внеклассная работа по математике
методическая разработка (5 класс) по теме
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующих развитию склонностей, способностей и интересов детей.
Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».
При организации необходимо придерживаться следующих принципов:
- Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
- Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
- Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
- Единство обучения, воспитания, развития.
- Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самооценки человека, его права на самореализацию, личностно – равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.
Учитель – предметник имеет возможность непосредственно включиться в систему дополнительного образования, организовав свой кружок, где учителю удается реализовать свои личные интересы, увлечения, таланты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_matematicheskogo_kruzhka.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа математического кружка «Эрудит»
Для учащихся 5-7 класса
Срок реализации программы: 1год
Перспективный план кружка для 5-11 классов.
Срок реализации: 7 лет
Составила учитель математики высшей категории
Жаппарова Гульфида Гайсаровна
2010год.
Пояснительная записка:
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующих развитию склонностей, способностей и интересов детей.
Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».
При организации необходимо придерживаться следующих принципов:
- Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
- Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
- Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
- Единство обучения, воспитания, развития.
- Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самооценки человека, его права на самореализацию, личностно – равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.
Учитель – предметник имеет возможность непосредственно включиться в систему дополнительного образования, организовав свой кружок, где учителю удается реализовать свои личные интересы, увлечения, таланты.
Цели и задачи программы:
Приходя в кружок, дети первым делом спрашивают: "А что мы будем делать? Примеры решать?" Действительно, у школьников слово "математика" обычно ассоциируется со скучным решением однотипных задач, подстановкой разных чисел в одинаковые заученные формулы, аккуратным вычерчиванием по линейке геометрических фигур и графиков... Основная цель занятий в наших кружках – показать, что это не так, что математика – это не набор задач, а способ мышления, что математика – это не скучно, а интересно, красиво и нужно. Каждый ребёнок, который любит думать, отвечать на каверзные вопросы, решать головоломки и находить ошибки в рассуждении учителя, может стать кружковцем. Каждый школьник, которому слишком легко учиться в школе, который ощущает "недогруженность", осваивая лишь школьную программу – потенциально мой кружковец. Однако занятия в наших кружках не застрахуют ребёнка от плохих оценок в школе, подтягивать отстающих – задача репетиторов. Но обычно проблем со школьной программой у моих кружковцев не возникает.
Я надеюсь, что, поступая в кружок в 5 классе, ребёнок будет заниматься до 11 класса.
При этом обучение можно разбить на 4 этапа. На первом этапе обучения (5 класс, первый год обучения) преследуются две основные цели: развитие интеллектуальных способностей ребёнка и первое знакомство с математикой как обширной областью знаний и сферой деятельности. Кружки первого года обучения учеников, по стилю материала и преподавания, достаточно сильно отличаются от кружков старших классов. Излишняя тематичность, учебность, организованность в школьном смысле не приветствуется. В первую очередь, внимание обращается на развитие представлений о математике, как способе построения и изучения различных моделей конкретно возникающих ситуаций.
На этом этапе обучение должно быть максимально наглядным, используется множество примеров, иллюстраций, много времени посвящается рассмотрению примеров и только потом делаются общие выводы (обычно самими ребятами!). Серьёзные занятия чередуются с игровыми, анализ с наблюдениями, смотрение и слушание с деланием. Всё это хорошо дополняется одно другим и позволяет при переходе к следующему уровню получить трудоспособный кружок заинтересованных детей. Этот этап можно назвать развивающе-ознакомительным.
На втором, ознакомительно-учебном этапе (6-7 класс, второй год обучения) продолжается знакомство ребят с многообразием математики, благодаря изучению определённых её разделов. Основные цели, преследуемые на этом этапе – приобретение ребятами начальных знаний из некоторых областей математики, знакомство с определённым множеством задач и методами их решения, а также формирование представления о математике как о фундаментальной науке, состоящей из огромного количества тесно взаимосвязанных разделов, применяющейся во всех областях человеческой деятельности.
В кружках этого уровня занимаются ребята с уже более или менее сформировавшейся мотивацией к занятиям математикой. В результате этих занятий ребёнок сам понимает, интересно ему заниматься математикой дальше или нет. Именно на этом этапе формируется культура математического рассуждения и доказательства, требуется предельное внимание к мелочам.
Второй этап обучения плавно перетекает в третий (8-9 классы, третий год обучения). Используя те же формы и методы, продолжается начатое знакомство с конкретными областями математики, изучаются методы и приемы решения математических задач. Этот этап можно назвать учебным.
Четвёртый этап обучения (старшие классы, четвёртый год обучения и далее) – учебно-научный. Он предполагает глубокое изучение специальных областей математики с акцентированием внимания учащихся на месте изучаемых вопросов в науке, систематизацию и обобщение имеющихся знаний, самостоятельную работу учащихся. К концу этого этапа помимо приобретения конкретных знаний из различных областей математики ребёнок должен чётко осознать для себя, нужны ли ему дальнейшие углублённые (практически профессиональные!) занятия.
Занятия в кружках старшего уровня требуют гораздо больше сил и времени, чем ранее. Практически многие ребята к этому времени учатся на курсах, факультативах по подготовке к ЕГЭ и, хотят они того или нет, вынуждены задумываться о дальнейшем пути. От кружка они ждут в первую очередь конкретных знаний – как первого шага к профессиональной деятельности.
На любом этапе обучения очень важным событием является школьная и районная олимпиада по математике. Все кружковцы становятся участниками школьного тура, а прошедшие его наиболее удачно – участниками районного тура. Но! После занятий в наших кружках ребёнок не станет профессиональным спортсменом-олимпиадником, это совершенно отдельная область деятельности, не имеющая практически ничего общего с занятиями математикой как наукой.
Также очень важны математические вечера, конференции, предметные недели, участие в Интернет олимпиадах. Во время их проведения и участия, ребёнок обучается относиться к работе всерьёз, проверяет себя на умение получать удовольствие от постоянного умственного труда, учится находить радость в самом процессе решения задачи, а не только в результате. Во время занятий в кружке, в процессе постоянного тесного контакта преподавателя и школьников одного возраста, объединенных общим интересом, общим делом, формируется совершенно особая атмосфера увлечённости, что способствует более лёгкому освоению сложного учебного материала.
Мы никогда никого не выгоняем из кружка за неуспеваемость, мы никого не заставляем заниматься. К старшим классам в кружках остаются те, кто считают, что их дальнейшая жизнь будет так или иначе связана с математикой.
Ожидаемые результаты программы на первом этапе обучения.
Учебные показатели: члены кружка к концу первого этапа развивают свои интеллектуальные способности, развивают свои умения нестандартного мышления, проявляют смекалку, расширяют интуицию. Приобретают новые знания, не входящие в школьную программу, которые в дальнейшем помогут ребятам находить верные решения в трудных ситуациях. Приобретут практические умения по изготовлению моделей и наглядному созерцанию при решении некоторых нестандартных заданий. Расширят свои знания и представления о науке – математика, используя исторические сведения.
Личностные показатели: ребята, в первую очередь, самореализовываются, раскрывают свой внутренний потенциал, удивляются своим решениям, своим возможностям. У них возникает желание показать и рассказать родителям, своим друзьям. На кружке царит дух творчества, состязательности, взаимопомощи.
Используя возможности кабинета математики, наличие учебной литературы, демонстрационных материалов, можно практически достигнуть планируемых результатов, выполнить поставленные задачи для первого этапа обучения по предложенной дополнительной образовательной программе.
Учебно-тематический план первого года:
№ | Тема | Количество часов | Форма проведения |
1. | Математические фокусы | 1 | Иллюстрации |
2. | Из истории математики: натуральные числа | 2 | Устный журнал |
3. | Пальцевый счет | 1 | Практическая работа |
4. | Упражнения со спичками | 2 | Практическая работа |
5. | Числовые великаны | 2 | Сообщения либо презентации по одноименным рассказам, защита. |
6. | 5 олимпиада УрФО – 1 тур | 2 | Тестовые задания |
7. | Танграм | 1 | Проектирование |
8. | Загадки с натуральными числами | 2 | Решение задач - групповые задания |
9. | «Капитал» | 2 | Игра |
10. | Магические квадраты | 1 | Парная работа |
11. | Математические фигуры | 2 | Практикум - моделирование |
12. | 5 олимпиада УрФО – 2 тур | 1 | Тестирование - Интернет |
13. | Зашифрованная переписка | 1 | Игра |
14. | Великие математики | 2 | Конференция |
15. | Задачи на переливания, весы. | 2 | Практическая работа |
16. | Из истории математики: дроби | 1 | Беседа |
17. | ЧВС с 6 классом | 1 | игра |
18. | Урок смеха: веселые вопросы и истории | 1 | Сценки |
19. | Математическая газета | 2 | Отчет о работе кружка |
Итого: 29 часов |
Содержание образовательной программы:
№ | Занятие по теме | Приобретаемые ЗУН |
1. | Показ фокусов со стаканом, веревкой, монетой, конфетной оберткой, магнитом и др. | Интерес, интрига, интуиция, практика, желание применить полученные навыки. |
2. | Древние способы записи чисел, десятичная система счисления, фокусы с числами, приемы быстрого счета, софизм. | Знакомство с историей математики. Новые знания, не входящие в школьную практику. Используется форма устного журнала, проведенного старшеклассниками. |
3. | Разные способы счета на пальцах, абак и счеты. | Быстрый, необычный способ счета на пальцах, знакомство и работа на счетах. |
4. | Головоломка на спичках, загадки со спичками. | Развитие смекалки, реакции, аккуратности. Выполнение практических заданий на столе. |
5. | «Выгодная сделка», «Городские слухи», «Награда», Легенда о шахматной доске», «Размножение», «Числовые великаны вокруг и внутри нас». | Работа с пособиями по внеклассной работе, учиться эстетично, правильно оформлять сообщение в бумажном варианте либо в форме презентации. Защита на втором занятии. |
6. | Олимпиада в индивидуальном порядке на бумажном носителе. | Работа с тестом. Развитие логического мышления, овладение элементами алгоритмической культуры, стремление к победе. |
7. | Упражнения с куском бумаги. Конструирование из бумаги. Геометрическая сказка. Задача на определение площади фигур. | Развитие познавательной, эстетической, художественной культуры, пространственного воображения, мелкой моторики, творческих способностей. |
8. | Специально подобранные нестандартные задачи с натуральными числами. | Работа в группах. Развитие математического мышления и интеллекта. Задания с нарастающей степенью трудности. |
9. | Игра с использованием презентации, составленной на курсах в ММЦ. Три «банка», имеется капитал, который может изменяться по мере покупки «акций» и решения заданий. | Умение работать в команде, дух соревнования, получения прибыли. Операции с «деньгами», знакомство с новыми терминами. |
10 | Комбинаторные задачи с квадратами: составление таблиц чисел, в которых суммы чисел в каждой строке, каждом столбце и в каждой из двух диагоналей квадрата все равны между собой. | Уметь работать в парах, помогать друг другу, обмен задачами и решениями. Формируется терпение, умение доводить дело до конца. |
11. | Изготовление моделей плоских и объемных геометрических фигур: многоугольников, выпуклых многогранников по их разверткам. | Практические навыки: умение работать с бумагой, чертить, вырезать, склеивать. Развитие пространственного воображения, аккуратности. |
12. | Участие во 2 туре олимпиады УрФо. | Развитие математической и информационной культуры. |
13. | Изготовление решетки – бумажного квадратика с вырезанными окошечками, шифрование текста и расшифровка. | Развитие интереса к игре в тайную переписку. Использование математический знаний к различным сферам деятельности. |
14. | Сообщения о великих математиках: Абель, Галуа, Лобачевском, Остроградском, Ковалевской. | Развитие умений работать со справочным материалом, выбирать главное, интересное, доступное. Развитие речи, логики, умения выступать с сообщением. |
15. | Решение задач на переливания из разных сосудов, взвешивание на весах без гирь для определения фальшивой монеты. | Уметь с помощью демонстраций доходить до сути задания, затем решать аналитическим путем. |
16. | История термина «дроби», современное обозначение дробей из Индии. Итальянец Фибоначчи и греческий монах Планид. | Расширение представления о математике как о науке с обширной историей развития. |
17. | Час веселых и находчивых – интеллектуально – развлекательное состязание. | Развитие смекалки, находчивости, творческих способностей. |
18. | Провести в форме концерта – постановки сценок по книге Л.Каменского «Урок смеха». | Самореализация, творчество, юмор, артистизм. |
19. | Выпуск газеты на 4 страницах в форме школьного вестника, в котором отразить работу. | Развитие умения оформлять с помощью ПК творческий отчет работы кружка. |
Список членов кружка «Эрудит» - 5,7 класс
№ | Ф.И. | № | Ф.И. |
1 | Булатов И. | 7 | Савинов Д. |
2 | Вдовкина М. | 8 | Калинина Д |
3 | Гаттарова Ю. | 9 | Хажиев Э. |
4 | Сайфулина О | 10 | Шишкин Д. |
5 | КонюховаО. | 11 | Аникина Н.(7) |
6 | Искакова Н. | 12 | Светлов А.(7) |
Занятие кружка проводится 1 раз в неделю- понедельник в 12.30
Список литературы:
1.Математика. 5 класс. Сборник задач. Е.В.Смыкалова. С.-П. СМИО Пресс. 2007год.
2.За страницами учебника математики. Л.В.Пичурин. М. Просвещение. 1990год.
3.Математическая шкатулка. Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. М. Просвещение. 1988год.
4.Живая математика.Я.И.Перельман. Екатеринбург. «Тезис». 1994год.
5.В царстве смекалки. Е.В.Игнатьев. М. «Наука». 1979год.
6.Урок смеха. Л.Каменский. Ленинград. «Детская литература». 1988год.
7.Материалы к 5-7 олимпиаде по основам наук в Уральском Федеральном округе. Екатеринбург. 2008-2010год.
8.Занимательная арифметика. Я.И.Перельман. М. «Триада- литера». 1994год.
9.Внеклассная работа по математике. П.У.Байрамукова. Издательство «Феникс». 2007год.
10.Поиграем в эрудитов. Идеи для школьноых викторин и олимпиад. Издательство «Феникс». 2008год.
11.Внеклассная работа по математике 5-11 классов. А.Фарков. Издательство «Айрис- пресс». 2006год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища.
"Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища"...
внеклассная работа по математике и информатике
здесь размещаются презентации к проведению внеклассных мероприятий по математике и информатике....
Внеклассная работа по математике.Весёлая математическая Ярмарка.
Внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу по математике и способствует более глубокому усвоению материала. В тоже время внеклассная работа может значите...
Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике
Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...
Мастер класс на районном методическом обеденении учителей математики.Внеклассное работа по математике.
Методическая разработка внеклассного занятия "Экономический калейдоскоп".Презентация к внеклассному занятию.Презентация "Внеклассная работа по математике "...
Внеклассная работа по математике на тему: "История математики. Архимед"
В представленном файле представлена биография Архимеда, информация о его достижениях и открытиях, стихи о нем...
Статья по теме «Внеклассная работа по математике. Из опыта работы учителя высшей категории ГБОУ Гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга».
В статье представлена информация о работе методического объединения математиков гимназии, о системе подготовки и проведения декады математики....