«ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»
статья по теме

Громова Ольга Борисовна

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и соответственно развития субъекта. Этот процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Процесс развития личности всегда остаётся глубоко индивидуальным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_lichnosti.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

 ВОСПИТАННИКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

       Ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности уже на самых первых этапах. Главная из них – это опосредованный характер связей ребёнка с окружающим миром.

      Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и соответственно развития субъекта. Этот процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Процесс развития личности всегда остаётся глубоко индивидуальным.

       Личностное развитие ребёнка включает в себя отношения с окружающими взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, отношения ребёнка к самому себе. Нарушение в развитии личности аномального ребёнка наиболее удалены от основного дефекта и поэтому эффективно преодолеваются при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе. Для характеристики личности является решающим, какие по содержанию мотивы занимают доминирующее положение.

 Выявляются следующие мотивы, оказывающие наибольшее влияние на поведение детей:

  1. мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые, желание быть похожими на взрослого (7-12 лет; зависит от степени интеллектуального недоразвития);

  1. игровые мотивы, связанные с интересом к самому процессу игры. В процессе овладения игровой деятельностью развивается широкий спектр мотивов, направленных на то, чтобы стать как взрослый (7-10 лет);

  1. мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми (7-10 лет) и другими детьми (7-12 лет). Одним из основных рычагов поведения ребёнка является желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых. Именно стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребёнка выполнять установленные правила поведения.

       По мере взросления ребёнка для него становятся всё более важными отношения со сверстниками. Развитие совместной деятельности приводит к тому, что положительная оценка сверстников, их симпатии становятся одним из действительных мотивов поведения.

  1. мотивы самолюбия, самоутверждения связаны с отделением ребёнка, своего «я» от других людей и требования признать это «я» окружающими. Стремление к самоутверждению – это желание быть лидером, взять на себя главную роль, приписать себе различные достоинства (11-16 лет).

  1. познавательные и соревновательные мотивы – это реальное стремление ребёнка познать окружающее, возникающее, как правило, в результате постепенного обучения взрослого общению с окружающим миром, раскрытию способов этого общения, ощущения радости от достижения, решения какой-то задачи. (12-17 лет).

  1. нравственные, общественные мотивы – выражающие отношение ребёнка к другим людям, желание сделать что-то для других. Эти мотивы очень сложно формируются  у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья от 12 лет.

       Первоначальное выполнение требований воспитателя выступает лишь как средство поддержания с ребёнком положительных отношений. Но поскольку одобрение и ласка, полученные за хорошее поведение, приятны ему, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься им как нечто положительное.

       Сформированность мотивационной сферы придаёт определённую направленность всему поведению, различным видам деятельности: познавательной, игровой, изобразительной, трудовой, учебной, через которые и формируется личность.

       

     воспитатель группы продлённого дня

первой квалификационной категории
                                                 

 Громова Ольга Борисовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование готовности школьников с особыми образовательными потребностями к сознательному профессиональному выбору

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и у...

Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями

Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями...

Опыт педагогической работы по теме: «Формирование социально-трудовых компетенций учащихся с особыми образовательными потребностями».

Цель: формирование навыка самостоятельной трудовой деятельности и положительного отношения к труду; накопление положительного социального опыта....

Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями.

В статье представлен материал по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями....


 

Комментарии

Громова Ольга Борисовна

Личностное развитие ребёнка включает в себя отношения с окружающими взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, отношения ребёнка к самому себе. Нарушение в развитии личности аномального ребёнка наиболее удалены от основного дефекта и поэтому эффективно преодолеваются при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе.

Громова Ольга Борисовна

Личностное развитие ребёнка включает в себя отношения с окружающими взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, отношения ребёнка к самому себе. Нарушение в развитии личности аномального ребёнка наиболее удалены от основного дефекта и поэтому эффективно преодолеваются при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе.