Формирование готовности школьников с особыми образовательными потребностями к сознательному профессиональному выбору
статья (11 класс) по теме

Любовь Викторовна Орлова

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Но на современном этапе развития общество слышащих не готово принять людей с проблемами слуха. Хотя сейчас широко ставится вопрос об интеграции инвалидов, ребёнок с нарушением слуха, попадая в массовую школу и не имея специального сопровождения, чаще всего не успешен. В тоже время,  произошли огромные изменения в возможностях продолжения образования выпускниками специальных школ, а также в их трудоустройстве. То есть, изменился, расширился социальный заказ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Орлова Любовь Викторовна,

социальный педагог

МБС(К)ОУ С(К)ОШ №37 I,II вида

г.Новосибирск

Формирование готовности школьников

с особыми образовательными потребностями

к сознательному профессиональному выбору

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Но на современном этапе развития общество слышащих не готово принять людей с проблемами слуха. Хотя сейчас широко ставится вопрос об интеграции инвалидов, ребёнок с нарушением слуха, попадая в массовую школу и не имея специального сопровождения, чаще всего не успешен. В тоже время,  произошли огромные изменения в возможностях продолжения образования выпускниками специальных школ, а также в их трудоустройстве. То есть, изменился, расширился социальный заказ.

Одной из самых важных задач коррекционной школы  является подготовка детей к сознательному выбору профессии. Готовность  к сознательному выбору профессии  определяется информированностью о наиболее распостранённых  видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с  точки зрения её физических и психических возможностей, и, наконец, умением  правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью.  В  то же время,  в исследованиях учёных, проведённых в последние десятилетия,  показано, что учащиеся с проблемами слуха недостаточно информированы о мире профессий, имеют весьма общее представление о содержании, характере и условиях труда в той или иной области, недооценивают её объективные трудности. Это приводит к однообразию в выборе ими профессий, недостаточной устойчивости профессиональных интересов, что неизбежно ведёт к ошибкам в профессиональном выборе. Можно выделить три обстоятельства, которые приводят к такой ситуации: во-первых, школьники с нарушениями слуха обладают меньшим по сравнению со слышащими сверстниками уровнем общеобразовательной и политехнической подготовки; во-вторых,  недостаточное развитие  словесной речи учащихся затрудняет получение информации о профессиях; в-третьих, нарушение слухового анализатора весьма затрудняет, а подчас исключает возможность пользования источниками информации, которые возможны для учащихся массовых школ: радио, документальные и научные фильмы с дикторским     текстом, без субтитров и другие. Исходя из этого,  в  процессе решения проблемы профессиональной ориентации подростков с нарушениями слуха  в специальной школе следует иметь ввиду  необходимость разработки специальных форм и методов её проведения.  

Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха – это комплекс психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на подготовку к рациональному выбору профессии.

Профессиональная ориентация учитывает:

индивидуальные  анатомо-физиологические особенности человека;

состояние здоровья человека;

его способности, склонности, интересы, знания;

потребности в специалистах в регионе и в обществе в целом.

В нашей школе создана система работы по формированию осознанного выбора профессии. Работа проходит в рамках реализации проекта  «Формирование готовности школьников с особыми образовательными потребностями к адекватному профессиональному выбору», который  занял первое место в городском конкурсе социально-значимых проектов в 2007 году. Цель нашей работы: создание условий для адекватного профессионального выбора и социальной адаптации школьников с особыми образовательными потребностями. Готовность к выбору профессии выпускника с проблемами слуха включает в себя 4 аспекта.

1. Информированность о мире профессий.

2. Достаточный уровень образования.

3. Достаточно развитая коммуникативная компетенция.

4. Адекватная самооценка.

Мы накопили большой опыт работы по каждому из этих аспектов.

1. Информированность.

Профинформирование предусматривает вооружение учащихся системой знаний о мире труда, о наиболее распостранённых  профессиях, условиях правильного выбора одной из них, путях приобретения профессии, знакомит с данными о потребности в кадрах нашего города, региона. Профессиональное информирование осуществляется как прямым способом:  предоставление учащимся определённых сведений о профессиях, об основных характеристиках труда и т.д., так и косвенным путём: добывание этих сведений самими учащимися. «Чем я хочу заниматься?», «Что я хочу от будущей профессии?  В нахождении ответов на эти вопросы  учащимся должны помочь мероприятия по профессиональному просвещению. Мы используем  несколько путей сбора информации.

Беседы с представителями интересующей профессии.  Организуются встречи с представителями профессий. Специалисты рассказывают школьникам об условиях труда, особенностях трудовых действий, требованиях к знаниям и навыкам специалиста, трудностях,  а также о своей профессиональной карьере.

Наблюдение за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте. Наблюдение за работой профессионалов позволяет учащимся получить собственное впечатление о профессии, представить себя на их месте. Можно рекомендовать школьникам понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни,  побывать, если это возможно, на работе у своих родителей, их знакомых и коллег. Экскурсии на предприятия и учреждения города организуются с  этой же  целью.                                                                  

Экскурсии  в Городской центр занятости населения проводим с целью ознакомления с услугами, предоставляемыми им, основными функциями Центра занятости, структурными подразделениями, с правилами постановки на учёт.

Ознакомление с информационными материалами, содержащими сведения о профессиях: буклетами о профессиях, справочниками.

Создание  ученических проектов на тему профессионального выбора позволяет учащимся самим добывать интересующий их материал и анализировать его. Наши учащиеся создали уже много проектов по этой тематике.

    В ходе работы по профессиональному просвещению и профессиональному консультированию учащихся необходимо уделять отдельное внимание правовым аспектам профессиональной деятельности.   Мы широко используем объяснительно-иллюстративные методы, например,  ознакомление с соответствующей литературой  правового характера,

ежегодное проведение «Недели правовых знаний» с организацией встреч-консультаций с юристами, которые подробно объясняют законодательные документы, содержащие положения о профессиональном образовании и трудоустройстве  инвалидов в Российской Федерации.

2. Обеспечение  достаточного  уровня качества образования происходит посредством реализации новой модели управления качеством образования. Повышение качества образования осуществляется через формирование предметных и ключевых компетенций. По каждому предмету выделены  основные компетенции,  разработаны их содержание, умения, критерии оценки уровня  сформированности, уровни  достижения компетенции.  В течение года проводится мониторинг изменения уровня сформированности предметных компетенций, создаются предметные портфолио учащихся, которые позволяют им фиксировать пробелы в овладении предметом и исправлять их.  

Большую роль играет система трудового обучения.  Наши задачи:

познакомить неслышащих учащихся с характером трудовой деятельности рабочих массовых профессий;

научить производить отдельные технологические операции и изготавливать полные изделия;

сформировать знания по устройству оборудования, инструментов, применяемых при выполнении  швейных, слесарных и столярных работ.

Особое внимание необходимо обратить на то, что в учебном плане нашей школы нет предмета «Информатика», но в образовательной области «Технология» есть предмет «Компьютерные технологии», цель которого - научить детей выполнению практических работ на компьютере. Поэтому практические работы учащихся занимают 50 – 75% учебного времени. По предмету «Технология»:

Разработаны технологические карты, где показана последовательность операций по выполнению практических заданий. Учащиеся стали меньше обращаться за помощью к учителю, пользуясь технологическими картами как справочным материалом.

Проводятся различные виды самостоятельных творческих работ для закрепления полученных знаний.

Используется самостоятельная работа с учебником, справочной литературой и в сети Интернет.

Для повышения мотивации к изучению предмета учащимся предлагаются различные темы творческих самостоятельных работ.

3.  Достаточно развитая коммуникативная компетенция.

Формированием навыков коммуникации у детей с проблемами слуха наша школа успешно занимается много лет. Например, специфической задачей на уроках трудового обучения в нашей школе   является усвоение речевого материала (в том числе терминов) на основе реализации принципа речевой коммуникации и широкого использования остаточного слуха.

4. Адекватная самооценка.  Психолого-педагогическое сопровождении учащихся осуществляется под руководством  педагога-психолога нашей школы.

Итак, система профориентации  будет эффективна, т.е. подведёт учащихся с нарушениями слуха к осознанному выбору профессии, если она будет постоянной,  целенаправленной, учитывающей возрастные особенности, будет иметь комплексный  и коррекционно-развивающий характер.


Результаты профориентационной работы

в школе – интернате №37 I, II вида

за 3 учебных года

2006 – 2007 учебный год

ИСР НГТУ

2 чел

33%

ПУ для инвалидов

1 чел

17%

Трудоустроены

3 чел

50%

2007 – 2008 учебный год

ИСР НГТУ

5 чел

42%

ПУ для инвалидов

1 чел

8%

Мед. училище

1 чел

8%

Трудоустроены

5 чел

42%

2008 – 2009 учебный год

ИСР НГТУ

4 чел

68%

ПУ для инвалидов

1 чел

16%

Трудоустроены

1 чел

16%



Предварительный просмотр:

Орлова Любовь Викторовна,

социальный педагог

МБС(К)ОУ С(К)ОШ №37 I,II вида

г.Новосибирск

Формирование готовности школьников

с особыми образовательными потребностями

к сознательному профессиональному выбору

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Но на современном этапе развития общество слышащих не готово принять людей с проблемами слуха. Хотя сейчас широко ставится вопрос об интеграции инвалидов, ребёнок с нарушением слуха, попадая в массовую школу и не имея специального сопровождения, чаще всего не успешен. В тоже время,  произошли огромные изменения в возможностях продолжения образования выпускниками специальных школ, а также в их трудоустройстве. То есть, изменился, расширился социальный заказ.

Одной из самых важных задач коррекционной школы  является подготовка детей к сознательному выбору профессии. Готовность  к сознательному выбору профессии  определяется информированностью о наиболее распостранённых  видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с  точки зрения её физических и психических возможностей, и, наконец, умением  правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью.  В  то же время,  в исследованиях учёных, проведённых в последние десятилетия,  показано, что учащиеся с проблемами слуха недостаточно информированы о мире профессий, имеют весьма общее представление о содержании, характере и условиях труда в той или иной области, недооценивают её объективные трудности. Это приводит к однообразию в выборе ими профессий, недостаточной устойчивости профессиональных интересов, что неизбежно ведёт к ошибкам в профессиональном выборе. Можно выделить три обстоятельства, которые приводят к такой ситуации: во-первых, школьники с нарушениями слуха обладают меньшим по сравнению со слышащими сверстниками уровнем общеобразовательной и политехнической подготовки; во-вторых,  недостаточное развитие  словесной речи учащихся затрудняет получение информации о профессиях; в-третьих, нарушение слухового анализатора весьма затрудняет, а подчас исключает возможность пользования источниками информации, которые возможны для учащихся массовых школ: радио, документальные и научные фильмы с дикторским     текстом, без субтитров и другие. Исходя из этого,  в  процессе решения проблемы профессиональной ориентации подростков с нарушениями слуха  в специальной школе следует иметь ввиду  необходимость разработки специальных форм и методов её проведения.  

Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха – это комплекс психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на подготовку к рациональному выбору профессии.

Профессиональная ориентация учитывает:

индивидуальные  анатомо-физиологические особенности человека;

состояние здоровья человека;

его способности, склонности, интересы, знания;

потребности в специалистах в регионе и в обществе в целом.

В нашей школе создана система работы по формированию осознанного выбора профессии. Работа проходит в рамках реализации проекта  «Формирование готовности школьников с особыми образовательными потребностями к адекватному профессиональному выбору», который  занял первое место в городском конкурсе социально-значимых проектов в 2007 году. Цель нашей работы: создание условий для адекватного профессионального выбора и социальной адаптации школьников с особыми образовательными потребностями. Готовность к выбору профессии выпускника с проблемами слуха включает в себя 4 аспекта.

1. Информированность о мире профессий.

2. Достаточный уровень образования.

3. Достаточно развитая коммуникативная компетенция.

4. Адекватная самооценка.

Мы накопили большой опыт работы по каждому из этих аспектов.

1. Информированность.

Профинформирование предусматривает вооружение учащихся системой знаний о мире труда, о наиболее распостранённых  профессиях, условиях правильного выбора одной из них, путях приобретения профессии, знакомит с данными о потребности в кадрах нашего города, региона. Профессиональное информирование осуществляется как прямым способом:  предоставление учащимся определённых сведений о профессиях, об основных характеристиках труда и т.д., так и косвенным путём: добывание этих сведений самими учащимися. «Чем я хочу заниматься?», «Что я хочу от будущей профессии?  В нахождении ответов на эти вопросы  учащимся должны помочь мероприятия по профессиональному просвещению. Мы используем  несколько путей сбора информации.

Беседы с представителями интересующей профессии.  Организуются встречи с представителями профессий. Специалисты рассказывают школьникам об условиях труда, особенностях трудовых действий, требованиях к знаниям и навыкам специалиста, трудностях,  а также о своей профессиональной карьере.

Наблюдение за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте. Наблюдение за работой профессионалов позволяет учащимся получить собственное впечатление о профессии, представить себя на их месте. Можно рекомендовать школьникам понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни,  побывать, если это возможно, на работе у своих родителей, их знакомых и коллег. Экскурсии на предприятия и учреждения города организуются с  этой же  целью.                                                                  

Экскурсии  в Городской центр занятости населения проводим с целью ознакомления с услугами, предоставляемыми им, основными функциями Центра занятости, структурными подразделениями, с правилами постановки на учёт.

Ознакомление с информационными материалами, содержащими сведения о профессиях: буклетами о профессиях, справочниками.

Создание  ученических проектов на тему профессионального выбора позволяет учащимся самим добывать интересующий их материал и анализировать его. Наши учащиеся создали уже много проектов по этой тематике.

    В ходе работы по профессиональному просвещению и профессиональному консультированию учащихся необходимо уделять отдельное внимание правовым аспектам профессиональной деятельности.   Мы широко используем объяснительно-иллюстративные методы, например,  ознакомление с соответствующей литературой  правового характера,

ежегодное проведение «Недели правовых знаний» с организацией встреч-консультаций с юристами, которые подробно объясняют законодательные документы, содержащие положения о профессиональном образовании и трудоустройстве  инвалидов в Российской Федерации.

2. Обеспечение  достаточного  уровня качества образования происходит посредством реализации новой модели управления качеством образования. Повышение качества образования осуществляется через формирование предметных и ключевых компетенций. По каждому предмету выделены  основные компетенции,  разработаны их содержание, умения, критерии оценки уровня  сформированности, уровни  достижения компетенции.  В течение года проводится мониторинг изменения уровня сформированности предметных компетенций, создаются предметные портфолио учащихся, которые позволяют им фиксировать пробелы в овладении предметом и исправлять их.  

Большую роль играет система трудового обучения.  Наши задачи:

познакомить неслышащих учащихся с характером трудовой деятельности рабочих массовых профессий;

научить производить отдельные технологические операции и изготавливать полные изделия;

сформировать знания по устройству оборудования, инструментов, применяемых при выполнении  швейных, слесарных и столярных работ.

Особое внимание необходимо обратить на то, что в учебном плане нашей школы нет предмета «Информатика», но в образовательной области «Технология» есть предмет «Компьютерные технологии», цель которого - научить детей выполнению практических работ на компьютере. Поэтому практические работы учащихся занимают 50 – 75% учебного времени. По предмету «Технология»:

Разработаны технологические карты, где показана последовательность операций по выполнению практических заданий. Учащиеся стали меньше обращаться за помощью к учителю, пользуясь технологическими картами как справочным материалом.

Проводятся различные виды самостоятельных творческих работ для закрепления полученных знаний.

Используется самостоятельная работа с учебником, справочной литературой и в сети Интернет.

Для повышения мотивации к изучению предмета учащимся предлагаются различные темы творческих самостоятельных работ.

3.  Достаточно развитая коммуникативная компетенция.

Формированием навыков коммуникации у детей с проблемами слуха наша школа успешно занимается много лет. Например, специфической задачей на уроках трудового обучения в нашей школе   является усвоение речевого материала (в том числе терминов) на основе реализации принципа речевой коммуникации и широкого использования остаточного слуха.

4. Адекватная самооценка.  Психолого-педагогическое сопровождении учащихся осуществляется под руководством  педагога-психолога нашей школы.

Итак, система профориентации  будет эффективна, т.е. подведёт учащихся с нарушениями слуха к осознанному выбору профессии, если она будет постоянной,  целенаправленной, учитывающей возрастные особенности, будет иметь комплексный  и коррекционно-развивающий характер.


Результаты профориентационной работы

в школе – интернате №37 I, II вида

за 3 учебных года

2006 – 2007 учебный год

ИСР НГТУ

2 чел

33%

ПУ для инвалидов

1 чел

17%

Трудоустроены

3 чел

50%

2007 – 2008 учебный год

ИСР НГТУ

5 чел

42%

ПУ для инвалидов

1 чел

8%

Мед. училище

1 чел

8%

Трудоустроены

5 чел

42%

2008 – 2009 учебный год

ИСР НГТУ

4 чел

68%

ПУ для инвалидов

1 чел

16%

Трудоустроены

1 чел

16%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование готовности учителя технологии использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности для повышения качества образовательного процесса

Использование ИКТ тем более актуально в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют, или морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций. Для подгот...

Выступление по теме "Готовность педагогов как один из основных факторов успешности в работе с детьми с особыми образовательными потребностями."

Инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка, которую возможно обе...

Формирование готовности обучающихся с ОВЗ ЗПР к выбору профессии

Изучение особенностей формирования готовности к выбору профессии обучающихся с задержкой психического развития....

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в инклюзивном образовательном пространстве с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями

Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы....

Профориентация в школе –это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути

На что стоит обратить внимание при выборе профессии В этом вопросе необходим вдумчивый и основательный подход. Необходимо учитывать несколько ключевых факторов:Таланты и склонности ребёнка. Если ...

Профориентация, как система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе профессии

Профориентация, как система действий направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе профессии...