Методическая система дефектолога по формированию у обучающихся с особыми образовательными потребностями образцов ценностей социального поведения.
статья

Статья разработана для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая система   дефектолога по формированию у обучающихся с особыми образовательными потребностями образцов ценностей социального поведения.

В настоящее время возросло количество детей, в том числе в стенах нашей школы, с различными видами нарушений, что приводит к общей физической усталости и как следствие потери интереса к учебной деятельности.

Это особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Их принято называть дети с ограниченными возможностями здоровья. Общим для детей данной категории являются недостаток внимания, гиперреактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путем проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.

Такие дети требуют не только индивидуальный подход, но и специальные условия обучения.

Очень показательно выражение китайского мыслителя

«Дети больше всего тогда нуждаются в нашей помощи, когда они меньше всего этого заслуживают». Что мы, педагоги можем сделать? Как помочь детям быть успешными? Как адаптировать детей к школьной среде?

Во взаимодействие с психолого- логопедической службой был разработан единый индивидуальный образовательный маршрут, где были отображены дефициты ученика, по разным областям. Необходимо разобраться, что именно вызывает трудности у такого ребенка, понять причину, а также выявить его ресурсы, возможности. И уже с учетом особенностей ученика, строить работу.

Одним из условий успешной социализации детей с нарушением интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Следует также отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта отличается от развития здоровых детей и имеет свои психологические особенности, которые нужно учитывать. У детей, обучающихся в школе Vlll вида, процесс формирования личности осложняется, прежде всего тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт. Это явление Л.С. Выготский называл «социальным вывихом». Главную задачу педагога-дефектолога Л.С.Выготский видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, помочь ему включиться в жизнь общества, занять в нем свое место. А именно, сформировать социальную компетентность выпускника - способность решать проблемы через соорганизацию своих ресурсов (что я знаю, могу, умею) и ресурсов внешней среды (той обстановки, тех условий, в которых нахожусь в данный период жизни.)Своевременная и успешная социализация ребенка предупреждает развитие девиантного поведения, купирует психологические проблемы в общении с людьми, способствует самореализации будущих граждан. В ходе социализации дети усваивают основные черты поведения в обществе. Именно школа является социальным институтом, где учащиеся приобретают знания, умения, навыки. Социальное воспитание готовит учащихся к самостоятельной жизни, к сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность. Просмотрев еще раз ключевые жизненные компетентности, рассмотрим, где и  какими методами и приемами можно педагогам формировать определенные качества личности, и в первую очередь, такие как социальная (жизненная) компетентность для того, чтобы ребенок с ОВЗ, выпускник коррекционной школы, смог действовать в любой жизненной ситуации.

       Жизненная компетентность детей с ОВЗ включает развитие:

- навыков общения в различных жизненных ситуациях,

- умений и навыков практического владения выразительными движениями,

- творческих способностей, активности, самостоятельности,

- выработку положительных черт характера,

- коррекцию нежелательных черт характера и поведения.

Компонент «жизненной» компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни.

•         Язык – речевая практика

•         Математика – практическое применение знаний

•         Естествознание – взаимодействие с миром

•         Человек – взаимодействие с людьми

•         Обществознание – взаимодействие с окружением

•         Искусство – практика ремесел

•         Физическая культура – практика ЗОЖ

         Методы формирования

       Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально-педагогическая форма детской жизни. Сюжетно-ролевая игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.В игре обучающийся учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью. В сюжетно-ролевых играх обучающиеся усваивают правила поведения в обществе, знакомятся с профессиями, учатся вести себя в общественных местах, пользоваться услугами различных предприятий и учреждений.

Чаще всего можно наблюдать этот метод работы на уроках СБО, в начальных классах, а в общем-то на любом уроке.

      Дидактические игры: шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы - всё это активизирует речевое мышление детей, повышает уровень креативности.

Методы и приемы формирования ключевых компетенций

К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенции относятся:

1) обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся;

2) открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого оказывается задействованной субъектная позиция учащихся;

3) решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста;

4) дискуссия учащихся, столкновение их субъектных позиций;

5) ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;

6) проектная деятельность (исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты, имеющие жизненный контекст)

7) кейс-метод

8) технология развития критического мышления

Большое значение в воспитательной работе с учащимися имеют внеклассные мероприятия. Вся система внеклассных мероприятий направлена на воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного, дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учёбе. При проведении мероприятия каждый педагог продумывает его сценарий, учитывая возможности наших учеников, подбираются конкурсы, загадки, интересные игры. Ведь играя, выполняя разнообразные задания, ученики осмысливают значимость правильной речи для понимания друг друга. Самое главное, чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для детей, вокруг них должна быть создана такая атмосфера, где им будет хорошо, комфортно, уютно, где их будут любить, ценить. Нужно приложить немало усилий, чтобы дети, перешагивая порог школы, чувствовали, что их ждут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и соответственно развития субъекта. Этот процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные ос...

СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к т...

Формирование готовности школьников с особыми образовательными потребностями к сознательному профессиональному выбору

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и у...

Словарная работа на уроках письма и развития речи, для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Использование разнообразных методов, приемов, форм работы над словарными словами активизирует умственную деятельность учащихся и повышает интерес к изучению словарных слов. Использование разнообразных...

"Проектирование коррекционно-развивающей программы отдельных учебных предметов для обучающихся с особыми образовательными потребностями"

Итоговая аттестационаая работа по результатам курсовой подготовки «Теория и методика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» реферативного характера....

Презентация "Формирование экологической культуры обучающихся с особыми образовательными потребностями через эколого-краеведческую деятельность"

Презентация учителя-дефектолога на региональную научно-практическую конференцию конференцию г.Братска  "Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы"с темой "Формир...

Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями как средство формирования их жизненных компетенций"

Мастер-класс "Организация  проектно-исследовательской деятельности обучающихся  с особыми образовательными потребностями  как средство формирования  их жизненных компетенций&q...