Строй наш – лучший в целом свете.

В этом он уверен был.

Но потом все изменилось,

Перестройка началась.

Стала мощная страна

Бескультурна и бедна.

Пропадают все продукты:

Сахар, мясо, масло, фрукты.

Сопоставил мальчик факты

И надумал ехать в Штаты.

«В Штатах райское житье –

Демократия, шматье!

Жить вольготно, без команды,

Всюду видео, джаз – банды!

Там я стану фабрикантом,

В лимузине ездить франтом.

Захотел – и сразу «ах!» -

На Гавайских островах.

Что же делать? Нужно быстро

Паспорт делать у министра…

У министра шурин был,

Чай гонял и водку пил.

Тут пришла к нему сестра,

Притащила осетра.

А герой наш ждал у двери,

Ждал  пока наестся деверь.

Так прождал он две недели,

Он придет – родня у двери.

Вот сидит однажды он,

Грустной думой удручен.

И спросил его сосед –

Посетитель средних лет:

«Что же ты, как крыса с баржи,

Той, что в море дало течь.

Ты послушай-ка, я старше,

Знаю, как страну сберечь!»

Год прошел, пошел другой,

Изменился наш герой.

Он решил, сказав себе:

«Я нужней своей стране!»

Учитель: Как вы понимаете последнюю фразу мальчика: «Я нужней своей стране!»?

Ответы учащихся.

Задание

На доске записаны слова «гуманность»», «искренность», «скромность», «стыдливость», «чувство справедливости», «чувство вины», «честность», «сочувствие», «чувство долга», «милосердие», «чувство чести», «чувство ответственности».

Выберите из перечня три чувства человека, которые, на ваш взгляд, помогли мальчику совершить гражданский поступок.

Ученик: Много видел я стран и не хуже ее –

Вся земля мною нежно любима.

Но с Россией сравнить?... С нею сердце мое,

И она для меня несравнима!

Чья космична душа, тот плохой патриот:

Целый мир для меня одинаков…

Знаю я , чем могуч и чем слаб мой народ.

Знаю смысл незначительных знаков…

Осуждая войну, осуждая погром,

Над народностью каждой насилье,

Я Россию люблю – свой родительский дом –

Даже с грязью со всею и пылью…

        Учитель: Любовь к своей Родине воспевали в своих стихах многие русские поэты, среди которых был С. Есенин. В одном из своих стихотворений он пи сал:

«Я люблю тебя, Родина кроткая!

А за что разгадать не могу…»

В своей любви к России признавался и другой поэт Васильев:

«Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий , как ручей…

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склоняющиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называю

Одним широким словом «Русь»!

        Учитель: Не секрет, что многие русские люди сегодня покидают нашу страну. У них на это много причин: нет жилья, работы, маленькая зарплата. Они пытаются найти счастье в чужой стране. Но у русского народа на этот случай есть поговорка «Хорошо там, где нас нет». В каждой стране есть свои проблемы, от которых никуда не деться.

        А знаете ли вы, что многие иностранцы хотят получить российское гражданство, и их гораздо больше, тех русских людей, которые спешат уехать из России.

        Так что привлекает иностранцев в нашей стране?

1. Бизнес. Например, русские предприниматели не очень-то стремятся развивать свой бизнес в западных странах. Тамошний рынок забит всем, что только можно придумать. И прибыль не очень высокая, так как государство взимает очень высокий налог. А вот Россия для многих западных предпринимателей является бездонным и безбрежным рынком. И налог у нас низкий по сравнению с Западом.

        2. Высокий уровень образования. Неоднократно старшеклассники России показывали блестящие знания на международных олимпиадах по математике, физике, истории. Хорошо в нашей стране поставлено и профессиональное образование.

        3. Развитие науки. Ведь это наша страна запустила первый искусственный спутник в космос; был спущен на воду первый атомный корабль и т.д.

        Таким образом, мы можем с вами гордиться успехами нашей страны.

        Ученик:

Ее не сжечь, не задушить,

Не смять, не растоптать.

Она живет и будет жить

И будет побеждать! 

        Учитель: Наша страна на протяжении тысячелетней истории боролась за право, чтобы с ней считались во всем мире. И сегодня она является мощной державой, к мнению которой прислушиваются десятки стран. Ни один вопрос, ни одна проблема международного характера не решается без участия России. А наш сегодняшний президент В.В. Путин как политик имеет очень высокий рейтинг не только в нашей стране, но и за рубежом. Но вернемся к гражданственности, о которой мы сегодня говорили, и подведем итог.

        Ученик: Говорят, что настоящий гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина? Березовая роща с трелями соловья? Но вокруг, извините, мусорные свалки встречаются, нищих полно, квартир не хватает. Что же, все это – Родина? И все это надо любить?

        Учитель (подводит итоги): Это сложные вопросы. Но гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает как свои собственные беды. Гражданин действует. Он понимает, что без его действий ничего не изменится. И закончить нашу беседу я хотела бы словами украинского поэта Т.Г. Шевченко: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час по теме:"Я- гражданин России"

классный час в 7 классе о символике России...

Классный час "Я - гражданин России"

Классный час в форме КВН для 7-8 классов....

Классный час "Я- гражданин России"

Классный час подробно знакомит с символикой Российской Федерации: историей и значением герба, флага, гимна нашей страны....

Классный час "Я - гражданин России"

Познакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за сво...

классный час"Я-гражданин России"

разработка классного часа "Я-гражданин России"...

Классный час с презентацией "Я гражданин - России".

Министерство образования и науки РТМамадышская коррекционная школа – интернат 8 вида...

Классный час «Я – гражданин России»

Классный  час «Я – гражданин России» способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.Тематика данного мероприятия соо...