Математическая викторина "Звездный час" 7 класс
методическая разработка (7 класс) на тему

Математическая викторина "Звездный час" 7 класс. Командная игра. Внеклассное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zvezdnyy_chas_-_mirnaya.zip765.36 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

математическая викторина для 7 класса

«ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС»

2012-2013 уч. год

Мирная Е.Ю.

Правила игры.

В игре участвуют команды  по 8-12 человек от класса. В каждом конкурсе выступают по 2 человека от команды (1 основной игрок и 1 запасной). Участники заранее готовятся к тому конкурсу, в котором будут выступать. В зале ставятся 2 ряда столов, на них укрепляются таблички с номером класса. За 1-ый ряд столов встают основные игроки, за 2 – запасные. На каждом столе лежат таблички с цифрами от 1 до 6. Ведущий читает вопрос, предлагает варианты ответов, а ребята поднимают табличку с номером правильного, на их взгляд ответа. Если оба игрока подняли верную табличку, команда получает 2 очка и звезду, если только основной игрок ответил верно – 1 очко. Если основной игрок ответил неверно, команда не получает очков (независимо от ответа запасного игрока). В случае равенства очков преимущество получает команда, у которой больше звезд.  После сигнала учителя все участники конкурса поднимают табличку с номером верного ответа (или несколько табличек).

1 тур  ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ  

На доске вывешиваются портреты великих ученых-математиков:

  1.  Архимед.  2. Пифагор.  3. Евклид.  4. Ферма. 5. Галуа.  6. Декарт.  

7.   Лобачевский.   8. Гаусс.

Под каждым портретом фамилия и номер по порядку. Ребятам заранее сообщаются фамилии этих ученых, чтобы они могли подготовиться к конкурсу.

Ведущий зачитывает наиболее значительные факты из биографии ученого. Ребята должны поднять табличку с номером портрета по сигналу учителя.

  1. Человек, который хотел быть юристом, офицером, философом, но стал математиком. Он первый ввел в математику прямоугольную систему координат. Ему  принадлежит заслуга создания современных систем обозначений: он ввел знаки переменных величин (x, y, z...), коэффициентов (a, b, c...), обозначение степеней (a2, x-1...). (Декарт, №6)
  2. Автор книги, которая называется «Начала». В этой книге он сформулировал основные принципы построения геометрии. (Евклид №3)
  3. Ученый, который любил делать пометки на полях читаемой им книги. Однажды на полях одной из них он написал теорему и прописал: «Я написал удивительное доказательство этой теоремы, но недостаток места не позволяет мне его здесь привести». В бумагах ученого этого доказательства не нашли и до сих пор эта теорема считается «вызовом  прогрессивному человечеству, ведь ее доказательство искали многие математики более 300 лет».  (Ферма №4)
  4. Ученый, который известен как создатель школы математиков. Он доказал  замечательное свойство прямоугольных треугольников, которое теперь носит его имя.  (Пифагор № 2)
  5. Ученый, который нашел соотношение длины окружности к диаметру. Идеи этого ученого в математике и физике  почти на два тысячелетия опередили своё время. Только в XVII веке учёные смогли продолжить и развить труды великого греческого математика  (Архимед, № 1)
  6. Ученый, который несмотря на свою молодость, успел сделать много открытий в математике, ставящие его на уровень крупнейших математиков  XIX века,  но, к сожалению, был убит на дуэли в 21 год. (Галуа, № 5)

2 тур  НАЙДИТЕ ОШИБКИ  

На слайде презентации написаны примеры. За 2 минуты участники конкурса должны написать на листочках номера примеров, в которых допущены ошибки и сдать их жюри.

  1. 3 + 12 = 15
  2. 13 + 3 = 10
  3. 16 - 9 = 7
  4. 12 – 6 = 6
  5. 15 + 5 = 10
  6. 5 + 17 = 22
  7. 16 – 5 = 11
  8. 17 + 7 = 23
  9. 14  - 8 = 6
  10. 19 – 6 = 13
  11. 18 – 4 = 12
  12. 16 + 8 = 23
  13. 16 + 9 = 28
  14. 14 – 9 = 5
  15. 7 + 18 = 25
  16. 6 + 15 = 22
  17. 12 – 7 = 5
  18. 16 + 4 = 22
  19. 12 – 6 = 16
  20. 5 + 13 = 18

Ответы  (номера 2,5,8,11,12,13,16,18,19)

3 тур  МЕРЫ ДЛИНЫ  

        На сцене вывешиваются плакаты с названием мер длины:

  1.  Миля.  2. Локоть.  3. Фут.  4. Сажень.  5.  Ярд.  6. Метр

Ведущий задает вопросы, участники отвечают по сигналу, поднимая таблички с цифрами 1-6.

  1. Какая мера длины была введена указом короля Генриха I в начале XII века?

(ярд, № 5)

  1. Какая мера длины была распространена на Руси?  (локоть №2, сажень, № 4)
  2. Какой мерой длины пользуются в большинстве государств в настоящее время? (метр, № 6)
  3. Какая мера длины произошла от римской меры «двойной шаг». Применяется в мореплавании и авиации?  (миля, № 1)
  4. Какая английская мера длины используется для измерения небольших расстояний, где нужна большая точность? (фут, № 3)

4 тур  ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ  

Участникам предлагается ряд логических цепочек. Ученики  поднимают таблички с правильным ответом или таблички с номерами, которые нужно поменять местами.

  1. Я утверждаю, что эти меры длины расположены в порядке в порядке возрастания. Верно ли это? Если нет, то какие из них  надо поменять местами.

                             1 локоть, 2  пядь, 3  сажень

(поменять 1 и 2:  1 пядь, 2 локоть, 3  сажень)

  1. Числа расположены в порядке возрастания, верно ли это?

            1 триллион  2 квинтиллион  3 квадриллион

(поменять местами 2 и 3:  триллион=10 12, квинтиллион=10 18, квадриллион=10 15)

  1. Что лишнее?     1 шар  2 квадрат  3 окружность   4  треугольник

                      (1 шар)

5 тур  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Ведущий читает задачи из шуточного задачника по математике Григория Остера. Григорий Остер – советский писатель, заслуженный деятель искусств РФ, автор «Вредных советов» и сценария к очень известному мультфильму «38 попугаев».  Ответом к каждой задаче является число от 1 до 6. Участники поднимают таблички с ответом к задаче?

  1. Спасаясь от таксы Дуськи,  40 бабушек забрались на ветвистое  дерево. У  дерева 18 веток, на каждой ветке сидит по 2 бабушки. Сколько бабушек качается на самой верхушке?  (4)
  2. 40 бабушек ехали в одном лифте и застряли между этажами. Половина бабушек стала молча  готовиться к самому худшему. 18 бабушек из другой половины спокойно стояли и надеялись на скорое спасение. Остальные бабушки оказались нервными, начали нажимать на все кнопки подряд и кричать «Помогите». Сколько нервных бабушек застряло между этажами? (2)
  3. 40 бабушек вошли в автобус. всех бабушек купили билеты, а остальные закричали, что у них проездной. На самом деле проездной был только у 7 бабушек. Сколько бабушек проехали «зайцами»?  (3)
  4. В доме – 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину чашек и 7 блюдечек. Сколько чашек осталось без блюдец?  (4)
  5. Когда младенца Кузю поцарапала кошка, он орал 5 минут, когда его укусила оса, он орал на 3 мин больше, но когда собственная мать набросилась на него и стала мыть с мылом, Кузя орал в 2 раза больше, чем после укуса осы. Мама мыла Кузю 11 минут. Сколько минут орал уже вымытый Кузя?  (5)
  6.  У старшего брата 2 конфеты, а у младшего 12 конфет. Сколько конфет должен отнять старший у младшего, чтобы справедливость восторжествовала и между братьями наступило равенство? (5)
  7. Четырнадцать детей учились плавать.  Пятеро из них еще не умеют плавать, а трое уже утонули.  Сколько  детей  научились плавать и  еще не утонули?  (6)
  8. Коля мечтает о шоколадке, длина которой 2 метра, а ширина 1 метр. Толя мечтает о шоколадке такой же длины, но втрое больше по площади. На сколько метров  ширина шоколадки, о которой мечтает Толя, длиннее ее собственной длины? (1)

7 тур  ФИНАЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ  

Участникам предлагается составить как можно больше слов из слова:

                                                                 КООРДИНАТА

В финальном испытании участвует вся команда.  Время 2 минуты.

Подведение итогов игры, награждение грамотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Задачи по теме "Математический язык.Математическая модель" 7 класс.

Задачи для 7 класса по теме "Математичекая модель. Математический язык" 7 класс Мордкович А.Г....

Занятие математического кружка "Фокусы-магия или математический расчёт?", 6 класс

На занятии математического кружка "Фокусы - магия или математический расчёт?" шестиклассники в игровой форме разгадывают секрет математических задач и не только....

Рабочая программа математического кружка "Математические этюды" 5 класс

Программа внеурочной деятельности «Математические этюды» разработана с целью расширения курса «Математика» в 5 классе.Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за пределы объем...

Математическая игра "Математический калейдоскоп" (5 классы)

Цель игры: развивать интерес к математике, расширить умственный кругозор обучающихся, повысит их общую культуру....

Материалы для проведения математической игры «Математический квадрат» (5 класс)

В работе предлагаются материалы для проведения математической игры «Математический квадрат» (5 класс). Описаны правила проведения игры, приведены тексты задач и ответы к ним....