Сценарий представления "Кубань в древности" для учащихся 5-11 классов
план-конспект урока на тему

Назаренко Ольга Николаевна

Путешествие  по  древней  Кубани  с  хранительницей  времени,  краткий   обзор  периода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuban_v_drevnosti.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  работы   станции  «Кубань  в  древности»

Цели:- воспитание   у  учащихся   любви  к  истории  родного  края;

          -показать  взаимосвязь  и  взаимовлияние  народов   проживавших   на  территории   Кубани   на  жизнь  и  культурные  традиции   друг  друга.

   Мир  вам,     друзья  мои.  Я  - хранительница   времени.   давно  здесь  живу  и  уже  не  могу  упомнить  кого  же  первого   в  землях  этих  увидела.  Одно   только  скажу,  что  видела  тех  людей,   чьи  уста  первыми   слово   «Кубань»  произнесли,   кто  уже  много  столетий   назад   восхитился   степными   просторами,  обилием  рек   этого   края,  кто   уже  много  столетий   назад   землю  эту  родиной  своей   назвал.   Много  лет  прошло  в  этой   земле  на  моей  памяти,  много   знаний    отложилось   в  голове  моей,  настало   время  передать   эти  знания   вам.   А  помощниками  сегодня  у  меня  будут  две  Анастасии,  ваши  современницы.  Почему   Анастасии?  Да  потому,  что  в  переводе  с  греческого  языка  имя   Анастасия  переводится   как  «воскресение».  Вот    мы  и  будем  воскрешать  прошлое   нашего      края.

  - Давным-давно  появились  на  Кавказе  то  здесь,  то  там   каменные  сооружения – мегалиты.  Как  они  называются?(Дети  называют  мегалиты  Кавказа – дольмены).

Видеоролик   о  дольменах.  На  его  фоне  помощники   хранительницы   времени – Анастасии   рассказывают  о  дольменах

Анастасия – 1.      Дольмены  у  местного  населения  получили  название  «богатырские   хаты».  Они  тесно  связаны   с  мифами  горцев  о  богатырях – нартах  и    карликах,  живших     давным-давно   на  Кавказе.

        По  сказаниям   горцев  карлики – это  крошечные  люди,  слабые  и  беспомощные,  которые  ездили     верхом  на  зайцах.  Из  жалости   к  этим  маленьким  людям  нарты  и  построили  для  них   из  громадных  каменных  плит   неприступные  как  крепости  дома,  оставивши   в    передней  части    их  в  виде    отверстия настолько  небольшой,  что   через  него  мог  проползти  только  маленький  человечек.

   Казаки    слишком   поздно  заселили  Кубанскую   область,  чтобы   сложить  здесь  свои  сказания   о  богатырях.    Но  на  основе   сказаний   горцев,  у  казаков  тоже  возникли  сказания  о  богатырях,  живших  в  горах.   Богатыри  наезжали   из  гор   в  степи  очень  редко,  когда  нужна  была  им  богатырская   лошадь.   У  коней  этих   впереди  под  лопатками   была  взъерошена  шерсть  наподобие  орлиных  крыльев.   Необычайно  сильны  и  выносливы  были   эти  лошади  и  могли   пролетать  сотни  вёрст.  

Анастасия - 2.  Такие   лошади  нарождались,  время  от  времени  в  табунах,  и  знали  табунщики,   что  предназначена  она   богатырям. Стоило   только     богатырю   свиснуть   своим   «могучим  посвистом»   и  крылатый   конь   летел  к  нему,  точно  заранее   прирученный.    Хозяева-коневоды   и  табунщики  замечали,  что  так бесследно  исчезала  из  табуна   лучшая   лошадь.

     Богатыри     были  и  женатые  и  холостые.  Женились  они  редко,  чаще  это   были  холостяки,  настоящие   рыцари,  в  духе   запорожского   казачества.   Жены   у  богатырей   были  из  обыкновенных  смертных.   Понравится  какая-нибудь   «жиночка»,    и  коли  закон  не  препятствует,   то   богатырь  и  уведёт  её   в  свои   места.  

        Жили  богатыри   в  кавказских  горах   в  устроенных   ими  самими   из   тысячепудовых   плит   хатах.   Хаты  эти  казаки    за  Кубанью   в  черкесских  местах  видели.

Анастасия -1.   Это  красивые  легенды.   А  кто и  как  построил    дольмены  до  сих  пор  остаётся  для  учёных  загадкой.

Анастасия - 2.  Слышала  я,  что  на   Кубани  разные  народы  жили.

Хранительница   времени:  так  и  было  дело,  Настенька.  Давно  когда-то  пришли  из  Закавказья  на  Кубань   древние  люди – каменным  веком  назвали  это  время  учёные   мужи.  А  потом  река  времени  принесла на  Кубань  разные  народы:  киммерийцев,  греков,  скифов,  сорматов.

-Анастасия -1. И что,   на  Кубани   все   народы  пришлые?

   Хранительница   времени:  Нет,  были  здесь  и  местные,  автохтонные   народы – меоты,  возможно  предки  современных  адыгов. А  вообще  по  землям  Кубани   в  разные  времена,  когда  с  огнём,  когда  с  мечом,  проходили  разные  народы.

Анастасия - 2.  А  откуда  слово  Кубань  взялось?

Хранительница   времени:  Есть  предположение,  что  имя  этой   земле  дали древние   греки.  Назвали  они  протекавшую  здесь  реку  Гипанис,  что  означает  «река,  по  берегам  которой  пасётся  много  лошадей»,  со  временем  это  название  в  Кубань  превратилось.

-Анастасия -1.  А  древние  греки  как  здесь  появились?

-Хранительница   времени:  Земли  им  наши  приглянулись,  не  было  в  Элладе,  так  называли  греки  свою  родину  достаточно  простора.  Сначала  торговали  они  хлеб  у  меотов, продавали  им   вино,  оливковое  маслом,  а  потом  и  города  здесь  построили. Если  вы  сейчас  соберёте  сосуды,  которыми  пользовались  греки,  то  узнаете,  как  наиболее  известные  из  них  назывались.

(Разбившись  на  три  команды  учащиеся  собирают  амфоры.  На  которых  написаны   названия  греческих  колоний:  Германасса,   Фанагория,  Горгиппия.)

- Хранительница   времени: Я – хранительница  времени,  а  вот  хранителями   знаний  и  мудрости  являются  ваши  учителя,  которые   о  греческих  колониях  вам  сейчас  и  расскажут. (Рассказ  учителя  истории  о греческих  колониях  на  территории  Краснодарского  края).

  Анастасия - 2.  Почему   же   сейчас  нет  на  карте  этих  городов?

 -Хранительница   времени:  Мир  кочевников  тому  виной.  Во  время  Великого  переселения  народов  с  IV  по  VII  век,  прошли  здесь готы, гунны,  болгары.   Вихрем  пронеслись  они  по  кубанским  просторам.  Задержались  здесь  и   хазары,  не  раз  досаждая  русским  землям.

-Анастасия -1. А  что  Кубань  нерусской  землёй  была?

-Хранительница   времени:  Древнерусское  государство   только  начинало  существовать  и  киевский   князь  Святослав,  захватив   хазарскую  крепость на  Таманском  полуострове,   назвал  её  Тмутаракань.  Далеко  от  центра  Киевской  Руси   находилась  Тмутаракань   и  когда  Древнерусское  государство  стало  распадаться  на  отдельные  княжества, то  и  вовсе  потерялась.  Так,  что  многие  историки  долгое  время  сомневались – была  ли  в  самом  деле  Тмутакань.

Самым  первым  князем  был  Мстислав  Храбрый  или  Удалой,  который  распространил  свою  власть  на  значительную  часть  Приазовья,  где  жили  тогда   греки,  армяне,  евреи,  славяне.  В  то  время   адыги-касоги  осваивали   земли  вдоль  Кубани,  были  они  христианами  и  Мстислав  стал  для  них  духовным  наставником.  Но    не  сразу  ему  это  удалось.

    Адыгами-касогами  управлял   князь  Редедя. Когда  войска  Мстислава  и  Редеди  встретились,  предложил  Редедя,  чтобы  не  губить  воинов,  сразиться   самим  (демонстрация  видеоролика – инсценировка  битвы  Мстислава  с  Редедею ). И    одержал   победу  в  битве  князь  Мстислав.  А  умирая,  наказал  своим  воинам  дружить  с  русским  князем.   Сыновей  Редеди  вырастил  князь  Мстислав,  за  одного  из  них  отдал  замуж  он  свою  дочь.  Заручившись  такой  поддержкой,  вернулся  потом   Мстислав  в  Киев.  А  процветающий   город  Тмутаракань,  так  и  остался  отделённым  от  остальной  Руси   кочевниками-половцами   частью  русской  земли.  А  окончательно   потерянной  для  Древнерусского  государства  Тмутаракань   оказалась  после  начала  монгольского  нашествия.

 -Анастасия -1.   Я  думаю,   мы  с  тобой  Настя  сегодня  полностью  оправдали  свои  имена,  воскресив   в  памяти   наших  сверстников  знания  по  истории   Кубани.

 Игра  «Кто  больше».  Учащиеся  в  командах  из    букв  данных  вразброс  составляют  слова,  связанные   с  историей   Кубани  (2  минуты)

Подводятся   итоги  игры.

Хранительница   времени:  наше  путешествие  в  древность  закончилось.  Мы  закрываем  сосуд  времени  и  возвращаемся  обратно.  До новых  встреч!

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приключения Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова Новогодний сценарий для учащихся 9 -10 классов.

Сценарий, представлен для учительских, студенческих капустников, с песнями, танцами....

Новогодний сценарий для учащихся 5-9 классов

Материал для проведения Новогоднего праздника для старшеклассников: 5-9 классы, так же можно предложить и для 9-11 классов....

Сценарий выступления учащихся 8 а класса в рамках внеклассного мероприятия "Дни британской культуры" У. Шекспир "Гамлет"

Данная сцена из пьесы У. Шекспира "Гамлет" была представлена учащимися 8 а класса в 2015 году в рамках внеклассного мероприятия "Дни британской культуры", проведенного мной и моими коллегами - учителя...

сценарий для учащихся 5-7 классов "Осений калейдоскоп"

конкурсы на осеннюю тематику для учащихся 5-7 классов...

Сценарий для учащихся 8-10 классов "Да здравствует любовь!"

Сценарий  для учащихся 8-10 классов "Да здравствует любовь!"...

Новогодние сценарии для учащихся 5-11 классов

Новогодние сценарии для учащихся 5-11 классов...

Сценарий выступления учащихся 7 А класса на фестивале "Мы - вместе"

Класс представил республику Беларусь на фестивале....